Сочинение нравственные уроки литературы 19 века сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей — все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Другие сочинения: ← Снежная королева 5 класс↑ ДругиеРусская литература 20 века (9 класс) →

Этап реализма и его тематики

В этом же столетии на смену романтизму пришёл реализм. Характеристикой которого является углублённое описание общей подлинной действительности, а также представление героя в типичных обстоятельствах. В этом направлении писатель стремится к субъективности и полной объективности повествования.

Все события, описываемые им, подвергаются собственным философским размышлениям о причинах появления проблемы. Реализм особенно ярко показывает социальные проблемы в общества и жизнь личности в нём. Особенно это можно отметить в политических клише.


Тематики реализма:

  • история;
  • предназначение человека;
  • культура.

В этом же направлении рассматривалась и проблема писательского труда. Ведь для реализма все стороны жизни личности являются важными. Основателями этого направления были: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Грибоедов. Их последователями стали: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Основой реализма считаются 20-е года золотого века.

Творчество золотого века условно можно поделить на две половины. Обе богаты произведениями, где рассматриваются актуальные проблемы. Что рекомендуется учесть при подготовке структуры сочинения по литературе 9 класса общеобразовательной школы.


Сочинения

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.


Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Особенности золотой эпохи

Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.

Наиболее значимые авторы золотого века:

В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.

Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.

Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская литература XIX века

как условие воспитания

духовно-нравственной личности

Подготовила:

Сергеева О.Г.,

учитель начальных классов

Основная часть

Список используемых источников

Нравственность заключается в познании добра, в умении и желании творить добро.

И. Пестолоцци

Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей. Эти перспективные идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. В стандарте образование рассматривается как приоритетная, ведущая социальная деятельность посредством воспитания.

Основная часть

Через родное слово отражается история духовной жизни народа.

К.Д. Ушинский

оценивали их поступки;

осмысливали их проблемы;

соотносили их жизнь со своей жизнью;

старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

На уроках литературного чтения большая роль уделяется сказкам русских классиков 19 века. Сказка – благодатный и нечем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Обучающиеся знакомятся со сказками А.С. Пушкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого. Прочитав эти сказки, дети делают следующие выводы:

- Не делай другому того, что себе не пожелаешь.

- Поступай по совести.

- Добро всегда побеждает зло.

- Доброта, милосердие, сострадание, уважение к людям – важные качества человека.

- Люби и уважай своих родителей.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В течение четырёх лет обучающиеся изучают басни И.А. Крылова. Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников. Необходимое звено в процессе нравственного развития – нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир вокруг, получают представление о нормах поведения в обществе.

Формированию основ нравственного самосознания личности ребёнка способствуют рассказы классиков 19 века, которые изучаются на протяжении всей начальной школы. Это рассказы И.С. Тургенева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра. В рассказах Л.Н.Толстого раскрыты нравственные проблемы, они формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал.

Список используемых источников

Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье //
Вопросы психологии. - 1996 - № 1. -с.41 -47.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 1 класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.

Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. – Т.1–М., 1989; Т.2 – М., 1992; Т.3 – М., 1994; Т.4 – М., 1999.

Сухомлинский В.А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - 4-е
изд., доп. - М.: Политиздат, 1986.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.
Т.8.-М., 1950

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского

Проблема милосердия, гуманизма.

Проблема милосердия, гуманизма в

Проблема чести, совести

Проблема чести и бесчестия

Проблема чести, совести

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблемы жестокости, предательства в современного мире

Проблема жестокости современного мира, людей.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования.

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку

Проблема человеческой духовности

Проблемы взяточничества, мещанства

Проблема скупости, жадности

Проблема верности, преданности

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира

Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость , отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками. Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности . Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить своим убеждениям.

В начале XIX века на творчество русских писателей оказали значительное влияние французские и немецкие литературные течения. Но далее литература стала отличаться большей самостоятельностью, оригинальностью и стремительным развитием. Она стала отражением бурных событий, которые происходили в то время, поэтому ей свойственно реформаторство, новые жанры и направления. Это очень значительный этап, русские поэты и писатели оказали огромное влияние на мировую литературу. Темы сочинений 19 века — гуманизм, историзм, психологизм.


История и развитие литературы ХIХ века

Для русской литературы XIX столетия — золотой век. На этот период пришлось значительное количество колоссальных восстаний и переворотов, грандиозных сражений. Именно эти события затронули сильнейшие чувства писателей и поэтов, которые в дальнейшем побудили их к созданию мировых шедевров в художественной литературе.

Писатели и поэты XIX столетия отличаются особенной широтой взглядов и дерзостью мыслей. Может быть, поэтому их произведения нашли отражение в простой русской душе. Ведь проблемы, которые авторы рассматривали, до сих пор остаются бессмертными, а сами произведения — бесценными.

Каждое десятилетие эпохи открывало новые имена в литературе. С каждым новым именем всё больше осуждалось аристократическое общество, ведущее порочный образ жизни. Жизненные проблемы поднимались во всех литературных жанрах. Главной особенностью золотого века остаётся героизм и смелость русских писателей и поэтов, в то время как их зарубежные коллеги категорически избегали острых тем.

Стремительное развитие литературы XIX столетия представлено:

  • новыми течениями и темами, именами, художественными особенностями;
  • новыми политическими концепциями, философскими взглядами;
  • благодаря реформам классицизма и сентиментализму литература обрела множество новых жанров.

В противовес классицизму в этот период появилось направление романтизма. Русский народ моментально оценил и принял его. Романтизм впервые провозгласил простого человека личностью и определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить.

Русская поэзия XIX века

Этап реализма и его тематики

В этом же столетии на смену романтизму пришёл реализм. Характеристикой которого является углублённое описание общей подлинной действительности, а также представление героя в типичных обстоятельствах. В этом направлении писатель стремится к субъективности и полной объективности повествования.

Все события, описываемые им, подвергаются собственным философским размышлениям о причинах появления проблемы. Реализм особенно ярко показывает социальные проблемы в общества и жизнь личности в нём. Особенно это можно отметить в политических клише.

Тематики реализма:

  • история;
  • предназначение человека;
  • культура.

В этом же направлении рассматривалась и проблема писательского труда. Ведь для реализма все стороны жизни личности являются важными. Основателями этого направления были: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Грибоедов. Их последователями стали: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Основой реализма считаются 20-е года золотого века.

Творчество золотого века условно можно поделить на две половины. Обе богаты произведениями, где рассматриваются актуальные проблемы. Что рекомендуется учесть при подготовке структуры сочинения по литературе 9 класса общеобразовательной школы.

Особенности золотой эпохи

Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.

Наиболее значимые авторы золотого века:

В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.

Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.

Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.

Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.

Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.

Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.

Читайте также: