Сочинение образ данилы мастера

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Шумихина Т.Н.

Цель: знакомство со сказом П.П.Бажова, особенностями жанра сказа. Обучение аналитическому чтению, анализ образа мастера в произведении.

-уважения к прошлому своего народа;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к человеку труда;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения в разных жизненных ситуациях;

-уважительное и заботливое отношение друг к другу.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, и делать выводы;

-владение навыками смыслового чтения;

-умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

-знание содержания сказа П.П.Бажова; знать особенности сказа;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; характеризовать его героев.

- владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Регулятивные: уметь определять тему урока; вступать в диалог при анализе произведения; вести монолог; воспринимать чужую точку зрения и выражать собственную позицию.

Коммуникативные: выстраивать продуктивное речевое высказывание и четко выражать свои мысли.

Познавательные: извлекать информацию из текста; уметь ответы на поставленные вопросы с учетом полученных знаний; расширять лексический запас слов.

1.Организационный момент . Учитель приветствует учащихся, организует начало урока и настраивает учащихся на учебную деятельность.

2.Вводная беседа. Актуализация знаний .

Вступительное слово учителя.

Дома вы читали произведения П.П.Бажова. Это необычные произведения. Какие чувства вы испытали при чтении произведений П.П.Бажова? ( ответы учащихся по личным впечатлениям от прочитанных произведений).

Перед нами особый жанр художественных произведений. Это сказы. А что напоминают вам сказы ? (ответы учащихся) Вы верно заметили, что в сказе есть сказочные элементы. Сказ и сказка - это одно и тоже? Давайте вспомним, что такое сказка. Это вы уже знаете.

( учащиеся называют особенности сказки).

По определению словаря С.И. Ожегова – Шведовой сказ – это

1)народное эпическое повествование ( Сказ о народных героях.)

2.в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова, Бажова).

Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.

Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики.

2.Что должно родить сочетание камня и цветка ? (Красоту, возможность этой красотой любоваться ).

3.А кто создает эту красоту в сказе? (Мастер . Мастеровой - 2. в знач. сущ. мастеровой , - о́го , м. Рабочий, ремесленник.)

4.Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать мастер?

(учитель записывает на доске качества, которые называют ученики: трудолюбие, упорство, старательность, смекалка, сообразительность и т.д.).

5.О чем же мы сегодня поведем разговор? ( Ответы учащихся: о мастере, создающем красоту из камня, о его жизни и труде).

3. Изучение нового. Работа с текстом.

1.Чтение текста (читаем 1-2 абзац). Какую информацию читатель извлекает из прочитанного?

Признаки сказа:

Реальные люди – мастера (Прокопьич).

Лексика (диалектная, разговорная)

Ученики работают со словами (определяют значение слов) :

на славе – славились

по каменному делу – мастера по работе с камнем

вожгались – возились, упорно трудились

в пожилых годах – немолодой, имеющий жизненный опыт.

2.Интересен ли Бажову мастеровой человек?

( Да.Первый мастер-лучший – в пожилых годах)

3.Какую информацию о Прокопьиче вы узнали, читая сказ? (ответы детей по результатам домашнего чтения).

помытарит- помучает

Недокормыш: - худой, маленький, тщедушный.

Самостоятельная работа . Попробуйте свои впечатления и наблюдения о мастеровом человеке оформить в виде схемы, краткой записи в своих тетрадях.

Прокопьич – крепостной человек, на оброке.

Был груб с учениками

Вывод: Прокопьич обладал мастерством, которое в заводе ценили и уважали, но передавать свой опыт он не стремился .

4.Как случилось, что Данила Недокормыш стал учеником Прокопьича?

Ответы учащихся:Данила Недокормыш обладал огромной выносливостью, поэтому его решили отдать на обучение к Прокопьичу).

5.Почему Прокопьич не отказался от Данилы?

6. Таким ли жестоким показан нам Прокопьич в общении с Данилой?

(Ответы учеников: мастер не так строг; заботлив; приобретает зимнюю одежду;

позволяетДаниле вольную жизнь с рыбалкой, с забавами.)

7.Научился ли чему- либо Данила у мастера Прокопьича?

( Своими познаниями по каменному делу Данила удивил мастера.)

8. Удалось ли Даниле стать мастером? Попробуйте доказать или опровергнуть свое суждение примерами из текста.

Самостоятельная работа с текстом. Поиск информации в сказе. (работа может быть организована в парах или в группах).

Находят информацию в тексте. Оформляют эту информацию в тетради.

умеет работать по чертежу;

подбирает камень по цвету, рисунку;

наблюдает за травами и переносит рисунки природы на изделие;

желание в камне красоту природы показать.

изготовляет вазу: одну на заказ, вторую по своей задумке.

По окончании работы группы рассказывают о своих наблюдениях и выводах.

9.Кто называет Данилу мастером? Почему?

(Ответы учащихся: Медной горы Хозяйка оценила его смекалку; интерес к камню; наблюдательность; трудолюбие; но отсутствие творческой задумки (фантазии)не понравилось Хозяйке Медной горы. )

10.Почему Даниле не удалась его чаша?

( Ответы учеников: не соответствовала его авторскому замыслу; цветок получился неживой; Данила недоволен своим мастерством. Ему хотелось, чтобы камень передал красоту природы, чаша должна восхищать всех, кто на нее смотрит.)

11.Что мы можем сказать о крепостном мастере?

( Ответы учеников: разбирается в своем деле; любит свое дело; наблюдательный,

талантливый; творческий человек; трудолюбивый).

учитель обобщает сказанное учащимися

Рефлексия урока . В своем сказе Бажов показывает нам крепостного мастера, способного создавать произведение, которое бы радовало не только глаз, но и душу. Прокопьич и Данила - два крепостных мастера, которые любят свое дело, выполняют свою работу с душой. При этом мы видим, насколько тяжела жизнь крепостного человека.

Наблюдательный, трудолюбивый

Учится, создает, разбивает

Данила одержим каменным цветком

Разочарование

Итоги работы: читают свои синквейны, отмечают лучшие.

12.Актуальна ли тема мастера сегодня? (ответы учащихся: отметить ценность человека труда; труд развивает творчество и способности человека)

4. Оценивают свою деятельность на уроке (предложения в тетради )

1.Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке я понял…..

2.Мне показалось интересным…..

3.Моя работа на уроке заслуживает….

5. Домашнее задание:

История создания персонажа

Данила Зверев — прототип литературного персонажа

Данила Зверев — прототип литературного персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и Хозяйка Медной горы не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.

Писатель Павел Бажов

Писатель Павел Бажов

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках

Данила-мастер в сказке

Данила-мастер в сказке

Данила-мастер и Катя

Данила-мастер и Катя

Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы

Эти первостепенные качества вполне угадываются в образе Данилы-мастера, созданном Ильей Мехряковым. Он сам с упорством преодолевал взятую на себя нелегкую задачу по созданию монументальной скульптуры столь важного для проекта персонажа. Автор, работая с известняком, так же, как Данила, стремился выявить не только узнаваемую форму, но и своеобразную негромкую красоту уральского камня.

14 Комментарии

Без заголовка

Спасибо большое за информацию! У меня ребенку задали образ и никак мы не можем разобраться! Ещё раз спасибо. 😃😃😃

Аделина 31.03.2016 17:35:58

Работа для всех в Интернете Удаленная работа онлайн

Приветствую! предлагаю вам обратить внимание на материал по теме: Работа в интернете на дому Это подойдет Всем, кто хочет заработать в интернете онлайн например на дому для мам в декрете, домохозяек - совмещение. Или людям кто ищет работу удаленную онлайн. Переходите по ссылке ниже и узнаете все подробности Заработать онлайн fas.st/VPUID

Lenochkaet 20.02.2017 1:31:55

Данила-Мастер

Вообще-то очень хорошая информация спасибо ещё раз 😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁

Сабина 228 26.04.2017 18:32:03

мне надо было сказку саму

Мне долбаеб нужна была сама сказка а не описание

Гость 30.10.2017 9:38:18

Без заголовка

Прикольно

Кармилита 26.02.2018 22:14:21

Без заголовка

Спасибо

Гость 10.03.2019 18:50:02

Класс

Очень хорошо понятно

Гость 19.03.2019 16:20:14

Без заголовка

Без заголовка

Мне нужна была работа Данилки,в не какая то хуййняяяяяяяя так что фууууууууууу

Гость 02.04.2019 16:24:42

Без заголовка

Мне его судьба и жизнь нужна, а не описание

Гость 11.04.2019 19:01:25

Без заголовка

Спасибо очень круто

Гость 21.04.2019 16:35:04

Без заголовка

Мш мир з

И то Джим н 24.02.2020 14:55:18

Без заголовка

Мне нужно було характер его как мастера своего дела|Р

Гость 13.05.2020 13:56:20

Вы чо ДИБИлЫ?

Зачем говорить что ЕТО не то можно было посмотреть на другом сайте. 😠😠😠

Гость 28.02.2021 11:05:57

Павел Петрович Бажов – писатель, который, несомненно, прославил Урал на всю Россию. С тех пор, как был опубликован сборник его сказов "Малахитовая шкатулка", сменилось не одно поколение, и ассоциативный ряд "Урал – малахит – Хозяйка Медной горы" уже успел засесть у жителей постсоветского пространства где-то в генетической памяти. Думаю, ни для кого не секрет, что свои сказы Бажов не придумывал с нуля, а лишь литературно адаптировал слышанные им в детстве и юности местные былички и предания. Героев своих произведений он тоже предпочитал, что называется, "писать с натуры".

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы. Иллюстрация к сказу П. П. Бажова "Каменный цветок". По материалам из открытых источников

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы. Иллюстрация к сказу П. П. Бажова "Каменный цветок". По материалам из открытых источников

". вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки".

Данила Кондратьевич Зверев родился в 1858 году в деревне Колташи, расположенной практически в самом центре знаменитой самоцветной полосы Урала, протянувшейся к западу от города Реж . Зверев и вправду рано осиротел, потеряв родителей, а его воспитанием занимались дед с бабкой, старшие братья и сёстры. С самого детства он был слаб здоровьем, часто болел, рос худеньким и маленьким. За это соседи и сверстники прозвали его Данилой Лёгоньким.

На всех дошедших до наших дней снимках Данила Кондратьевич Зверев изображён уже в зрелом, если не сказать преклонном возрасте. Оно и немудрено – ведь фотография получила широкое распространение, когда горщику уже пошёл пятый десяток. По материалам из открытых источников

На всех дошедших до наших дней снимках Данила Кондратьевич Зверев изображён уже в зрелом, если не сказать преклонном возрасте. Оно и немудрено – ведь фотография получила широкое распространение, когда горщику уже пошёл пятый десяток. По материалам из открытых источников

"На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали – шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а всё у него оплошка выходит. Всё будто думает о чём-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то – вон где!".

В своих родных Колташах Данила пас коров, но, по его собственным воспоминаниям, отличался мечтательностью и задумчивостью. Последствия данная черта характера имела для мальчика самые что ни на есть плачевные – за недосмотр за стадом он не раз бывал жестоко порот. Дом, где Зверев провёл первую половину жизни, до наших дней не сохранился. Зато неподалёку от Колташей на берегу реки Реж имеется скала со смешным названием Ёжик. Говорят, в тени этого камня любил сидеть маленький Данила.

Околица уральского села Южаково, где во второй половине XIX века жил горщик Самойла Прокопьевич Южаков – прототип бажовского Прокопьича

Околица уральского села Южаково, где во второй половине XIX века жил горщик Самойла Прокопьевич Южаков – прототип бажовского Прокопьича

"Был в ту пору мастер Прокопьич. По камнерезному делу первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был. Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.

Только Прокопьич – то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли ещё что – учил шибко худо. Всё у него с рывка да с тычка. ".

Прокопьич тоже существовал в действительности. Его полное имя – Самойла Прокопьевич Южаков. Он жил в деревне Южаково, что в паре десятков километров к северу от Колташей. Именно Южаков стал наставником Данилы Зверева. Правда, уже здесь начинаются значительные расхождения исторических фактов с сюжетом бажовского сказа. Дело в том, что реальный Прокопьич был не камнерезом, а горщиком – так называли людей, которые искали и исследовали новые месторождения. По сути горщики были предшественниками современных геологов, хотя, в духе того времени, зачастую им приходилось выполнять гораздо более широкий круг "обязанностей".

Данила Зверев в уральской тайге, по которой за свою жизнь он отмахал немало вёрст. Фотография из открытых источников

Данила Зверев в уральской тайге, по которой за свою жизнь он отмахал немало вёрст. Фотография из открытых источников

Так что с малых лет Данила Зверев начал постигать мастерство горщика, а не камнереза. Кстати, есть версия, что он решил податься в горщики, чтобы "откосить" от армии. Якобы, его дед в молодости попал в солдаты, а домой вернулся уже глубоким стариком. Он внушил Даниле, что солдатская служба – тяжкое наказание, которого лучше бы по возможности избежать. В то время горщиков в солдаты не забирали: специалисты в горном деле приносили казне хороший доход.

И повадился он на медный рудник – на Гумешки-то. Когда в шахту спустится, по забоям обойдет, когда наверху камни перебирает.

Змеиную горку Данилушко хорошо знал. Тут же она была, недалеко от Гумешек. Теперь её нет, давно всю срыли, а раньше камень поверху брали. Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Все пласты видно, лучше некуда. ".

Уральские горщики и крестьянская артель "охотников" за самоцветными камнями в начале XX века. Фотография из открытых источников

Уральские горщики и крестьянская артель "охотников" за самоцветными камнями в начале XX века. Фотография из открытых источников

"Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу её признал. Сидит – молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:

Стоит ли говорить, что Хозяйку Медной горы Данила Зверев так и не встретил. Хотя бы потому, что на той самой Медной горе в окрестностях современного Полевского ни разу не бывал. Вместо Хозяйки он повстречал академика Александра Евгеньевича Ферсмана, который приехал в Колташи для изучения режевских месторождений. Эта встреча для Зверева стала почти такой же судьбоносной, как и для Данилы-мастера.

Копия карты Франции из уральского камня в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге

Копия карты Франции из уральского камня в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге

В Париже вот-вот должна была состояться Х Всемирная художественно-промышленная выставка. Специально для неё в России решили изготовить карту Франции методом флорентийской мозаики. Подбор камней для этой работы Ферсман порекомендовал поручить именно Даниле Звереву. Горщик из Колташей охотно откликнулся на приглашение, приехал в Екатеринбург, где поселился в доме сына своего бывшего наставника Самойлы Прокопьевича Южакова и принял самое деятельное участие в создании уникального экспоната. На выставке карта имела большой успех и получила высшую награду. В Россию мозаика в итоге так и не вернулась: от имени императора Николая II её подарили президенту Французской Республики Эмилю Лубе. Ныне она хранится в музее Второй империи в городе Компьень. А для Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге впоследствии была изготовлена её точная копия .

Ильменские горы на Южном Урале, на поиск подземных богатств которых Данила Зверев потратил не один год своей жизни

Ильменские горы на Южном Урале, на поиск подземных богатств которых Данила Зверев потратил не один год своей жизни

"Вот и стали Данило с Катей в своей избушке жить. Хорошо, сказывают, жили, согласно. По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать. И достаток у них появился. Ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь-ко, человек, и все парнишечки. Мать-то не раз ревливала: хоть бы одна девчонка на поглядку. А отец, знай, похохатывает:

"Так с той поры Данилушку и найти не могли. Кто говорил, что он ума лишился, в лесу загинул, а кто опять сказывал – Хозяйка взяла его в горные мастера. ".

В 1935 году престарелый Зверев тяжело заболел. Предположительно, у него случился инсульт, потому что у горщика повредились речь и сознание, а вся левая половина тела оказалась парализована. Прикованный к постели, Данила Кондратьевич прожил ещё три года и умер 8 декабря 1938 года в возрасте восьмидесяти лет.

Павел Петрович Бажов и Данила Кондратьевич Зверев в начале 1930-х годов. Фотография из открытых источников

Павел Петрович Бажов и Данила Кондратьевич Зверев в начале 1930-х годов. Фотография из открытых источников

Данила Зверев – не первый уральский горщик, о котором я рассказываю на страницах своего канала. Однажды я уже публиковал статью о Григории Китаеве – потомственном горщике , который посвятил всю свою жизнь изучению подземных богатств Урала. Ну а если уж речь зашла о сказах Бажова, нельзя не вспомнить о ещё одном знаковом персонаже уральского фольклора – Великом Полозе. О том, действительно ли гигантские змеи когда-то обитали в этих местах , я рассуждал в одной из предыдущих публикаций. Кстати, ещё одним хорошим знакомым знаменитого уральского писателя был маршал Георгий Константинович Жуков – с Бажовым он познакомился, когда командовал Уральским военным округом.

Читайте также: