Сочинение общага на крови

Обновлено: 04.07.2024

Юношеский текст Алексея Иванова написан был, как я уже задним числом прочел, когда автору едва исполнилось двадцать, в 1992 году, на автобиографическом материале и с конкретными прототипами главных героев, публикации ждал полтора десятка лет - книга вышла только в 2006 - а первой инсценировки, получается, еще дольше: сегодня Алексей Иванов - чуть ли не "живой классик" (хотя этот статус кажется мне, если честно, несоразмерным. ), а истории из жизни студентов в общежитии уральского университета 1989 года не то что глубоким ретро, но вообще практически мифологическими сказаниями из жизни древней погибшей цивилизации, тем более что "историй" как таковых нет, а есть набор анекдотов, пересыпанных философическими диалогами с прямыми цитатами из Достоевского и прочими душеспасительными рассуждениями о боге, вечной жизни и т.п.

Наверное, "первое правило общаги - не ставь себя выше других, будь как все" - актуально в любые времена, однако и в спектакле, и, предполагаю, в первоисточнике аллегория "общаги" раздувается не просто до социальных, но до космологических обобщений; весь мир предстает этакой "общагой" со своими Отличниками (главный герой - остается предположить, что альтер эго автора - обозначен вот так, не именем и фамилией, в отличие от остальных, а кличкой-характеристикой), подлецами и "колеблющимися". На деле же пьянки и блядки уже довольно великовозрастной "молодежи", несмотря на беседы о мироустройстве и божественном в нем присутствии, отдают пошибом не институтским, а ПТУшным. И музыкальный лейтмотив - вступление к хиту конца 1980-х "Музыка нас связала" из репертуара группы "Мираж" (который Татьяна Овсиенко исполняла даже под чужую фонограмму, что типично для той поры) - заодно не позволяет героям окончательно воспарить в горние выси мыслями от грешной земли (с ее "плодово-выгодными" напитками и продажным - да не за деньги, а за возможность заселения в общагу опять же - сексом. ); при этом, однако, в спектакле не звучит собственно песенка, она присутствует только замиксованным пошленьким мотивчиком; знаковым для той поры, узнаваемым ее современниками - но, полагаю, сегодняшним двадцатилетним он мало о чем говорит; хотя у моих ровесников и старше наверняка автоматически "включает" в памяти строчки -

я забыла все, чему нас учили столько лет
неужели я сама не найду на все ответ.

- которые, положа руку на сердце, персонажам спектакля подходят стилистически куда больше, чем "достоевские" формулировки типа "Я Бога убила!". В крайнем случае уместнее цитируемые походу стишки Екатерины Горбовской:

Что в мире много таких вопросов,
Где не ответишь начистоту,
Что резать вены — еще не способ
Свою доказывать правоту.

В актерском ансамбле я для себя выделил обаятельную Эву Мильграм - она младше большинства своих партнеров по этому проекту, фактурой соответствует образу своей героини Серафимы, делает ее чуть ли не блаженной (хотя и у нее получается чересчур уж "сиропно", слащаво); их наметившаяся романтическая линия с Отличником (Геннадий Блинов), на контрасте со всеми остальными микро-сюжетами (остальные персонажи успевают сойтись и разойтись друг с другом не по разу, девушки с парнями, а парни, помимо девушек, еще и с великовозрастной комендантшей общаги, берущей с парней "натурой" за право заселения, как и подонистый председатель студсовета Гапонов - правда, в отличие от персонажа Михаила Касапова, играющая комендантшу Ирина Выборнова, как и следователь в исполнении Владимира Майзингера, в спектакле присутствуют лишь виртуально, на видеоэкранах) устремлена не на грешную землю, а в противоположном направлении, к небесам, к звездам, подобно Ромео и Джульетте; первый и последний любовный акт пары обозначен обрывом натянутого на заднике и увешанного колокольчиками "нотного стана" из пяти нитей; вслед за чем следует трагическая развязка (Серафима по сюжету гибнет в автобусной катастрофе, а Отличник режет себе вены в туалете, и этот момент закольцовывает всю композицию, поскольку инсценировка и открывалась с реплики "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о закрытом туалете", с момента переполоха, вызванного запершимся самоубийцей).

На мой вкус наивность и текста, и постановки не выдерживает замах вселенского масштаба, который идет, вероятно, от инфантильного первоисточника, но в инсценировке переосмыслению не подвергается (разговоры про встречи в "Вечной общаге" после смерти - это какой-то совсем провинциально-ПТУшный уровень. а, с другой стороны, навязчивые ассоциации Общаги-на-Крови с екатеринбургским православным новоделом на месте казни Романовых попросту не считывается вне историко-краеведческого контекста), в то время как и социально-бытовая "аутентичность" материала в спектакле утрачена, все переведено в сугубо метафорическую плоскость.

Книга эта нуждается в предупредительных аннотациях для ее не читавших, ибо то, что написано в официальной аннотации к моему изданию ("Азбука-классика", серия "Прочесть обязательно!", 2009), может ввести в заблуждение, следствием которого становятся возмущенные отзывы разочарованных читателей.
Лобовым и, вероятно, самым верным будет отнести "Общагу" к жанру критического реализма, потому что чего другого, а суровой реальности в книге предостаточно, - и я упоминаю об этом специально, потому что, судя по отзывам, чаще всего именно этот момент ("о ужас, грязь и матершина" - да, не без этого) становился решающим для негативных оценок. Это не рассказ о веселой студенческой жизни, это драма взросления, мировоззренческого кризиса, трагедия человеческого взаимо-не-понимания, и, пожалуй, хороша она уже одним тем, что есть люди, для которых герои "Общаги" узнаваемы.

[ Далее в тексте присутствуют элементы, раскрывающие сюжет.]

Произошедшее в общаге самоубийство высвечивает не только изнанку общажной жизни - распущенность, наглость и ощущение вседозволенности тех, кто имеет право вселять в общагу и выселять и нее, но, что существеннее, оно делает очевидными также и внутренние противоречия в самоопределении главных героев романа, которые незадолго до трагедии пытались вывести некую философию общаги, возвышая ее значимость, приписывая ее структуре и устройству идеалистические качества.
Между общагой и жизнью в ней можно провести аналогию с обществом, в котором человек может оказаться одинок и беспомощен перед властями и законом, если в игру вступают личные интересы, в котором он существует в условиях мнимой упорядоченности (мнящейся, как может оказаться, ему одному), в котором изнанка общественных отношений чудовищна, но прикрыта законностью и лживыми разглагольствованиями.

Можно только догадываться, ставил ли автор перед собой задачу социальной критики или ему был интересен философско-мировоззренческий аспект происходящего, - ведь рассуждениям такого рода нередко посвящают свои досуги его герои; а может быть, стоит рассмотреть и то, и другое вместе, и вдобавок что-то еще? Если отвлечься от вкусовых оценок и обратиться к поискам внутренней сути, всегда можно найти множество смыслов, в том числе таких, которые автор не имел в виду, работая над книгой.

Вообще, бытует мнение, с которым я временами склонна согласиться - о том, что убийство автором главного героя должно иметь веские основания, иначе оно свидетельствует лишь о неопытности или лени автора. И вместе с тем, исходя из структуры романа, любопытно проследить, что самоубийство Отличника как разрешающий все трудности выход было подсказано ему поступком девушки-самоубийцы, которая также оказалась в безвыходных для нее обстоятельствах, а вовсе не гибелью любимой девушки Серафимы, которая стала уже последней каплей в череде неприятностей и подтолкнула его свести счеты с жизнью.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Внимательно прочитал все рецензии, приведенные на данном сайте - очень интересовало мнение других людей, так как на меня самого книга произвела сильное впечатление. Уважая мнение других все же для объективности привожу свое. Во-первых, не считаю правильным упрекать автора в оторванности событий описанных в книге от реальности. Возможно не все так жестоко в студенческих общежитиях, а студенты никогда не говорят друг с другом на такие темы и таким языком, как написано в книге. Но по моему мнению сюжет выбран автором как модель, в которую стало возможным уложить очень глубокую мораль, заставить читателя задуматься над очень важными вещами не в жизни героев, и не в общагах, а в своей собственной жизни, но на примере героев. По-моему книга из разряда "Читать обязательно".

Честно - не понравилось. Тоска и безысходность. Не может так быть, не должно быть.Ни единого лучика Света ,Добра. Вернее, ни единого лучика Надежды. Книга про жизнь, вроде. Не хочу про такую жизнь. После ее прочтения, одна мысль: Как страшно жить. В какой мир мы родили детей. Что делать и как дальше жить. Сама жила в общаге студенческой, с 16-ти лет, с 94-го по 2000-ый. Хулиганы, пьянки, патосовки - это все было. Такого беспредела, как описано в книге, не было. НЕ БЫЛО. А может я просто не столкнулась . Вот такие впечатления. Моему сыну 8 лет. Что будет через 10 лет.

Обожаю Иванова, но эта книга читалась очень тяжело. Как-то не приняла я её. Может быть потому, что мне повезло и в пору студенчества как-то не сталкивалась я с миром общаг. Страшно когда ломаются люди. И противно. А вот мой приятель, недавно прочитавший "Общагу", похвалил её , сказав, что книга жизненная: у них в общаге нравы были именно такими (правда было это в середине 90-х).

"Общага-на-Крови" - одно из наиболее ранних произведений Алексея Иванова. В связи с этим, сказывается еще не совсем сформировавшийся стиль автора (герои - это не сложные образы, а скорее персонификации черт, наделенных индивидуальными штрихами). Общага - также непростой, но центральный образ повести. Это очень страшная книга. Она, с одной стороны, о реальном положении вещей (русская общага), а с другой стороны, стремится к метафизическому плану, к определенному зову бытия, которому подчинены все герои повести. Поэтому это непростая книга, имеющая довольно сильные философские корни. Повесть может быть прочитана как развлекательный текст, так и серьезное повествование.

Книга из тех, что однозначно вызывают размышления о том, правильно ли ты понял автора, и даже дискуссии с другими читателями. Преамбула такова: пять друзей живут в одном блоке в провинциальном общежитии - правильный второкурсник Отличник, и ребята постарше, пара Нелли и Игорь - бунтарка и ловелас, и пара Леля и Ванька - тихоня и хулиган. Типажи конечно диаметрально противоположные, каждый со своим внутренним миром. Живут естесственно не парами, а в комнатах по половому признаку, все-таки это студенческое общежитие начала 90-х. Ввязываясь в конфликт с руководством общаги, все оказываются выселенными из своих комнат, а идти больше некуда. Проявив благородство, Отличника, как самого невиноватого селят к очаровательной девушке, а все остальные начинают решать проблему выживания в общаге своими методами, как раз в соответствии со своим непохожим, очень фактурно представленным внутренним миром. В итоге каждый из них оказался способен на подлый, циничный или просто грязный поступок, что в итоге и проводит к определенной развязке.
Книга читается легко, Иванова очень уважаю, признанный мастер слова. И все-таки 2 НО: во-первых, очень много самоанализа, копания, размышлений о мироздании и собственной роли в жизни. На земные, бытовые темы персонажи практически не разговаривают. Может, это сказывается, близость к кухонным дебатам 80-х, сейчас мне кажется, студенты, отрываясь от интернета и телефона, могут обсудить только сессию и предстоящую тусовку в клубе. Во-вторых, при таких душевных метаниях люди оказываются способны на очень гнусные поступки, почему-то особенно меня поразил именно Ванька. В соответствии с пунктом 2, в книге много мата, секса, и грубости. В общем жизнь без прекрас, о какой иногда слышишь в криминальных новостях. Поэтому своей маме я бы эту книгу не рекомендовала, но повторюсь, сюжет очень интересен и заставляет размышлять еще долго после прочтения.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 250 стр.
  • Жанр:с овременная русская литература
  • Теги:с оциальная проза, с тановление героя, ф илософская прозаРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 43


На мой вкус мрачновато, но вполне себе читаемо )) На любителя конечно, жизненно, но обычно в общаге все бывает более оптимистично, тут от точки зрения все зависит


На мой вкус мрачновато, но вполне себе читаемо )) На любителя конечно, жизненно, но обычно в общаге все бывает более оптимистично, тут от точки зрения все зависит


Общага – это даже не школа жизни, там каждый себе учитель

Эту книгу может почувствовать только человек, который действительно пожил в общежитии.

Прочитала на одном дыхании. Вспомнила все: запах (особый, которым пахнешь весь ты), обман вахты, разговоры на балконе до ночи, выговор от коменданта, ночные гулянья…

Особое время, особые воспоминая. Это навсегда осталось во мне.

Но в тоже время, совсем не хочется, чтобы такое еще повторилось. Это такой большой и долгий переход между Домашней и Нормальной жизнью.

Общага – это даже не школа жизни, там каждый себе учитель. Ты сам выбираешь свой путь в общаге.


Эту книгу может почувствовать только человек, который действительно пожил в общежитии.

Прочитала на одном дыхании. Вспомнила все: запах (особый, которым пахнешь весь ты), обман вахты, разговоры на балконе до ночи, выговор от коменданта, ночные гулянья…

Особое время, особые воспоминая. Это навсегда осталось во мне.

Но в тоже время, совсем не хочется, чтобы такое еще повторилось. Это такой большой и долгий переход между Домашней и Нормальной жизнью.

Общага – это даже не школа жизни, там каждый себе учитель. Ты сам выбираешь свой путь в общаге.



Книга тяжелая, но необходимая. Вряд ли ее оценит тот, кто не жил в общаге. Мне казалось, что только нам было тяжело выживать в подобных нравах. Оказалось, что ни город, ни время не имеет значения. Общага есть общага. И она ВСЕГДА на крови. Рекомендую для прочтения родителям будущих студентов.

Книга тяжелая, но необходимая. Вряд ли ее оценит тот, кто не жил в общаге. Мне казалось, что только нам было тяжело выживать в подобных нравах. Оказалось, что ни город, ни время не имеет значения. Общага есть общага. И она ВСЕГДА на крови. Рекомендую для прочтения родителям будущих студентов.


Увидела в Общаге Иванова явного Достоевского, в рассуждениях о Боге и нравственности, диалог Лели и Отличника в читалке – явный отсыл к мыслям Федора Михайловича про прощение, герой Ванька-алкаш вылитый дебошир брат Дмитрий Карамазов, мысли про 'всё дозволено' тоже несколько раз поднимались в книге, как и у Ивана Карамазова. Сам герой Отличник как невинный Алеша, и сам Иванов пишет, что в нем его друзья видели Спасителя…

Девушки с их любовью и одновременным моральным падением тоже очень по-достоевски; надрывность чувств и поступков, вИдение мира слишком остро.

Вся наша жизнь – сплошная общага, с неудобными правилами, с ущемлением личности во благо себе же или другим, все мы маемся по комнатам, одинокие и с чемоданом, тягостно. Но иногда светит летнее солнце и жизнь прекрасна.

Сильная книга, понравилась, много лет я её откладывала, не понимая, а сегодня за день прочитала.


Увидела в Общаге Иванова явного Достоевского, в рассуждениях о Боге и нравственности, диалог Лели и Отличника в читалке – явный отсыл к мыслям Федора Михайловича про прощение, герой Ванька-алкаш вылитый дебошир брат Дмитрий Карамазов, мысли про 'всё дозволено' тоже несколько раз поднимались в книге, как и у Ивана Карамазова. Сам герой Отличник как невинный Алеша, и сам Иванов пишет, что в нем его друзья видели Спасителя…

Девушки с их любовью и одновременным моральным падением тоже очень по-достоевски; надрывность чувств и поступков, вИдение мира слишком остро.

Вся наша жизнь – сплошная общага, с неудобными правилами, с ущемлением личности во благо себе же или другим, все мы маемся по комнатам, одинокие и с чемоданом, тягостно. Но иногда светит летнее солнце и жизнь прекрасна.

Сильная книга, понравилась, много лет я её откладывала, не понимая, а сегодня за день прочитала.


Впечатлительным людям читать только в трезвом виде

Довольно грустная книга, вначале немного раздражают гипертрофированные герои, но концовка гениальна и гипертрафированность выглядит уже как увеличенное стекло для ответа на БОЛЬШИЕ вопросы, которые перед героями встают


Довольно грустная книга, вначале немного раздражают гипертрофированные герои, но концовка гениальна и гипертрафированность выглядит уже как увеличенное стекло для ответа на БОЛЬШИЕ вопросы, которые перед героями встают


Как по мне, книга оказалась слаба, и что-то из серии: начали за здравие, кончили за упокой.

Я жила в общаге и, видимо, мне с общагой повезло. У нас все были адекватные, все учились, друг к другу в двери не ломились. Пьянки были, и разговоры до утра были, но как-то всё адекватно. Я вспоминаю об этом с приятным ощущением. И комендант, и вахтёры – все были добрые люди.

Читайте также: