Сочинение на тему языковые средства выражения эмоциональной оценки 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске, они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как нейтральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище).

Слова с эмоциональной окраской могут быть двух видов:

1) с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, торжественные, ласкательные слова (зодчий, молодец, миленький);

2) с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистически снижены (ротозей, скряга, сквалыга, трепач).

Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском выступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержащей элемента оценочности.

Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего – имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста.

Языковые средства контакта – это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. Посредством них устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т. п.).

К средствам языкового контакта относится использование местоимений 1-го и 2-го лица. Я – это оратор, Вы – слушатели, Мы – собственно оратор и относящиеся к нему люди. В сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами), что создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект общения и личного контакта.

Наиболее употребимы следующие глаголы и глагольные сочетания: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, подумайте, считаем, думаем и т. п.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснительными придаточными: известно, что . ; ясно, что . ; можно предположить, что. ; уверен, что . ; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос – это разновидность высказывания, цель которого – вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риторические вопросы придают информации большую убедительность, а в результате – действенность.

Использование оратором разных типов речи

Неоднородность авторской речи отражается в использовании разных типов речи. К ним относятся повествование, описание, рассуждение.

1) оратор – участник событий;

2) события излагаются со слов третьего лица;

3) оратор моделирует событийный ряд (например, воспоминания о прошедших событиях).

Описание – это констатирующая речь. Благодаря описанию можно получить статическую картину, понятие о характере, свойствах, качестве объекта путем перечисления его существенных, постоянных признаков. Описание не динамично, в нем нет развития, движения.

В рассуждении (размышлении) предметы или явления исследуются, при этом раскрываются их признаки, доказываются положения, делаются выводы. Рассуждение приводит к активизации внимания слушателей.

В академической речи обычно преобладает рассуждение, в юридической часто, помимо рассуждения, используются описание и повествование.

В ораторском искусстве для наглядности используется прием ассоциации. Ассоциация – это такая связь между явлениями, чувствами, при которых упоминание об одном вызывает в сознании представление о другом предмете. Почти каждое слово может вызвать у слушателя какие-то образы, картины, представления. И поэтому ясность и яркость образа зависят от выразительности слова. Благодаря ассоциациям оратор может выразить свою мысль наиболее ярко, концентрированно и информативно. Также, используя ассоциации, можно вызвать у аудитории нужные представления.

Ассоциации могут быть светлыми и умиротворенными. Такие ассоциации используются в проповедях и словах в церковных речах. В академической речи ассоциации применяются для активации мыслительного процесса.

Словесная наглядность – чувственные представления об объекте речи – также возникают благодаря ассоциациям.

Метафора – это основной вид тропа. Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства двух явлений или предметов в каком-либо отношении. Метафора выступает в роли скрытого сравнения. На прямое значение слова накладывается добавочный смысл, который в данном использовании становится основным.

К тропам относится и эпитет. Эпитет – это слово, которое определяет предмет или действие, подчеркивает характерные свойства и качества. Эпитеты создают живое представление о предмете, придают ораторской речи особую выразительность.

Тропом выступает олицетворение. Олицетворение – это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Они наделяются даром речи, способностью мыслить и чувствовать, передвигаться в пространстве. При этом возникают ассоциации с действиями человека.

Тропы – метафоры, сравнение, олицетворение, ирония – придают речи оценочность, т. е. благодаря им мы имеем возможность оценить то, о чем говорим.

При использовании и подборе различных тропов оратору нужно всегда учитывать состав и уровень подготовки аудитории. Неподготовленная аудитория может не понять многозначных метафор, сложных сравнений, в этом случае стоит использовать более наглядные тропы.

Помимо тропов, для создания словесной наглядности используются литературно-художественные образы. При условии, что они хорошо известны слушателям, оратор с их помощью может сделать ярким, осязаемым предмет своей речи, доходчивее донести мысль до слушателя.

Техника владения голосом

Одним из важнейших требований, предъявляемых к оратору, является способность чутко относиться к звучащей речи, к звучащему слову.


Окончательное формирование в 90-х годах XX века аксиологии как отрасли философской науки привело к осознанию многими лингвистами оценки как самостоятельной категории языка, обладающей собственными семантическими и формально-репрезентационными особенностями (Г. А. Золотова (1980); И. Н. Худяков (1980); Н. Д. Арутюнова (1980); В. Н. Телия (1981, 1991); Е. М. Вольф (1985, 2002); Н. А. Лукьянова (1986); М. В. Ляпон (1989); Т. В. Маркелова (1994, 1995); Т. И. Вендина (1997); З. К. Темиргазина (1999) и др.).

К интонационным средствам относятся изменения частотных, динамических и временных компонентов речевого сигнала. Данные изменения обладают способностью передавать определённые значения, поэтому интонация может полностью изменить смысл одного и того же предложения.

К основным графическим средствам выражения оценочного значения относятся использование курсива, кавычек, с целью выделения, привлечения внимания к заключённой в них информации, тире, многоточие, восклицательного знака, отражающих эмоциональное состояние субъекта речи, удвоение (утроение) отдельных графем.

К одному из способов выражения оценочного значения относят словообразовательные возможности языка (Т. И. Вендина, Г. А. Золотова, В. В. Виноградов, Г. Фляйшер, Н. Л. Гильчёнок).

В ситуации эгоцентрического типа речь идёт о значительной роли “прагматических параметров”, которые характеризуют сферу говорящего: Я одобряю его призвание. Я хвалю его вкус.

При этом на первом месте оказываются свойства ценителя, его концептуальный мир, свойства же объекта остаются в “тени”.

При оценочной ситуации объективного типа , напротив, центр тяжести переносится на объект: Этот человек − талантливый мастер. Жизнь − великий урок.

Здесь отражается наиболее полно связь субъективно-объективных факторов оценочной семантики с выбором её языковых представлений.

Третий тип (предикативный ) характеризуется выражением оценки скрытого, теневого характера: Гений! Молодец! Злодей !

Данная оценка отмечается высокой эмоциональностью и воздействием на слушающего. В этом случае вербализован предикат − главный член односоставного предложения − безличного или номинативного.

Изменение оценочных высказываний, от эгоцентрических к предикативным, говорит о снижении роли прагматических параметров, которые характеризуют сферу говорящего, и возрастании параметров сферы слушающего, усилении влияния межличностных связей коммуникантов на строение структурно-семантических типов моделей и репрезентацию их оценочных предикатов.

Выбор типа оценочной ситуации связан, несомненно, с темой текста, функциональной принадлежностью текста.

Авторы называют такие экспрессивно-синтаксические конструкции, как лексический повтор; парентетические внесения; метафорические словосочетания и предложения; риторический вопрос; предложения, содержащие обособленные группы; цепочки номинативных предложений и т.д.

На наш взгляд, интересным представляется реализация категории оценки в публичных политических речах, которая позволяет раскрыть и лучше понять позицию автора в отношении некоторой проблемы. Анализируя публичные политические выступления одного из выдающихся ораторов Германии, Отто фон Бисмарка, стоит отметить, что говорящий, оценивая тот или иной объект (предмет, явление действительности, лицо, событие), использует одновременно различные средства языка, что ещё больше воздействует на слушателя и позволяет достичь цели, поставленной им в начале политического выступления – убедить слушателя в своей точке зрения. й им в на.

На словообразовательном уровне мы выделили различные суффиксы и префиксы с оценочной семой, положительной или отрицательной: ver -, un -, er -, - ung , - ig , - lich , - d :

ver schweigen, Ver sumpfung, ver treiben, ver stimmen, un beirrt, un entwegt, er zwingen, gewalt ig , Befürcht ung , Räum ung , Begeister ung , kostspiel ig , mächt ig , vorsorg lich , ehr lich , freundschaft lich , glück lich , höfl ich , erheb lich , beunruhigen d , zunehmen d , aufreiben d , anstrengen d , bedrohen d , friedliebend, verheeren d , Wichtig keit , Schwierig keit .

На лексическом уровне целесообразно выделить две группы слов. С одной стороны, слова, заключающие в себе оценку как неотъемлемый элемент содержания, прежде всего:

имена прилагательные : (un)wichtig, gewaltig, bedrohend, berechtigt, genehm, falsch, freundschaftlich, glücklich, arbeitsam, friedliebend, allerhöchsten, entscheidend, erheblich, unbequem, gleichgültig; имена существительные : Elend, Jammer, Glück, Zorn, Hohn, Parteihaß, Ehrsucht, Ruhm, Tapferkeit ; наречия : voreilig, auftreibend, kostspielig, anstrengend, gering, и т . д .

С другой стороны, нейтральные слова, приобретающие оценочное значение в коммуникативной ситуации. Высказывание "… es wird das Heer des Königs bleiben…" само по себе воспринимается как факт. Однако в ситуации, когда Бисмарк говорит о прусской армии, он с помощью этой реплики оценивает прусских солдат, восхищается их преданностью своему королю, армия была, есть и будет служить и повиноваться королю.

В анализируемых публичных политических речах используются различные средства интенсификации оценочного значения , например : S ehr viel mehr Sorge; das ist auch wohl sicher, daß wir das erreichen , ja , es ist gar nicht in Frage gestellt; . halte ich nicht für so wichtig; Friedensbestimmungen. kaum so wichtig sind; sehr auftreibend, anstrengend, kostspielig ist .

Анализируя синтаксические конструкции, отражающие актуализацию того или иного компонента оценочной ситуации, мы выделили 3 типа оценочных высказываний :

Оценка планируемой войны, выраженная с помощью лексического повтора, создаёт впечатление, что вся политическая речь – это одна большая оценочная ситуация, состоящая из маленьких ситуаций оценки:

Для выражения оценочного значения говорящий использует метафору :

Наряду с другими экспрессивно-синтаксическими фигурами мы выделили парентетическое внесение:

Проведённый анализ позволяет нам выделить цитату, используемую для выражения оценочного значения:

В нижеприведённом оценочном высказывании оценочное значение выражено в форме ряда экспрессивно-синтаксических фигур, а именно: восклицательное предложение, цитата чужой речи, экспрессивно-стилистическое словорасположение, а также риторический вопрос, акцентирующий внимание слушателей на оценочном выражении:

В качестве средства акцентирования оценочного значения в анализируемой политической речи служит риторический вопрос:

Таким образом, оценка как самостоятельная категория отличается богатой палитрой разноуровневых средств выражения в языке. В лингвистике существуют различные способы выражения оценочного значения. Анализ основных средств выражения оценочного значения в публичных политических речах Отто фон Бисмарка позволил сделать вывод, что его выступления являются яркими, выразительными, поскольку оратор использует одновременно несколько средств, что придаёт его словам ещё больше весомости и убедительности.

Балли Ш. Французкая стилистика. – М.: УРСС, 2003. – 394с.

Вендина Т. И. Семантика оценки и её манифестация средствами словообразования // Славяноведение. – 1997. − №4.

Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высшая школа, 1981. – 320с.

Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. − М.: Высшая школа, 1986. – 640с.

Гильченок Н. Л. Практикум по переводу с немецкого языка на русский. – СПб: КАРО, 2005. – 368с.

Золотова Г. А. Коммуникативный аспект русского синтаксиса. – М.: Наука, 1982. – 386с.

Маркелова Т. В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // НДВШ. Филологические науки. – 1995. − № 3. – С. 67−80.

Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск: 1984. – С. 255.

Степанова М. Д., Фляйшер Г. Теоретические основы словообразования в немецком языке. – М.: Высшая школа, 1984. – 264с.

Темиргазина З. К. Оценочные высказывания в современном русском языке // Дисс. …канд.филол.наук. – М.: 1999. – С. 18.

Основные термины (генерируются автоматически): оценочное значение, оценочная ситуация, высказывание, лексический повтор, отрицательная оценка, оценка, суффикс, богатая палитра, внешний мир, немецкий язык.

Похожие статьи

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

оценочное значение, оценочная ситуация, лексический повтор, отрицательная оценка, высказывание, оценка, суффикс, богатая палитра, внешний мир.

Способы выражения оценки в современном немецком языке

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на.

языковая оценка, оценка, избыточная лексика, оценочное значение, положительная оценка, художественный текст, мотивированное отступление, лексическое наполнение, фонетический уровень, фонетическая единица языка.

Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.

положительная оценка связана с эмоциями одобрения, восхищения и подобными, а отрицательная — неодобрения

Экспрессивность, выражая оценочное значение, имеет

Так, если оценка и эмоциональность, входя в языковое высказывание, обогащают, дополняют.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, оценочная лексика, русский язык, слово, значение слова, оценка

Лексические приёмы перевода английских газетных заголовков. русский язык, перевод, IMF, лексическое добавление, заголовок.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Функциональная значимость оценки в контексте

Это доказывает важность прагматической категории адресата в ситуации оценки. В 70-е годы сторонники речевых актов настаивали также на том, что основная цель оценочных высказываний состоит не в том, чтобы описывать мир, а в том.

Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.

Основными составляющими оценочного значения являются: оценочная шкала, оценочный стереотип, объект и основание оценки, оценочные

Структура и семантика оценочных речевых актов определяется прагматической ситуацией, в которой они реализуются.

Похожие статьи

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

оценочное значение, оценочная ситуация, лексический повтор, отрицательная оценка, высказывание, оценка, суффикс, богатая палитра, внешний мир.

Способы выражения оценки в современном немецком языке

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на.

языковая оценка, оценка, избыточная лексика, оценочное значение, положительная оценка, художественный текст, мотивированное отступление, лексическое наполнение, фонетический уровень, фонетическая единица языка.

Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.

положительная оценка связана с эмоциями одобрения, восхищения и подобными, а отрицательная — неодобрения

Экспрессивность, выражая оценочное значение, имеет

Так, если оценка и эмоциональность, входя в языковое высказывание, обогащают, дополняют.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, оценочная лексика, русский язык, слово, значение слова, оценка

Лексические приёмы перевода английских газетных заголовков. русский язык, перевод, IMF, лексическое добавление, заголовок.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Функциональная значимость оценки в контексте

Это доказывает важность прагматической категории адресата в ситуации оценки. В 70-е годы сторонники речевых актов настаивали также на том, что основная цель оценочных высказываний состоит не в том, чтобы описывать мир, а в том.

Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.

Основными составляющими оценочного значения являются: оценочная шкала, оценочный стереотип, объект и основание оценки, оценочные

Структура и семантика оценочных речевых актов определяется прагматической ситуацией, в которой они реализуются.

Аннотация. Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций. Эту способность человека переживать, испытывать эмоции обозначают так: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность.

Языковые средства выражения эмоций

Аннотация.Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций. Как только не обозначают эту способность человекапереживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность.Ключевые слова:репрезентативность, лексические средства, способность, эмоциии эмоциональная деятельность,психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние.

Эмоции и эмотивная лексика

Эмоция–это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения). Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. Эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.Чувства отличаются от эмоций тем, что человек может переживать их только по отношению к комунибудь или чемунибудь, тогда как эмоции могут рождаться самостоятельно.Страсть –сильное и продолжительное состояние, которое нацеливает человека на достижение его желаний.Аффект –наиболее мощная эмоциональная реакция. Это как бы взрыв, аварийная реакция на экстремальную ситуацию. В аффекте человек перестаёт управлять чувствами, здесь уже чувства начинают управлять человеком и это выражается, прежде всего, в его речи. Аффект очень сильная эмоция, но непродолжительная.Настроение –фон, на котором протекают все чувства и эмоции.Эмоциональность зачастую рассматривается как степень склонности поддаваться страху и гневу, но в целом эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией.Очень многим взрослым людям, и прежде всего мужчинам, недостаёт эмоциональности, что очень обедняет их жизнь, однако гиперэмоциональность приравнивается к расстройствам психики.Существует качественные характеристики эмоций, основанные на субъективном отношении личности к объекту. В связи с этим выделяют:положительное субъективное отношение, которое является показателем того, что удовлетворяет, удовлетворяло или могло бы удовлетворить возникшую потребность;отрицательное субъективное отношение, которое является показателем того, что мешает, мешало или может помешать этому;двойственное (амбивалентное) субъективное отношение, которое отражает одновременное существование положительного и отрицательного отношения к объекту;неопределенное субъективное отношение, которое отражает кратковременное состояние ориентировки в новых впечатлениях, быстро переходящее в положительное или отрицательное.Сравнение положительных и отрицательных эмоций выявляет как общие, так и отличительные свойства. Интересен тот факт, что вегетативные проявления при положительных и отрицательных эмоциях одни и те же. Однако положительные эмоции никогда не бывают длительными, быстро дезактуализируются и не способны к суммации, а вот отрицательные эмоции весьма продолжительны, склонны к суммации и чаще, чем положительные эмоции, образуют смысловой комплекс, то есть совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. При этом актуализация одного из элементов такого комплекса влечет введение в сознание других его элементов и, в конечном итоге, вызывает к жизни весь спектр отрицательных эмоций, причём при повторных вызовах комплекса отрицательных эмоций они раз от раза всё больше усиливаются (тоска нарастает, гнев и страх усиливаются). А вот положительная эмоция живёт сама по себе, и, будучи однажды вызвана какимлибо обстоятельством, при повторении этого обстоятельства не возникает или возникает в ослабленном виде.Во все времена люди испытывали, испытывают и будут испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть. Накоплен огромный эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об универсальности эмоций, сам перечень которых отражает общечеловеческий опыт осмысления психической деятельности человека. Некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование, и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их культуре, языку или образовательному уровню.Эмотивная лексика традиционно изучается с учетом таких категорий, как оценочность, экспрессивность, образность, причем связи её с оценкой оказываются особенно тесными. Сопряжение эмоций и оценки не утрачивают актуальности.Хотя, положение о том, что эмотивная лексика включает в свое значение оценочный компонент, и что оценочная структура различных классов эмотивной лексики неодинакова, можно считать общепризнанным, но избирать оценочные слова в качестве центрального критерия при выборе материала эмоциональной лексики, нам представляется нецелесообразным, так как функциональная природа оценки различна. Это проявляется в несовпадении типологии оценок в трудах различных авторов.

Проблема языкового обозначения, выражения, описания и вызывания эмоций

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке - что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Языковые средства в русском языке

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Что такое языковое средство

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

Языковые художественные средства

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

Выразительные языковые средства

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Языковые средства языка

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Употребление языковых средств

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

Основные языковые средства

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Читайте также: