Сочинение на уроках литературы как форма проверки знаний

Обновлено: 29.06.2024

Задача научить детей читать и понимать прочитанное, устно и письменно выражать и аргументировать своё мнение стоит перед учителем-словесником на протяжении всех лет обучения. Эти умения проверяются и на экзаменах. Стандарты второго поколения представляют собой систему требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным, направлены на развитие личности выпускника.

Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысляться как метапредметный результат образования. Сочинение позволяет отследить, проанализировать и оценить уровень развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся. Недаром сочинение снова рассматривается как продуктивная и целесеобразная форма итоговой аттестации выпускников.

В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению. Работа над сочинением является важным элементом развивающего обучения. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливаются воображение, внимание и память. Л.Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным для ребенка только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира. Эта психологическая предпосылка успешной творческой работы, выдвинутая ученым, и должна определять всю систему последовательного обучения написанию сочинений.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия прежнего опыта. Его накопление происходит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, телевизионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно, у одних быстрее, у других медленнее, но это процесс управляемый. В силах учителя ускорить его, придать ему целенаправленность.

Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было. Известный публицист А.Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать. Чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический труд, но важна и роль учителя, который заботится о методике обучения работе над сочинением, о методике анализа произведения, особенно в тех аспектах, которые определяют его глубину, качество и объём.

Некоторые просчеты в работе по обучению написанию сочинениям

  1. В школьной практике проведению написанию сочинений внимания уделяется все-таки недостаточно.
  2. Учащимся не даются указания, как следует работать над сочинением, а предоставляется так называемая полная самостоятельность.
  3. Школьникам даются советы общего характера: опишите интересно, рассмотрите внимательно картину и т.п.
  4. Практикуются однообразные письменные работы, темы предлагаются без учета интересов и возрастных возможностей школьников.
  5. Проводится мало работ обучающего характера.
  6. Практически не проводится редактирование детьми собственных сочинений (совершенствование написанного).

На что следует обратить внимание учителю:

  1. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого её осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. (четко сформулированная тема даёт ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.
  2. Условием успешного написания сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ (словарно-стилистические упражнения, цитирование, составление характеристики персонажа, изложения, составление плана, письменные ответы на вопросы и др)
  3. Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного

В чем же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:

1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;

2) составление плана;

3) сбор чернового материала, словарно-фразеологическая работа, подбор цитат;

4) проведение устных сочинений;

5) самостоятельное написание сочинения (или части его)

Совершенствование написанного должно включать в себя:

  1. редактирование с помощью учителя ( на уроке или на индивидуальной консультации)
  2. анализ сочинений одноклассников (взаиморецензирование)

Эффективность развития коммуникативно-речевых умений достигается прежде всего включением в учебный процесс высказываний малой формы (сочинений –миниатюр, творческих заданий на основе заданной темы).

Речь наших детей часто бедна потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно, учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться, уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.

В зависимости от образовательных задач задания при подготовке к сочинению можно разделить на 2 большие группы: творческие задания и задания лингвистического характера.

Задания творческого характера отличаются жанровым своеобразием: рассказы, сказки, эссе, стихотворения, письма, заметки, сценки, составление диалогов, придумывание загадок.

Творческие задания можно разделить на несколько видов:

- творческие задания на основе заданной темы (употребите слова в переносном значении, используйте как можно больше слов тематической группы и т.п)

- подберите как можно больше эпитетов к слову –лицо, снег…

- составьте текст на основе заданной схемы, например:

Каким я хочу стать? Больше всего я хочу стать ..

Когда я стану взрослым…

- напишите текст по опорным словам, используя глаголы

- вырази свое мнение

- объясни смысл текста

- опиши картину, которая возникла при чтении данного текста

- создай собственный оригинальный текст по образцу

- упражнения, в основе которых лежит иллюстративный материал (репродукции картин, рисунки, фотографии, фотоколлажи: опиши картину, объясни, почему картина так называется, напиши, что вы видите на картине, какое настроение она передает, составьте текст, включающий описания всех составных частей коллажа

- упражнения, включающие различные речевые ситуации (представьте себе, что вам вручили большую коробку с подарками, напишите, что хотелось бы вам обнаружить в этой коробке, пофантазируйте, о чем могли бы поспорить чайник и кофейник, вообразите, что вы сказочный герой, придумайте его биографию, напишите её, начиная словами: разрешите представиться…

Задания, основанные на лингвистическом материале:

- докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой

- объясните, для чего нужно знать алфавит

- упражнения исследовательского характера, представляющие собой лингвистический эксперимент ( в течение нескольких дней понаблюдайте за теле и радио передачами и составьте краткий список иноязычных слов, которые сравнительно недавно вошли в русский язык. Напишите небольшой текст, отвечая на вопрос: почему в русском языке появляются заимствованные слова?)

Такие задания воспринимаются учащимися естественно, в них отражены и личный опыт, и впечатления, и собственное мнение)

Виды учебных работ

1) Работа со зрительной опорой(устный диалог, устный рассказ по комиксу, письменный рассказ по комиксу)

Понять тему и сюжет и заметить как можно больше деталей

2). Творческие работы на основе личных впечатлений (музыкальные, читательские, жизненные, фантазийные)

Дети прослушивают небольшой муз фрагмент и устно высказываются на тему какое состояние природы я представил себе, слушая музыку (средние классы) в старших - что я чувствовал, слушая музыку

Жизненные – моя дорога в школу

Фантазийные – их мечты могут стать темой устных или письменных рассказов

( слушать и слышать)

Суд над Обломовым ( как осудила Обломова жизнь)

4. Устная или письменная газета

Что происходит в школе, селе районе

5. Языковые игры

На одну букву, одним словом

6.Лингвистическая работа с опорой (сигналом или конспектом)

(точность, ясность речи, умение правильно употреблять термины, объяснять их, извлекать знания из доступных источников)

8.Пересказ от имени героя

Девочки пересказывают сказку Руслан и Людмила от имени Людмилы, мальчики- от имени Черномора

Переписка со сверстниками из другого города, страны, со своими одноклассниками

10. Издание альманаха

11. Театрализованные сценки

Без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом

Методика развития речи Соболевой

  • Развитие ассоциативного мышления (ассоциативный алгоритм)
  • Ассоциативная методика запоминания и усвоения

Б е рёза так была б е ла,
Что буква "Е" из слова "б е лый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь интересный всем и каждому. Е. Ильин

Логика урока, выстроенная учителем, и качество материала, определяющего содержание урока, являются решающим фактором, влияющим на сочинения учеников: на их умение отобрать материал, выстроить его в логической и эмоциональной последовательности, определить степень и качество аргументации, найти яркое начало, сделать соответствующее содержанию материала заключение. И здесь важен качественный анализ произведения.

Профессор Минералова И.Г –доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы 20 века
о преподавании литературы в школе

больше работы с текстом художественных произведений.

помочь ярче подать текст художественного произведения.

Как заинтересовать учеников ?
Приёмы:

  • 1. Недописанная тема сочинения.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.

Тема не дописана

От слова – к самому себе лучшему

или… ( мечтающему стать таким …)

2.Читать стихи А.С.Пушкина – это…

3. Какое произведение литературы века я бы…

4. Как и почему из сострадательного ребёнка вырос…? ( По роману

Прием Минераловой Пишем сочинение вместе

Думаем и пишем вместе.
Последовательность действий.

  1. Вступительное слово учителя о самом произведении и его авторе.
  2. Чтение текста произведения.
  3. Вопросы по тексту, подсказки.
  4. Время на то, чтобы списать предложения, данные учителем.
  5. Время на выбор продолжения, на

запись собственных мыслей.

  1. Время на редактирование и переписывание на чистовик.
  2. Обязательно читать несколько работ на уроке, но не делать замечаний, а хвалить

за оригинальные мысли, за искренность…

Такая работа приносит радость общения, открытия, радость от совместной творческой работы учителя и ученика.

4. Следуя за мыслями учителя, ученик учится размышлять самостоятельно и делать выводы.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока.

В чем смысл жизни Юшки?

Вся система преподавания литературы в настоящее время должна быть ориентирована на пробуждение творческого начала в учениках. Для успешного достижения поставленной цели необходимы разные способы и приемы работы.

Одной из простых и достаточно эффективных форм подготовительной работы является вычленение из произведения слов, фраз, отдельных предложений, которые использует герой.

Ученики свободно рисуют воображаемую картину (широкие дали Заволжья, рощи, деревни, луга над рекой…) Зрителю кажется, что и жизнь должна быть прекрасна в этом благословенном месте. Но скоро появится Дикой , и сразу станет грустно. Так ученики начинают осознавать важную для концепции пьесы мысль: Волга противопоставлена всему укладу жизни города Калинова. Природа становится элементом действия.

Более глубокому и творческому усвоению характеров способствуют задания, взятые из театральной педагогики: опишите день Катерины в родительском доме. Описывая день Катерины в доме Кабановой, что измените? К репликам Тихона и Катерины в сцене отъезда Тихона (д2, явл 3) напишите режиссерские ремарки, помогающие понять эмоциональное состояние персонажей.

Активизируют учеников и учат их творчески читать произведения задания, направленные на внимание к деталям: какова фамилия Бориса? Почему она не названа? Как звали его отца? Расскажите историю его семьи. Зачем она излагается в драме?

Способствует творческому освоению пьесы задание представить и описать город Калинов по монологам Кулигина. Важно обратить внимание на выделение в монологах деталей (особенно д3 сц1 явл 3 Вот какой сударь у нас городишко) При обращении к сцене первого свидания Катерины и Бориса предлагается определить, будет ли у них счастье. Все эти приемы работы являются хорошей подготовкой к сочинению в жанре воображаемого путешествия в город Калинов.

Как ещё можно работать с учениками на уроке, чтобы получить творческий результат? Во время изучения произведения учитель делает паузы, предлагая ученикам после коллективного анализа проблемы, эпизода записать выводы, к которым они пришли. Этот момент самостоятельной обработки услышанного и понятого очень многое дает впоследствии ученикам при создании собственного сочинения.

Иногда по ходу анализа произведения учитель сам формулирует тезис, который уместен для данного разговора, и просит привести аргументы для его доказательства. Во время проверки сочинения учитель отмечает места, в которых наблюдается схематизм подачи материала, отсутствие аргументации. Такая индивидуальная работа очень важна, потому что призыв не излагать материал схематично не даст нужного результата, пока конкретный ученик не увидит в собственной работе этих недостатков.

Для того чтобы ученик мог аргументировать свою точку зрения, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решать проблемы на помощь приходит технология развития критического мышления через чтение и письмо (приемы данной технологии: корзина идей, составление кластеров, верные и неверные утверждения, знаю-хочу узнать-узнал, написание синквейна, толстые и тонкие вопросы, ключевые слова, лови ошибку, письмо по кругу, пометки на полях, написание эссе).

Учитель-словесник, как никто другой, призван воздействовать не только и не столько на ум школьника, сколько на его чувства. И на помощь учителю приходят арт-технологии , основанные на деятельностном подходе и соответствующие стандартам нового поколения. Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Инсценировка эпизодов(создание образа, новый взгляд на произведение свобода общения, жеста, слова), потребность в дополнительной информации (Сведений из культуры религии, искусства, этнографии) – все это элементы данной технологии. Уроки с применением арт-технологии дают пищу для размышления, не заканчиваются со звонком.

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником педагогической мастерской . Это такая форма обучения, технология, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию, к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской скульптора, оружейника или балетмейстера всегда был мастер и …подмастерья, ученики, которые ориентировались на него, иногда как на Бога. Данная технология опирается на новую философию в отношениях учителя и учеников. В основе любой мастерской –диалоги: в парах, группах, с целым классом, с писателем или автором только что созданного текста, с самим собой. Данная технология

-обучает ставить вопросы и понимать, что спросить важнее, чем ответить;

- обучает пониманию, что ответы могут быть разные с разных т.зрения (времен, идей, литературных направлений, эпох, психологических особенностей читателей и критиков);

- организует современное прочтение классики;

- актуализирует прочитанный текст, делает его нужным, важным для читателя…

По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и др.

Мастерская сама, законами построения и создающейся атмосферой, приводит к развитию активной познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

На уроках литературы используются многообразные формы письменной и устной работы. Их можно разделить на проверочные работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т. д. Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты.
В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, по двум и более темам, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Тестирование — это выбор правильного ответа из ряда предложенных. В этом виде работы есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что за сравнительно небольшое время можно провести работу, охватывающую широкий круг проблем, и быстро оценить результаты этой работы. Отрицательной же стороной можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний. Человек, обладающий логическим мышлением, иногда просто может вычислить ответ. Помимо этого, тестирование никоим образом не затрагивает развития речи учащегося. Кропотливая работа по составлению теста и организации его проведения ложится на плечи учителя. Но такой тип работы, безусловно, перспективный и вызывает огромный интерес у учащихся.
Рецензии и отзывы о прочитанных произведениях, достаточно часто используемые в школьной практике, а в последнее время и на выпускных экзаменах одиннадцатиклассников, требуют дополнительного объяснения.
Учащиеся должны понять, что рецензия и отзыв — это не обычное школьное сочинение-рассуждение на заданную тему, а совсем иной вид работы.
Во-первых, название рецензии или отзыва учащийся достаточно часто предлагает сам, а от этого и зависит дальнейший ход его работы.
Во-вторых, необходимо уяснить, чем рецензия и отзыв отличаются от сочинения-рассуждения (наиболее распространенного типа в практике старших классов) и чем они отличаются друг от друга.
Проще всего объяснить разницу между этими типами письменных работ, как бы меняя личность автора (хотя везде это будет учащийся, примеряющий на себя разные маски).
Автор сочинения-рассуждения — это сам ученик, раскрывающий проблему, поставленную учителем в сочинении. Используя полученные в ходе изучения произведения знания (биография автора; творческий путь; анализ текста, проведенный в ходе уроков; критика), учащийся доказывает тезис сочинения, как правило, соглашаясь с общепринятой точкой зрения. Работы такого типа можно назвать скорее проверочными, итоговыми, а не чисто творческими. Они выявляют знания учащихся по данной теме; знание фактического, текстового и критического материала; их умение логично мыслить, отделять главное от второстепенного, отбирать факты, выражать свои мысли письменно, подтверждая их текстом. Чисто творческими моментами в такого рода работах бывают вступления и заключения.
Более творческими бывают сочинения-рассуждения, отрицающие, не соглашающиеся с основным тезисом, но это случается довольно редко.
Автор рецензии — это ученик, перевоплотившийся в литературного критика, писателя, редактора. Эти лица могут быть современниками автора, а могут быть нашими современниками, причем рецензия может быть как положительная, так и отрицательная (все названные условия дополнительно оговариваются учителем). Иногда эти перевоплощения надо показать (если стоит такая задача), а иногда скрыть (только представить себе, что вы — критик), если требуется ваше личное мнение.
Сочинение может анализировать все произведение, его героев, идейно-художественные особенности, какую-либо проблему, оно может сравнивать либо обобщать два и более произведения или литературных героя и т. д.
Рецензия же не рассматривает отдельные темы, вопросы, проблемы, детали, героев. Она аргументированно и личностно высказывается о произведении целиком, принимая или не принимая его, либо же высказывается о ряде произведений, чем-либо объединенных.

Приблизительный план рецензии:

Оценка работы докладчика:

1. Раскрытие темы.
2. Использование фактического материала.
3. Последовательность и доступность изложения.
4. Оригинальность решения темы. Собственное мнение.
5. Владение аудиторией, эмоциональность.

Оценка работы оппонента:

Возможные темы семинаров:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Письменные работы на уроках литературы

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Уровень и количество

часов программы

Профильный (В)

Таким образом, в V – VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения); в VII – VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения); в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений); в X – XI классах – не менее 7 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения в X классе и 2 сочинения – в XI классе). В профильных классах, классах углублённого изучения литературы количество письменных работ увеличивается пропорционально увеличению учебного времени.

При планировании работы по литературе необходимо ориентироваться на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. В этой связи необходимо акцентировать внимание на формирование у учащихся следующих умений, выявляемых в ходе промежуточной аттестации в форме сочинения по литературе:

– создавать текст в соответствии с заданной темой;

– обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении или в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;

– логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

– подбирать убедительные аргументы, опираясь на литературный и культурный контекст;

– выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

– осуществлять обоснованный/мотивированный выбор языковых средств;

– оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке. Целесообразно в рамках подготовки к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ по литературе предлагать ученикам задания, на которые нужно дать развёрнутый ответ в объеме 8 – 10 предложений. При этом учитель должен чётко разъяснить разницу, т.к. задания, предполагающие развёрнутый ответ, и задания, требующие написания сочинения, имеют несколько принципиальных различий.

Во-первых, они отличаются заданным объёмом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развёрнутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументированно рассуждать на литературную тему, обоснованно формулировать тезисы, приводить доказательства и иллюстрировать их конкретными примерами).

Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведённый фрагмент или полный текст художественного произведения, тогда как полный развёрнутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Соответственно, отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценки. Если задания с кратким ответом оцениваются по одному критерию, то задания, требующие написания сочинения, по пяти (глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений; владение теоретико-литературными знаниями; обоснованность привлечения текста произведения; последовательность и логичность изложения; следование нормам речи).

Если учитель проверяет письменное высказывание ограничено развёрнутого ответа или развёрнутый ответ в формате ГИА или ЕГЭ, то требования к написанию и проверке соответствуют критериям указанной итоговой аттестации.

конспекты первоисточников и рефераты по литературе в IX – XI классах;

планы и конспекты лекций учителя на уроках в X – XI классах;

планы статей и других материалов из учебников;

сочинения и письменные ответы на вопросы по литературе;

составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Письменные работы на уроках литературы

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Уровень и количество

часов программы

Профильный (В)

Таким образом, в V – VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения); в VII – VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения); в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений); в X – XI классах – не менее 7 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения в X классе и 2 сочинения – в XI классе). В профильных классах, классах углублённого изучения литературы количество письменных работ увеличивается пропорционально увеличению учебного времени.

При планировании работы по литературе необходимо ориентироваться на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. В этой связи необходимо акцентировать внимание на формирование у учащихся следующих умений, выявляемых в ходе промежуточной аттестации в форме сочинения по литературе:

– создавать текст в соответствии с заданной темой;

– обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении или в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;

– логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

– подбирать убедительные аргументы, опираясь на литературный и культурный контекст;

– выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

– осуществлять обоснованный/мотивированный выбор языковых средств;

– оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке. Целесообразно в рамках подготовки к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ по литературе предлагать ученикам задания, на которые нужно дать развёрнутый ответ в объеме 8 – 10 предложений. При этом учитель должен чётко разъяснить разницу, т.к. задания, предполагающие развёрнутый ответ, и задания, требующие написания сочинения, имеют несколько принципиальных различий.

Во-первых, они отличаются заданным объёмом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развёрнутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументированно рассуждать на литературную тему, обоснованно формулировать тезисы, приводить доказательства и иллюстрировать их конкретными примерами).

Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведённый фрагмент или полный текст художественного произведения, тогда как полный развёрнутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Соответственно, отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценки. Если задания с кратким ответом оцениваются по одному критерию, то задания, требующие написания сочинения, по пяти (глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений; владение теоретико-литературными знаниями; обоснованность привлечения текста произведения; последовательность и логичность изложения; следование нормам речи).

Если учитель проверяет письменное высказывание ограничено развёрнутого ответа или развёрнутый ответ в формате ГИА или ЕГЭ, то требования к написанию и проверке соответствуют критериям указанной итоговой аттестации.

конспекты первоисточников и рефераты по литературе в IX – XI классах;

планы и конспекты лекций учителя на уроках в X – XI классах;

планы статей и других материалов из учебников;

сочинения и письменные ответы на вопросы по литературе;

составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Читайте также: