Сочинение нравственные проблемы в рассказе матренин двор

Обновлено: 30.06.2024

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Отношения с односельчанами


Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?

ТЕМА 3 Высшая мудрость — различать добро и зло

ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?

Юшка А.П. Платонов Кусака Л.Андреев Уходящие из Омеласа У. ле Гуин Грустная история семьи Муравьед Э. Керет Кнопка, кнопка Р. Матесон Синяя звезда А.И. Куприн Оно У. Эко Неизвестный цветок А.П. Платонов Дороги, которые мы выбираем О. Генри Злоумышленник А.П. Чехов Канатоходец М. Гелприн В аптеке А.П. Чехов Изумруд А.И. Куприн Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков Легенда В. Вересаев Зеленая лампа А. Грин Девочка со спичками Х. Андерсон

4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ .

ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся: 1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо. Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.

↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ

Синонимы: гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Противопоставление Матрены и Фаддея

Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.

Фаддей был возлюбленным Матрены, но пропал на фронте на несколько лет. По совету родителей было решено женить Матрену на его младшем брате — Ефиме. После неожиданного возвращения Фаддей даже хотел зарубить их обоих топором, но не сделал этого.

Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.

Несколько интересных сочинений

Основные проблемы произведения

В рассказе автором затронуты многие проблемы. Наиболее важные из них:

  • смысл жизни;
  • добро и жестокость;
  • истинная красота человеческой души.

Автор в своем произведении смог показать истинную человеческую красоту. Это не те тысячи фальшивых масок, которые люди надевают на себя ежедневно.

Многие считают, что о поступках стоит кричать. Нет, любое доброе дело лучше оставить при себе, сохранить в тайне. А когда придет время, о нем обязательно узнают.

Автор показал, что проявление доброты не происходит открыто. Она должна идти от сердца и проявляться только по собственному желанию. Нужно сохранить в себе такое качество, как милосердие. На примере Матрены видно, как важно суметь сберечь в себе человека, не прогнуться под обстоятельства и не стать равнодушным, а наоборот, постараться стать добрым и открытым миру человеком, с пониманием относиться к проблемам других.

Главные герои

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич

, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”
Рассказ Солженицына “Матренин двор” повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян.

Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы – все это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нем

– сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию.

Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города”.

Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки

Матрены. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: “однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка”.

Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрена спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме “картови” и “супа картонного”, ничего нет.

Но, несмотря на такую тяжелую жизнь, Матрена выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстает выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям.

Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это ее нравственный выбор.
Автор ценит в Матрене доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Все ее существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: “Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
– Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Тогда бросала все дела и помогала, а потом еще искренне радовалась, что картошка крупная.
Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой.

Проработав в колхозе четверть века, Матрена не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: “Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза ее отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…”
Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрена не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Еще при ее жизни родня начинает делить горницу.

Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрена отдает бревна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: “На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – все, что осталось от Матрены…. Все было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки”. Даже погибает, делая доброе дело.

Такова праведница Матрена.
Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, не горюет о ее смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся бревна. Так люди утрачивают моральные ценности.

Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несется брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрене. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша”.
Этими словами и заканчивается рассказ.
В своем произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими.

Матрена же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны ее русский характер, ее доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрены.

Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.
Рассказ “Матренин двор” призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее.

Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы:

1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская.

2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества.

3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях.

4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена.

Не менее важной проблемой в рассказе является проблема неблагодарности, которая показана на примере отношения к главной героине – к ней неблагодарно относятся и односельчане, и государство, невзирая на многолетний честный ее труд. Главной ценностью нищей женщины является благополучие в жизни других людей, и, чтобы достигать этого, она скрупулезно и долго трудится на их благо. Но этих трудов никто не ценит, а ее человечность и желание принести пользу людям остаются непонятыми.

Так, Фаддей ей мстит за замужество, ведь она выбрала Ефима, а не его, тем самым она помогла его семье в тяжелое время, но он не оценил. А односельчане говорят о ней гадости из-за ее неудачливых родов, ведь она оказалась не в состоянии рожать здоровых детей. А государство не платит Матрене пенсию, которую она заслужила многолетним и честным трудом. В итоге, ее доброта и трудолюбие не находят отклика ни у людей, ни у государства, на благо которых она трудится.

Также обращает на себя внимание и третья, не менее важная проблема – счастье человека. Так, каждый день Матрены – это день, наполненный болью и страданиями, тяжелым неблагодарным трудом и все более слабеющим здоровьем. По сути, Матрена в работе нашла свое убежище, в котором облегчает свою участь, ведь ничего другого она найти себе не может. И это убежище ее и сгубило. Писатель восхищался позитивностью героини, ее тягой к тому, чтобы находить и дарить радость людям, несмотря на тяжелую собственную судьбу.

Еще одной проблемой является проблема сострадания людей друг к другу. По сути, эта проблема переплетена со второй проблемой. Всю свою жизнь Матрена посвятила оказанию помощи и милосердию, но самой женщине никто не может помочь – люди считают, что получают от нее должное, будто так и должно быть. Это обнажает перед нами еще одну проблему – алчность людей. Для односельчан Матрены первостепенны материальные блага, нежели духовные. Они слепы из-за обуявшей их алчности и жажды наживы, и за этой слепотой они не видят настоящих душевных качеств человека.

Читайте также: