Сочинение на тему воплощение в былине садко нравственных свойств русского народа

Обновлено: 07.07.2024

Очень срочно нужно написать сочинение: Воплощение в былинах нравственных идеалов русского народа. план:
1.Былина, - поэтическое сказание о богатырях
2.Прославление в былинах патриотизма, мужества и трудолюбия как лучших нравственных качеств:
1)"Вольга и Микула Салянович" - былина о богатыре - хлебопашце.
2) главные характеристики героя былины "Садко"
3) Илья Муромец - защитник родной земли.
3.Воспитательный потенциал русских былин
Сочинение желательно 1,5-2 стр.
Всем огромное спасибо.

Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия.

В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец”

выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.
По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.

А подъехал как ко силушке великой, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую

Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится

Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.
Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.

…Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его к правому ко стремечку булатному. Он повез его по славну по чисту полю…

И богатырь разбойника ” мимо гнездышка повез да соловьиного “. Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.

Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.

Богатырь – человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа.

Не случайно Патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной

нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки). Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга.
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами – захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды.

Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.zip 16.97 КБ

Предварительный просмотр:

2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;

3) воспитание интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (тестирование).

II. Тема и цель урока

  • определение темы урока;
  • постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Изучение нового материала

1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения);
  • основная часть;
  • заключение

Циклы былин: киевский и новгородский.

Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.

Художественные особенности былин:

1) гипербола (художественное преувеличение);

2) прием троичности (троекратное повторение);

3) повторы (повторение какого-то слова, образа);

4) постоянные эпитеты;

5) использование речитативов (звуковых повторов).

  • К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?

3. Беседа по содержанию былины

- работа в группах

1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

3. Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

6. Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

- результаты работы групп

1.Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?).

2.О чем писались былины в Древней Руси?

3.Назовите основные циклы былин.

4.В чем особенность композиции былин?

5.Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)

  • тестирование
  • заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

Р: работа над ошибками в тесте

К: стр. 33-34 (вопросы и задания)

П: индивидуальные задания по карточкам.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Тема былины

Былина Садко поднимает тему о жизни славян, а также о том, как важно сохранять здравый рассудок в любой ситуации. Талант Садко подарил ему расположение Морского Царя, и он обеспечил ему богатую жизнь. Но затем забрал к себе самого Садко. Гусляр, сохраняя остроту ума, смог обхитрить царя и выбрался обратно на землю. Также в произведении поднимается тема природы. Пустившись в пляс, Морской Царь забывает обо всем на свете, а на земле в это время от его танца творится настоящее стихийное бедствие. На помощь Садко и человечеству приходит святой Николай Можайский, который помогает Садко не только решить проблему потопа на земле, но и выбраться из пучины моря.

Замысел

Замысел былины в том, чтобы провести параллели между миром человеческим и миром природы. Природа способна наделить человека талантом, богатством, способна устраивать стихийные бедствия. Но так или иначе, человек сам в ответе за свою жизнь, свой выбор, свои действия. Это доказывает нам герой былины Садко, который смог из бедного гусляра превратиться в богатого купца, а потом выбраться со дна морского на родную землю.

Идея былины заключается в том, что силы природы и божественные силы способны помочь человеку во многом или же наоборот, лишить его всего. Но человек – тот, кто сам отвечает за свой выбор и вершит свою судьбу, даже если в ней принимают участие высшие силы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература 7 класс 30.09.2021

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1.Оргмомент. Слово учителя.

2.Актуализация опорных знаний

Литературная разминка: беседа по вопросам:

- Что такое былина?

- Назовите основные признаки былины.

- С какой былиной вы познакомились дома?

3.Проверка домашнего задания:

г) Миколе Можайскому

3. Работа по теме урока
1. Слово учителя

Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.

Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша (найти и зачитать зачин).

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича.

4. Закрепление по теме.

Художественные особенности былин

Их роль в былине

1) Гипербола (преувеличение)

Таким образом народ подчеркивал могущество своих героев

2) Прием троичности

Таким образом акцентируется внимание на самом главном

4) Постоянные эпитеты

Помогают характеризовать героев былины

5) Использование речитативов

Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

- Вопросы к обсуждению:

-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

5.Итог урока. Оценки.

- Что было интересного на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

Читайте также: