Сочинение описание с использованием цепной связи предложений в тексте

Обновлено: 05.07.2024

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Структура текста

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац . Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Виды и средства связи предложений в тексте

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

Признаки текста

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Типы речи (текста)

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность.

Сочинение - описание с использованием цепной связи предложений в тексте.


Поздней осенью выпадает первый снег.

Он почти всегда приходит неожиданно.

Проснешься утром — все кругом бело.

Земля словно нарядилась в ослепительно - белое праздничное платье.

Первый снег делает чудеса.

Как он преображает все кругом!

Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении.

Свннцово - синяя вода непривычно темнеет среди сахарно - белых снежных берегов.

А как красив становится лиственный лес!

Он словно наряжается в изящное белое кружево.

Каждая веточка покрыта снегом.

Дотронешься до нее — так и посыплются на тебя снежные хлопья.

На прогалинах в хвойном лесу юные елочки так засыпаны первым снегом, что не узнать.

Деревце становится похожим на причудливую снежную бабу.

Веток не видно, иногда просто один сплошной снежный ком.

Ели, что побольше, снег не может так укутать.

Он только оседает шапками на ветках.

Тяжелеют, поникают ветки, и стоит дерево, как птица с опущенными крыльями, На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Первый снег — еще не зима.

Такой снег обычно долго не держится.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег.

Коричневатая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.

Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников, Вот стоят кусты ивы с желто - оранжевыми тонкими прутиками.

Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.

А вот яркие молодые липы, у них веточки — оранжево - корнчневые.

Оригинальный цвет имеют рощицы серой ольхи, они словно подернуты сиреневой дымкой.

Особенно хорошо это заметно, когда ольховые заросли обрамляют по краю темный мрачный ельник.

Сиреневый оттенок ольхе придают ее чуть фиолетовые крупные почки.

Хорош ранней весной и осинник, невольно любуешься гладкими зеленоватыми стволами.

Хвойный лес не блещет яркими красками.

Нет у хвойных деревьев ранней весной сочного чистого цвета.

Своеобразна прелесть раннего весеннего пейзажа.

Особые мягкие тона, каких не увидишь летом.

Все как будто нарисовано нежными акварельными красками, Но пройдет немного времени, зашумит на деревьях листва, и.

подарок своими рукми-одно из самых лучших, искренних подарков для близких. подарок, который ты делаешь своими руками, вкладывая душу. доброту и ласку- лучший.

я думаю. это и есть одно из творений искусства.

подарок, сделанный своими руками-лучший из всех купленных подарков. ты развиваешься, творишь.

много на свете профессий. разные они, многоликие. каждая необходима, каждая нужна людям. и каждую можно защитить по-своему. моя любимая профессия-повар.чтобы человек мог нормально работать и заботится о близких, он должен хорошо питаться. а ведь часто кушать приходится не дома. на этот случай существуют многочисленные столовые и кафе, в которых еду готовят люди с профессией повар-кондитер. такие профессионалы работают и в больших организациях, и в армии, и в детских садах. повара в том, чтобы из сырых продуктов приготовить вкусное и сытное блюдо. первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара.

весной на улице теплеет.

на следующий день,после удара, место удара начинает синеть.

приходя домой с мороза,нос начинает краснеть.

мороз трещит ранним зимний утром

сегодня ночью пошёл хлопьями настоящий первый снег. я выглянул в окно и замер в восхищении. нарядный и радостный, он мгновенно покрыл ровным слоем землю. дома в моём дворе стали торжественными. им зима нахлобучила шапки, не забыв прикрыть карнизы окон и козырьки подъездов. фонари у дороги близоруко уставились в пространство. снег залепил им глаза, как бы запрещая смотреть вокруг. деревья стали похожими на забавные снежные статуи. каждая веточка покрылась снегом. кажется, дотронешься до них, так и посыплются на тебя снежные хлопья. и только кое-где виднеются красные гроздья рябины. но вот на гладкой снежной поверхности уже появились первые узоры. это птички оставили отпечатки своих лапок. их следы переплелись между собой причудливыми цепочками. от этого волшебного снегопада на душе стало легко и радостно. а днём выглянуло солнышко, и снег понемногу стал таять. так бывает всегда, ведь это только первый снег!

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

способы связи предложений в тексте

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства

Морфологические средства

Синтаксические средства

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Поздней осенью выпадает первый снег. Он почти всегда приходит неожиданно. Проснешься утром — все кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое праздничное платье. Первый снег делает чудеса. Как он преображает все кругом! Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении. Свннцово-синяя вода непривычно темнеет среди сахарно-белых снежных берегов. А как красив становится лиственный лес! Он словно наряжается в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Дотронешься до нее — так и посыплются на тебя снежные хлопья.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневатая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу. Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников, Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами. А вот яркие молодые липы, у них веточки — оранжево-корнчневые. Оригинальный цвет имеют рощицы серой ольхи, они словно подернуты сиреневой дымкой. Особенно хорошо это заметно, когда ольховые заросли обрамляют по краю темный мрачный ельник. Сиреневый оттенок ольхе придают ее чуть фиолетовые крупные почки. Хорош ранней весной и осинник, невольно любуешься гладкими зеленоватыми стволами. Хвойный лес не блещет яркими красками. Нет у хвойных деревьев ранней весной сочного чистого цвета. Своеобразна прелесть раннего весеннего пейзажа. Особые мягкие тона, каких не увидишь летом. Все как будто нарисовано нежными акварельными красками, Но пройдет немного времени, зашумит на деревьях листва, и. вновь мы увидим яркую свежую зелень, а луга запестреют цветами.

Читайте также: