Сочинение о стрессе в школе

Обновлено: 18.05.2024

Будущее страны целиком и полностью зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому важно поддерживать физическое и психологическое здоровье школьников. Стресс – один из факторов, пагубно влияющих на психику ребёнка и, как следствие, на состояние в целом. В данной статье рассмотрены основные стрессовые факторы, влияющие на школьников, а также предложены возможные пути выхода из стрессовых ситуаций и их предупреждение.

Ключевые слова

Текст научной работы

Ежедневно каждый из нас сталкивается с огромным количеством стрессов. При этом очень сложно контролировать свои эмоции (точнее свою реакцию на окружающее), и для человека становится характерно состояние плохого настроения и вспышек взрывов на окружающих. Особенно ярко это проявляется у детей, которые в меньшей степени владеют своими эмоциями. Именно поэтому данная тема очень важна: будущее нашей страны, да и мира в целом, зависит от подрастающего поколения, и в наших интересах, чтобы дети росли психологически и физиологически здоровыми, готовыми к ситуациям, которые ставит реальный мир.

Понятие стресса введено канадским учёным Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Однако взрослому это сделать гораздо легче, чем подростку.

Обозначим стрессовые ситуации, которые наиболее типичны для современного школьника

Стрессовая педагогическая тактика

Одним из основных источников стресса для школьника являются конфликтные ситуации с педагогом, агрессивная, эмоционально неблагоприятная среда, а также конфликты между родителями и школой. Страх унижения, упрека в несостоятельности – также источник стресса. Стоит отметить, что в классах с жестким педагогом примерно в 3 раза повышается общая заболеваемость учеников, а также возникают неврологические расстройства, что не наблюдается в классах со спокойным, доброжелательным учителем.

Интенсификация учебного процесса

Данная ситуация возможна в разных случаях. Например, при переходе из одного звена средней школы в другое или из-за смены преподавателя и, как следствие, методикой обучения. Важно, что при этом у ученика появляется стрессовый фактор – нехватка времени. Это приводит не только к снижению качества при выполнении домашних заданий, но и к психологическому напряжению, переживаниям ребёнка.

Конфликтные ситуации со сверстниками

Как правило, для подростка в период становления личности очень важно мнение окружающих, особенно сверстников. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться расположения одноклассников чаще всего является причиной стресса подростков. Ученик испытывает сильные эмоциональные переживания, при этом снижается успеваемость школьника, изменяется поведение. Взрослые зачастую не замечают этого, и в подавляющем большинстве случаев они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников. Ни учителя, ни родители не видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. А именно в этом возрасте подросток больше всего нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем. И это самая большая беда!

Адаптация в новой школе

Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые учителя, новые знакомства, новые правила.…Зачастую подростку достаточно сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся. Подростка просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.

Единый государственный экзамен является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы получить новый шанс. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл.

Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди школьников растёт. Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданного экзамена не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств.

Анализ стрессового состояния школьников на примере одной из школ города Таганрога

Общий уровень показывал, что у наибольшей части опрошенных нормальный уровень тревожности, однако есть и другая часть. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтом, нарушений в развитии самооценки и т.п.

У большинства учащихся стресс, связанный с учёбой, проявлялся в плохом настроении, депрессии, ощущении беспомощности, плохих снах и головной боли.

100% опрошенных считают себя подверженными стрессу в школе. Среди самых типичных стрессовых ситуациях 75% выделили большие учебная нагрузка, ожидание Единого Государственного экзамена. Напряженные отношения с учителями и сверстниками отметили 48% учащихся. Все опрошенные признали, что испытывают трудности в преодолении стрессовых ситуаций и замечают ухудшение качества учебного процесса.

Как было сказано выше, наличие стрессовых ситуаций напрямую зависит от учебного процесса, поэтому, на мой взгляд, можно предложить школе:

  • снижение объема суммарной образовательной нагрузки;
  • совершенствование работы по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке учащихся;
  • сохранение возможностей обучаться в общеобразовательных классах для подростков, не определившихся с профилем обучения;
  • приоритет таких вариантов профильного обучения, которые предполагают индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых группах;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной работоспособности

Школьникам можно предложить три способа управления стрессом:

  1. Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс.
  2. Реальная оценка стрессовой ситуации. Это не только поможет распознать тип стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких - примириться с действительностью.
  3. Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию борьбы.

Физкультура против стресса!

Ежедневная физическая нагрузка и правильный режим питания – помощь борьбы со стрессом. Установлено что под воздействием физических упражнений в организме выделяются эндорфины - особые химические вещества, ослабляющие боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной напряжения. Поэтому мы рекомендуем:

  1. ежедневно выполнять простые физические упражнения, например, наклоны, приседания, ходьба на месте, упражнения для головы и плеч и т.д.;
  2. установить режим дня и режим питания;
  3. чаще бывать на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения.

В заключении хочется отметить, что стресс нельзя однозначно рассматривать как что-то хорошее или плохое. В некоторых стрессовых ситуациях, например в спорте, ответная реакция на стресс играет роль помощника – обостряет внимание и зрение, ускоряет реакцию, прибавляет сил и т.д. – то есть мобилизует организм на борьбу с внешними факторами. В других ситуациях, наоборот, стресс ведёт к истощению организма, решения и действия в таком состоянии могут быть неадекватными ситуации.

Стоит помнить, что вред приносит не стресс как таковой, а реакция человека на стрессовую ситуацию. Неадекватная реакция на стресс может напрямую повлиять на здоровье: возможна потеря аппетита, усталость, головная боль, человек более подвержен инфекциям, вирусам, сердечным приступам.

Жизнь современного человека, а в особенности подростка, невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов!

Список литературы

Цитировать

Stress

Стресс

Nowadays people are very busy at school, at university, at work and so on. Sometimes they have no time to relax or to spend free time with their family or friends because, actually, they have no free time. Besides, people do many stressful activities, for example, they drive a car, work with something important and dangerous and so on. Also, there are many conflicts between colleagues, family members and friends. Such factors lead to stress. Stress is a big problem nowadays. People can be under pressure for a long time.

В наши дни люди очень заняты в школе, в университете, на работе и так далее. Иногда у них нет времени на отдых или проводить свободное время со своей семьей или друзьями, потому что, на самом деле, у них совсем нет этого свободного времени. Кроме того, люди могут оказываться в различных стрессовых ситуациях, например, они управляют автомобилем, работают с чем-то важным и опасным и так далее. Кроме того, существует много конфликтов между коллегами, членами семьи и друзьями. Такие факторы приводят к стрессу. Стресс является большой проблемой в наши дни. Люди могут находиться в стрессовой ситуации в течение долгого времени.

We often hear that the drivers are very nervous people. While driving a car they are under pressure. They have to be focused and very careful. There are many dangerous situations on the road. Drivers do their best to avoid them. Such conditions lead to stress. Another stressful activity is a work. People say that office workers are always under pressure. They spend much time at the office. Often they have to do some work in a very short time. Besides, there are usually many workers in a room, so office workers cannot relax. Different conflicts only add pressure.

Мы часто слышим, что водители очень нервные люди. Во время управления автомобилем они находятся в стрессовой ситуации. Они должны быть сосредоточены и очень осторожны. На дороге возникает много опасных ситуаций. Водители делают все возможное, чтобы избежать их. Такие условия приводят к стрессу. Другая напряженная деятельность – это работа. Говорят, что офисные работники всегда находятся под давлением. Они проводят много времени в офисе. Зачастую им приходится делать некоторую работу за очень короткое время. Кроме того, в кабинете обычно много работников, поэтому офисные работники не могут расслабиться. Различные конфликты только усиливают давление.

What can people do to keep cool under pressure? I think preventive actions are very important. People should relax for a while and take a break. Besides they should be ready for some stressful situations. Of course, sometimes it is impossible to collect yourself, so, maybe, it is important to be near someone who can put you at your ease.

Что люди могут сделать, чтобы сохранить спокойствие в стрессовой ситуации? Я считаю, что предупреждающие меры очень важны. Люди должны расслабляться иногда и делать перерыв. Кроме того, они должны быть готовы к некоторым стрессовым ситуациям. Конечно, иногда невозможно взять себя в руки, поэтому, может быть, важно быть рядом с кем-то, кто может вас успокоить.

Данная работа посвящена теме "Стресс" в целом и , школьному стрессу, в частности. Автор работы в 1 теоретической главе обращается к теоретическим библиографическим источникам разных авторов и раскрывает понятие и виды стресса. Во 2 практической главе автор приводит результаты тестирования уровня школьной тревожности и стресса у выпускников начальной школы (4 класс) и учащихся 8 класса, а так же анализирует полученные результаты. Во второй практической главе сформулированы рекомендации учителям, родителям и учащимся с цельь минимизации возможного школьного стресса. Приведены тексты теста и анализ результатов.

ВложениеРазмер
shkolnyy_stress_krupenina_vika.docx 43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №6

Школьный стресс. Способы предотвращения и борьбы с ним.

Подготовил (а): Крупенина Виктория

учащаяся 8 б класса

Руководитель: Намм Л.А.,

1. Стресс в нашей жизни и жизни учеников.--------------------------------3

1.1. Определения стресса в литературных источниках.------------------4

Объект исследования: выпускники начальной школы (4 класс) и учащиеся подросткового возраста (8 класс), наличие у данной категории учащихся школьного стресса.

Задачи моей работы:

- выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности,

- выяснить наличие школьного стресса у выпускников начальной школы (4 класс) и учащихся среднего звена (8 класс). Провести анкетирование с целью выявления уровня школьного стресса.

-попытаться сформулировать рекомендации для детей, родителей и учителей для уменьшения школьной тревожности и школьного стресса.

1. Основная часть

1.1. Определения стресса

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом:

Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.

Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхера, И.В. Крука определяет стресс как

Стресс (англ. stress - давление, напряжение) [Selye Н., 1936] - состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стресс - вообще любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта.

Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы , сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение . При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

1.3. Причины стресса

Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.

Внешние причины стресса

• Резкие изменения в жизни человека.
• Работа.
• Затруднения в отношениях с людьми.
• Материальные проблемы.
• Высокая занятость.
• Личная жизнь (семья и дети).

Внутренние причины стресса

• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.
• Перфекционизм.

1.4. Причины школьного стресса

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.

1.5. Признаки школьного стресса

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

2. Практическая часть

Вместе с психологом мы провели анкетирование среди учеников четвёртого и восьмого класса. Тестирование было направлено на выявление школьного стресса и тревожности у учеников. Всего приняло участие 42 человека, из которых 18 человек учащиеся 4-го класса, а остальные 24 - восьмиклассники.

Школа-это необозримый мир знаний. В ней проводят большую часть времени и учатся ученики. Как тяжело было ребёнку, пришедшему в первый класс, своими маленькими ручонками выводить каждую буковку, каждую циферку, и, как легко ему было находить общий язык со своими сверстниками. Школа-это большая семья, для каждого ученика, и, как в любой семье, так и в школе есть свои родители - учителя. Именно они впервые научили нас писать, читать, постигать глубины знаний. В школе мы находим настоящих друзей, обретаем знания и учимся жизни. Школа дает нам опору, дарит тепло и радость. Учителя посвящают нам душу. Уютную атмосферу школе предают стены, на которых нарисованы персонажи детских сказок. В школе проходит множество мероприятий, на которых дети поют песни, танцуют, рассказывают стихи, ставят актёрские постановки. Именно на таких мероприятиях каждый ребёнок может показать свои таланты остальным. Нашу школу окружает красивый, уютный парк. На территории школы есть баскетбольная площадка, различные турники.

Школа-это одно из самых замечательных времен жизни человека. Воспоминания о ней остаются самыми светлыми. Иногда я смотрю на первоклашек, и мне так хочется вернуть время и вновь поступить в начальную школу, снова пережить радости и невзгоды учеников младших классов. Я очень люблю свою школу и, наверное, мне будет очень грустно расставаться с ней. Я думаю, когда мы вырастем, и у нас уже будут собственные семьи, мы с горестью будем вспоминать наши детские, беззаботные школьные годы, наш школьный дом, в котором было так тепло и уютно и наших одноклассников, которые стали для нас родными людьми.

Школа-это наш второй дом, но она отличается от нашего жилища наличием постоянных стерессов. Ведь как бы мы не учили тот или иной предмет, перед контрольной будет возникать волнение, стах.
Мне кажется, что школа без стесса-не сможет существовать. Стресс-это выплеск адреналина, который способствует или же наоборот-затормаживает работу мозга ( мы не можем дать точный ответ по этому вопросу, т. к. каждый человек индивидуален) . Без переживаний и волнения человек будет вялым, неактивным. Стресс заставляет нас проснуться, проделывать какие- то действия, к чему то стремиться. Вот почему не может существовать школа без стресса.. .
P. S. ну я не уверена так или нет, раскрыта тема или нет, а по какому предмету это задано?!

__________________________________________________________
Школа без стресса? Это не возможно!
Так же не возможно как и жизнь без воды!
Вообще я бы представил жизнь без стресса.
Например это бы сохраняло мою нервную систему!
Я бы не срывался на близких, и не просил бы прощения за высказанное с горяча мнение.. .
Это бы изменило меня в лучшую сторону, я бы стал спокойным, уравновешенным, рассудительным человеком
Хотя какой в этом интерес? Первое время без стресса станет легче, но спустя время, возможно захочется
заново испытать это чувство напряженности.. .
______________________________________________________________
если не то по слушай песню Лигалайз-Стресс

Школьный стресс

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Школьный стресс

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Читайте также: