Сочинение небылиц для дошкольников

Обновлено: 30.06.2024

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству). Креативность личности проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями, выражением личного отношения к фактам и событиям. По мнению учёных, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Поэтому взрослым следует заботиться о развитии связной монологической речи ребёнка с учётом свойств его личности.

В старшей группе при анализе педагогической деятельности по развитию речи детей было выявлено отставание в задаче – развитие связной монологической речи. Поэтому было принято решение в подготовительной группе продолжить эту работу методом проекта. Дети старшего дошкольного возраста любят фантазировать. Мы решили, что будем развивать связную монологическую речь через придумывание небылиц и загадок.

Обучение детей связной монологической речи через придумывание небылиц и загадок.

1. Обучение построения собственной модели во время составления описательных загадок, придумывания небылиц; использования разнообразных средств внутритекстовой связи.

2. Расширение словаря детей с помощью средств лексической связи.

3. Совершенствование умение конструировать разные типы предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.

4. Обучение выразительному интонированию и чёткой артикуляции.

Анализ знаний детей по данной проблеме.

Вопросы по данной теме:

1. Что такое загадка?

2. Что такое небылица?

3. Чем отличается загадка от небылицы?

4. Задание придумать загадку на тему предложенную воспитателем.

5. Задание придумать небылицу на тему предложенную воспитателем.

Развивающая среда

1. Подбор детской литературы.

2. Подбор сюжетных картинок по теме.

3. Изготовление пособий.

Условные заместители для обозначения персонажей и структуры сказок.

Условные заместители к загадкам.

Картинки – подсказки для пересказа сказок.

Схемы – подсказки описания героев.

Маски героев сказок.

Взаимодействие со специалистами.

Работа с родителями.

схемы – подсказки. Упражнять в составлении распространённых предложений. Формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте. Воспитывать

интерес к народному фольклору.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем работать с загадками. Сегодня моя загадка и вот мои картинки. (выставляет картинки с загадкой)

«С бородой, но не козёл и не дедушка,

С красивым хвостом, но не павлин,

Воспитатель: Дети, прочитайте эту загадку.

- Про кого загадка?

- Правильно, про петушка.

- Какие сказки мы с вами знаем, где герой – петушок?

- Да, украинский народ.

- Чем будут заниматься трудолюбивые мышата в нашей сказке?

Дети выкладывают ранее использованные схемы – подсказки действий героев у себя на столах. Воспитатель – на доске. Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до ребёнка, который выходит рассказывать сказку. Заслушиваются 1 – 2 рассказа.

Физкультминутка. Перекрёстная гимнастика. Гимнастика для глаз.

Воспитатель читает стихотворение:

«Встаю я под вечер,

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Песенка с крышкой.

Кастрюля с концом.

Я платье для куклы

И в печке дрова

- Вы догадались о чём мы с вами будем говорить?

- Что такое небылицы?

- Вы заметили на столах фишки? Они нам сейчас будут нужны.

- Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте. Услышите небылицу, выкладывайте перед собой фишку.

Воспитатель читает стихотворение. (подводят итоги).

Воспитатель показывает детям новую папку.

- Я принесла альбом – папку. Недавно мы уже составили папку про маму. Сегодня составим ещё одну.

- Вначале занятия о какой сказке мы говорили?

- Догадались, о ком мы будем составлять небылицы?

- О мышатах и петушке.

- Мы попросим Е. В. Записать их, а потом составим папку.

(дети составляют небылицы).

- Дети, послушайте, что я сказала?

- Да, это предложение.

- Сколько слов в этом предложении? (воспитатель выкладывает картинки- схемы на эти слова).

(дети выкладывают полоски на столах).

- Попробуйте сделать так, чтобы стало больше слов в этом предложении.

- Какое предложение получилось?

- Сколько слов стало? (три).

- Сколько слов стало в предложении? (четыре).

- Скажите небылицу целиком.

- Сколько слов стало в предложении? (пять).

(дети выкладывают полоски).

- Какое вначале было предложение?

- Какое стало сейчас?

- Дети, что интересного было на занятии?

(дети говорят, воспитатель выкладывает схемы на доске).

Организация работы в книжном уголке.

Методы и приёмы.

Словесная режиссёрская игра.

Пересказ от лица литературного героя.

Работа со схемами, условными заместителями.

Развитие речи.

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадками и небылицами.

Задачи: формировать представление о жанре загадки, назначении загадок; познакомить с небылицами и их назначением.

Задачи: обучать придумывать загадки об одном из героев в разных сказках. Совместно с детьми отбирать условные заместители при составлении модели загадки, познакомить с условными изображениями отрицания.

Задачи: обучать детей составлять небылицы про козла и лису.

Задачи: обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености; помочь придумать загадки согласно модели.

Задачи: обучать детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок.

Задачи: развивать способности детей средствами театрализованного искусства.

Математическое развитие, мир природы, конструирование, ручной труд.

Часть занятия: придумывание загадок, небылиц, отгадывание загадок.

Цель: формировать умение связно, логически правильно излагать реальные и фантастические события.

Цель: совершенствовать умение занимательно рассказывать о реальных и фантастических событиях.

Цель: обучать составлять загадки по своему замыслу и заданным правилам.

Цель: побуждать вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.

Цель: обучать составлять рассказ по схеме.

Цель: обучать составлять рассказы – небылицы по своему замыслу и заданным правилам.

Цель: обучать детей придумывать загадку на основе самых ярких событий сказок.

Цель: обучать отгадывать загадку и обосновывать отгадку

Цель: тренировать детей по признакам предмета находить нужное название.

Чтение художественной литературы

• Фольклорные загадки

Использование загадок и небылиц при наблюдениях в природе.

Придумывание загадок о различных предметах и явлениях.

Придумывание небылиц и рисование.

1. О. А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и

2. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с художественной литературой”.

Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности В общей основе развития личности лежит овладение детьми речью. Речь зависит от эмоционального состояния ребёнка, его интересов, склонностей,.

Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Небылицы

Короткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.

Небылицы в развитии

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
"Га-га-га" - пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -
Крокодил растёт.
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю.

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были.

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду - полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет -
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни. ).

Рассказы - небылицы

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

- Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

- Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

- Чем рыбу ловить будешь?

- Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

- Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

- Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.

Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.

На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.

Небылицы, придуманные детьми.

Наша Маша молодец –
В небе ловит огурец.
Помидоры ловит в море
И бросает это Боре.

Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.

Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.

Наша Яна невеличка,
Спать ложится в рукавичку
Утром просыпается,
Снегом умывается.

Летит Настя на метле,
Звёзды ловит на земле,
Бусы делает себе.
Собирается на бал,
Скоро будет карнавал

Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!

Путаница

Как то летним вечерком,
В середине марта,
Прилетел к нам котик в дом
И упал на парту
А под партой жили мышки-
Пучеглазые мартышки.
Мышки кошку увидали
Зарычали, зажужжали
Кошку из дома прогнали

Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.

На ёлке вырос ананас,
Вот наш маленький рассказ.

Мышки бегали по веткам
И поели все конфетки.
Детки в гости к ним пришли
И конфетки не нашли.

В морозный чудный летний день
Мы пошли купаться!
Взяли лыжи, круг и санки
Чтобы развлекаться.
Мы весело плескались в воде и на песке
И в шубах загорали с сосульками в руке.

Кот играет на трубе,
Заяц плавает в ведре,
Стрекоза варила смех,
С неба падал к верху мех.

Белка села на луну,
Крокодил гулял в саду,
В огороде рос кокос,
А забор нам сел на нос.

Заяц крылышками машет,
Воробей нам землю пашет,
Рыба громко так смеется,
Солнце на лугу пасётся.

Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.


Небылица (небывальщина, нелепица) – это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.

Небылица и считалка: сходства и различия

Что общего у небылицы и считалки:

  • и та, и другая – жанры детского фольклора;
  • часто – в стихотворной форме;
  • небольшого объема;
  • часто с фантастическим, абсурдным сюжетом.

В чем отличия:

  • разные цели: у небылицы – развлечение слушателя, у считалки – счет и выбор водящего;
  • соответственно, определяющим в считалке является ритм, а в небылице – сюжет;
  • небылица может быть в прозе, а считалка – нет;
  • сюжет небылицы всегда смешной и фантастический, а считалки – не всегда.


Как придумать небылицу

  • животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
  • предметы выполняют несвойственные им функции;
  • меняются местами участники какой-то ситуации (из-под собаки лают ворота);
  • используются невозможные определения (по кудрявой каше) и т.д.

Мы собрали 20 народных небылиц – коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?

Короткие небылицы в стихах

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

***
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую —
Развёл гармошку звонкую.


Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.


В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже —
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!


По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.


Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Читайте также: