Сочинение огэ 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение 9.3 (15.3) ОГЭ по русскому языку: примеры сочинений 9.3 по текстам из разных сборников для подготовки к ОГЭ 2022.

Темы сочинений:

Сочинение ОГЭ 9.3 ВНУТРЕННИЙ МИР Что такое внутренний мир человека? Волкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Какого человека можно назвать добрым? Чванов.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что значит быть добрым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что такое доброта? Бахревский
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ Как книги влияют на человека? Горький.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДУШЕВНОСТЬ Какого человека можно назвать душевным? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Почему важно уметь признавать свои ошибки? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ХАРАКТЕРА Когда особенно важна сила характера? Грин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА В чем проявляется сила духа? Овчинникова.
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА Что такое сила духа? Яковлев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ Как целеустремленность человека может повлиять на окружающий мир? Платонов
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему важно быть любознательным? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3. ВЕЛИКОДУШИЕ Почему важно уметь прощать? Погодин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗАИМОВЫРУЧКА Когда помощь становится неуместной? Чуковский
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что такое красота? Крупин
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что дает человеку красота? Шим
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОВЕРИЕ Что такое доверие? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3 ГЕРОИЗМ Что такое героизм? Приставкин
Сочинение ОГЭ 9.3 БЕЗДУШИЕ Что такое бездушие? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3. ПРЕДАННОСТЬ В чем заключается ценность преданности? Абрамов
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Муравьева
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Клеандрова
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Что такое раскаяние? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Какие открытия помогают нам сделать книги? Аксаков
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Какого человека можно считать смелым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВООБРАЖЕНИЕ Что дает человеку воображение? Аверченко
Сочинение ОГЭ 9.3 ПРИЗВАНИЕ Что такое призвание? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 УЧИТЕЛЬ Каким должен быть настоящий учитель? Вигдорова
Сочинение ОГЭ 9.3 НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ Кого можно назвать настоящим учителем? Лиханов
Сочинение ОГЭ 9.3 ВОСПИТАНИЕ Каким должно быть воспитание? Соколова

Сочинение ОГЭ 9.3 МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ Что такое мечтательность? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Что такое смелость? Пантелеев (демоверсия ОГЭ 2020)
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЩЕДРОСТЬ Что такое щедрость? Искандер
Сочинение ОГЭ 9.3 ОБИДА Что такое обида? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое любовь? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое настоящая любовь? Львовский
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Аксенова
Сочинение ОГЭ 9.3 РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В каких ситуациях человеку нужна решительность? Житков
Сочинение ОГЭ 9.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Почему всегда нужно говорить правду? Зощенко
Сочинение ОГЭ 9.3 ТЩЕСЛАВИЕ Чем опасно тщеславие? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖЕСТОКОСТЬ В чем причины подростковой жестокости? Толстой
Сочинение ОГЭ 9.3 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему нужно сознательно относиться в природе? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Как проявляется человечность? Чарушина
Сочинение ОГЭ 9.3 СОВЕСТЬ Что значит иметь чистую совесть? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ Как приобретается жизненный опыт? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗРОСЛЕНИЕ Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребенка? Пастернак

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы Марчук Н. А.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

2. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

3. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, логически верно излагать свои мысли, развивать образное мышление, создавать условия для развития коммуникативных навыков.

4. Развитие системы ценностных отношений к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

II . Вступительное слово.

Добрый день, ребята. Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка. В апреле, на вашем первом испытании, вы покажете, чему научились за 8 лет школьной жизни, а сегодня мы будем говорить о подготовке к сочинению на лингвистическую тему, об изобразительно-выразительных средствах языка.

Для того, чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности текста,

правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определить их функции в тексте

III . Классификация изобразительно-выразительных средств языка.

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают художественно - изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы и т. д.

Какие из них вы знаете? Что они обозначают?

IV . Готовясь к сочинению о выразительных средствах языка, нельзя не остановиться на задании № 3 теста, в котором нужно найти средства речевой выразительности. СЛАЙД № 2.

- Я предлагаю вам выполнить тестовое задание №3.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

2) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.

3) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!

4) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

V . Работа с текстом.

- Из какого произведения данный отрывок?

- Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (Восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник).

- Бабушка Акулина Ивановна была для Алёши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, она была талантливой сказительницей. Алёша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался её смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.

- Ищем в тексте средства речевой выразительности.

Эпитеты: дядя кудрявый, встрёпанный (2); чувство печальное, беспокойное (5); добрая, приветливая улыбка(25); бабушка буйно красива и мила (27).

Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка, придают ему гибкость, живость, передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека, помогают объяснить его поступки, с их помощью слово обретает красочность и насыщенность.

Фразеологизм: глаз не отвести (27) Придают речи яркость и выразительность, усиливают наглядность и образность текста, передают авторские чувства и оценки.

Сравнения: вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9); Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья (11); метался золотым стрижом (12); шёл, словно горел и плавился (12); плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23).

Сравнения повышают эмоциональную выразительность текста, создают яркий незабываемый образ.

Олицетворения: музыка бежала торопливым ручьём (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).

Олицетворения придают яркость и красочность речи, создают живое представление о предмете.

Давайте сравним два текста, изображённые на доске. Посмотрите, какой он яркий, красочный, таким его делают изобразительно-выразительные средства не только на экране, но и в жизни.

Перед нами примеры высказываний лингвистов о выразительных средствах языка, смысл которых нужно раскрыть в сочинении на лингвистическую тему. СЛАЙД № 10

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

русского языка в 8 классе

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Проверка домашней работы

2. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

1) Это входило в её обязанности.

2) Тётя Груня была корыстным человеком, она ждала от раненых благодарности и платы за уход.

3) Раненые просили приходить почаще.

4) Тётя Груня как мать и жена не могла остаться равнодушной к чужой беде.

2. Работа с текстом.

- Ребята, дома вы внимательно прочитали текст. О чём он? Какова его тема? ( О доброте)

2. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Чтение задания к сочинению.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- Итак, нам нужно написать сочинение.

Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Как можно начать сочинение?

Известно несколько вариантов вступления. Сегодня мы остановимся на одном из них: вступление в виде толкования данного понятия.

- Какое лексическое значение соответствует слову ДОБРОТА?

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

4.Выберете из предложенных слов синонимы к слову ДОБРОТА

добросердечие, благодушие, ответственность, человечность, человеколюбие, участливость, добродушие, справедливость, отзывчивость, правдивость

Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.

5.Комментарий к тезису.

Что такое комментарий?

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. ( Комментарий пишут заранее участники группы)

- Какими нас делает доброта?

- Всегда ли нужно такое качество?

Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

6.Как связать вступление и основную часть?

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста)

7.Аргументы - примеры. Работа с текстом.

Что собой представляет первый аргумент?

1-й аргумент - из прочитанного текста

-В прочитанном тексте Лиханова ДОБРОТА чьё это отличительное качество?

- Как она проявляла это качество? ( . Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня – удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны. ( Ещё 6 предложение)

Ребята зачитывают предложения из текста.

2-й аргумент – из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Ребята подготовили материал, который сможет вам пригодиться при написании сочинения.

Произведение о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Учительница французского языка Лидия Михайловна очень жалела способного мальчика из бедной семьи. Приглашая его к себе на дополнительные занятия, она надеялась подкормить его. Учительнице хотелось хоть каким-то образом помочь своему ученику. Она окружила его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Лидия Михайловна стала для него не только учительницей французского, но и другом.

- настоящее имя – Елизавета Петровна Глинка;

- российский филантроп , то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся ;

- фонд оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным;

- вывозила больных и раненых детей из Украины.

Родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье .

С 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден В 1931 году приняла постриг.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии , в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

- соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;

- фонд существует с 2006 года;

- фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

В нашей школе неоднократно проводились и проводятся акции в поддержку фонда.

-Можно использовать в своей работе примеры из художественной литературы.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

- Какими словами можно начать вывод?

Вывод Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

- Закончить своё сочинение можно пословицей или поговоркой. Какие пословицы и поговорки о доброте вы нашли?

- Цитатой, которая принадлежит какому-нибудь замечательному человеку.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Критерии оценки сочинения

С3К1 Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б.

С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б.

С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.

Максимальное количество баллов – 9

8. Заключительное слово учителя.

Мне сегодня приснилось настоящее чудо!
С небес на землю пролился Солнечный Дождь.
Он подарил каждому человеку на земле каплю Солнца-Счастья.
Все по- разному поступили со своей каплей.
Для кого-то она стала светом единственной надежды в ночи, кто-то даже не заметил её потому, что сам светится, почти как солнце.
В чьей-то душе замерзла эта капля света, словно превратилась в алмаз, но не погасла.
Придёт время и она растает.
У кого-то именно с этого солнечного подарка начался рассвет, где-то одна единственная светлая капелька вернула к жизни маленький росточек в засушливое время…
Но всем этот дождь принёс добро.
А после него долго сияла радуга и не только в небе, а ещё и в каждом сердце…
Такой детский сон, после которого хочется верить, что мир будет добрым и светлым…

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. (7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь. (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: (15)– Вон твоя комнатушка. (16)– Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. (17)– Каким златом-серебром? (18)– И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. (19)– Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. (23)– Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. (25)– Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Вот примеры вступительной части:

  • Этот текст посвящен актуальной сегодня теме…
  • Автор текста обращает наше внимание на…
  • Текст поднимает извечную тему…

Начать сочинение можно с какой-либо цитаты или пословицы, относящейся к данной теме:

В конце концов, сочинение ведь и предполагает рассуждение! Так что можно смело соглашаться с автором или, наоборот, опровергать его слова. Главное, помнить, что в обоих случаях вам понадобится целый ряд аргументов и доказательств. Кстати, если вы знаете что-нибудь о самом авторе, во вступлении можно написать о нем пару предложений.

Здесь главное понять, чем проблема отличается от темы. Проблема –это конкретный вопрос, поднимающийся в тексте. То есть, к примеру, текст может быть написан на тему природы и освещать проблему загрязнения окружающей среды.

Как правило, проблема обозначается либо в начале, либо в конце – это зависит от мышления автора. Найти ее можно опять-таки при помощи ключевой лексики. Автор предлагает свою точку зрения на изложенную им проблему, а ваша задача – согласиться с ней или оспорить.

В этой части сочинения-рассуждения необходимо поразмышлять над некоторыми вопросами. Для какой аудитории предназначен текст? Кого могла заинтересовать поднятая в нем проблема? Является ли она социальной, нравственной, философской, политической, экологической или психологической? Затрагивалась ли эта проблема в литературе? И т.д.

При этом в комментарии не следует пересказывать исходный текст или рассуждать о всех проблемах сразу. Лучше выявить одну, наиболее важную, и изучить ее как можно глубже.

Суть данного этапа сочинения-рассуждения в том, чтобы вы продемонстрировали, как поняли сформулированную автором проблему.

Здесь необходимо привести различные аргументы, доказывающие вашу позицию. Это могут быть примеры из жизненного и/или литературного опыта. Вспомните, что происходило с вами, вашими родственниками, друзьями, соседями или известными вам литературными персонажами. Наверняка найдется пара примеров, подтверждающих вашу позицию.

Важно, чтобы мнение было высказано максимально объективно и корректно. При этом не стоит повторять мысли автора исходного текста.

Сочинение-рассуждение должно содержать как минимум два аргумента, подтверждающих вашу точку зрения. Каждый аргумент рекомендуется начинать с нового абзаца.

Если у вас возникает проблема с тем, как ввести аргумент в текст, можете воспользоваться такими словосочетаниями:

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).
  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум).
  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли. Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?
Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна

– развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему; формировать умение сопоставлять разные уровни языка;
развивающие
– соотносить уровни языка и функции; формировать умение самостоятельно добывать знания, систематизировать их;
воспитывающие
– развивать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку и необходимость бережного отношения к нему.

Оборудование:

распечатки с алгоритмами, таблицы с речевыми клише
.
Ход урока:

Организационный момент (1минута)

Вступительное слово учителя (4 минуты)

Значит, основным содержанием такого текста будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, в данном случае об однородных членах предложения.

Но схема, которой мы будем пользоваться подходит и для всех остальных типов рассуждения (на основе литературного произведения, сочинение-рассуждение и т.д.)

Беседа по материалам прошлых уроков(5 минут)

Итак, начнем с проверки ваших знаний.

1)Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение). В теме нашего урока обозначено текст-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста.

2) Какова его основная задача? (Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. )

3)Основные вопросы, характерные для этого типа текста? (Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?)

4)Вспомните, как выглядит его композиция

1. Тезис (та мысль, суждение, положение, с которым вы согласитесь или нет и будете доказывать.)

2.Аргументы (Каждый из них должен быть наглядным и убедительно доказывать вашу мысль.)

3. Вывод (Он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д. Т.е. это тезис иными словами.)

Совершенно верно, композиция текста-рассуждения состоит из трех частей: тезиса, основной части – аргументации и вывода, которые иными словами повторяет тезис.

Знакомство с новым материалом (20 минут)

Каждая часть рассуждения начинается с новой строки. Также обязательное условие – использование вводных слов. (Обратите внимание на клише.) Давайте запишем с Вами слова-помощники, которые приведены в табличках, которые я вам раздала. Они помогут вводить в наше рассуждение различные его части: введение, аргументацию и вывод. Фиксируем в тетрадях название части рассуждения и через запятую записываем наши слова-помощники. . (Учитель диктует ученикам вводные слова и фразы, с помощью которых строится сочинение-рассуждение. Ученики записывают в тетрадь под диктовку, а также , опираясь на таблицы, лежащие на их партах.

) Обратите внимание, что вводить аргументацию в наш текст можно и при помощи слов во-первых, во-вторых и т.д. – это вам уже было известно. Но на данном этапе лучше использовать те выражения и вводные слова, которые приведены в таблицах, т.к. мы с вами имеем дело с рассуждением именно на лингвистическую тему.

Клише, лежащие перед каждым учеником

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод (Тезис другими словами).
Безусловно…, Разумеется …,Конечно, …Я считаю…
По моему мнению …

,
Мне кажется …,На мой взгляд, …Я думаю, что…,
Бесспорно, мнение автора о том, что…,
Автор убеждён, что…
,
Докажем (покажем, продемонстрируем, проиллюстрируем, подтвердим) это на примерах (примерами) из текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я разделяю точку зрения…

Я поддерживаю мнение…

Основная часть (аргументация)

В подтверждение этого текста приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление из … предложения прочитанного мною текста.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению…

,
В качестве примера можно привести предложение … текста.
Проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.,

Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . это подтверждает вывод о том, что… .

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №… .

В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .

Таким образом…

,
Итак…,Значит…, Следовательно,
Исходя из сказанного, …
Нам удалось доказать, что…Мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Итак, мы все повторили, вооружились новыми знаниями, и теперь давайте приступим к работе, чтобы их закрепить.

Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения

? (Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.)

Для чего они используются в речи, какова их роль?

1. Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых?(Пушкин);
По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там.(П.); С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому.(Л.Толстой);Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.(Чехов).Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.(Белинский)
2. Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной – я всегда буду помнить о тебе(М.Горький)

4. Однородные члены указывают на наличие сразу нескольких предметов или явлений, их отсутствие или выбор. (Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.(Тург.);
Со всех сторон слышались смех, песни, веселье.(Л.Т.);Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.(П.);Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом.(Тург.)
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке. Без них наш язык, действительно, был беднее.

Домашнее задание (2 минуты)

А теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: на черновиках напишите рассуждение на следующую тему – Согласны ли вы с утверждением, что без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна?

Подведение итогов (3 минуты)

Ребята! Вы сегодня активно работали. Скажите, какова композиция текста-рассуждения? (Введение, основная часть(аргументация), вывод). В чем отличие рассуждения от описания или повествования? (Рассуждение используется в том случае, если нам нужно что-либо доказать). Очень хорошо!

Урок окончен, все свободны. До свидания.

Использованная литература:

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.
  2. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М., 2003., стр.114-115.
  3. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 8кл.: Интеллектуальное развитие школьников. –М.: ВЛАДОС, 2004. , С.166-171.
  4. Сычугова, Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 8 кл. – М., 2004., стр.201-203.

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

  1. Автор данного текста говорит о проблеме …
  2. Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
  3. Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
  4. Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
  5. Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

III часть. Заключение

  1. Невозможно не согласится с автором в том, что…
  2. Проблема …. очень важна для нашего поколения.
  3. Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.

Функции вводных слов.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему

заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают
сосредоточиться
в нужный момент.

Вводные слова в английском языке (introductory words) применяются для того, чтобы устная или письменная речь стала более яркой. Таких слов в английском языке, как и в русском, имеется большое количество. Такие приемы используются в устной речи при возникновении пауз или приданию предложениям благозвучия, а в письме – для написания красивого и эмоционального эссе или письма.

Вводные слова названы так, поскольку они употребляются в начале конструкции предложения. Они не несут никакой смысловой и грамматической нагрузки. Вводные фразы на английском придают экспрессивность разговору, но, если их отбросить, смысл разговора никак не изменится.

When the weather is fine we can go to the sea or friends and at last stay at home. – Когда погода хорошая, мы можем поехать к морю или к друзьям, или, наконец, остаться дома. (наконец = и еще)

Читайте также: