Сочинение об идеальном острове утопия написал ответ

Обновлено: 04.07.2024

Утопия это рассказ о образцовой земле. Моя утопия будет выглядеть так.
На этом острове не будет свар и конфликтов, можно не работать, но соблюдать моральные принципы. У каждого жителя острова будет определенный участок земли.
На полуостров можно будет попасть не всем, только избранным. Не совершавших воровства и убийств. На полуострове осуществляются любые желания, кроме подченения воли человека

Брать желая бы идею о социализме, о братстве, о равенстве, о справедливости - о стране, просуществовавшей почти столетие и не смогшей удержаться на грозных просторах Истории - чем не тема для сочинении об утопии. Только тема тогда должна бы величаться "Наша утопия", для того, чтобы писать на тему "Моя утопия" по истории, ты ещё очень мало прожила, у тебя нет такового актуального опыта. Эта тема быстрее наводит на размышления о несбыточных фантазиях, мечтах молодой девицы, а не на нечто серьёзное на исторические темы.

Томас Мор придумал прекрасный остров с замечательными порядками. Сделать родную Англию похожей на свою Утопию Мору помешал топор палача.

Страна: Ангола

Одно из первых фантастических произведений в истории литературы написал не какой-нибудь щелкопер, а ближайший друг английского Генриха VIII, будущий лорд-канцлер Томас Мор. Как и многие писатели до и после него, Мор хотел в литературной форме описать казавшееся ему идеальным устройство государства. Для этого он придумал остров Утопия, затерянный где-то в Атлантическом океане.

12.16 Марка Утопия.jpg

Порядки государства, расположенного на этом острове, Мор записал якобы со слов путешественника Рафаэля Хитлодеуса, встреченного им в Антверпене. То, что там творилось, мало чем напоминало европейские страны. На острове царила демократия: почти все государственные должности были избираемыми. Правда, при этом страной правил несменяемый король. Все граждане были равны между собой. Правда, при этом существовали рабы, осужденные на неволю за собственные проступки. Утопийцы могли заниматься чем угодно. Правда, обязанностью являлся семичасовой ежедневный труд. Все религии были равны между собой. Правда, неверие в бога каралось изгнанием с острова. Денег на острове не существовало. Правда, непонятно чем платили наемной армии, к которой утопийцы прибегали в случае необходимости.

На все эти нестыковки Мор не обращал внимания — так нравилась автору выдуманная им страна. У Мора даже существовал гипотетический шанс воплотить свои мечты в жизнь: в 1529 году он стал лорд-канцлером Англии. Однако шанс этот остался нереализованным. Через три года писатель разошелся во взглядах на религию с другом детства, королем Генрихом, отправился сначала в отставку, а потом — в Тауэр. В 1535 году он был обезглавлен на плахе.


Томас Мор

Томас Мор

Суть. Утопия — это страна, расположенная на острове, которая когда-либо существовала в прошлом или существует сейчас, просто мы до нее еще не добрались, но теоретически можем это сделать. Все утопийцы прежде всего заботятся о духовном развитии, но не забывают при этом эффективно трудиться на благо общества.

Это идеальная монархия с советом старейшин. Работают в Утопии три часа до обеда и три часа после. Шести часов достаточно, чтобы обеспечить все общественные запросы, поскольку потребности отдельных индивидов весьма малы: свободное время отдается на духовное развитие и образование, а, например, одежда у всех одинакова. Всеми обыденными видами труда граждане занимаются по очереди, исключение возможно только при особых достижениях в занятиях наукой или искусством. Мор пока не может решить, что делать с теми видами труда, которые в любое время и в любом обществе считались грязными (например, если надо иметь дело с человеческими испражнениями), поэтому вводит институт рабства. Рабами могли стать граждане, осужденные за прелюбодеяние (чуть ли не единственное преступление в Утопии; жертва семейного конфликта в этом случае имела право подать на развод), или иноземцы, которые были высланы в Утопию либо когда-то напали на нее и попали в плен. Деньги в Утопии отменены, а из золота делают ночные горшки.

Почему это привлекательно. Утопия — место, где нет конфликтов, нет зависти к более успешным или богатым людям (отсутствует частная собственность), нет конкуренции (все одинаковы не только в одежде, но и в своих потребностях и стремлениях), нет произвола власти (она мудра и совершенна), короткий рабочий день и уверенность в себе и близких.

Почему это неосуществимо. Устройство общества в Утопии кажется справедливым, однако индивидуальные предпочтения и желания утопийцев никому не интересны. Например, в большинстве случаев граждане учатся тому ремеслу, которым занимались их родители, а чиновников и духовенство выбирают из числа тех, кто уже освобожден от физического труда. Такие привилегии для узкого круга в любом случае ведут к росту социальной напряженности, идиллия в таких условиях невозможна.

Судьба автора. Томас Мор — трагическая фигура эпохи Возрождения. Будучи одно время английским лорд-канцлером, он пытался противостоять политике Генриха VIII, провозгласившего англиканскую церковь во главе с монархом приоритетной в противовес Римско-католической церкви. За отказ принять присягу Томаса Мора казнили в 1535 году. После он был канонизирован за верность католицизму.


Суть. Город Солнца в этом труде — это теократическая республика, которой управляет первосвященник Солнце с тремя соправителями — Мощью (военное дело), Мудростью (знание, науки) и Любовью (витальные потребности, семья, воспитание). В большом почете здесь искусства и ремесла — именно достижения в этих областях учитывают соправители, выбирая низшую власть. Власть здесь — сменяемый элемент. Четыре высших правителя — исключение из этого правила, их сместить нельзя, но все, кого они (выражая волю соляриев — граждан Города Солнца) считают недостойными, снимаются со своих постов.

Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла

Почему это неосуществимо. Солярий, житель города Солнца, в современной терминологии — тоталитарная личность. Для него важны дисциплина и подчинение авторитету. Семья как таковая отсутствует, родственные связи не признаются, а рождение детей регламентировано и скорее похоже на разведение скота. Любые личные потребности соляриев нивелируются ради благих целей общества. Наказания — неотъемлемая часть жизни города Солнца, и осуществляют их не профессиональные палачи, а сами жители, причем прилюдно — это один из элементов народного воспитания.

Судьба автора. Джованни Доменико Кампанелла в 15 лет, постригшись в монахи и вступив в доминиканский орден, принял имя Томмазо (Фома) в честь Фомы Аквинского. В сентябре 1599 года за попытку восстания против гегемонии Габсбургской монархии в Италии его отправили в тюрьму в Неаполе. В заключении он провел более 27 лет. Выступив в защиту Галилея, в 1632 году был вынужден бежать во Францию.


Суть. Все начинается с кораблекрушения капитана Сидена и его команды у неисследованных берегов Австралии. В районе берега оказывается достаточно пресной воды и еды, так что выжившие — 300 мужчин и 70 женщин — основывают поселение Сиденберг. В момент их приглашают к себе жители страны Севарамб, которая отделена от Сиденберга высокими горами.



Почему это привлекательно. Общинная собственность позволяет одинаково заботиться обо всех гражданах страны. Люди работают на общее благо, получая впоследствии еду — не за труд, а просто как граждане страны Севарамб. При этом есть некоторая дифференциация труда, забота об одаренных детях, больных и стариках, которые при этом получают столько же еды и вещей, сколько и работающий житель. Есть возможность продвинуться по социальной лестнице — тех, кто доказал свои способности, могут причислить к интеллектуальной аристократии.


Вряд ли подразумевалось, что утопии — это готовые к реализации проекты. Но благодаря им мы знаем о теоретической возможности существования справедливого общества, которое стремится к уравнению прав и свободному труду.

Произнося подобные фразы, мы имеем в виду нечто недостижимое, какую-то неосуществимую мечту. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Утопия

Чтобы разобраться, что такое утопия, мы проследим историю утопических идей от самой античности до наших дней, узнаем, сколько значений у слова утопия, почему утопические произведения не поддаются внятной классификации и где у них слабое место.

История появления термина и что это такое

Утопия – это название острова, которое придумал знаменитый английский гуманист (кто это?) эпохи Возрождения Томас Мор в 1516 году.

Остров Утопия

Дословный перевод с древнегреческого u – нет, topos – место, иначе говоря, место, которого нет. Сам Томас Мор, его предшественники и последователи описывали идеальный мир, безупречное строение общества, естественно, каждый со своей точки зрения.

Сегодня термин утопия имеет несколько семантических значений.

В философском и социологическом аспекте это модель идеального общества, не имеющая под собой научного обоснования.

В литературоведении утопия – это художественный жанр, во многом схожий с научной фантастикой, где описывается идеальное общество, каким его представляет автор.

Первый утопист Платон

  1. Он признает разделение общества на классы, выделяет три сословия:
    1. правители-философы,
    2. стражи-воины,
    3. земледельцы или ремесленники.

    Бюст Платона

    Платон не просто мечтатель, он попытался свой идеальный план (утопию) воплотить в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Но что-то пошло не так. Философ не сдался, и, учитывая ошибки, строит новый план обетованной страны.

    1. Вместо общего имущества он нарезает всем одинаковые участки с домом и разрешает ими пользоваться.
    2. Частная собственность существует, но размер ее регламентирован. От этого зависит сословие, в котором находится гражданин.
    3. Переход из одного сословия в другое возможен в обе стороны, обоснованием этого является бедность или богатство претендента.
    4. Отчаявшийся Платон вводит в свое идеальное государство рабов на место земледельцев, правда, призывает их хозяев умерить свою жестокость, чтобы не вызвать бунтов.

    Знакомясь с платоновскими планами идеального мироустройства, необходимо учитывать реалии античности, мышление людей было совершенно иным, общественные нормы тоже отличались от привычных для нашего времени.

    В принципе, каждая утопия пытается выйти за рамки времени своего создания, тем не менее несет в себе все черты этого времени.

    Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса Мора

    Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

    Аврелий Августин

    До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

    1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
    2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);
    3. запрет на атеизм (это что?), но приветствуются все вероисповедания;
    4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
    5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
    6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
    7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
    8. политический строй – демократия (что это такое?): все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.

    Критикуя в своей книге капитализм (что это?), Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей.

    Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

    Город солнца

    Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

    1. упразднена частная собственность;
    2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
    3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
    4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).

    Эволюция утопической мысли

    Утопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой.

    Расцвет утопии в XVII — XVIII веках

    Жанр утопии

    XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах.

    Гуливер

    В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ.

    XIX век – это эпоха утопического социализма

    Успех Великой Французской революции и установление демократии в США, промышленная революция стали подкреплением идей о практической пользе утопических моделей общества.

    Самыми известными утопистами-социалистами XIX века считаются Этьен Кабэ, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Объединяют этих авторов следующие идеи:

    1. благо коллективизма,
    2. всеобщая обязательность труда,
    3. справедливое распределение ресурсов, ,
    4. возможность построение идеального общества путем мирных преобразований и просвещения граждан.

    На российской почве утопии в XIX веке также процветают. Свои картины идеального общества рисовали многие писатели и публицисты, среди них и авторы первого эшелона – А. Радищев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Н. Некрасов.

    Интересно, что многие русские авторы свои утопические идеи провозглашали, используя один и тот же прием – сон героя, где он видит прекрасный мир.

    Сны пронумеровала

    Трансформация утопии в новейшее время

    ХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России.

    Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

    Классификация утопий

    За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

    В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы.

    1. По аспекту подлинности:
      1. утопии,
      2. полуутопии,
      3. квазиутопии.
      1. утопии бегства,
      2. утопии реконструкции.
      1. утопии,
      2. ухронии.
      1. романтические (единение общества с природой, социальная значимость искусства),
      2. технократические (развитие науки и техники, рациональное начало в приоритете),
      3. теократические (преобладание религиозных и церковных ценностей).
      1. рабовладельческие,
      2. аристократические,
      3. буржуазные,
      4. мелкобуржуазные,
      5. пролетарские,
      6. крестьянские,
      7. бюрократические и проч.

      Этот список возможных классификаций далеко не полный.

      В чем проблема всех утопий

      Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

      Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

      Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

      Автор статьи: Елена Румянцева

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (3)

      Идеи Платона нельзя называть справедливыми. Взять хотя бы разделение на классы. В утопическом государстве люди в описанных группах были бы равны, что явно не подразумевается прожектами этого мыслителя.

      Такая жизнь как описывал Платон — по современным меркам является сущим адом! И очень далека от идеального государственного устройства. Частной собственности нет, какие-то касты, карьерного роста нет. Если повезло родиться представителем высшей касты — радуйся, а нет — лучше в пропасть прыгнуть.

      Вся проблема описанных утопий в том, что сохраняется власть, правители. Вот они и начинают за общественные деньги покупать себе дачи, устраивать войны и т.д. Информация о распределении средств должна быть открыта, и люди должны решать поддерживать тот или иной закон или нет. А сейчас кто-то придумал а народу спустили для выполнения

      Читайте также: