Сочинение образ мцыри урок

Обновлено: 05.07.2024

Вид урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Форма урока: круглый стол.

Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.

Аннотация.

Проводилось изучение биографии поэта, течения романтизма. На данном уроке дополняются сведения о поэте, романтизме с новой точки зрения; раскрываются психологические и физиологические особенности юношеского возраста; выявляется темперамент героя (Мцыри) и предлагаются личные наблюдения учащихся за поведением героя на свободе. Дана мотивация его поступков, взглядов на актуальные вопросы, имеющие место и сегодня.

Проведено анкетирование подростков определенной возрастной группы по вопросам, имеющим определенную мотивацию в поведении героя.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Показать актуальность темы любви к Родине, родным и сегодня через мотивацию поступков главного героя в неволе.
  • Закрепить и углубить знания учащихся по прочитанному произведению.
  • Развивать навыки анализа текста.
  • Стимулировать самостоятельное мышление учащихся.
  • Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.

Оборудование:

  • Портрет М.Ю. Лермонтова.
  • Репродукция картин И. Айвазовского, О. Кипренского, виды Кавказа.
  • Проектор, экран.

Эпиграф:

ХОД УРОКА

Вступление.

Главная задача: донести до детей понимание того, что Родина – емкое слово и любовь к ней не иссякнет никогда;

Что особую ностальгию испытывает человек, находясь вдали от нее или в особых условиях.

Тема любви к Родине актуальна всегда. И в настоящее время люди, проживающие в странах содружества, вынуждены бросать свои дома и переезжать в Россию, на свою историческую Родину.

И что же их ждет? Проблемы с приобретением гражданства, обживание новых мест, новый круг знакомств, тоска по маленькой Родине.

Очень важно показать талант, прозорливость поэта, его гениальность.

I. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

II. МОТИВАЦИЯ.

Учитель: На земле есть много прекрасных мест, но Родина одна. Это место, где ты родился, вырос, где живут твои родные, близкие, это то место, где ты впервые переступил порог школы, нашел друзей. Слово Родина – ёмкое, потому что каждый человек вкладывает в него свое понимание. Любовь к Родине не иссякнет никогда. Но особое чувство испытывает человек, находясь вдали от нее.

(Одновременно идет демонстрация: показ развалин монастыря в Мцхете, природы Кавказа).

Возник как своеобразный отклик на результаты Великой французской революции, завершивший эпоху Просвещения, изначально давшую надежду на преобразование жизни, провозгласившую новые идеи, а потом глубоко разочаровавшую. Эпоха Просвещения посеяла в умах писателей, художников, музыкантов и многих передовых людей того времени нотки сомнения в возможности преобразования мира.

И тогда на смену культу Разума пришел культ природы, чувств; стремление к безграничной свободе; желание совершенства, обновления, личной и гражданской независимости.

Попытки уйти от реальной жизни и одновременно постигнуть ее тайны вызвали появление нового мировоззрения, романтического.

Романтики идеализировали патриархальное общество (старозаветное, верное отжившей старине).

В нем видели царство добра, искренности, порядочности. И поэтому возник особый интерес к фольклору: легендам, народным сказкам и т.д.

Романтизм получил в каждой культуре свое собственное отражение: у немцев – в мистике, у англичан – в личностных качествах, у французов – в необычных историях.

Благодаря такому направлению мир узнал прекрасные произведения литературы, музыки, живописи и архитектуры.

Жанр поэмы – один из любимейших в творчестве Михаила Юрьевича. За свою короткую жизнь он создал более 10 поэм, незаконченных, опубликованных и неопубликованных. Он продолжал экспериментировать в этом жанре до последних дней.

Последнюю поэму принято считать образцом, своеобразным пособием по русскому романтизму.

Романтическое произведение имеет свои особенности:

Отражение жизни показано иными художественными средствами, а именно:

  • автор не пытается всестороннее изобразить жизнь или создать сложные характеры
  • пейзажи, обстановка условны
  • язык поэмы более эмоционален (наблюдается активное использование эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор)
  • для передачи идейного замысла используются символы (символ неволи – монастырь, символ воли – природа и др.

III. Обобщение материала предыдущих уроков о романтической поэме.

(с учетом новых сведений учителя)

  • основная тема поэмы – свобода личности;
  • главный герой – это свободолюбивая, мятежная, пламенная, неукротимая личность;
  • ей свойственны исключительные качества: свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине и свободе; бесстрашие, целеустремленность, презрение к смерти, способность чувствовать красоту мира;
  • качества, присущие романтической личности, раскрываются на фоне пленительной, но опасной природы; более того, автор показывает слияние героя с природой, именно она дает возможность почувствовать необъятность мира, его красоту, гармонию, только на воле герой чувствует себя по-настоящему гордым и свободным;
  • герою приходится вступать в бой с сильным противником – диким зверем (в этой неравной схватке, по законам романтизма, за счет силы духа, побеждает человек, открывая неведомые силы в себе);
  • вводится описание самой битвы как романтический прием;
  • вся поэма представляет собой романтическую исповедь (излюбленный прием романтиков);
  • герой, в конечном счете, возвращается в неволю, в данном случае в монастырь (в этом суть основной мысли исповеди: прожив долго в неволе, герой не может существовать на воле);
  • намечается любовная линия, но женский образ ассоциируется с образом родины;
  • финал романтической поэмы обычно трагичен: заканчивается гибелью романтического героя (суть такова: он напрасно спорил с судьбой).

Учитель: Я рада, что материал двух предыдущих уроков вы усвоили хорошо. Но сегодня у нас задача новая, еще более интересная.

IV. РЕШЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПОЭМЫ

Учитель: Как вы думаете, в каком возрасте особенно свойствен романтизм человеку? (стремление к свободе особенно ярко выражено в подростковом возрасте, в юношеские годы)

Наверное, нам надо обратить внимание на психологические и физиологические особенности возраста Мцыри, вам, надеюсь, легко это будет сделать, так как вы фактически ровесники Мцыри.

Психолог: В этом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростков, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Наблюдается расширение связей с окружающим миром, всепоглощающее общение со сверстниками. Личные интересы и увлечения – вот что стоит в основе поведения подростков.

Отсюда и диссонанс в учении (стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным и даже отрицательным отношением к учебе, сопровождающееся своеобразной реакцией на неудачи в этом процессе, конфликтами с учителями, сверстниками, родителями).

Подростки на самом деле все остро переживают, но из-за самолюбия маскируют подлинное отношение к неудачам: делают вид, что им все безразлично.

В поведении наблюдается бурное протекание и смена эмоций: смех легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии. Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, то есть более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни.

Помимо обретения самостоятельности, новообразованиями у подростка считаются:

Делаем вывод, что подростковый период – самый сложный, так как подросток по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и способен осознать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда понимает причины происходящего.

Выявим темперамент героя. Судя по эмоциям, он относится к холерикам, так как под влиянием страстей Мцыри показывает настойчивость, чувствует прилив сил, энергию, которые проявляются при возникновении препятствий (эпизод с барсом).

VI. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ И ПОИСК ПУТЕЙ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ.

Учитель: Спасибо. А теперь наша задача сопоставить поведение главного героя поэмы с поведением подростков данной возрастной группы и понять причины его бегства из монастыря. (Учащиеся работают в творческих группах в рамках заданного времени).

VII. СЛУШАНИЕ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. ВЫВОДЫ.

(Высказывается ассистент каждой группы).

Ученик: Мцыри было необходимо общение со сверстниками, с окружающим миром.

А поскольку он жил в монастыре, то не знал и не мог знать, что такое дружба, так как общался только с послушниками монастыря. И, наверное, именно к 16-ти годам остро ощутил жажду общения.

Первая романтическая влюбленность у Мцыри появилась именно в этом возрасте.

Желание нравиться – естественное желание. Чем же хуже Мцыри своих сверстников. И поэтому образ молодой грузинки не случайно ввел М.Ю. Лермонтов. Впервые пробудилось в душе юноши новое, трепетное чувство, еще и потому, что девушка была из живого мира, который наглухо был закрыт для него в мрачных стенах обители в течение многих лет.

Как вы думаете, почему вы удаляетесь от своих родителей, а Мцыри рвется к ним?

(Выслушиваются мнения учащихся).

Учитель: Я согласна, что острое чувство любви к родным людям приходит в самые трудные минуты жизни.

Хотя б на миг когда-нибудь
Его пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

Учитель: Из рассказа психолога видно, что у подростков резко меняются эмоции, что даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев, вызвать приступ агрессии.

Где это проявление мы наблюдаем у нашего героя? (Эпизод схватки с барсом – доказательство тому).

Общеизвестно, что для детей этого возраста первостепенную роль играет внешний мир, который он познает, на который проецирует свою фантазию, переживания и эмоции.

Учитель: А еще я хочу отметить то, что ушло из вашего поля зрения. В возрасте 16 лет наступает момент изучения самого себя, своего положения в окружающем мире, осознание своей уникальности.

Ученик: Да, конечно. Убежав из монастыря, он пытался разобраться в самом себе, в своих силах, возможностях. Чувство нетерпеливого ожидания, жажду вольности, восхищения, восторга перед стихией можно почувствовать в словах:

И ноты презрения чувствуются в словах, обращенные к монастырским братьям:

VIII. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ

Ученица: Тема любви к Родине, на мой взгляд, актуальна всегда. В настоящее время люди, проживающие в странах содружества, вынуждены бросать свои дома или продавать их за гроши и переезжать в Россию, на свою историческую Родину.

И что же их там ждет? Проблемы с приобретением гражданства, с обживанием нового места жительства, появление нового круга общения.

Даже местные национальные обычаи, музыка будоражит кровь. Разве можно это забыть…

В Узбекистане было множество традиций, которые по сей день помнят мои родственники. Я решила узнать об этом побольше.

Видеозапись об обычаях узбекской семьи и пояснения ученицы на фоне данной видеозаписи. (Приложение 1)

Ученица: В современном мире немногое изменилось со времен лермонтовского героя Мцыри. Его тоже частично можно сравнить с вынужденным переселенцем. Его насильно увезли со своей родины. Он страдал и мучился, живя вдали от нее, вспоминая каждую минуту о своей семье, о местах детства, об обычаях, о национальной музыке, о своем Кавказе.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЕМ.

Учитель: Наша задача была сегодня необычная: посмотреть на произведение с особой точки зрения, психологической, дать собственную оценку поведению главного героя. Может быть, мы были в чем-то и неправы, но главное, что мы поняли сегодня: мысль человеческая глубока и индивидуальна, содержит много узелков, которые можно развязать традиционно и нетрадиционно.

Мы попытались это сделать нетрадиционно, ухватившись за один поступок героя. Для Мцыри 3 дня остались в сознании светом недаром прожитых дней

– сказал Мцыри монаху, а без этого заключительного урока-аккорда мы, быть может, закрыли бы произведение, как перелистывают еще одну прочитанную страницу, не задумываясь о чем-то своем, до боли знакомом.

Не забывайте и о том, что было сказано на первых уроках: главной темой этого произведения является тема любви к Родине. Чувство родины такое знакомое и все-таки до конца не осознанное. У каждого оно свое – глубокое, тайное, неслышное. Но им сердце дышит. Оно, как воздух, которого не видишь и без которого нельзя.

И это главное, что определяет все эти уроки высокого нравственного напряжения, которые необходимы, чтобы воспитать в каждом настоящего человека, прекрасного, благородного и свободного.

У Мцыри всего этого не было, и поэтому смерть его неизбежна. Так задумал М.Ю. Лермонтов.

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальное: Кратко, лаконично изложить основные принципы романтического произведения и представить для обсуждения записи.

XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА.

В заключение урока проводится анкетирование. (Приложение 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы 8 класса по теме: "Подготовка к сочинению по поэме Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри" содержит развёрнутый план урока, возможные темы сочинений, планы сочинений. Предлагается работа по подбору вступлений и заключений к выбранной теме сочинения. Также представлен подбор цитат из текста поэмы. Конспект поможет учителю сориентировать учащихся в выборе темы для своих сочинений и даст рабочие материалы учащимся.

Тема: Подготовка к сочинению по поэме

Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинений по предложенным темам.

Развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие устной речи учащихся.

Воспитать творческий подход к написанию творческих работ.

Слово учителя о целях урока

Составление планов сочинений

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

Подбор обрамления (работа в группах)

Перед вами 4 вступления и 4 заключения распределите их по темам сочинений. Одно вступление и одно заключение лишнее.

4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня.

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

. Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков. . Казалось, что слова людей Забыл я.

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока: подготовка к сочинению

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

- О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

(М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Ученик работает с текстом

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2.откровенное признание в чем-нибудь

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

- Что для Мцыри свобода?

- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

- Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

- Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Исследование текста.

- Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?

Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины.

- Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии.

- Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига.

I Вступление.

Герой романтической поэмы

II Основная часть.

Мцыри - романтический герой

Основные черты характера Мцыри выражены:

А) окружающей обстановкой;

Б) в исповеди-монологе;

В) через цепь поступков;

Г) через художественные средства

4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Критики о Мцыри

III Заключение.

Чем меня привлекает Мцыри?

Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).

1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.

Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?

2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы.

— Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.

— Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.

- Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)

Правила цитирования (запись в тетради):

а) цитата, как правило, заключается в кавычки;

б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;

в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.

ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.

Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Что значило жить в представлении Мцыри?

3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?

4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

1.Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

2.За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня.

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.

Подбор цитат

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

. Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков. . Казалось, что слова людей Забыл я.

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе.

- выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;

- выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;

- рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;

- развивать навыки анализа текста, характеристики героев;

- привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;

- воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос;

- воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

Оборудование: проектор, колонки.

… прекрасна ли земля:

… для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?


1. Организационный момент.

Работа по произведению.

Опрос учащихся.

- Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

- Когда-то Мцыри задал вопрос

… прекрасна ли земля:

… для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов: герой и люди, герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

Образ главного героя поэмы.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

- Как жил Мцыри в монастыре?

Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.

Характер и мечты юноши-послушника.
- Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

- Какова цель побега?

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.
А) Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет мы рождены.


Б) Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть не знакомой, но родной.


В) Я мало жил, и жил в плену,
Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Пройти в родимую страну

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”.
Про милых близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…

Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он

отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.
Слайды 13-14.

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

- Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

в монастыре

от келий душных и молитв;

монастырь – плен, тюрьма

причудливые горные хребты;

чистый небесный свод;

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

- Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

- Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.

Описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом.

- Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущности.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Г) стихотворения Горация.

2. В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога;
Б) раскаяние, смирение;
В) защита прав человека на свободу.

3. Определите жанр произведения.
А) баллада;

4. Выделите черты реализма в поэме.
А) бурная, неистовая природа;
Б) гибель героя;
В) герой одинок и не понят миром;
Г) введение сна героя в сюжет поэмы;
Д) мотив борьбы, мятежа.

5. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря;

Б) встреча с грузинкой;

В) бой с барсом;
Г) гибель Мцыри.

6. В исповеди Мцыри звучит:
А) негодование;

Б) смирение, покаяние;

В) утверждение своей правоты;

Г) отказ от бесплодной борьбы.

7. В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
Б) тоска по воле;
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Выучить отрывок наизусть.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите

Гиперболы :

О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Метафоры :

Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Каменные объятия,

следы небесных слез;

деревья, шумящие свежей толпой;

кудри виноградных лоз…

Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком,
хребты курилися, как алтари;

снега, горящие, как алмаз;

небесный свод чист, как ангела полет.

Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
Пышные поля,

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature.docx 42.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Константиновка

Методическая разработка урока литературы 8 класс.,

Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.

Тема: Мцыри- романтический герой.

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Работа в группах

Элементы проблемно- личностного обучения .

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.

Достижение образовательных предметов.

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри !

І. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Эиграфом нашего урока стали слова Белинского.

-Какое слово для вас непонятно?

Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.

- О какой натуре Мцыри говорит Белинский?

- О свободолюбии, -какому направлению в литературе свойственно это качество

-В литературе оно свойственно романтизму.

-Значит, тема урока?

-Какова цель урока?

-Дать характеристику образу юноши-мцыри, дать оценку его поступкам, а главное ответить на проблемный вопрос:

- Итак, мы сформулировали проблемный вопрос.

-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?

(Начало оформления фишбоун. 13 слайд в режиме анимации ).

-Давайте начнем заполнять фишбоун, напишем наш проблемный вопрос в начало фишбоун.(этот метод японского профессора Ишикавы, в переводе означает скелет рыбы)

Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы, которые будут называться:

ІІ. Введение в замысел урока.

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

Следует отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно играл на скрипке и флейте, увлекался шахматами, был хорошим математиком, а также талантливым художником. О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов.( Катя)

1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике ( презентация

Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и

поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, -

"Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"),

"Вид горы Крестовой",

Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).

Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее М.Ю Лермонтова

-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?

История создания поэмы.

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

Слово учителя: Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Давайте вспомним о политических событиях, которые проходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Об этом нам расскажет представитель группы историков.( Надя…)

Тема произведения ? изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.

Идея произведения? борьба за свободу, протест против, сковывающих человеческую личность общественных условий.

  • Жанр произведения? (поэма)
  • Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)
  • От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)
  • В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)
  • Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)
  • Кому исповедается Мцыри? (черницу)
  • Чем заканчивается поэма?

Работа в группах

-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)

Работа в группах.

назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание).

определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?

Жизнь в монастыре

грусть, одиночество, гордость

Побег из монастыря.

хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

Пейзаж на свободе.

радость, легкость, наслаждение

Встреча с грузинкой.

Встреча с грузинкой. –чувства, любовь

храбрость, жестокость, упивался борьбой

Опять монастырская стена.

отчаяние, несбывшиеся надежды

прощание с жизнью, желание умереть

Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части

Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость

Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение

Встреча с грузинкой. Чувства,любовь

Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой

Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды

Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть

-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм .

Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.

-Какие отличительные черты героя этого направления?

Ответы на вопросы.

3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун)

- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

Ответы на вопросы :смелость, упование борьбой, жестокость

Вывод. Слово учителя.

3адание 3.4 Компаративный анализ текста.

Одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.

Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.

Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.

Работа с текстом. Работа в парах.

Найдите в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.

Слово учителя. Вывод.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать в тетрадях):

  • Сильные чувства (страсти).
  • Отвержение законов, которым подчиняются другие.
  • Одиночество.
  • Гордыня.
  • Недовольство своей жизнью.
  • Бунтарство.
  • Презрение к окружающим и к миру.
  • Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).

- Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

(оформление нижней части фишбоун).

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

- Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

- О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?

Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун).

-Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, - это типичные образы романтических героев.

-Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?

Вывод: романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.)

Вывод:в конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Вывод:поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Вывод: появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? (Прошло 205 лет со дня написания поэмы)

ВЫВОД : ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.

1. Составление синквейн по образу Мцыри.

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

V. Домашнее задание:

Читайте также: