Сочинение описание тарханы вид барского дома по картине

Обновлено: 18.07.2024

Здесь прошла половина жизни великого М. Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс - это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс - имение "милой тетеньки" М. А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. Государственный музей М. Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной) . В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га.
Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед. , из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М. Ю. Лермонтова "Кавказский вид близ селения Сиони", его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т. д.
В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М. Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.) . "Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М. Ю. Лермонтова. Одновременно "Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи.

Баркий дом (604x453, 81Kb)

… И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Край лермонтовского детства — Тарханы, легко узнать в этих строках и сейчас.

МУЗЕЙ В ЦИФРАХ И ДАТАХ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.

Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

"Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи.

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.

Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.


ИЗ ИСТОРИИ УСАДЬБЫ

С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.

Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.

С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.


САДЫ И ПАРКИ УСАДЬБЫ

На расстоянии версты на восток в излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание новой усадьбе, которая устроена по всем правилам тогдашнего усадебного строительства и в настоящее время представляет собой памятник садово-паркового искусства того времени. На обрыве над Большим прудом построили барский дом. От него открывались близкие и дальние живописные виды на пруды, поля, рощу, церковь. Из-за богатства окружающего ландшафта не было нужды в благоустройстве большой территории.
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.

Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.

Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненым цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита, на фоне акантовых листьев застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2—вырезаны, 42—чистые. Его размер 25,8x20,9x1,8 см.

Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого цвета. Украшена скромно. На крышке остались две розетки, к которым крепилась бронзовая ручка. По бокам тоже имелись небольшие бронзовые ручки в виде львиных головок с кольцами в зубах (одна из них сохранилась). Прямоугольная, длина — 25, ширина — 17 и высота — 12 см. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег, а также потайной замок, который закрывался ключом.

Четъи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные, корешок утрачен) с металлическими застежками. Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на август месяц.


В этом году, месяц назад, решил съездить к родным в Екатеринбург на машине. А по пути решил остановиться в с.Лермонтово и посетить музей — заповедник Тарханы. Да-да, именно те места в которых вырос наш великий поэт М.Ю.Лермонтов.


Находится он между городами Тамбов и Пенза, по трассе Р208, аккурат в 100 км от самой Пензы. Почему решил заехать? Да потому что воспитан я советской школой. Помню в классах русского и литературы, всегда на стене висел портрет М.Ю.Лермонтова как правило в мундире. И нравился мне этот гений. И стих у него лёгкий, одно "Бородино" чего стоит! А проза! Читать можно во всех возрастных категориях, причём всегда откроешь чего то новое.


Фото делал сам, и не всегда хорошего качества, уж прошу меня за это сильно не ругать. Сами понимаете, что свет не постановочный, внутри помещения. Но для полноты картины сгодится.
Итак проделал я расстояние в пределах 650 км от Курска до Тархан. Прибыл вечером. Повернул с трассы вправо, прямо перед баннером около поворота — Музей Тарханы. И в уходящих лучах солнца успел запечатлить такую вот красоту.


На фото при подъезде к самому музею, нас встречают гостиничный комплекс, мельница, дом мельника и сувенирная лавка, около которой на фото припаркован мой автомобиль. Место безлюдное, очереди не наблюдается. Сам гостиничный комплекс, размещён прямо на въезде, но работает в основном только с заказными группами, и на момент приезда, был уже закрыт, и только сторож мне оповестил что в самом населённом пункте имеется малюсенькая гостиница, по приемлемым ценам. Далее я подъехал прямо ко входу в музей.


Около ворот имеется даже караульное помещение, но в нём никого не было. Тишина, благодать! Пока ещё имелась возможность что то сфотографировать сделал ряд снимков. Позже слепил фотопанорамы. Так что если где то будут линейные искривления, делайте поправку. Но сам вид барского пруда, уже дал мне возможность насладиться красотой. С этого момента организм стал восстанавливаться от длительной поездки.


Ну что ж… надо искать приют. Поехал в центр села. Действительно, имеется гостиница, на первом этаже жилого дома, видимо выкупленная администрацией музея, трёх или четырёхкомнатная квартира. Имеет отдельный вход, рядом бесплатная стоянка для автомобилей. Стоимость проживания за сутки 650 руб с человека. Имеется кухня, на которой можно самому себе разогреть или приготовить еду, два санузла, два душа, вернее душевые кабинки, в каждом санузле висит электро бойлеры на 100 литров. Так что горячая вода имеется. Меня поселили одного в двухместном номере, в котором находился шифоньер, две кровати, две прикроватные тумбочки, один стул. Меня это более чем устроило.
На следующее утро, я встал побрился, позавтракал и вышел посмотреть на памятник, что находится прямо напротив гостиницы, около местного дома культуры.


Почему дом Лермонтова сжигали, а церковь в усадьбе – освящали? Вдоль дороги – резные, выкрашенные в жёлтый цвет или простые деревянные заборы. Даже странно ехать вдоль них на машине, а не в упряжке с бубенцами. Лермонтово, родина великого русского поэта Михаила Лермонтова, – село, каких в России осталось мало – душевное и ухоженное.


Напротив одного из обычных деревенских домов вход в усадьбу. Сразу за воротами пруд. И даже в ветреный майский день вода еле-еле колышется, такое здесь спокойствие. В мае вся усадьба окутана запахом сирени. Она повсюду. Сиреневая, белая, лиловая, даже розовая.

Барский дом: пожар, амбар, музей

Михаил Лермонтов – священное имя для этих мест. Память о поэте здесь хранят не просто трепетно, а даже ревностно, мягко поправляя в разговоре малейшие неточности в высказываниях посетителя о судьбе поэта.

Ее рассказ о судьбе великого поэта и необыкновенного человека завораживает.

В 1794 году Елизавета и Михаил Арсеньевы, дед и бабушка Михаила Лермонтова, купили у Нарышкиных усадьбу в Чамбарском уезде. Переехали и, сделав плотину на местной речке, обустроили на территории каскад прудов. Построили добротный барский дом в 30 комнат. У каждого из супругов была большая семья. О такой мечтала и Елизавета Алексеевна. Каждый день она молилась о семейном счастье перед иконой Спаса Нерукотворного, иконой, которой ее благословляли на замужество. Но мечтам о большой семье не суждено было сбыться. И родные покидали Елизавету Алексеевну один за другим – умер муж, умерла дочь.

Бабушка и внук Миша Лермонтов остались вдвоем. Тогда она продала старый барский дом на слом и распорядилась на его месте поставить церковь в честь покровительницы умершей дочери Марии Египетской, а рядом построить новый дом – небольшой, всего в 10 комнат, с мезонином.

…У каретной остановилась повозка. Когда господа вышли из нее, конюх увел лошадей отдыхать. Взрослая барышня мягко провела рукой по волосам, придерживая прядь, обернулась на мальчика, улыбнулась ему и через сосновую аллею направилась к парадному входу в усадьбу.

Этих гостей Елизавета Алексеевна и Миша ждали: приехали любимая тетушка Лермонтова Мария Акимовна Шан-Гирей и сын ее Аким. Это значит, сегодня в чайной, обставленной в итальянском стиле и украшенной гравюрами с работ Рафаэля и Рембранта, пойдет долгий разговор о литературе, живописи, а потом в зале под рояль будут танцы или карты…

Переходило из рук в руки

В первые годы Советской власти в барском доме была то школа рабочей молодежи, то птичник, то амбар для хранения зерна. Почти за два года до Великой Отечественной войны здесь открыли музей.

Барский дом, переживший все потрясения XX века накануне миллениума, в 1999 году полностью отреставрировали. В Тарханах дом называют мемориальным, так при реставрации сохранили фундамент и нижний этаж. И окружают его восстановленные здания: людская изба, где жила дворня без земельных наделов, дом ключницы и конторщика, – привилегированных дворовых бабушки Елизаветы Алексеевны.

Все здания восстановлены с такой преданностью к этим местам, что ощущаются, как подлинные, мемориальные строения. А вот церковь свои 200 лет простояла смирно. Хотя в ней тоже были амбар и клуб. В 2007 году престол снова освятили. И два раза в месяц, через четверг, здесь проходят службы. После смерти бабушки Лермонтова службы проводились два раза в год: на Пасху и 14 апреля, в день памяти Марии Египетской.

Барский дом

Летний вход в барский дом обычно открывали весной и закрывали осенью. Перед ним и сейчас разбит розарий, как это было при бабушке Лермонтова. В первой парадной комнате висит ее портрет – можно считать, что знакомство посетителей с Елизаветой Алексеевной состоялось. Значит, уже во всех комнатах посетитель будет невольно ловить ее ускользающий образ.


В мезонине. Портсигар и мамин платок

В этой же комнате находится икона. Елизавета Алексеевна неустанно молилась иконе Спаса Нерукотворного о здоровье дочери. Не помогла икона, мать Лермонтова умерла от чахотки. Молилась о здравии Миши. Не помогла. Когда бабушке принесли извести о гибели внука, с ней случился апоплексический удар. Икону велела снести в сельскую церковь.

На зиму мезонины в барских домах чаще всего закрывали. Из экономических соображений. В Тарханах мезонин бывало отапливался – Елизавета Алексеевна ждала своего Мишу. И 31 декабря 1835 года он приехал и целых полтора месяца прожил в доме.

Как найти

Территория усадьбы Тарханы велика – более 200 гектаров. Здесь три пруда, три сада, белые мостики, прогулочные террасы, две беседки. И, конечно, памятник Михаилу Лермонтову недалеко от барского дома. Это единственный памятник, где Лермонтов здесь не в военном мундире, а в домашней одежде. Потому что в Тарханах он – дома.

Читайте также: