Сочинение описание с элементами рассуждения 6 класс

Обновлено: 18.05.2024

Обучение школьников написанию сочинений всегда представляло трудности для учителей, тем более, если это сочинение-описание с элементами рассуждения. Данный урок представляет собой опыт такой работы. Предмет описания – деревянная кукла Снегурочка. Мы с ребятами привезли ее из города Калязина, куда ездили на экскурсию в мастерскую, где расписывают деревянные игрушки. После этой поездки возникла идея создания данного урока.

Цель урока: Научить детей писать сочинение-описание с элементами рассуждения.

Задачи:

  1. Учить детей создавать текст в определенной логической последовательности.
  2. Учить детей наблюдать за предметами окружающего мира, отбирать нужные языковые средства для их описания.
  3. Воспитывать в учащихся уважительное отношение к труду.
  4. Воспитывать в учащихся интерес к русским народным промыслам, интерес к народной культуре.

Ход урока

Объявление темы

Ребята, вы уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, а именно деревянную Снегурочку, похожую на матрешку. Но наша задача усложняется тем, что мы не только опишем игрушку, но и поговорим о работе мастера, который ее сделал, о том, какими качествами нужно обладать, чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения.

Начало сочинения

Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания даются на карточках или выводятся на экран с помощью проектора).

Составьте предложения из данных слов и словосочетаний.

  1. Россия, народные промыслы, вышивка, посуда, игрушки.
  2. Необыкновенная игрушка, Снегурочка, русская сказка.
  1. Издавна Россия славится народными промыслами: вышивкой, изготовлением посуды и, конечно, игрушками.
  2. Я вижу перед собой необыкновенно красивую игрушку – деревянную Снегурочку из русской сказки.

Эти предложения ребята смогут использовать как начало сочинения.

Описание Снегурочки

Ребятам предлагается заполнить таблицу, чтобы набрать необходимый материал к сочинению. (Привожу в качестве примера таблицу со своего урока).

Параметры Описание Синонимы
1. Величина небольшая матрешка
2. Материал деревянная (в сказке – снежная) игрушка
3. Лицо милое, белое, круглое, румяное, с огромными голубыми глазами, длинные ресницы, изогнутые брови, пухлые алые губы, тонкий нос кукла
4. Одежда розовый с золотым узором сарафан, шубка с меховой опушкой, высокий воротник, широкие рукава, легкий белый платок, расписной кокошник героиня русской сказки
5. Восприятие красивая, замечательная, чудесная, нежная, яркая внучка Деда Мороза красавица

В процессе заполнения таблицы учитель задает вспомогательные вопросы:

Работа с художественным текстом

Учитель читает отрывок из русской народной сказки, предлагает ребятам записать понравившиеся слова и выражения, которые можно будет использовать в сочинении:

Рассуждение в сочинении

Те из вас, кто был на экскурсии в мастерской, где расписывают деревянные игрушки, знают, что кукол там расписывают преимущественно женщины, то есть речь идет не о мастере, а о скорее о мастерице.

Ребятам предлагается текст для обсуждения.

Построение текста-рассуждения

Как строится текст-рассуждение? (Учащиеся вспоминают схему тезис – доказательство – вывод ). Далее ученики отвечают на вопросы учителя и выдвигают тезисы и их доказательства.

Какими чертами характера нужно обладать мастеру, который расписывает кукол?

Тезис: нужно быть ловким, умелым, но и осторожным, аккуратным, терпеливым.

Доказательство: это кропотливая и тонкая работа, любое неосторожное движение может испортить игрушку.

Нужна ли в такой работе фантазия, склонность к выдумке?

Тезис: мастер должен обладать фантазией, быть творческим человеком.

Доказательство: Если мастер – человек без фантазии, все его работы будут однообразными и скучными.

Нужно ли учиться ремеслу художника?

Тезис: нужно учиться ремеслу художника.

Доказательство: без навыков и умений в такой работе не обойтись.

Говорят, что каждая кукла чем-то похожа на мастера, который ее сделал. Как вы думаете, почему?(Расписывая игрушки, мастер вкладывает в работу частичку своей души).

Тезис: нужно любить дело, которым ты занимаешься.

Доказательство: Если мастер любит свои работу, она приносит радость и ему, и людям, которые смотрят на его произведения.

Вывод

У текста типа рассуждения есть еще одна смысловая часть – вывод. Выводы каждый из вас сделает сам. Для этого еще раз вспомните все, что мы говорили о труде мастера, выберите то, что кажется вам самым главным. Подумайте также о том, хотели бы вы научиться расписывать игрушки, представляете ли вы себя в роли мастера? Каково ваше отношение к этому ремеслу? Мне бы очень хотелось, чтобы вы гордились тем, что у нас в России есть такие мастера и такие народные промыслы.

Подготовка к сочинению завершается составлением плана и устными словесными зарисовками учащихся к каждому из пунктов плана.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 6 классе.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема: Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения

учить ребят описывать скульптурное произведение искусства,

развивать у учащихся их эстетический вкус, наблюдательность,

воспитывать гордость за героическое прошлое нашего народа, к прошлому нашей страны.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: презентация, иллюстрации различных видов памятников.

I . Организационный момент.

II . Объявление темы урока.

Ребята, у нас сегодня урок развития речи, а значит мы должны подготовиться к творческой работе, сочинению.

Давайте вспомним, какие виды сочинений вы знаете? (сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение)

Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием с элементами рассуждения. И на сегодняшнем уроке нас ждёт один из самых трудных видов описания – описание памятника. (Слайд 3)

Как вы понимаете смысл высказывания А. Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?

(Человек не может жить только настоящим. Он стремиться в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек – частица своего народа. И поэтому есть у нас общая народная память).

Памятники – это наша история. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и учёных.

Памятники, гранитные, мраморные, высеченные из простого камня, стоят на площадях городов, на известных курганах и безымянных высотах. К ним приходят люди. Подолгу стоят с обнажёнными головами.

В нашей стране недавно отметили великий праздник, с которым связано открытие огромного количества памятников. Этот праздник – День Победы. И сегодня мы с вами будем учиться описывать памятники героям Великой Отечественной войны.

III . Целеполагание.

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника, собрать материал, научиться описывать скульптурное произведение и соприкоснуться с прошлым нашей страны, нашей малой Родины.

IV . Словарно-орфографическая работа.

Для того, чтобы грамотно описывать памятники, нам необходим знать основные понятия, связанные с памятниками.

Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события). Памятники – это дань уважения историческим событиям и деятелям, стремление увековечить их в бронзе или камне.

Постамент – основание памятника, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Горельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают, приближаясь к скульптурным.

Достопримечательность – заслуживающее особого внимания место или предмет.

Монумент – архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-то историческом лице, событии.

Обелиск – памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба.

Стела – вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным

Мемориал – архитектурное сооружение, комплекс.

При создании памятника очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза.

Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Это прежде всего скульптор, а также архитектор, декоратор (возле памятника могут быть фонари, ограда, иногда водное пространство).

V . Подготовка к написанию сочинения.

Выделяют три основных функционально-смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Повествование

Повествование - это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

завязка действия( начало событий)

кульминация (наивысшее напряжение действия)

Особенности текста-повествования

большое количество глаголов, которые передают движение действия

в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени

повествование свойственно многим стилям ( разговорному, художественному, научному)

Описание – это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

портрет, описание внешности человека, его состояния

пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент

интерьер, то есть внутреннее пространство помещения

вещь, например. игрушка

животное, например, любимая собака

Композиция описания

общее представление о предмете описания

отдельные признаки предмета описания

может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия

глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени

предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные

в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?( справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?( хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста - рассуждения

тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть

аргументы, доводы, доказательства, примеры

Разновидности рассуждения

рассуждение - доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?

рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)

рассуждение - размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)

Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Определите типы текста

Пример текста-повествования

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Пример текста – описания

О каком памятнике идёт речь? (Памятник затопленным кораблям в г.Севастополе)

Пример текста – рассуждения

План сочинения-описания с элементами рассуждения

Точное название памятника.

Где и когда сооружен.

Автор, некоторые сведения о нём. История создания памятника.

Детали, их роль в замысле.

Мысли и чувства, которые автор хотел вызвать у зрителя.

Впечатление, которое вызывает памятник у нас. Чем он нам близок и дорог.

(Работаем с планом)

- А теперь послушайте, какое могло получиться мини-сочинение.

В центре комплекса- шестиметровая фигура старика, держащего на руках перед собой тело убитого мальчика. Скорбно лицо пожилого крестьянина. Глаза его кажутся пустыми. Он словно обращается ко всем входящим помнить о зверствах фашистов.)

VI . Историческая справка

Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны.

В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы.

Первый памятник неизвестному солдату появился в Лондоне в 1920 году. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность чья неизвестна и считается невозможным её установление.

При погребении проводятся многочисленные исследования, для того чтобы удостовериться, что солдат действительно погиб в бою или умер от ран, не был дезертиром или пленным, принадлежит к соответствующей армии и т. п.

В 1962 году памятник заменили на новую скульптуру по проекту московского скульптора Александра Александровича Емельянцева.

VII . Путешествие к памятнику

VIII . Подведение итогов

Определите тип текста

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Догадались ли вы, о каком памятнике идёт речь?

Определите тип текста

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Догадались ли вы, о каком памятнике идёт речь?

Фамилия, имя______________________________________________, класс____________

Карта ученика

Точное название памятника.

Где и когда сооружен.

Автор, некоторые сведения о нём. История создания памятника.

Детали, их роль в замысле.

Мысли и чувства, которые автор хотел вызвать у зрителя.

Впечатление, которое вызывает памятник у нас. Чем он нам близок и дорог.

Фамилия, имя______________________________________________, класс____________


Урок расширит представление о типе речи, как описание; позволит продолжить работу над формированием навыков построения описания.

Кульмаганбетова Бану Елеусизовна - учитель русского языка и литературы Карагандинской республиканской школы "Жас улан" имени Дважды Героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова

Описание разработки

Цели урока:

- расширить представление о типе речи, как описание;

- продолжить работу над формированием навыков построения описания;

- развивать у уланов познавательные и творческие способности: речь, воображение, восприятие, мышление.

Задачи:

- повторить особенности построения сочинения - описания;

- обобщить приемы анализа исходного текста;

- провести практическую работу по тексту.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: информационно- развивающий, творчески- репродуктивный.

Оборудование: портрет К. И. Сатпаева, учебник.

Ход урока.

1. Организационный момент.

3. Беседа о Каныше Имантаевиче Сатпаеве (уланы на предыдущем уроке получили опережающее задание: собрать материал о К.Сатпаеве).

4. Работа с учебником: первичное чтение текста.

5. Ответы на вопросы:- В каком стиле написан текст? Приведите лексические и грамматические признаки, доказывающие стилевую принадлежность текста.

- Какова основная мысль текста?

- Какое заглавие можно дать тексту? (Заголовок должен информировать. Он должен отражать тему и основную мысль, а также соответствовать стилю, в котором текст выдержан).

6. Лексико-грамматическая работа:

Комплексный - комплекс + н (ый) - многосторонний

Сочинение-описание с элементами рассуждения (разработка урока)

Промышленность - отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.

Индустриализация - развитие промышленности.

Первенец - первый ребенок; здесь: первое предприятие промышленности.

Сырьевой - сырь (ё) + ев (ой).

7. Вопросы по тексту: 1.Как вы понимаете выражения: "цветная и чёрная металлургия", "промышленное освоение", "государственное мышление", "гражданственная активность", "один из первенцев индустриализации", "личность мирового масштаба", "принадлежит мировой цивилизации", "неоценимое наследие"?

2. Какое образование получил К.И.Сатпаев?

3. Какой вклад он внёс в индустриализацию страны?

4. Какую главную цель он ставил, когда доказывал необходимость развития Караганда-

Темиртауского промышленного узла?

5.Какие трудности преодолел К. Сатпаев и что в этом ему помогало?

6. Какие черты характера помогли К.И.Сатпаеву добиться победы?

7. Дополнительно (внетекстовые) вопросы: Какой след в истории он оставил ?

8. Почему мы гордимся им и считаем его великим сыном казахского народа?

9. Во имя чего, ради какой главной цели старался К.И. Сатпаев и можно ли его назвать патриотом своей родины?

8. Повторное чтение текста.

9. Составление плана.

10. Пересказ содержания текста.

11. Домашнее задание:- написать сочинение- описание о жизненном пути К.И.Сатпаева, оценивая его вклад в историю нашей страны и объясняя причину его успехов, почему ему удавалось воплотить в жизнь самые смелые мечты.


Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений в 5–6 классах. Это сочинения-описания природы, человека, картины, рассказ о событии, о каком-либо предмете обихода и т. д. Пособие охватывает все виды сочинений, предусмотренных программами для средней школы. Данное пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам, но родителям и учителям.

Оглавление

  • Замечания для учителя
  • Цели и задачи курса
  • Содержание курса
  • Сочинение-описание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по части целого)

1 блок тем (простое описание)

г) Моя соседка по парте.

2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель.

в) Мой самый близкий друг.

г) С кем я хотел бы подружиться.

3 блок тем (описание по части целого)

а) Бабушкины очки.

в) Дедушкина (капитанская) трубка.

г) Папин бумажник.

а) Мое домашнее животное.

б) Кошка — мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака — друг человека.

а) Мое увлечение.

б) Мой любимый школьный предмет.

в) Мои внешкольные занятия.

г) Моя любимая игра.

Описание времени года (3 блока тем)

Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).

1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

5. Составление плана с ключевыми словами:

а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).

б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).

в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.

г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.

е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.

. Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).

6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения

Из 45 минут урока:

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста

Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

Читайте также: