Сочинение о памяти пушкина

Обновлено: 07.07.2024

Дату 10 февраля (29 января по старому стилю) нельзя считать праздничной. Наоборот, эта памятная дата трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом.

Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.

В Петербурге, во дворе дома на Мойке, 12 каждый год 10 февраля традиционно проходит торжественное памятное собрание, которое посвящается каждой годовщине гибели А.С. Пушкина. На этом мероприятии всегда присутствует большое количество посетителей: представители творческой интеллигенции, Правительства РФ, иностранные гости, представители Администрации города и простые людей, которые приходят сюда, чтобы почтить память гениального поэта.

Можно сказать, что памятная дата 10 февраля День памяти Пушкина является важным событием в истории нашей страны и жизни Всероссийского музея А.С.Пушкина.

Доктора пытались спасти Пушкина, был собран целый консилиум, но ранение оказалось слишком тяжелым. Здесь 10 февраля в 2.45 пополудни сердце поэта перестало биться.

Последняя квартира А.С.Пушкина в 1925 году был официально объявлена музеем. Многочисленные посетители приходят сюда и сегодня, чтобы собственными глазами увидеть, как жила семья поэта, увидеть его письменный стол, библиотеку, комнату, в которой он скончался и его посмертную маску.

Пожалуй, в нашей стране нет человека, который бы не знал хотя бы одного произведения Пушкина. Его стихи и поэмы были также переведены на многие языки мира. Пушкин был не просто гениальным поэтом, он также стал реформатором русского языка и русской культуры в целом.

Интересные факты из жизни Пушкина

  • Александр Сергеевич по характеру был вспыльчив, задирист, неугомонен, остер на язык, любил шутки и обладал не малым чувством внутреннего достоинства.
  • Несмотря на то, что потомка Ганнибала нельзя было считать верхом физической красоты, при росте 166.7 см (2 аршина 5 вершков с половиной) и совсем неброской внешности, он сам много любил и был любим женщинами.

"Не офицер я, не асессор, Я по кресту не дворянин, Не академик, не профессор; Я просто русский мещанин."

Сильнее и смелее всех на смерть А.С.Пушкина откликнулся будущий великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении "Смерть поэта".

Михаил Юрьевич Лермонтов

Смерть поэта

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.( Жан Ротру. "Венцеслав")

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. И это не только по мнению его соотечественников. Его знают повсюду. Памятники этому литератору стоят почти в каждом городе России, а также во Франции, Норвегии, Соединённых штатах, Румынии, Польше, Болгарии, Германии… и этот список можно продолжать бесконечно. Так кто же этот человек?

Вариант 1

“У самого синего моря, жили старик со старухой”, так начинается наше знакомство с удивительным миром сказок, когда мы ещё не умеем читать. С детства нам знакомо волшебное “Лукоморье”, с неведомыми дорожками и сказочными героями, истории о жизни которых мы внимательно слушаем и запоминаем. Удивительные сказки в стихах, переносят нас в чудесные царства, где мы узнаём имя волшебника, который дарит нам чудеса-это Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт.

В школе мы знакомимся с искусством литературы, где почетное место занимает поэзия, неразрывно связанная с именем Пушкина. Его герои учат нас понимать, переживать, задумываться над вопросами жизни. Через произведения Александра Сергеевича, мы узнаём об истории России, бунте Пугачёва, трудной почтовой жизни в глубинке, временах Петра Великого, основании Петербурга, жизни Онегинского дворянства и восстании декабристов. Изучая поэзию Пушкина, нам открывается удивительная красота русской природы, бескрайняя мощь и сила Руси.

Произведения Пушкина раскрывают нам богатства русского языка, глубину и силу слова. Перед Пушкинским словом не могли устоять никакое преграды, самодержавие боялось его правдивых обличений, прогрессивное общество внимало его пламенным призывам, человечество с нетерпением ждало его новых творений. Мировое признание творчества Пушкина пришло позже, созданные им литературные традиции обогатили русскую культуры, подняли мир духовного развития на новую высоту.

Творчество Александра Сергеевича ‑это наследие мировой литературы, а о своих произведениях сам поэт оставил великие строки:

К нему не зарастет народная тропа.”

Вариант 2

Нет в России такого человека, который бы не знал имя великого поэта и мыслителя Александра Сергеевича Пушкина. Все его произведения – это шедевры мировой литературы, которые так знакомы нам с самого раннего детства.

У Александра Сергеевича всего семь сказок и каждая из них по-своему интересная, по-своему добрая, и по-своему поучительная. Благодаря этим трем качествам даже современные дети с большим интересом читают эти, любимые мною, сказки.

Сказки сказками, но я считаю, что стихи – вот настоящее призвание Пушкина. Поэт написал большое количество стихов (их более пятисот), но не один из них не похож на другой. Александр Сергеевич писал абсолютно обо всем: о любви, о свободе, о войне, о дружбе, о природе. Его стихи довольно простые, но в то же время они имеют очень глубокий смысл.

Я вас люблю, — хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Любимые строки лирики Пушкина – сочинение

Вариант 1

До поэзии ли сегодня в нашей стране, где все общество пытается найти ответы на традиционно русские вопросы: “Кто виноват?” и “Что делать?” До поэзии, доказала наша российская общественность, и в стране с невиданным размахом было отмечено 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Да, меняются формации, политические позиции, лидеры. Но целая эпоха античности обозначена гомеровской, а век ХIХ – пушкинским. Любовь Ромео и Джульетты, Татьяны и Евгения переживает века.

У каждого есть любимые строчки Пушкина. Для меня таковыми являются его стихи “К морю”, написанные в 1824 г.:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Свобода прежде всего привлекает поэта. И в последующих строфах мотив свободы и силы, мощи морской стихии неоднократно звучит вновь. Поэт сравнивает с морем Байрона:

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Эту черту ничем неукротимой вольности, свободы поэт усиливает, говоря о своеволии моря. Поэт любит в нем

…И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Образ моря здесь выступает уже как образ какого-то живого богатыря, и не случайно эпитет “неодолимый” поставлен в мужском роде.

Какие еще стороны привлекают поэта в море? Красота, в которой отражается для него его свобода, мощь. Образ моря – прекрасного, свободного, могучего – близок поэту, он наделяет море чертами живого существа. Поэт с ним, как с другом, делится своими думами и желаниями и находит в нем отклик:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час…

Тесно связаны с образом моря в этом стихотворении и размышления о двух великих могилах, как бы возникающих в поэтическом воображении автора при взгляде в туманную беспредельную даль. Одно имя названо:

…Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Там угасал Наполеон.

Другой, не менее романтический образ появляется в следующих строках:

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Это – Байрон, погибший на берегу Ионического моря в апреле 1824 г.

Две могилы великих людей, включенные поэтом в развернувшийся до масштаба безграничного океана образ моря, делают его не только живым, чувствующим, думающим.

Море и его жизнь как бы связываются с человечеством и его жизнью. Так углубляется и расширяется облик моря, приобретая величественные очертания…

Общий характер стихотворения грустный, как и должно быть, когда прощаешься с близким и любимым тобою существом.

Вот почему всякий раз, когда мне становится грустно, я открываю томик Пушкина, нахожу это стихотворение и еще раз перечитываю. И представляю Черное море, Крым, Гурзуф, ведь именно там родилось это стихотворение, посвященное стихии и так точно описывающее чувства человека охваченному созерцанием этой стихии.

Вариант 2

Если мы обратимся к лирике, то увидим, что любовь занимает в его творчестве важное место. Подобно бальзаму, любовная лирика излечивала израненную душу поэта, становилась ангелом-утешителем, спасая от наваждения, воскрешая душу и успокаивая сердце.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас нечем.

Об искренних и глубоких чувствах написаны два послания в 1829 году.

В письмах к Каролине поэт признается, что испытал всю ее власть над собой, более того — обязан ей тем, что познал все содрогания и муки любви, и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть, и умоляет о дружбе, которой он жаждет, точно нищий, вымаливающий ломоть.

Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.

Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности переживать.

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы-откровения, строфы — признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты. Многогранность любовной лирики Пушкина обусловлена множеством его влюбленностей. Завладев хотя бы на миг сердцем поэта, образ прекрасной возлюбленной рождал в воображении Александра Сергеевича неповторимые по своей красоте строки.

Лирическая миниатюра “Я вас любил: любовь еще, быть может …” посвящена Каролине Собаньской. Встреча Пушкина с этой неприступной красавицей произошла в 1821 г. в Киеве. На протяжении многих лет поэт “безмолвно” и “безнадежно” любил Каролину, и лишь в 1829 г. его пламенные, но безответные чувства обрели поэтическую форму. Лирический герой стихотворения — влюбленный мужчина, который ради счастья и душевного спокойствия возлюбленной способен пожертвовать своей любовью. “Я не хочу печалить вас ничем” — пишет созвучный со своим героем Пушкин. Наречия “искренно” и “нежно” подчеркивают хрупкость и чистоту любовного чувства поэта. Томимый “то робостью, то ревностью”, он все же остается верен возвышенным идеалам любви, не позволяющим ему тревожить сердце избранницы.

Несмотря на безответную любовь лирического героя, настроение стихотворения нельзя охарактеризовать как грустное или печальное, скорее всего оно легкое и прозрачное. Вводная конструкция “быть может” в первой строке создает атмосферу задумчивости и приятной отрешенности поэта от всего земного: стремление к любви сменяется светлым пожеланием “любимой быть другим”. Необычайная напевность стихотворения, достигаемая благодаря пятистопному ямбу, не могла оставить равнодушными не только русских поэтов, но и русских композиторов. Известный романс, написанный Шереметьевым на слова Пушкина, сделал лирическую миниатюру “Я вас любил: любовь еще, быть может …” прекрасным музыкально-поэтическим памятником высокому человеческому чувству — безответной любви.

Вариант 1

Так же Пушкин в своем произведении раскрыл тему общности народа, проживающего на территории России. Александр Сергеевич пытается донести до читателя то, насколько дружен и силён каждый человек вне зависимости от национальности, проживающий в России.

Тема судьбы человека, который не принимал прямого участия в войне, так же затронута А.С. Пушкиным. Эта тема раскрыта на примере Марии- возлюбленной Мазепе. Несмотря на все тяготы своей судьбы, лишения и проклятия, эта героиня находит свое собственное счастье, тем самым доказывая всем, что человек сам волен распоряжаться своей судьбой.

Вариант 2

Его глаза Сияют.

Он весь, как божия гроза.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Вариант 3

Литературное произведение “Полтава”, написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, “Полтава” не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую “Полтаву” на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

Вариант 4

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает, что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Бунт маленького человека в поэме “Медный всадник”

Человек и государство

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Бунт маленького человека и бунт стихии

Смирнова Светлана Александровна

Исследовательский проект посвящен А.С. Пушкину. В проекте исследованы образы А.С. Пушкина в искусстве.

ВложениеРазмер
pamyat_o_pushkine.docx 26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Увековечение имени А.С. Пушкина в

топонимике, памятниках, в названиях

ученика 9 класса

Руководитель: Смирнова С.А.

д. Нововолково - 2012

1.2 Цели и задачи исследования……………………………………….. 3

2.3 Учреждения и организации………. ………………………………… 5

5. Список использованной литературы…………………………………. 8

Произведения А.С. Пушкина бессмертны. Его биография, судьба, творчество до сих пор вызывают интерес и споры не только в России, но и за рубежом. Актуальность этой темы несомненна, потому что о А.С. Пушкине хотели и хотят знать всегда и везде.

  1. Изучить увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций и учреждений.
  2. Привлечь внимание сверстников к художественному слову А.С. Пушкина через знакомство с памятниками, местами, названными именем поэта.
  1. Познакомиться с наиболее известными памятниками поэту.
  2. Проследить судьбу поэта через увековечение его имени.
  3. Пробудить интерес к жизни и творчеству А.С Пушкина.

Получены новые данные об увековечение имени А.С. Пушкина в XXI веке.

Увековечение памяти А.С. Пушкина – это результат деятельности топонимии, скульпторов, архитекторов, деятелей культуры.

Памятники и музеи

В разных городах мира установлены памятники Пушкину. Наибольшее количество скульптур находится в городах России и странах бывшего СССР (Москва и Санкт-Петербург — по нескольку памятников в каждом, Минск, Киев, Львов, Одесса, Нарва, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Ереван, Гюмри, Кишинёв, Ашхабад, Тбилиси, Тирасполь, Бендеры, Баку, Харьков и другие), однако памятники поэту есть также в Риме, Мадриде, Вашингтоне, Квебеке, Вене, Париже, Мехико, Белграде, немецком Хеммере, бюст в финском Куопио и других городах.

Город Пушкин Пушкинского района Санкт-Петербурга — до 1918 года Царское Село, до 1937 Детское Село. Город получил современное название в 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта.

Пушкино — посёлок в Советском районе Саратовской области.

Пушкинские горы — посёлок в Пушкиногорском районе Псковской области.

Пушкин — военный аэродром вблизи города Пушкин.

Именем Пушкина названы улицы (Санкт-Петербург, Харьков, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Ереван, Рига и ещё ряд менее населённых городов России и стран бывшего СССР, а также в сербском Нови-Саде и македонском Скопье), площади (Москва), набережные в Москве и Таганроге, парки (Скопье).

Наиболее часто упоминаемый в связи с памятью А. С. Пушкина объект — Пушкинская площадь в Москве, получившая это имя в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта. В 1950 году первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина, установленный на Тверском бульваре ещё в 1880 году, был перенесён на противоположную сторону Тверской улицы.

Пушкин-Тау — гора, расположена в республике Дагестан, в окрестностях города Избербаш.

Именем Пушкина названы также такие объекты, как малая планета (2208) Пушкин и кратер на Меркурии.

Учреждения и организации

Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:

Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Пушкинский музей в Москве.

Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.

Межпоселенческая центральная районная библиотека в Гатчине (с 2004 года).

Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.

Немецкое Пушкинское общество (Deutsche Puschkin-Gesellschaft e.V.).

Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России.

Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

Н.В. Кузьмин (1890-1997). Пушкин в Михайловском. 1943. Бумага на картоне, акварель

10 февраля – день Памяти русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, творческая жизнь которого неразрывно связана с Псковской губернией. Сюда, в имение Михайловское, его привозили ребенком. Сюда приезжал он юношей - после окончания Лицея. Здесь он провел и годы ссылки - с августа 1824 по сентябрь 1826 гг.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

«В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. Бешенству его не было предела. Всё его раздражало. Он хандрил, скандалил, бывал во хмелю. С утра приказывал седлать и уезжал в никуда. Стремительно несущегося всадника можно было встретить очень далеко от Михайловского. Он исколесил всю округу – деревни и сёла Новоржева, Опочки, Острова, Пскова, Порхова.

Потом всё переменилось, и он стал чувствовать себя в деревне как у бога за пазухой. Что же произошло?

Святогорский монастырь

Эти воспоминания мы находим в книге Семена Степановича Гейченко – знаменитого музееведа и просветителя, доброго Домового – директора и хранителя Пушкинского музея-заповедника. Во многом именно благодаря подвижническому труду этого человека сегодня заповедник – то, что вдохновляет поэтов, художников, музыкантов на созидающее творчество.

Все мы знаем, что смерть Пушкина была трагической: на Чёрной речке в тот далёкий роковой январский день - 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года не дрогнувшая рука Жоржа Дантеса произвела сокрушительный выстрел по гению русского слова. А спустя два дня, 29 января (10 февраля) сердце 37 летнего гения русской словесности перестало биться навсегда….

Пушкин

Поэту дали пистолет. Поэту - дали!
Заместо далей и карет, заместо талий.
Взамен гусарских эполет
Поэту дали пистолет…
И пулю круглую в живот
Поэту дали.

Поэту дали пистолет в живую руку,
Как будто может он держать такую штуку,
Чтоб осквернилась на века чужим предметом
Одна нежнейшая рука - рука поэта.

Эти строки принадлежат псковской поэтессе Наталье Лаврецовой. И, безусловно, это стихотворение – не единственное в псковской литературе посвящение Александру Сергеевичу Пушкину. В поэтическом ларце каждого автора мы обязательно находим строки в память о великом поэте.

Синичья гора

Ступени вверх. Ступени на Синичью.
Как круто камни кем-то сложены!
А наверху, у храма, гомон птичий
И тихая могила у стены.
Ступени
солнцем северным согреты,
Стёрт камень их за годы неспроста.
Там, наверху, - пристанище Поэта,
Поэзии российской высота.

Завет поэта был исполнен - Святогорский монастырь стал последним его приютом. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены.

«. Февраль 1837 года был суровым. Дороги на Псковщине всюду занесло глубоким снегом. Кони, вёзшие гроб, совсем притомились. От Острова траурный поезд бежал уж не по дороге, а по реке Великой. Снежный покров на реке был слаб, лошадям скользко. То та, то другая оступались и падали… А вокруг на полях снег, снег, снег… И только благодаря Никите Козлову, дядьке Пушкина, сопровождавшему сани с телом убитого, ямщики ехали правильно и не сбились с пути… Мороз был крут, ветер, гулявший по Великой, продувал насквозь. Наконец повернули на Сороть. Наконец замелькали в тумане огоньки церквей Воронича и в большом тригорском доме.

Подъехали к дому. Показался лакей в домашней ливрее и закутанная в большой тёплый платок маленькая старушка, лицо её было еле видно…

– Я капитан Ракеев, сударыня….Я к вам, госпожа Осипова, с недоброю вестию… привёз Александра Сергеевича… тело… по предписанию государя императора…

Максимов Кондрат Евдокимович (Россия, 1894-1981) Прибытие тела А.С. Пушкина в Святогорский монастырь

Максимов Кондрат Евдокимович (Россия, 1894-1981) Прибытие тела А.С. Пушкина в Святогорский монастырь

Святогорский монастырь

В тени дерев, в Святых Горах,
Близ храма скромная могила
Любимого поэта прах
Покоем вечным осенила.
И крест без надписи стоит,
Зарос травой в забвеньи диком.
Но сердцу что-то говорит
Здесь о родном и о великом.
И скоро гордый мавзолей,
Украсив холм уединенный,
Укажет, где в тени ветвей
Лежит поэт наш вдохновенный.

Так после смерти Пушкина написал псковский губернатор Федор Федорович Бартоломей. Он посвятил свое стихотворение не только памяти великого поэта, но и образу мраморного памятника над его могилой, который появился здесь спустя 4 года после его смерти.

памятник Пушкину

pushkin pamyat006

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, постановлением Малого Совнаркома РСФСР от 17 марта 1922 года были признаны заповедными и взяты под охрану государства. Сегодня Пушкинский Заповедник - уникальный памятник русской культуры национального значения. Он овеян народной любовью и вызывает интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Ты был в Михайловском, дружище?
Сходи. Ты там познаешь Русь.
Все, что мятежным сердцем ищем,
Ты там найдешь. Я спорить не берусь,
Коль кто-то усомнится в этом.
Отсюда так прозрачна даль!
В душе становится поэтом
Любой приехавший сюда.
Ты там услыши песню солнца
И вызов злу, бесчестью суд.
Усадьбы светлые оконца
Тебя, как гостя, позовут.
Ты там душою станешь чище.
Светлеет разум в звуках лир.
Ты был в Михайловском, дружище?
Сходи. Ты там познаешь мир.

Ушел наш любимый поэт в самом развитии своих творческих сил и унес с собой некую великую тайну, разгадывать которую суждено нам на протяжении всей нашей земной жизни, а, быть может, и вечности, ибо душа человека, по счастью нашему и спасению, вечна. И, если вы еще не осознали эту непреложную истину нашего бытия, то отправьтесь на Святую Синичью – место, где время остановилось.


Нет, не покой бесстрастный -
Здесь величье;
Нет, не бесплодный стон -
Глагол в сердца:
Святые Горы вкруг горы Синичьей,
Как тысяча венков
Вокруг венца.

Он здесь, поэт,-
От радости до боли,
В России весь,
С отчизной навсегда.
Он щедр и горд.
Он - дружба, вера, воля.
И что ему года и холода.

Не выстынет,
С таким огнем воспетый,
И пыл сердец,
И гордый дух славян.
Пока лучится солнце над планетой,
Не властна тьма над солнцем россиян!

Фотография Светланы Саух

Литература:



«Пушкинское осмысление Петра и России было прямым участием в ее истории. На просторе вселенной под далекими звездами бездна, ураган, огонь, пир и чума параметры пушкинского мира, где слово и поступок одна расплавленная энергия. Кто кроме него осмелился в России на такое собирание в самой середине огня. Кто, шагнув в огонь, приносил обратно такой подарок. Кто способен в принципе такое принять и вместить. Рядом с Пушкиным никого нет.

Вейдле рассматривает Пушкина как того, кто утвердил Европу в России, Россию в Европе. Почему Европа не узнает себя в Пушкине.

Он был последним гением, еще избегнувшим романтического разлада, еще не болевшим разделением личности и творчества, формы и души. Когда-то это понял Мериме, полюбивший его издали, видевший французское в его прозе, но греческое в его стихах, поклонявшийся в нем последнему божеству своей собственной духовной родины. Другие этому божеству изменили; как же им было понять творения поэта, метко застреленного европейцем, но плохо переведенного на европейские языки?

Европа восхищается воспринятой на азиатский лад, искусственно-экзотической Россией, но в Пушкине не узнает себя; если же узнает, то узнанного не ценит: ей хочется чего-нибудь поострее, поизломанней… А Россия, знает ли она еще, что Пушкин не только Пушкина ей дал, но и Данте, и Шекспира, и Гёте — а потому и Гоголя, и Толстого, и Достоевского, — что в его творчестве больше, чем во всех революциях и переворотах, совершилась судьба ее самой, что из всех великих дел, начатых или задуманных у нас, ни одно так сполна не удалось, но ни одно и не предано так всей историей нашей через сто лет после него, как именно его дело?

Мережковский рассматривает Пушкина как прежде всего великого мыслителя и противопоставляет его последущим русским писателям.

Он умер примиренный с Богом, после исповеди и причастия.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: