Сочинение на тему я ученик школы дж дьюи

Обновлено: 06.07.2024

Джон Деви (1859–1952) был американским философом, психологом и педагогом, считавшимся наиболее значимым философом в своей стране в первой половине 20 века. Он был одним из основоположников философии прагматизма и одним из самых ярких представителей прогрессивной педагогики в своей стране.

Философ был одним из персонажей, оказавших наибольшее влияние на развитие педагогического прогрессизма, будучи весьма оригинальным, проницательным и очень влиятельным в Соединенных Штатах. Кроме того, он является одним из величайших педагогов современности.

Она посвятила себя защите равенства женщин и продвижению профсоюзов учителей. Он также поощрял помощь интеллектуалам, которые были изгнаны из своих стран в результате тоталитарных режимов, которые преследовали их.

Дьюи был указан как человек действия, который выступал за объединение мысли и действия, теории и практики. Доказательством этого является то, что он был важным участником реформы образования и пропагандировал различные педагогические методы в разных университетах, где он работал.

биография

Рождение и первые учебы

Дьюи родился в городе Берлингтон, расположенном в США, 20 октября 1859 года, где он родился в семье поселенцев скромного происхождения.

В 1881 году Дьюи решил продолжить учебу в университете. Поэтому он переехал в Балтимор, штат Мичиган, где поступил в Университет Джона Хопкинса. Там он начал обучение на философском факультете.

На Дьюи повлияла гегелевская атмосфера университетского городка. Настолько, что след Гегеля в его жизни отражается в трех его чертах. Во-первых, его склонность к логической схематизации.

Во-вторых, его интерес к социальным и психологическим вопросам. И третье - приписывание общего корня объективному и субъективному, а также человеку и природе. К 1884 году Дьюи получил докторскую степень благодаря диссертации философа Иммануила Канта.

Рабочий стаж

После получения докторской степени Дьюи начал свою карьеру профессором в Мичиганском университете, где он преподавал между 1884 и 1888 годами, а также был директором философского факультета.

Дьюи встретил свою первую жену, еще живя в Мичигане. Ее звали Элис Чипман, и она была одной из его учениц, которые поступили в колледж после многих лет преподавания в различных школах Мичигана. Алиса оказала большое влияние на ориентацию Дьюи на формирование педагогических идей.

Женившись на Алисе, Дьюи заинтересовался государственным образованием. Фактически, он был одним из основателей Мичиганского Клуба врачей, а также выполнял функции его администратора. С этой позиции он отвечал за развитие сотрудничества между учителями средней школы и учителями государственных высших учебных заведений.

Впоследствии Дьюи работал профессором Миннесотского и Чикагского университетов. Эта возможность представилась, когда Уильям Рейни Харпер, президент указанного университета, пригласил его стать частью нового учебного заведения. Дьюи согласился, но настоял на том, чтобы ему было поручено возглавить новую кафедру педагогики.

Когда Дьюи покинул Чикагский университет, он поступил в Колумбийский университет, где он работал профессором с 1904 по 1931 год, когда в 1931 году он вышел на пенсию с должности почетного профессора.

Между 1900 и 1904 годами Дьюи также руководил преподаванием курса педагогики в Нью-Йоркском университете. В университете открылась школа педагогики, поэтому Дьюи был одним из первых преподавателей этой школы.

Он умер в Нью-Йорке 1 июня 1952 года.

Педагогический подход Дьюи

Дьюи заинтересовался теорией и практикой образования еще в Чикаго. Именно в экспериментальной школе, которую он создал в том же университете, он начал противопоставлять образовательные принципы.

Педагог задумывал школу как пространство для производства и отражения актуального опыта социальной жизни. Именно это, по его словам, позволило развить полноправное гражданство.

Джон Дьюи считал, что того, что предлагалось в образовательной системе его времени, было недостаточно для обеспечения адекватной подготовки, адаптированной к жизни в демократическом обществе.

Все это в ущерб приобретению научных знаний. Фактически, его видение образования оказало большое влияние на изменения, которые претерпела американская педагогика в начале 20 века.

Подход между учебной программой и студентом

Многие ученые помещают педагогический подход Дьюи где-то посередине между консервативной педагогикой, ориентированной на учебный план, и педагогикой, ориентированной на ученика. И хотя Дьюи сосредоточил педагогику на ребенке и его интересах, он также подчеркнул необходимость соотнести эти интересы с социальным содержанием, определенным в школьной программе.

Это означает, что, хотя необходимо ценить индивидуальные навыки, эти характеристики не являются самоцелью, а должны служить стимулами для действий и опыта. И в этом случае роль учителя будет заключаться в использовании таких способностей.

Чтобы понять педагогические идеи Дьюи, необходимо принять во внимание инструменталистскую позицию, на которой была основана его философская мысль. Согласно его подходу, мысль - это, по сути, инструмент, который позволяет людям действовать в соответствии с реальностью, питаясь ею.

Это означает, что знания - не что иное, как результат опыта людей с миром. Короче говоря, знание - это просто мысль, которая сначала проходит через действие.

Идеи об обучении и преподавании

Дьюи утверждал, что обучение, как детей, так и взрослых, достигается за счет противостояния проблемным ситуациям. И эти ситуации возникли как следствие собственных интересов человека. Отсюда делается вывод, что для того, чтобы учиться, необходимо иметь опыт в мире.

Что касается роли учителя, Дьюи заявил, что именно он должен отвечать за создание стимулирующей среды для ученика. Поступая таким образом, учитель мог развивать и направлять способности учеников действовать. Так должно быть, потому что для Дьюи ученики - активные предметы.

Хотя он защищал педагогику, ориентированную на учащихся, он понимал, что именно учитель должен выполнять работу по увязке содержания учебной программы с интересами каждого из учащихся.

Для Дьюи знание не могло быть передано повторно или навязано извне. Он сказал, что это слепое навязывание содержания лишило ученика возможности понять процессы, которые были выполнены для достижения конструирования этого знания.

Роль и импульсы ученика

Одним из наиболее важных постулатов Дьюи об образовании была именно роль студентов в обучении. Педагог утверждал, что детей нельзя рассматривать как чистые пассивные доски, на которых учителя могут писать уроки. Так не могло быть, потому что к моменту поступления в класс ребенок уже был социально активен. В этом случае целью обучения должно быть руководство.

Дьюи отмечал, что, идя в школу, ребенок несет четыре врожденных импульса:

- Четвертое - выразить себя.

С другой стороны, он также говорил о том, что дети приносят с собой интересы и занятия из своего дома, а также среды, в которой они живут. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать эти ресурсы, чтобы направлять деятельность ребенка к положительным результатам.

Демократия и образование, Самый сложный трактат Дьюи

Книга Демократия и образование, опубликованная Дьюи в 1976 году, стала одним из самых актуальных педагогических произведений ХХ века. Автор затронул в этой книге политические и моральные вопросы, которые неявно присутствовали в образовательных дискурсах того времени.

Дьюи утверждает, что образовательная система демократического государства должна характеризоваться существующими обязательствами между образовательными центрами и продвижением культурного контента, а также организационными модальностями.

Система образования способствует формированию людей, приверженных как ценностям, так и демократическим моделям общества. По этой причине Дьюи утверждает в этой работе, что образование также является формой политического действия, поскольку оно заставляет людей размышлять и ценить различные социальные, экономические, политические, культурные и моральные аспекты общества, в котором они живут.

Значение этой книги в мире педагогики заключается во всех вопросах, которые автор в ней решает. Дьюи размышляет не только о вопросах, связанных с целью образования или социальной функции, но и о вопросах, связанных с методами обучения, важностью культурного содержания, образовательными ценностями, социальными аспектами и многими другими.

В этой работе североамериканский автор также выдвигает на первый план важный вопрос об уровне обучения ребенка в школе. Дьюи твердо верил, что люди достигают самореализации, используя свои таланты с целью делать добро в обществе.

Школы в Америке

В этой индивидуалистической системе каждому ребенку нет возможности выражать свои собственные социальные импульсы, и все вынуждены повторять практически одни и те же уроки хором.

Дьюи считал, что этот метод атрофирует эти импульсы мальчика, поэтому учитель не имел возможности воспользоваться истинными способностями ученика. Вместо того, чтобы стимулировать их, этот социальный дух заменяется возвышением индивидуалистического поведения, которое усиливает страх, соперничество, соперничество и, прежде всего, суждения о превосходстве и неполноценности.

Последнее особенно вредно для ребенка, так как заставляет самых слабых постепенно терять дееспособность. Более того, ситуация вынуждает их принять позицию неполноценности.

Известные работы

В добавление к Демократия и образованиеНа протяжении своей долгой профессиональной карьеры Дьюи выпускал и другие публикации. Некоторые из наиболее известных:

- Психология (1886)

- Исследования по логической теории (1903)

- Опыт и объективный идеализм (1907)

- Опыт и природа (1925)

- Логика: теория расследования (1938)

- Проблемы мужчин (1946)

Признания

Работы Дьюи были высоко оценены при жизни и получили множество наград и отличий. Некоторые из них можно выделить:

- Он был доктором "honoris causa" в университетах Осло (1946), Пенсильвании (1946), Йельского университета (1951) и Рима (1951).

- Он был альма-матер Университета Вермонта и Университета Джона Хопкинса.

- Его именем названы многочисленные школы или академии. Среди прочих в Нью-Йорке, Висконсине, Денвере, Огайо, Мичигане или Массачусетсе.

Наследие

Наследие работы Дьюи заключалось в том, чтобы оставить открытым подход для критического осмысления образовательных моделей. Кроме того, его постулаты необходимо прочитать тем, кто хочет заниматься социальными проблемами, присутствующими в школьных учреждениях.

Для многих ученых проблема образования сегодня по-прежнему коренится в словах Дьюи о том, что проблема большинства школ состоит в том, что они не нацелены на преобразование общества, а только на его воспроизведение.

Американский философ. Придал прагматизму типично американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом.

Одтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии

Большое влияние на Дьюи оказала общественный деятель и педагог Джейн Аддамс. Она основала в Чикаго первое необычное заведение — сеттльмент, которое стало Меккой для всех, кто интересовался реформированием общества путем реорганизации образования.

Острый интерес к жизни, ее социальным проблемам не покидал Дьюи до конца его жизни. Обладая мировой известностью, уже в довольно преклонном возрасте он отправляется в конце 1920-х годов в длительные путешествия по странам, в которых произошли революционные преобразования, покончившие с монархистско-диктаторскими режимами (Россия, Китай, Мексика, Турция).

№4.Значение общения в жизни людей и общества

. бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют . возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико. Особенности общения Общение, несомненно, приносит радость и счастье, .

Вывод ее, подписанный Дьюи, был однозначным: Троцкий ни в чем не виновен, а ссылки на него, которые делались на процессах, не что иное, как клевета.

Наблюдая разрушительные процессы в быстро меняющемся обществе, Дьюи вместе с тем не соглашался с теми, кто трактовал демократию как причину всех социальных зол. Он попытался обосновать свою теорию демократического общества. Фактически с конца 1880-х годов и до конца жизни проблема демократии и демократического общества, стала лейтмотивом его философских и педагогических работ.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

. обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. “Человек человеку - волк”. Отсюда фатальная неизбежность в обществе “войны всех против всех”. Иметь “право на все . полагает определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое .

При разработке своей педагогической системы Дьюи многое черпает из наследия великих предшественников — Руссо, Песталоцци, Фребеля. Не будет большим преувеличением сказать, что в основе педагогической системы Дьюи лежит руссоизм, приспособленный к условиям индустриальной эпохи и оснащенный понятиями прагматистской философии.

Джон Дьюи вторично женился в 88 лет, взял двух приемных детей и закончил свою жизнь 1 июня 1952 года в Нью-Йорке.

Примеры похожих учебных работ

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Философия жизни 6

. идеи философии жизни послужили источником экзистенциализма. 1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения Философия жизни – одно из ведущих течений европейской философии . философия Шопенгауэра явно перекликается с восточной философской .

Философия жизни 5

. лейтмотивом многих философских направлений и произведений. Оформление же философии жизни в сложную концепцию, богатую новыми идеями и . данным, Бергсон тайно принял католичество.) В годы вскоре разразившейся второй мировой войны подтвердились .

1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр

. жизни Конт впал в безумие, стал считать, что все философские проблемы не разрешимы, что философия . предвестие тоталитаризма. Демократия – мораль . идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, которыми определяется все развитие общества. .

Иррационализм и философия жизни.Психоанализ и философия неофрейдизма

. современной философии. 1. Иррационализм и философия жизни. Иррационализм - философские концепции . При рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не . работы З. Фрейда, содержащие философские идеи и концепции, - «Массовая .

Философия жизни

Вопрос о том, как нужно организовать/перестроить школы начинает беспокоить европейское сознание, начиная с эпохи Ренессанса. Работы классиков педагогики Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци и Константина Дмитриевича Ушинского все в той или иной мере озвучивают две простые идеи. Первая из них – природосообразность, то есть адекватность образовательных механизмов самим обучаемым, вторая – системность, понимаемая не только как правильная последовательность, но и как многогранность, ясность, адекватность требованиям общества. В то же время дидактический подход классиков по большей части делал акцент на том, что могут сделать сама школа и педагог, оставляя несколько в тени многообразие интересов и деятельности самого ребенка. Однако интерес – это, пожалуй, один из самых сильных факторов по организации чего-либо.

В связи с этим с середины XIX века появляется множество альтернативных педагогических систем нового или реформаторского типа. Весомую часть этих теорий принято называть педоцентрической педагогикой, т. е. той, которая больший акцент делает на интересах и деятельности детей. Значимое место в этой констелляции теорий занимают идеи американского философа-прагматика Джона Дьюи. О его педагогике мы и поговорим в этой статье.

Прагматизм и проблема обучения

Несмотря на актуальность вопросов обучения в современном обществе, интерес философа к ним нуждается в некотором объяснении. Вероятно, у Дьюи были личные причины для того, чтобы улучшать образование: сам он не только побывал учеником школы, а затем студентом университета, но также два года преподавал в средней школе. Именно в период преподавания Джон займется исследованиями в области философии, которые выведут его сперва к психологии опыта, а затем и к педагогике.

Проблема подхода Руссо, однако, в том, что в предложении лечебных средств он отнюдь не так хорош, как в диагностике проблем современной цивилизации. Сперва Песталоцци, а вслед за ним Руссо и другие очень верно ухватили конфликтный характер образования: цели взрослого обычно не совпадают с интересами и способностями ребенка, но как тогда возможно нормальное развитие? Руссо находит слишком скорый и потому неправильный ответ: нужно опираться в воспитании только на врожденные способности. Что это за способности, откуда они берутся и как их определять? – эти вопросы мэтр оставил без ответа. Видимо веры в природу достаточно. Бихевиористы и другие психологи поспешно сочинят на этом месте психологические опросники, которые получат название профтестов. На месте веры в природу возникнет вера в наукообразную психологию, которая лучше вас знает ваши таланты и способности.


Джон Дьюи с детьми

Дело в том, что Дьюи как и многие представители прогрессивной педагогики склонны переоценивать значение и возможности школы. Ими движет несколько утопическая идея, что усилиями одной лишь школы можно вырастить поколение, которому удастся искоренить социальное зло и реализовать все прежние надежды человечества. Естественно, что на фоне завышенных ожиданий Дьюи обрушивается с непримиримой критикой на существующую систему (интересно, был бы он столь же суров в своей критике, проработай он учителем школы не два года, а десять-пятнадцать?). Более всего его возмущает тот факт, что учителя предпочитают навязывание отвлеченных связей использованию живого опыта повседневности. Однако он сгущает краски: хотя школа того времени склонна делать ставку на дисциплину и послушание, но это не означает, что воспитывает она только конформность, лицемерие и бегство от сомнений и личных поисков. В конце концов, и сам Дьюи учился в средней школе. И если уж быть честным, то любой социальный институт (от семьи до университета или суда) при определенных условиях способен вырабатывать в людях все эти несимпатичные черты.

Будучи противником отвлеченных интеллектуальных построений, Дьюи перенес свой пафос и на процесс образования, который ему видится своего рода постоянной проверкой знаний самой жизнью. Ребенок – это прирожденный деятель, которому наиболее привычно тестировать реальность, чтобы подтвердить или опровергнуть свои знания. Главная задача всякого человека (ребенка в том числе) – выживание, поэтому он деятелен и склонен изучать пределы своих сил. Кроме того, Дьюи подчеркивал, что развивать нужно не только ум, но и то, чем человек сможет управлять, т. е. свое тело. Лично у меня такой взгляд не вызывает восторга, потому что представление о деятельном характере человека носит частично нормативный характер. Иными словами, в пределе такие дети будут лишены права на пассивность (покой, лень, созерцательность) в обучении, но кто доказал, что её нет или она ненормальна?

Прогрессивное воспитание на практике

Однако реализация непринуждения вместе с бесконечно лелеемой идей права ребенка на наслаждение детством сталкивалась с серьезными парадоксами.

Например, вторя идеалу естественности, Дьюи картинно вопрошает: какой смысл пренебрегать знанием, нужным ребенку в настоящем ради будущего? Но сделайте это программой действий, и вы увидите неразрешимую проблему. Получается, нельзя учить раньше, чем это нужно, но когда станет нужно – будет уже поздно учить. Это, в частности, касается важных (в т. ч. и для Дьюи) социальных вопросов: налоги, выборы, демократия и солидарность, гражданский и патриотический долг. А ведь есть и вещи, касающиеся выживания, которые также могут быть неактуальны для детей. Таким образом, даже центральная идея о самосохранении здесь оказывается под вопросом из-за неспособности к стратегическому подходу.

Противоречия оказались столь сильны, что сама Ассоциация прогрессивного воспитания раскололась на два лагеря – на сторонников Дьюи и сторонников Хатчинса. То, что возникало общими усилиями, было чистой воды педоцентричная школа, которая мало интересовалась происходящим в мире – хоть в науке, хоть в искусстве (здесь сказался американский менталитет, ориентированный больше на местные события, чем на события федерального или мирового масштаба). Дьюи же хотел социально-ориентированную школу, т. к. опыт как категория был призван объединять людей в решении общих проблем, а не разобщать. Увы, его лозунги о счастье и природе детей звучали более понятно учительской аудитории, чем замечания о социальности. Например, подобные:


26 октября 1949 года. В ходе визита в свой родной город Берлингтон Джон Дьюи обращается к студентам перед зданием Вермонтского университета, где устроили торжество в честь его 90-го дня рождения.

Несмотря на еще ощутимые следы разрухи, Дьюи будет поражен увиденным. И больше всего его впечатлят не достижения, а сам дух людей – их оптимизм, энтузиазм, желание развиваться (борьба с неграмотностью, посещение музеев, занятия в кружках). Высоко оценит он и официальную политику государства, которое предписывало школами ориентироваться на местные потребности и условия. Строго регламентировались вопросы воспитания и идеологии, но в остальном поощрялись эксперимент и исследование. По приезду Дьюи скажет:

Семидесятилетний философ позитивно оценит вытеснение буржуазного индивидуализма в общественной психологии своей педагогикой. И в своих высказываниях заметно полевеет, хотя и останется либералом. Также он признает, что идеи прогрессивной школы органичнее воплощаются в русской системе, чем в американской.

Итоги реформаторской педагогики

Лично пережитые и добытые знания, пожалуй, действительно более ценны, однако даже с увеличивающимися границами детства и отрочества время на обучение не бесконечно. А обществу, да и самому человеку нужны результаты, причем порой в сжатые сроки.

Бесконечные эксперименты с программами и подходами продемонстрировали свою малую социальную пригодность. Возможно, что эти дети и правда были более счастливы и крепко стояли на ногах в реальной жизни, но обществу нужны были ученые, причем в фундаментальных науках. В 40-50-е годы в США будет предприниматься много усилий, чтобы создать кадры для большой науки – и через создание интереса (научная фантастика, курсы истории науки в колледжах), и через более систематическое образование. В связи с этим государственную и медийную поддержку получит подход Уильяма Бэгли, жестко критиковавшего прогрессистов. Бэгли был одним из первых, кто подверг сомнению теорию врожденных способностей, а также возможность адекватно их исследовать с помощью разного рода профтестов. Сторонники систематического образования во многом вернутся к европейскому формату: сперва развитие умственных способностей, затем их наполнение знаниями.

Отсутствие систематических знаний и узкая профориентация – не единственные проблемы прогрессивной педагогики. В конечном счете, умение делать – отнюдь не ответ на все вопросы. И человеку, остающемуся наедине с собой, необходимы какие-то другие знания, касающиеся внутреннего мира, вопросов эстетики и этики. Инструментализм Дьюи претендовал на преодоление классических оппозиций (субъект-объект, индивид-общество, чувство-разум), однако в педагогической практике обернулся едва ли не полным отсутствием знаний о личных кризисах. А ведь они неизбежны при росте и развитии, не говоря уж о серьезных общественных потрясениях, коих будет в ХХ веке предостаточно.


Средняя школа имени Джона Дьюи в Бруклине, Нью-Йорк. Образование в этой школе ведется согласно педагогическим принципам Дьюи.

Дьюи сделал огромный вклад в педагогику, привив ей повышенную чувствительность ко всякого рода насилию и навязыванию. Но, увы, он не смог понять диалектичность насилия. Конфликт и элементы (само)преодоления всегда будут свойственны и даже ценны процессу формирования личности. Проблема, однако, в том, что образование сегодня скорее готово выкинуть всякое насилие вместе с самим обучением, нежели дать ему адекватное место.

162 года назад родился американский философ-прагматист Джон Дьюи. Но больше, чем для философии, Дьюи сделал для педагогики. Он выстраивал образовательную систему в Мексике, гостил в Москве в годы НЭПа и во многом сделал школу такой, какой мы знаем ее сегодня.

Шотландская литература и рыбалка

Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года в семье мещан Арчибальда Дьюи и Люсины Артемизии Рич в небольшом городке Берлингтон, штат Вермонт (США). Мальчик был четвертым сыном в семье.

Но между мальчиком и Арчибальдом всегда была дистанции: Джон родился спустя 40 недель после смерти своего старшего брата, в честь которого его и назвали. Джон-старший заживо сварился в раскаленном масле.

Отец всегда помнил о трагедии и держал дистанцию между собой и младшим сыном

Впрочем, именно Арчибальд показал Джону и его братьям английскую и шотландскую литературу, которую страстно любил: вместе отец и сыновья читали Вальтера Скотта, Джейн Остин и других легендарных авторов начала XIX века. На этом, впрочем, вклад Арчибальда в образование мальчиков заканчивался.

Обучением Дьюи и его братьев занималась их мать. Строгая женщина, Люсина была набожной кальвинисткой с четкими моральными принципами. Она поставила себе целью вырастить исключительно воспитанных, образованных юношей. Братья Дьюи посещали местные школы и прилежно учились, готовясь к поступлению в местный университет.

Впоследствии Дьюи плохо отзывался о своем школьном образовании: о двух школах, в которых ему довелось учиться, он вспоминал без удовольствия.

В первом учреждении в классах было по 54 человека, ученикам было от 7 до 19 лет

Несмотря на прохладное отношение к школам, учился Джон хорошо. Но куда большее удовольствие он получал, когда отправлялся с отцом в походы по местным лесам, ходил на рыбалку и охоту. В 11 лет Джон начал работать. Он разносил газеты, получая при этом 1 доллар в неделю. В итоге Дьюи понял: вся жизнь человека может быть для него школьным классом, пространством для обучения.

От чтения — к публикациям

Университет Вермонта, куда Дьюи поступил, едва отпраздновав шестнадцатилетие, был одним из старейших колледжей Новой Англии.

Вермонтский университет считался настоящим центром науки и образования, особенно в области философии; он соревновался с Гарвардом и Йелем, но по сравнению с современными университетами не был даже факультетом. Восемь профессоров преподавали там классику, риторику, моральную философию, политэкономию, естественные науки, математику и современные языки всего сотне человек.


Дьюи окончил университет с философским дипломом. Отпраздновав двадцатилетие, он отправился работать в частную среднюю школу в городке Ойл-Сити. Директором была его двоюродная сестра, так что никаких лишений молодой педагог не испытывал.


Определившись с целью, Джон принялся искать верное место для обучения. Вскоре он принял решение поступать в только основанный частный Университет Джона Холла, где столкнулся с тремя профессорами философии: Стэнли Холлом, Джорджем Моррисом и Чарльзом Сандерсом Пирсом — создателем прагматизма.

Там в ходе оживленных дискуссий ученики помогали профессорам отточить свои идеи



Итальянец Сабино и еще шестеро детей Дьюи

Получив докторскую степень в Университете Джона Хопкинса, Дьюи стал доцентом Мичиганского университета. Там он встретил свою будущую жену — Гарриет Элис Чипман. Свадьбу решили не откладывать: молодожены обручились в 1886 году — чуть больше чем через год после знакомства.

В браке с Гарриет Джон стал отцом шестерых детей. В родительстве он оказался воплощением стереотипа о сумасбродном профессоре, который едва ли может уследить за детьми: на прогулке с ребенком Дьюи мог забыть о коляске, продолжив прогулку без нее, и нередко засыпал, когда оставался присматривать за дочерьми и сыновьями.


Возможно, именно смерть двух сыновей Дьюи определила судьбу одного юного венецианца. Во время очередной поездки в Италию Джон увидел на улице хромого, но веселого и миловидного мальчика, кажется, ровесника умершего Гордона. Итальянец играл со своим братом и, несмотря на хромоту и болезненную худобу, радовался жизни. Обедавшие в пиццерии супруги Дьюи подозвали мальчика — его, как оказалось, звали Сабино — а вскоре уже говорили с его матерью об усыновлении.

В итоге мальчик стал полноценным членом семьи Дьюи, а одному из братьев Сабино, оставшемуся в Италии, философ оплачивал курсы музыкального образования.

Прогрессивная педагогика

Гарриет была не только супругой, но и лучшей коллегой Дьюи. Еще начиная работать в Мичиганском университете, Джон задумывался над прогрессивной реформой образования: он хотел сделать так, чтобы дети учились не по книжкам, а через действие. Университеты, в которых преподавал Дьюи, менялись, но его желание поменять сам институт школы оставалось.


Главное нововведение Дьюи — исследовательский метод, который требовал от детей изучения конкретных проблемных ситуаций из реальной жизни. Дети должны были организовывать совместные дискуссии, выдвигать гипотезы и опираться не столько на учебники, сколько на самостоятельно найденный материал из разных областей знания. Ученики при этом работали не поодиночке, а в группах. Индивидуальные задания тоже были — чаще всего на самооценку и взаимооценку.

Учителя и дети были равны в своих правах и общались друг с другом уважительно. Физические наказания в классах не допускались

Школа Дьюи действительно стала лабораторией. Философ смог подтвердить несколько гипотез, касающихся детской психологии. Он смог обозначить три периода развития ребенка в начальной школе: от 4 до 8 лет, когда ребенку стоит давать моторную активность; от 8 до 12 лет, когда ребенок может (и хочет!) проводить первые исследования; к 13 годам ребенок уже может выбрать специализацию.



Даже завидуя советским работникам образования и культуры, Дьюи был поражен всеобщей тягой к образованию. Он записывал свои впечатления о воспитательной колонии Станислава Шацкого, подобной ей системе школ для рабочих в Москве, организованной Моисеем Пистраком, — оба педагога были репрессированы в 30-х годах.

Спустя почти 20 лет после смерти первой жены — Гарриет Элис умерла в 1927 году, — Дьюи женился во второй раз, на своей давней подруге Роберте Грант. Пара усыновила двоих детей, кровных брата и сестру Ширли и Льюиса (его имя сменили на Джон-младший).



Читайте также: