Сочинение описание по фгос

Обновлено: 04.07.2024

формировать навык редактирования текста(сочинения - описания предмета) .

Познавательные - делать логические выводы, обобщать понятия, стр у ктурировать

тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные - учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и

Коммуникативные - повышать культуру речи и грамотность,

расширять словарный запас, использ у я художественные средства(эпитеты,

сравнения),вести диалог, извлекать информацию ,данную в неявном виде, учить

формулировать высказывание, прививать х у дожественный вкус.

- Здравствуйте ,ребята .Прежде, чем садиться, посмотрите вокруг себя, обратите внимание на

- Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе? Объясните с чем это

- Когда вы объясняли , чем привлекают ваше внимание предметы в классе, вы перечисляли

признаки этих предметов. Как называется тип текста ,в котором описываются признаки

предмета ,явления?(описание).Самые разнообразные предметы окружают человека . Есть

предметы ,исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги

человеку, потому что связаны с воспоминаниями, встречами, событиями.

- Как вы думаете, чему мы сегодня бу дем у читься?(ответы)

- Правильно. Мы будем у читься опи сывать памятные предметы .Откройте тетради, запишите

- Сегодня на уроке мы бу дем знакомить ся с текстами, содержанием которых является описание

какого - либо предмета, продолжим работу над описанием предмета по плану и на примере

анализа подготовимся к написанию домашнего сочинения по у пражнению 375.

- Прослушайте текст, определите тему и подумайте на сколько частей вы можете его поделить?

Хозяин усадьбы приказал старой ключнице хорошенько накормить б арчонка и уложить его

Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей

волчьей жизнью ,чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший ,светло - серый с

беловатым оттенком, каковой весьма ценится зн атоками.

Шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем п редметом первой необходимости.

Охотник надевал её лишь иногда ,поверх другой тёплой одежды, когда он ехал куда - нибудь

далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для

дивования посетителей усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на н ей.

Причудливая –необычный , необыкновенный, замысловатый .

3) На сколько частей распадается текст? Выделите каждую час ть. Расскажите о чём в ней

4) Слова какой части речи мы у потребляли при ответах?

–Если обобщить всё, что вы сказали о волчьей шубе, то получится вот такой план, который я

1.Введение.Общее впечатление. ( Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)

2)Что значит описать предмет в художественном стиле? (ответы)

- А теперь попробуем описать вот этот предмет. И поскольку мы только у чимся описывать

предмет в художественном стиле, мы должны рассмотреть все детали, подчеркн у ть

примечательные стороны , образно, красочно описать предмет и передать собственное

Обратимся к толковому словарю Ушакова. « Самовар - это металлический сосуд для кипячения

Из этимологического словаря можно узнать , что слово является исконно р у сским и

но и варили сбитни - горячие напитки из мёда и трав.

Устное выступление .(Рассказывает подготовленный ученик)

Чай из самовара пили все. Самоваром пользовались и в домах простых людей , и при

По русской традиции чай пили из блюдечек. Сахаром пользовались ,как правило , вприкуску.

Когда кто - то заканчивал чаепитие ,то переворачивал блюдечко вверх дном и клал сверху

Этот прибор был очень удобным. Во - первых ,вода в самоваре закипала очень быстро, а

остывала медленно. Во - вторых, на вершине самовара было предусмотрено специальное

место для заварочного чайника, который тоже долго не остывал. А в – третьих, самовар просто

притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые беседы было очень удобно.

Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубу,

Прибором, отдалённо напоминающим самовар, пользова лись ещё д ревние римляне. Что - то

подобное было и у китайцев. В Россию самовар завёз Пётр 1 .В Европе самовар называли «

Самый первый самовар был изготовлен из меди на Урале в 1739 году.

На смену медным пришли серебряные и никелированные самовары.

Самый большой в мире самовар изготовили на Украине. Его высота почти 2 метра ,он вмещает

360 литров воды. А самый маленький был сделан в Москве. Его высота меньше 4 - х

миллиметров. Сейчас самовары раскупают как сувениры, напоминающие о старинном

русском обряде - неторопливом чаепитии под пироги и варенье .

- К описанию самовара Хармсом м ы ещё ве рнёмся, а какое поучение вы

3. Работа над описанием предмета( самовара) по плану. Беседа.

2) Какова его величина? У Хармса?(Определение величины из словаря Ожегова)

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Хохлома представляет собой декоративную рос пись деревя(н,нн)ой посуды и мебели,

выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону.

На дерево наносится не золото, а серебристый оловя(н ,нн)ый порошок. После этого изделие

покрывают специальным составом, обрабатывают в печи, чтобы получить

Традицио(н,нн)ые элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и

ветки. Изображение растений ,ягод ,плодов ,птиц и рыб образуют пр…х о тливый узорный

орнамент. Самый любимый –травка.Травка – это узор из крупных и мелких травинок.

Самые древние и затейливые узоры - кудрины. Травки превращаются в крупные кудри -

завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказ очной жар - птицы ,заг…раются они на чёрном

или красном фоне.Искусствовед С.Жегалова пишет: « Травки то растут мелкими кустиками, то

образуют древко.Стебельки закручиваются в спиральки.Веточки ,листочки,травинки то тянутся

вверх,то завиваются в Кудрину.Ку дрина –завитки пр…чудливы е, отдалённо напоминающие

1 группа :восстановить текст по плану;(приложение 2) ( у стный ответ)

2 группа: 1. обозначить орфограммы в словах ; (работа выполняется у доски)

2. определить разряды прилагательных;(работа выполняется у доски)

Определите виды орфограмм на месте пропусков.Вставьте пропущенн ые буквы,объясните.

3 группа: определить средства выразительности языка. (устный ответ)

Найдите средства художественной выразительности речи,объясните.Подтвердите примерами

Перед вами научное или художественное описание? Обоснуйте свой ответ.

Сначала изделие сушат, затем шли фуют, а по том оно попадает к к расильщику.

Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его

обмазывают льняным маслом, а затем особым составом — вап ой или гр унтом. Вапа

красновато - коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.

- Мы проделали большую работу:вспомнили про хохломских мастеров,у знали много

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!


Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерненская средняя школа

(МБОУ Озерненская СШ)

Урок русского языка в 4 классе. Развитие речи.

Учитель начальных классов

Орехова Татьяна Николаевна

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

Цель: формировать умение строить речь в определённой композиционной форме; систематизировать собранный для высказывания материал; продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

2) учебник по литературному чтению;

4) памятка по написанию сочинения;

Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – победа, радость, знания!

Вступительное слово учителя. Подведение детей к теме урока.

Читается стихотворение А.С. Пушкина

…Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

- О чём говорится в этом стихотворении?

-Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой.

- Послушайте стихи и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении. (Стихи читают подготовленные ученики).

- Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. ( И. Суриков)

3. Целеполагание. Подготовка к предстоящему сочинению.

- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своём сочинении?

б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, её красоту, какие образные выражения можно употреблять в сочинении.

- Что можно сказать о зиме? (чародейка, кудесница, волшебница…)

- О снеге? О снежинках? О небе? О ветрах?

(На экране таблицы со словарём, который заранее был подобран детьми).

-Что вам нравится в ясную морозную погоду?

Дети дают устные описания берёзы в инее, зимних узоров на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом)

- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветряную погоду?

-За что вы любите зиму?

в) Упражнение в распространении предложений.

- Прочитайте текст на доске ( Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках).

-Удачен ли этот рассказ?

-Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: какая зима?

Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница?

А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у нас получились? (В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница –зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки…)

г) Заключительная беседа.

Значит, для того чтобы составить полное предложение, нам необходимо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания..

4.Коллективное составление плана предстоящего сочинения.

- Из каких частей должно состоять сочинение?

-Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.

-А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?

-А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего города рисуется в вашем воображении?

- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

- Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы?

Итак, мы пришли к выводу, что каждый по –своему видит зиму, испытывает чувства. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

5. Примерный план.

-Зимняя фантазия (ковёр зимы, деревья зимой, узоры на стёклах, сияние снежинок в ясную погоду, метель, пурга.)

-Настроение, вызванное красотой зимы (или за что я люблю зиму?)

6. Запись сочинения обучающимися.

-Пишем сочинение. В нём три части, каждая часть с красной строки. Правильно строим предложения, исключаем повторения.

7. Чтение нескольких готовых сочинений.

8.Подведение итогов. (Получилось ли ученикам, используя слово, описать красоту русской зимы.)

-Как вы думаете, получилось ли вам передать в своих сочинениях всю красоту русской зимы?

-В чём испытывали трудности?

9. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

В декабре после ненастной осени наступила волшебница – зима. Замахала она своей рукавицей и окутала берёзки серебристым инеем, а на ёлочки и сосенки надела снежные варежки.

Выпал мохнатый снег и ковром лёг на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. Однажды я выглянул в окно и увидел, что в воздухе на солнце переливаются снежинки. А если пойдёт снег и подует ветер, то начнётся пурга.

Ветер будет крутить снег, не успокаиваясь ни на минуту, а потом с силой бросать его на землю.

Автор: Мыскова Мария Александровна

Населенный пункт: Симферополь

Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет. Развитие речи является одной из главных задач на уроках русского языка и литературы, и сочинение занимает центральное место в уроках развития речи.

С сочинением обучающиеся сталкиваются ещё в начальной школе, таким образом, уже имеют представление, о чём нужно писать. Но в средней школе ещё сложно формулировать мысли самостоятельно, поэтому рекомендуется разрабатывать памятки. Лучше, чтобы памятки использовались как раздаточный материал, были у каждого ученика перед глазами. Хорошо, когда в памятках можно делать самостоятельно пометки.

Любое сочинение – это большая умственная работа ребёнка. От правильно поставленных целей учителя зависит результат обучающегося. Поэтому так важно перед началом работы над сочинением определить тему, количество слов, составить план, выписать ключевые слова или словосочетания. Важно понимать, что процесс работы над созданием сочинения долгий, это не один урок, а целый цикл уроков. Чтобы ребёнка научить писать самостоятельно сочинения, нужно показать ему пример (для этого можно использовать фрагменты классической литературы, различные таблицы с опорными словами).

Важно помнить, что сочинение – это свободное выражение мысли. В сочинении проявляется восприятие красоты природы, человека. Поэтому целесообразно давать оценку сочинению, подчёркивать сильные стороны и развивать в детях стремление совершенствовать свои умения и навыки.

Для примера можно использовать такую таблицу:

О лице, выражающем здоровье, молодость:.

Бодрое, гладкое, детское, живое, жизнерадостное, здоровое, краснощекое, крепкое, мальчишеское, молодое, упитанное, цветущее, юношеское, юное.

Улыбка: беззубая, белозубая, бессильная, застывшая, искривленная, натуральная, натянутая, неживая, неподдельная, неудержимая, ослепительная, открытая.

Нос: Большой, большущий (разг.), длинный, короткий, крохотный (разг.), крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Лоб : Большой, вдавленный, выпуклый, высокий, громадный, квадратный, крутой, массивныйнависший, низкий, овальный, огромный, открытый, плоский.

Щёки: Бархатистые, бархатные, брюзглые (разг.), бульдожьи, ввалившиеся, впалые, втянутые, выхоленные, вялые, гладкие, горячие, горящие, дряблые, жаркие, жесткие, бескровные, бесцветные, матовые,

Волосы: белёсые (белесые), белокурые, белоснежные, белые, бесцветные, блестящие, вороныевыгоревшие, выцветшие, горчичные, золотистые, золотые, каштановые, линялые, льняные, медно-золотистые,

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Шея: бархатная, боксерская, высокая, вытянутая, гибкая, гладкая, девичья, длинная, дряблая, жилистая, изящная, кадыкастая, короткая, крепкая, круглая, могучая, морщинистая, мощная, мускулистая, мягкая, белоснежная, бело-розовая, бронзовая, коричневая, красная, матовая,

Плечи: заостренные, изящные, квадратные, костлявые, косые, красивые, крепкие, круглые, крутые, ладные, литые, могутные (нар.-поэт.), могучие, могущественные (устар.), молодецкие (разг.), мощные, мягкие.

Глаза: очаровательные, чудные, искристые, чарующие, колдовские, томные, дивные, лукавые, хитрые, злые, добрые, бесовские, пытливые, яркие, бесстыжие. наглые, дерзкие, блёклые, манящие, притягательные. раскосые, миндалевидные, юные, потухшие, задорные, выразительные, манящие. бесцветные, фантастические.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Взгляд: изучающий, пристальный, обеспокоенный, изумлённый, негодующий, пытливый, тоскливый, высокомерный, красноречивый, обеспокоенный.

Нос: тонкий, породистый, с горбинкой, кривой, ровный, аристократический.

Лицо: безобразное, безукоризненное, благообразное, вульгарное, грубое, изящное, интересное, красивое, миловидное, милое, невзрачное, неинтересное, некрасивое, непривлекательное, неприятное, несимпатичное, обаятельное, обворожительное, отталкивающее, очаровательное.

Губы: Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные, малиновые, матовые.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Чем хорошо данное упражнение? Подобраны фотографии людей разного возраста и разной внешности. Ребёнок учится обращать внимание на детали. Описывая одного человека, можно подбирать слова-характеристики, данные для другой фотографии. Ведь на уроках развития речи учитель не работает лишь над одной темой, а развивает ребёнка всесторонне.

После устной работы рекомендуется для закрепления приступить к письменной. Тут можно описать друга, одноклассника, маму, актёра.

Важно помнить, что любое сочинение начинается с плана:

  1. Вступление (Можно предложить ребёнку ответить на вопрос: Для чего я пишу сочинение? Что хочу рассказать? Почему выбрал именно этого человека для описания?). Вступление должно занимать не более 3 части от всей работы.
  2. Основная часть (Само описание. Следует подчеркнуть, что нужно остановиться на деталях: волосы, лоб, нос, подбородок, глаза, шея; рост, вес, телосложение, для более старшего возраста – характер. Для того, чтобы обучающийся научился подробно описывать внешность человека, даётся список вспомогательных слов. Ребёнку легче выбрать из списка, такой подход сделает сочинения в классе непохожими друг на друга). Основная часть может состоять из одного или нескольких абзацев. Предложения не должны быть односложными. Обучающийся должен научиться пользоваться богатством языка.
  3. Заключение (Здесь можно обратиться к началу – вступлению и ответить: Достиг ли я поставленной цели?).

Сначала обучающийся должен написать сочинение на черновике, перечитать его, при необходимости – внести корректировки, только после этого приступить к работе в тетради.

Для слабых учеников можно использовать опорную схему-клише:

В сочинении я расскажу о…

У него/неё… лицо. Лоб…. Кожа…. Нос…. Глаза… Губы…

Когда улыбается/смеётся, то….

Я выбрал/выбрала этого человека для описания, потому что…

Перед тем, как писать сочинение, обратимся к произведениям литературы. Для 5-7 класса подойдут те произведения, которые ребята читают на уроках или читали ранее. Таким образом, образуются метапредметные связи. Работать с отрывками-описаниями литературных героев можно по-разному: обучающиеся получают задание самостоятельно найти отрывки, учитель готовит отрывки на урок и даёт словарную работу: выписать слова, характеризующие внешность, характер, одежду человека. Таким образом, ребята самостоятельно составляют опорные слова.

Пример отрывков из литературы:

На уроках развития речи для актуализации знаний можно предложите ребятам лингвистическую игру-разминку: сгруппировать слова в зависимости от того, какие эмоции они вызывают, положительные или отрицательные. Таким образом, повторяется тема морфология (имя прилагательное) и составляются опорные слова для сочинения-описания. Пример слов-определений глаз: бегающие, лучезарные, добродушные, игривые, наглые, озорные, лукавые, злые, удивлённые. Так же ребята могут продолжить список слов-определений самостоятельно.

Алгоритм работы над сочинением-описанием внешности:

  1. Эврестическая беседа. (Что необходимо отразить в описании человека? Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека или его характер?)

Это этап знакомства с описанием как типом речи и особенности определённого вида описания.

  1. Целеполагание. Учитель обращает внимание на то, что описывающий должен быть наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям. Важно передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние на этот момент. Так же обучающийся должен понимать, для чего нужно умение описывать людей.
  2. Создание опорной лексики. (В виде таблицы, записей в тетрадь, распечатанный материал)

Этап собирания материала на основе источников: отрывка из художественного произведения, картины, наблюдение за людьми. Важно обратить внимание детей на то, что описание нельзя заменять повествованием (например, рассказом о том, как вы впервые встретили человека). Так же обратить внимание на использование художественных средств в описании (при необходимости повторить теорию из курса литературы: эпитет, гипербола, метафора, сравнение).

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.

  1. Составление плана сочинения-описания. Необходимо напомнить, что сочинение должно включать не менее трёх абзацев. Любое сочинение – это оформленная мысль, значит, должно быть вступление, основная часть и заключение-вывод.
  2. Первичное закрепление с комментированием по внешней речи. Устная работа над сочинением-описанием. При необходимости – исправление ошибок и запись ключевых слов в тетрадь. При необходимости – работа с карточками (для слабых учеников).
  3. Коллективное создание сочинения-описания в классе.
  4. Самостоятельная письменная работа. Составление сочинение – описание. С обязательным использование плана и вспомогательного материала (таблиц, конспектов, раздаточного материала). Письменную работу рекомендуется дать в виде домашнего задания, тогда ребёнок будет не ограничен временем урока.
  5. Проверка сочинений-описаний с комментированием.

Пример сочинения-описания 6-классника:

Сегодня хочу рассказать вам о моём лучшем друге и однокласснике Юрке.

Можно сказать, что Юрка обаятельный! С Юркой весело и на уроках, и на переменах. Он всегда может придумать новую захватывающую игру. Из-за того, что игры у нас всегда активные, внешний вид Юрки за день меняется: от опрятного и аккуратного мальчика утром до сорванца с оторванной пуговицей на рубашке вечером.

С Юркой мы сидим за одной партой с 3 класса, но дружить стали только в 5 классе. Но я ни разу не пожалел о том, что у меня есть друг Юрка!

Использование разных приёмов и технологий на уроке помогает лучшему усвоению материала. Следует помнить, что работа над сочинениями продолжается до 11 класса, и с каждым уроком совершенствуются навыки обучающихся.

Типичные ошибки при написании сочинения-описания внешности:

Для избегания этой ошибки нужно научить детей различать три типа речи: описание, повествование и рассуждение, знать особенности каждого стиля. К сожалению, и у старшеклассников часто возникают проблему с заданием ЕГЭ, где нужно определить тип речи. При каждой работе с текстом нужно учить школьников определять его тип и стиль. Так же для предупреждения подобной ошибки можно предлагать для анализа два текста: описание внешности и рассказ о случае из жизни.

  1. Непоследовательность описаний, хаотичность в передачи признаков предмета.

Для предупреждения данной ошибки необходимо определить последовательность описания, дать обучающемуся чёткие рекомендации для написания, так же определить возможные варианты перехода от одной части к другой.

Необходимо обогащать словарь учащихся необходимой лексикой, проводить работу над ошибками. При подготовки к сочинению-описанию проводится работа по собиранию портретной лексики.

Читайте также: