Сочинение образ петербурга в повести гоголя невский проспект

Обновлено: 06.07.2024

Большую часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге. Приехав в 1828 году из родной украины в Северную столицу, молодой писатель был полон мечтаний и надежд. Но все это разбилось о реальность: первые же недели прибывания в городе принесли сплошные разочарования. Несчастная жизнь в Петербурге оказала огромное влияние на творчество Гоголя.

Этот город в его произведениях — это город-фасад, город лжи, город мистики. Тема Петербурга представлена во многих его произведениях. Наиболее ярко она проявляется в одной из "петербургских повестей" — "Невском проспекте".

Повесть "Невский проспект" открывается описанием этой излюбленной жителями Петербурга улицы. "Нет ничего лучше невского проспекта, по крайней мере в Петербурге" — так пишет гоголь о главной "красавице" столицы. Описывая прохожих, автор сосредотачивается не на отдельных персонажах, а на сюртуках, бакенбардах, усах, шляпках, талиях, рукавах. Но автор предупреждает: "О, не верьте этому Невскому проспекту!", "Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется". Вся эта напускная красота Петербурга — просто фасад, за которым скрывается празднество, пошлость, пустота. Этот город обманчив, враждебен к простым людям. Попав сюда, человек может пойти двумя путями — как герои повести, Пискарев и Пирогов. Пискарев, тонкая натура и художник, с первого взгляда влюбляется в прекрасную брюнетку, которую встретил на Невском проспекте. Последовав за ней он оказывается в борделе: и ее ангельский стан оказался обманчив — за ним скрывалась пошлая, пустая женщина. Не выдержав обмана, пискарев свел счеты с жизнью — и даже его друг пирогов не приходит на похороны. Он в это время соблазнял чужую жену, и причем успешно. Даже под угрозой ареста он долго не переживает и продолжает свою праздную светскую жизнь. Настоящему, честному человеку не выжить в этом городе обмана — уверяет читателей гоголь.

Таким образом Петербург в повести Гоголя Невский проспект — это город обмана, лжи, пустоты. Главная "красавица столицы" — это обитель лицемерия, блещущий мнимой красотой. В нем нет места чувствам, чести, а мечтам маленького человека не суждено осуществится.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге. Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло. Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб, был и художником, и писателем, и мелким чиновником.

Поначалу он идеализировал Петербург, а затем ему открылась скрытая сторона красивого града.

Маленькому человеку всегда трудно приходилось среди карьеристов, лицемеров

и подхалимов. Одним из таких робких, неуверенных в себе и как следствие несчастных героев стал молодой художник Пискарев – герой повести “Невский проспект”. В нем автор в полной мере изобразил все тяготы и душевные страдания романтичного, влюбчивого человека.

Прогуливаясь по Невскому со своим другом, герой влюбился, и это чувство стоило ему жизни.

Во многих петербургских повестях Гоголь обращался именно к образу города. Как правило, он рисовал его безликим, обманным и полным лжи. Общество он рисовал также неполноценным. Это были обрывки фраз – волосы, талия, усы, бакенбарды, тысячи шляпок,

Такая праздная и во многом пошлая атмосфера окутывала Петербург в первой половине 19-го века. Изображая Невский проспект в разное время суток, автор всего лишь хотел подчеркнуть разные социальные слои города.

В полдень улица превращалась в “блестящую” витрину. В это время суток на ней появлялся весь бомонд Петербурга в дорогих платьях и мундирах. Так продолжалось до трех часов дня.

При всем при этом автор не забывает предупредить, что Невскому проспекту не стоит доверять. Также Петербург показан как город контрастов, в котором одни слои населения живут чересчур праздно, а другие чересчур бедно.

На протяжении всего произведения можно уловить сатирический тон, который проскакивает даже в самых лирических описаниях города в вечернее время суток. Образ многоликой и изменчивой столицы, созданный Гоголем своеобразен. Ни один другой писатель не умел так интересно передать столичные портреты и причуды.

Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми. Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда. Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.

Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома. Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.

Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.

Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.

Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А. Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, мы можем подтвердить тезис о том, что Петербург – не место действия, а его участник, с равными правами и значимостью.

Автор: Анна Шиганкова

Автор: Самый Зелёный · Published 17.10.2019 · Last modified 21.10.2019

Сочинение: Сравнение поступков Троекурова и Дубровского (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Published 07.12.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 21.04.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Петербург в повестях Гоголя — это город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

Петербург и Гоголь

Азартный и бездушный Петербург

петербург гоголя и пушкина


Смотреть галерею

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

История

Создание памятника имеет долгую историю. Первоначально его возведение планировалось к столетию со дня смерти писателя, в 1952 году. Однако ни один из предложенных проектов не был одобрен Художественной комиссией, а потому реализация идеи была приостановлена.

Памятник Н. В. Гоголю

невский проспект гоголь образ петербурга


Смотреть галерею

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

Характер

  • самодовольный;
  • самоуверенный;
  • карьерист;
  • подхалим;
  • наглый;
  • пошлый;
  • бездуховный;
  • приземленный;
  • хвастун;
  • во всем ищет собственную выгоду.
  • раним;
  • романтичен;
  • наивен;
  • тихий;
  • скромный;
  • робкий;
  • простодушный;
  • способен на искренние, светлые чувства;
  • впечатлителен;
  • не приспособлен к жизни;
  • эмоционален.

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития.

Санкт-Петербург на юного Н.В, Гоголя произвёл ошеломляющее впечатление своей величественной холодной красотой. Конечно, город не мог не найти отражения в его произведениях. Более того, Санкт-Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В. Гоголя, а самостоятельным литературным персонажем, литературным героем.

Иной Петербург рисует нам Хлестаков. Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников. Если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с ростом Петербурга, Невский, его главная коммуникация, в начале ХIХ века окончательно утверждается как парадная часть города, как излюбленное место гуляний петербургских жителей. Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама В.С. Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 году, приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, стаффажных фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи. Известно, что в 1836 году Н.В. Гоголь послал это изображение проспекта своей матери на Украину.

Скульптор, архитектор

Памятник Н. В. Гоголю

Автор памятника Михаил Владимирович Белов – ученик известного скульптора М. К. Аникушина. Еще в аспирантуре Института им. И. Е. Репина он стремился воплотить образ Н. В. Гоголя в скульптуре. Архитектором стал Владимир Сергеевич Васильковский, построивший также ряд жилых зданий, несколько мостов и создавший большое количество мемориальных сооружений.

Имена авторов указаны на плите скульптуры у основания памятника с тыльной стороны

Краткое описание

Памятник Н. В. Гоголю, выдающемуся русскому прозаику, поэту, драматургу и публицисту, находится на Малой Конюшенной улице. Николай Васильевич облачен в пальто с пелериной, длинные полы которого плавно спадают на высокий постамент. Он слегка наклонил голову, скрестив руки на груди, и загадочным взглядом взирает на прохожих, словно ища среди них персонажей своих будущих произведений.

Памятник Н. В. Гоголю

Особенности архитектурной композиции

Памятник Н. В. Гоголю

Скульптура высотой 3,4 метра выполнена из бронзы, а полутораметровый пьедестал — из гранита, добытого под Выборгом. Композиция в целом выглядит довольно внушительно, имея общую высоту почти 5 метров.

Читайте также: