Сочинение образ города в истории одного города

Обновлено: 30.06.2024

В сюжетах, которые показывает автор, видно и пересечения с реальными историческими эпизодами. Например, то что Глупов гулял по выгодным землям, пересекается с тем, как особы царственного дома путешествовали по разным землям, суда можно отнести и Потемкина, который устроил Екатерине Второй путешествие в Крым.

Угрюм-Бучуев становится самым выделяющимся градоначальником, многие видят в не облик Аракчеева, а также большое сходство с образом Николая Первого. Именно этому градоначальнику пришло в голову переустроить существующий город Глупов, ради этого ему пришлось бы остановить течение реки. При этом течение реки становится примером неисчерпаемой силы народа, которую нельзя исчерпать и остановить. Они готовы бороться за собственное мнение. И сколько Угрю-Бучуев не издевался над простыми жителями, они все равно живут и стараются изменять историю, которая твориться народом, а не отдельными личностями.

Сначала Глуповцы очень боялись градоначальника, а потом решили вершить историю самостоятельно. Но решили не брать власть в свои руки.

Множество исторических, социальных и политических аспектов нашли своё воплощение в данном романе, который на данный момент является востребованным и популярным.

Другие темы: ← По сказке Дикий помещик↑ Салтыков-ЩедринАнализ сказки Дикий помещик →

Начнём с того, что город Глупов, по решению градоначальника Угрюм-Бурчеева, было решено назвать Непреклонск. В портрете проглядывается твёрдость и упорство непреклонного главы города. И хотя в портрете Угрюм-Бурчеева современники угадывали лицо Аракчеева, возможно проследить некоторое сходство с великим отцом народов Сталиным. Даже псевдоним вождя просто символизирует непреклонность. А его стрижка? А его китель? Но более всего вызывает удивление строгий режим, распорядок дня, которому подчиняются все от мала до велика, те обязательные работы, выполняемые всеми взрослыми гражданами города.

Все жители обязаны были бы не только действовать, но и думать совершенно одинаково. Всё подчинялось строгим и совершенно обязательным правилам, законам, регламентам.

В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков… Школ нет и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется… Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю — все по команде.

Заканчивается книга Салтыкова-Щедрина зловеще. Пришло Оно и снесло весь город с лица земли. Стихия, несущая не только разрушение, но трепетное отношение ко всему, что нарушает естественный ход вещей, уничтожила Угрюм-Бурчеева и весь его Непреклонск. Пророческий смысл этой антиутопии стал ясен только сейчас, и мы можем оценить всю силу боли и гнева писателя, предвидевшего мрачные катаклизмы в развитии общества.

Читаемое в разделе:

  • Актуальность и правда жизни в сказках Салтыкова-Щедрина
  • Сочинение на тему: Сатира Салтыкова-Щедрина
  • Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина на примере сказок

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

  • Актуальность и правда жизни в сказках Салтыкова-Щедрина
  • Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина на примере сказок

Образец 4

Он в свое время вызвал массу споров и противоречий. Критики порой давали абсолютно противоположные оценки. Некоторые не скрывали свое восхищение перед мастерством автора, другие всячески клеймили, называя русофобом. Чью сторону следует принять?

Роман имеет интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит намеками на разных правителей России. То есть, эти начальники представлялись в образе одного из императоров.

Некоторые начальники вовсе были похожи на роботов. Подчеркивается их туголобость. Кто-то непрестанно проводил реформы, только ухудщающие жизнь в городе. У кого-то голова была похожа на фарш и в один прекрасный день ее съели.

Роман содержит общую канву описания в том, что ни один начальник так и не проявил себя, как умный чиновник. Вся их деятельность сводилась к самодурству и самоуправству. Они бесчестно грабили народ, забирая у него последнее. Коррупция и бюрократия достигли невиданных масштабов.

Самое страшное, что произведение имело реальную историческую подоплеку, и типичный Глупов мало отличался от типичной Костромы, например. Потому и так взъелась на него цензура: она прекрасно понимала, что автор пытается донести и над кем он смеется.

Автор не понаслышке знал государственную кухню, ведь он сам долгое время служил чиновником, поэтому образы так правдивы и описывают суровую действительность невероятно точно.

По сути, город Глупов – это собирательный образ любого российского губернского города тех лет. И автор между строк напоминал, что давно уже пора заняться реформами и уничтожить негативные последствия борократизма.

Другие сочинения: ← Философская лирика Тютчева↑ ДругиеНарод и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина →

Популярные сочинения

Второстепенные персонажи романа


  • Никодим Осипович Иванов. Общеизвестно, что этот человек был невысок и трудился во время наличия огромного числа законов и уставов. Его мозги не выдержали работы, и он умер от невозможности осилить очередной закон.
  • Амадей Мануйлович Клементий. В своей родной Италии трудился на кухне, прекрасно готовил макароны. В Россию он попал с герцогом Курляндским в роли повара. В дальнейшем ему выдали соответствующий чин, и он смог стать градоначальником Глупова. Он заставлял жителей готовить макароны, чем и стал знаменит. Был отправлен в ссылку за предательство.
  • Фотий Петрович Ферапонтов. Бригадир. В прошлом являлся цирюльником герцога Курляндского. Настойчиво воевал с должниками. Настолько обожал зрелища, что постоянно фигурировал, когда кого-то избивали розгами. Его загрызли собаки в лесу.
  • Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев. Капитан-поручик из лейб-гвардии. Он характеризуется безрассудной храбростью, что помогло ему даже взять город. Был уволен с громким скандалом.
  • Ламврокакис. Мигрант из Греции. Не имел ни имени, ни отчества, ни чина. До прибытия в город он продавал на рынке греческое мыло, губку и орешки. Он являлся приверженцем классического образования. Его обнаружили в кровати, заеденного клопами.
  • Иван Матвеевич Баклан. Бригадир. Был очень высоким. Кичился происхождением от Ивана Великого. Был сломан пополам во время шторма.
  • Богдан Богданович Пфейфер. Сержант гвардии, уроженец голштина. Ничего не сделав, был сменён за невежество.
  • Маркиз Антон Протасьевич де Санглот. Уроженец Франции и друг Дидерота. Был легкомысленным и обожал распевать неприличные песни. Его уволили в 1772 году.
  • Онуфрий Иванович Негодяев. Происходил из простой крестьянской семьи, в прошлом он был топщиком печей. Ликвидировал мощёные улицы, а из полученных камней построил множество памятников. При его правлении Глупов начал загнивать, а народ стал совсем диким и оброс мехом. Его уволили с поста градоначальника в 1802 году.
  • Ксаверий Георгиевич Микаладзе. Князь-черкашенин, из рода любвеобильной княгини Тамары. Добрый и терпеливый мэр. Первым начал общаться с народом без брани. Обладал приятным внешним видом и любил представительниц прекрасного пола. При Микиладзе население Глупова возросло практически в два раза. Скончался от физического истощения.
  • Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио. Французский уроженец. Часто наряжался в женское платье и ел лягушек. Оказался девушкой. Выселен за границу.
  • Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский. Майор. Заехал в город на белом коне, уничтожил гимназию и ликвидировал науки.

Проницательный читатель, хорошо знающий историю России, может заметить, что у каждого героя есть реальный прототип из рядов политиков. Таким образом, он намекает на то, что на Руси к власти нередко приходили именно такие недостойные уважения люди. Вот почему этот роман долго имел статус запрещённого.

Главные персонажи

В сочинении есть наиболее значимые градоначальники города Глупова. Они отличаются более длительным правлением и ярким типажом. Период их власти, как правило, отличался каким-нибудь абсурдным нововведением.

Главных героев можно включить в список следующих градоначальников:

Сочинение на тему “Власть и народ в “Истории одного города” (Салтыков-Щедрин М. Е.)”

Вариант 2

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Вечная тема

В центре сюжета романа – конфликт между глуповцами и градоначальниками, которые по очереди приходят к власти, но жизнь горожан от этого существенно не меняется… Люди не понимают, в чём корень проблемы – они не хотят понять, что ответственность за собственное благополучие должна быть обоюдной. Никакая власть не сделает человеческую жизнь лучше или хуже: необходимо разумное сотрудничество. Самосознание горожан слишком незрело, они ищут того, кто возьмёт ответственность за их жизни,благополучие. Как малые дети, глуповцы наивно верят в кого-то большого и умного, кто возьмётся заботиться о них.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин по праву считается одним из замечательных русских писателей второй половины XIX века. Автор сатирических произведений, он остро и едко высмеивал пороки российской жизни. Он осуждал лицемерие, не терпел лжи и фальши, боролся за торжество общественной справедливости, за победу добра над злом.

Гневное острие своей сатиры Щедрин нередко направлял на разоблачение самодержавно-бюрократического строя. “История одного

“История одного города” написана от имени глуповских летописцев, запечатлевших самые важные деяния местных правителей с 1731 по 1826 год. Но Глупов – город условный. В его описании угадываются черты то деревни, то уездного городка, то губернского города.

А в истории Глупова отражены события и древней Руси, и более поздние, в том числе современные Салтыкову-Щедрину.

Жизнь города Глупова, как она изображена Щедриным на протяжении веков, это “жизнь, находящаяся на грани безумия”. Поэтому она показана в уродливо-комическом

В главе “Органчик” описано, как Глупов оказался под управлением безголового градоначальника, которого жители встречают с восторгом. Они продолжают ему повиноваться, хотя порой он издает просто-напросто бессмысленные звуки. “Как ни потрясло их… зрелище, они не увлеклись ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, предоставляемыми анархией, но остались верными начальстволюбию…” Глуповцы, высказав друг другу соболезнование, “спокойно разошлись по домам и предались обычным своим занятиям”.

В “Сказании о шести градоначальниках” показана кровопролитная борьба за власть между претендентами на глуповский престол. Каждый раз при смене власти “обыватели вновь поздравляли друг друга, лобызались и проливали слезы”.

Не избежал Глупов влияния правителей-новаторов, В годы их правления то вводятся медоварение и пивоварение, то становится обязательным насаждение горчицы и персидской ромашки. Беды нет в том, что за это время “ни один глуповец не мог указать на теле своем места, которое не было бы высечено”, что хозяйство их разоряется, люди умирают. “Глуповцы все жили, все жили”.

Периодически на них обрушиваются стихийные бедствия в виде голода, пожаров. Не лучше природных катаклизмов и путешествия начальства по подвластным им землям, Глуповцы по-прежнему переносят это с покорностью: “Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!”

Чувствуя потребность на некоторое время облегчить жизнь Глупова, начальство иногда дает городу “либеральных” правителей, В эти недолгие периоды квартальные “не каждого прохожего хватают за воротник”, градоначальники меняют законы по своему усмотрению и даже не вмешиваются в обывательские дела.

Эпоха “либерализма” сменяется временами распущенности нравов и идолопоклонством, на смену которым приходят годы реакции. Борьба с людьми здравомыслящими проходит под лозунгами возврата к религии, нравственности и общественному спокойствию.

История Глупова завершается попыткой обратить город в военную казарму, а жителей – в солдат, марширующих под барабанный бой с утра до вечера. Все идет к тому, что долготерпение жителей должно вот-вот лопнуть. Но революции не происходит – Угрюм-Бурчеева сметает природный катаклизм.

В истории Глупова на смену фантастическим сценам и гротеску приходят картины, как бы списанные автором из окружающей жизни. Многие образы и эпизоды романа имеют реальных прототипов или действительные факты истории России. Благодаря этому Салтыкову-Щедрину удалось создать такие типические образы и общественные ситуации, которые характерны не только для прошлого, но и для настоящего. Писатель помогает нам извлечь уроки из исторического прошлого.

Начиная писать “Историю одного города”, Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии. Таким образом, “История одного города” — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, “ведущие свой род от древнего племени головотяпов”, не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно “начальстволюбивы”. “Испытывающие безотчетный страх”, неспособные самостоятельно жить, они “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — “не потерплю” и “разорю”. Вполне “обычны” в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, “при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей”. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. Стремясь реализовать свой “систематический бред”, Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой. Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности
“История одного города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России. Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия) , который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. ”. Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме. В романе пишется о городе, который поменял многочисленное количество начальников, но никто из них не смог сделать для города что-то хорошее. Салтыков-Щедрин высветил в своем произведение реальность, переплетенная с фантастикой.

Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупов то, как о столице то, как о провинциальном маленьком городке, то вообще называет деревней. Автор собрал все слои населения и описал разное время для города. Михаил Евграфович пишет о том, что город стоит на болоте, а в другое время он стоит на семи холмах.

Но в романе еще описаны и жители этого самого города, которые бездействуют. Они не делают абсолютно ничего для того чтобы изменить ситуацию в своем родном городе и в своей жизни. Народ просто наблюдал за тем как сменяется несметное количество начальников и как они разрушали город и параллельно их жизнь. Жители города лишь подстраиваются под каждого нового начальника и не хотели выбраться из этого круга несправедливости. Можно подумать, что сами жители не хотят для себя хорошего градоначальника, а довольствуются теми, что есть.

Каждый начальник по своему деспотичен к народу, а народ в свою очередь уже смирился со своей участью. Последний градоначальник, который решает разрушить город и возвести его заново. Взгляд Угрюм-Бурчеева наводит ужас на горожан, и они идут вслед за ним безоговорочно. Строительство так и началось, и горожане остались на руинах собственного города.

В своем романе Салтыков-Щедрин смог ярко описать проблемы общества и государства.

Вариант 2

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Сочинение по рассказу История одного города

Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов. Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.

Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.

Безумство и ни кому не нужные реформы создавали в стране хаос и беспорядок, люди становились нищими, наступала разруха. А монархи пребывали в постоянном состоянии то пьянства, то войны и до обычного народа им не было никакого дела. Постепенная череда ошибок со стороны власти привела к тяжелым последствиям, о которых с сарказмом и сатирой повествует автор. В конечном итоге, смерть, настигшая последнего правителя Угрюм-Бурчеева, из-за которой обрывается повествование, дает надежду русскому народу на изменение жизни к лучшему.

Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.

Россия — это народ, тот самый, что не умел жить по своей воле, про­гулял ее и пожелал себе кабалы. Щедрин пытается понять истоки крепо­стной зависимости народа от господ и раболепства прежде свободного люда. По своей воле отдали свободу на бесчестие и поругание, закрыли души свои и сердца.

Но в том-то и дело, что Россия, а с ней и весь народ, находилась в за­висимости от малочисленной верхушки, чье неоспоримое превосходство ощущалось на протяжении веков. Засечь, убить стремление к освобож­дению, перекрыть доступ вольных мыслей, но требовать исполнения глупых приказов и работы с утра до ночи, заставлять терпеть нищету и голод — таковы деяния сановников, чью власть осознавал долгие годы русский народ.

Может быть, в этом и заключена тайна России: жить во что бы то ни стало, жить, несмотря ни на что, жить!

Пройдя долгий путь к откровению и пониманию истины, многостра­дальный народ вдруг пробудился, обруганный, изнуренный и уничто­женный, но не побежденный. Он еще преодолеет все, что встретит в жиз­ни, посмотрит на себя со стороны, спохватится, искоренит зло и спра­вится с самой трудной задачей — сохранит Россию и приумножит ее бо­гатства.

Россия, чью историю сатирически проанализировал писатель, — са­мая чудесная страна, и живет в ней самый замечательный народ, не разу­чившийся за многовековую историю свою верить, любить и надеяться.

Здесь искали:

  • сочинение история одного города
  • размышление о судьбе россии ее прошлом настоящем и будущем
  • история одного города сочинение

Образец 4

Он в свое время вызвал массу споров и противоречий. Критики порой давали абсолютно противоположные оценки. Некоторые не скрывали свое восхищение перед мастерством автора, другие всячески клеймили, называя русофобом. Чью сторону следует принять?

Роман имеет интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит намеками на разных правителей России. То есть, эти начальники представлялись в образе одного из императоров.

Некоторые начальники вовсе были похожи на роботов. Подчеркивается их туголобость. Кто-то непрестанно проводил реформы, только ухудщающие жизнь в городе. У кого-то голова была похожа на фарш и в один прекрасный день ее съели.

Роман содержит общую канву описания в том, что ни один начальник так и не проявил себя, как умный чиновник. Вся их деятельность сводилась к самодурству и самоуправству. Они бесчестно грабили народ, забирая у него последнее. Коррупция и бюрократия достигли невиданных масштабов.

Самое страшное, что произведение имело реальную историческую подоплеку, и типичный Глупов мало отличался от типичной Костромы, например. Потому и так взъелась на него цензура: она прекрасно понимала, что автор пытается донести и над кем он смеется.

Автор не понаслышке знал государственную кухню, ведь он сам долгое время служил чиновником, поэтому образы так правдивы и описывают суровую действительность невероятно точно.

По сути, город Глупов – это собирательный образ любого российского губернского города тех лет. И автор между строк напоминал, что давно уже пора заняться реформами и уничтожить негативные последствия борократизма.

Другие сочинения: ← Философская лирика Тютчева↑ ДругиеНарод и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина →

Князь и его наместники

И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.

Вместо себя он послал наместника новатора-вора и дал название Глупову.

Эти герои – воплощение глупости, самоуверенности и безответственности власть имущих, которые заботятся не о народе, а о своем доходе. Их правление пагубно отразилось на городе и направило его историю в еще более смутные времена, которые автор описывает в следующих главах.

Брудастый Дементий Варламович

История Брудастова была написана первой, именно ее автор зачитывал друзьям, чтобы узнать их мнение о его задумке. Эта глава была встречена восторженно в либеральных кругах, поэтому писатель решил не останавливаться на достигнутом и работать дальше.

Позже выяснилось, что у него в голове по дороге отсырел механизм, и вся система зациклилась на уже упомянутых словах. Органчик в голове сломался прямо перед толпой обывателей: часовщик смог починить ее лишь на время, а потом голова зашипела, и голос оборвался. Позже он же представил доклад, что чинил и чистил этот инструмент, но настоящих мыслей он иметь не может, хоть и работать будет исправно. Но для этого нужно заказать из города новую голову. Пока ее везли, в городе разгорелся бунт, и в результате в городе появились два градоначальника: с новой, но перепачканной в дороге головой, и со старой, которая говорила лишь две реплики. Смерив друг друга взглядом, два органчика смогли восстановить порядок в городе, ведь, увидев такое, люди разошлись.

Этот образ символизирует невежество и формальность чиновников, которые настроены только на несколько команд, но не на эффективное управление. Органчик в голове отражает систему воспитания, ведь в России того времени была кастовая система, и дети с пеленок были поставлены на определенную службу по блату. Так было и в царской семье: ребенка учили быть не человеком, а царем. В его голове был только один органчик, а все прочее изымалось за ненадобностью.

Шесть градоначальниц

Все эти события сопровождались многочисленными кровавыми жертвами и хищениями из казны. Такие же последствия наблюдаются и в реальной истории эпохи дворцовых переворотов, ведь страной действительно правили иностранки, подверженные влиянию фаворитов и любовников. Эту позорную страницу автор воспроизвел, сатирически обыгрывая сомнительные права на престол, которые не давали дамам реальных оснований для захвата трона. Их тщеславная гонка за титулом и горностаевой мантией привела Россию к застою: новому витку закрепощения крестьян, восстаниям и бунтам, участию российских солдат в сомнительных военных операциях. В книге же эти события перечислены не в таком удручающем размахе, зато их гротескное описание внушает читателю ужас и презрение.

Двоекуров Семен Константиныч

Двоекуров стал владыкой Глупова после междоусобной борьбы его граждан за престол. Он был послан, чтобы навести порядок в этой местности, где в результате анархии погибло много людей. Однако этот градоначальник, как и все прочие, не годился для ответственной должности, и автор сатирически перечисляет его заслуги, принижая каждую из них до абсурда.

Таким образом, Салтыков-Щедрин смог передать в образе Двоекурова особый тип русского политического деятеля – ленивого и нерешительного вольнодумца, который выступает за реформы, но не может осуществить их, даже будучи царем.

Фердыщенко Петр Петрович

Бывший денщик князя Потемкина. При не весьма обширном уме, был косноязычен. Недоимки запустил; любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году от объедения.

Бородавкин Василиск Семенович

Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

Таким образом, образ Бородавкина – отражение неприглядной сущности царского режима, который опирается только на штыки. Подобные ему чиновники, как правило, становятся деятелями исполнительной власти, всегда готовыми замарать руки в народной крови. Символом их натуры в произведении является наглухо застегнутый мундир, за которым нет места сердцу.

Негодяев Онуфрий Иванович

Бывый гатчинский истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов. Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым, Чарторыйским и Строгоновым насчет конституций, в чем его и оправдали последствия.

Микаладзе, князь Ксаверий Георгиевич

Черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность, и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Умер в 1814 году от истощения сил.

Микаладзе представляет такой тип градоначальников, которые демонстрируют изысканность манер, но не могут подкрепить ее чем-то большим. Они красивы снаружи, но пусты изнутри, и из-за этой пустоты под их крылом процветают невежество, нищета и несправедливость – отличительные свойства авторитарного общества. Зачем автор изобразил образ Микаладзе? Есть ли у него прототип? Ответить на эти вопросы позволит точная характеристика чиновника.

Прототип Микаладзе сложно установить точно, но я нахожу в его образе черты Константина Романова. Он должен был стать российским императором, но отказался от престола из-за любви к польской дворянке. Из-за этого отказа декабристы вышли Сенатскую на площадь, ведь не хотели видеть на троне Николая Первого, который славился только военной выправкой. Однако и Константин не был идеальным кандидатом на должность царя. Некоторые исторические источники утверждают, что он домогался многих знатных женщин, и в одном из случаев отказ его не остановил. Поэтому он и не захотел стать императором, ведь этот статус мешал бы ему предаваться разврату.

Беневоленский Феофилакт Иринархович

Был мудр и оказывал склонность к законодательству. Предсказал гласные суды и земство. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой, по субботам, едал пироги с начинкой. Вновь ввел в употребление, яко полезные, горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, от коего и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году, за потворство Бонапарту, был призван к ответу и сослан в заточение.

Судьба Беневоленского повторяет участь Сперанского: они оба кончили жизнь в опале из-за политических интриг. Известного реформатора тоже скомпрометировали и отправили на принудительный отдых, и все его инновационные проекты забылись на многие годы. Но даже если законы эти нашли бы иное употребление, не решилась бы главная проблема: общество не готово к конституции, насажденной сверху, так как путь к демократии начинается снизу – с тех людей, от труда которых реально зависит благополучие страны.

Прыщ Иван Пантелеич

Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

Прототип Прыща точно не определен, но я думаю, что его повадки напоминают образ жизни Петра Третьего, который совсем недолго пробыл у власти, потому что его жена, Екатерина Вторая, организовала переворот. Интересно то, что император был убит ударом в голову: ему раскроили череп табакеркой. Но на смерти сходства правителей не заканчиваются: Петр Третий предпочитал работе отдых, все время тратил на увеселения и светские забавы. Также жил и Прыщ, разве что был гораздо старше своего прототипа. Возможно, писатель хотел описать будущее такого начальника.

Иванов Никодим Осипович

Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

Об Иванове автор написал всего несколько абзацев, но такая краткость явно указывала на особенности нового типа градоначальников, который описал Салтыков-Щедрин. Так, Никодим Осипович получил самую типичную и распространённую фамилию, которая говорит о том, что таких Ивановых в сфере государственного управления очень много. Действительно, все, что мы о нем знаем – это демонстрация заурядности способностей, которая встречается повсеместно. Герой даже умер от того, что не смог понять сенатский указ. Казалось бы, к чему показывать человека, типаж которого уже давно известен и не раз описан? Зачем уделять ему, такому банальному и неинтересному, даже несколько абзацев? Разобраться поможет характеристика градоначальника Иванова.

Так, Иванов стал символом эпохи, когда количество законов так и не перешло в качество, а накапливалось как снежный ком. Это существенно затрудняло управление страной, ведь все эти бумаги служили лишь возможностью для тщеславной демонстрации власти. Но для народа никакой пользы такие законы не принесли, что и высмеивает писатель-сатирик.

Дю Шарио Ангел Дорофеевич

Французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею. Выслан в 1821 году за границу.

Дю Шарио представляет собой образ градоначальника, который видел во власти лишь источник неиссякаемого наслаждения. Он прибыл в город, чтобы откормиться и организовать нескончаемый пир, где люди позабудут все приличия и традиции. При его правлении Глупов погрузился в разврат, забыл о вековых нравственных устоях. Люди начали покланяться языческим богам, строить Вавилонскую башню и продавать стариков в рабы. Так, на примере виконта писатель показал, к чему ведет народ развращенность правящей элиты.

Образ виконта Дю Шарио не так сильно связан со своим предполагаемым прототипом. По сути, под его характеристику попадает каждый второй вельможа, проматывающий баснословные капиталы, заработанные кровью и потом его крестьян. Видимо, именно такой тип людей часто встречался во власти в ту пору, что и сформировала впоследствии негативный имидж царизма.

Грустилов Эраст Андреевич

Статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

В финале Грустилов ударился в другую странность: он надел вериги, стал богомольцем и страдальцем, поддержал нищих и юродивых, которые видели причину голода в том, что душа градоначальника спит от наслаждений и праздности. Вместе они сжигали ученые труды, бегали по улицам с сомнительными ритуалами и песнопениями, чем довели город до полного погружения в абсурд. Наигранное покаяние градоначальника не спасло его, а лишь укрепило в городе власть новой фаворитки (жены аптекаря). Этот пример демонстрирует ведомость власть имущих, которые не имеют моральных и интеллектуальных сил для осмысленного правления.

Таким образом, автор высмеивает пороки правителей и их неумение обуздывать свои страсти. Также под сатирический удар попали цари, оказавшиеся под влиянием фаворитов, провидцев и других мошенников, которые манипулировали ими и меняли ход истории России по своей прихоти. Это и деятели эпохи немецкого фаворитизма, и Петр Третий, и многие другие венценосные особы.

Угрюм-Бурчеев

Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

Читайте также: