Сочинение на тему волшебник по имени йот

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Перевод с русского на русский"

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";

- "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

- "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый ицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу. Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. . С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками. Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж.

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оее, осее. Фы. ва! Про. пр. (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр.

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Лингвистические "Угадайки"

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

- разгадывание загадок (в том числе и лин-гвистических);

- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Лингвистические "Почемучки"

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

- вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

- вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

Задание 1 .Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

4. Какую строчку не прочитать?

5. Какую шляпку нельзя надеть на голову?

6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Микроисследования

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

работать с научно-популярной литературой и справочниками;

анализировать языковые единицы; формулировать выводы;

Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

- сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вак помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задание "На засыпку".

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

- диктанты "на засыпку";

- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

- подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";- упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Цель данной статьи - познакомить учителей русского языка с некоторыми видами нестандартных заданий, которые не нашли пока широкого применения в школьной практике. Как показывает наш опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

"Перевод с русского на русский"

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";

- "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

- "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый ицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу. Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. . С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками. Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж.

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оее, осее. Фы. ва! Про. пр. (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр.

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

- разгадывание загадок (в том числе и лин-гвистических);

- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

- вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

- вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

Задание 1.Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

4. Какую строчку не прочитать?

5. Какую шляпку нельзя надеть на голову?

6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

работать с научно-популярной литературой и справочниками;

анализировать языковые единицы; формулировать выводы;

Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

- сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вак помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствован-ных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задание "На засыпку".

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

- диктанты "на засыпку";

- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

- подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";- упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").

Задание "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде. Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль.

Литературоведческий диктант Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Исторический диктант Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Цель данной статьи - познакомить учителей русского языка с некоторыми видами нестандартных заданий, которые не нашли пока широкого применения в школьной практике. Как показывает наш опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

"Перевод с русского на русский"

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";

- "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

- "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый ицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу. Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. . С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками. Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж.

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оее, осее. Фы. ва! Про. пр. (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр.

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

- разгадывание загадок (в том числе и лин-гвистических);

- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

- вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

- вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

Задание 1.Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

4. Какую строчку не прочитать?

5. Какую шляпку нельзя надеть на голову?

6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

работать с научно-популярной литературой и справочниками;

анализировать языковые единицы; формулировать выводы;

Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

- сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вак помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствован-ных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задание "На засыпку".

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

- диктанты "на засыпку";

- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

- подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";- упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").

Задание "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде. Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль.

Литературоведческий диктант Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Исторический диктант Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Лингвистические задачи

5 лингвистических задач помогут учителю русского языка в подготовке к олимпиаде, в повышении мотивации учащихся.



Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основн.

Лингвистические задачи по русскому языку


Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.).


Лингвистические задачи на уроках русского

Типы лингвистических задач.

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы).








Цель: оценить знание учащимися правописания корней с чередованием.

В городе Морфландии жили два корня-братца: - клон и - клан. Они постоянно важничали и спорили, кто важней. Клан говорил: "Я главнее! Мне все кланяются!" "Нет, я важнее! Склонения даже в школе сочиняют!" - кричал корень - КЛОН. Услышала королева Морфемика спор своих подданных и издала указ специально для этих корней.

Какой указ издала королева?

Комментарии

Критерии оценки: (2 балла)

0 - задание не выполнено.

1 балл – указан способ написания корней в обычной форме

2 балла – способ написания корней записан с использованием жанра лингвистической сказки (указ Королевы) .

Цель : оценить умение учащихся давать характеристику звукам, а также знание позиции в которых гласная буква обозначает два звука.

Между двумя девочками на уроке русского языка возник спор вокруг проблемы звук-буква во время записи слов под диктовку:

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.


  • Как ты думаешь, кто из девочек прав и почему?

Помоги им разрешить спор, обоснуй свой ответ.

Комментарии:

В данном задании необходимо не простое воспроизведение знаний учащихся, а умение относиться к действию другого, аргументировано обосновывая свое оценочное суждение.

Не во всех словах буквы обозначаются теми же самыми звуками. В словах, каемка, сиять, союз, струя, боец буквы е, я, ю обозначают два звука [й' о] т.к стоят после гласного звука.

Критерии оценки:

0-задание не выполнено.

1 балл – указаны ошибки, но нет обоснования.

2 балла – есть аргументированное обоснование действий каждой девочки.

Цель: объяснить способ шифровки.

Расшифруй фразу и запиши ее. Объясни способ шифровки.

Одь дёбёдя гёбидь бил бё бёлу лэдыдь.

Комментарии: способ шифровки очень прост- озвончение звуков. ( От топыта копыт, пыль по полю летит).


  1. задание не выполнено.

  2. фраза расшифрована, но не указан способ.

  • Волшебник по имени Йот.

  • Портреты, приставок (пре- при-, раз- - рас-, с-)

  • Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах)

Цель: : уметь писать сочинение на заданную тему.

Комментарии:

Должно получиться мини-сочинение на одну из заданных тем. Сочинение должно быть построено в соответствии с выбранной формой. Если это доклад, соответственно и стиль текста должен ему соответствовать. Если это сказка, то должна быть определенная изюминка, а если детектив, то элемент неожиданности.

Текст должен быть построен логически верно, тема и идея раскрыты полностью.


  1. задание не выполнено.

  2. текст написан, но не соответсвует выбранной форме.

  3. текст написан, соответствует выбранной форме, но нарушено логическое построение.

  4. текст написан, соответствует выбранной форме, но присутвуют определенные речевые недочеты.

5- задание выполнено полностью.

__________________________________________________________________

Место для черновика


  • ^ Почему, по вашему мнению, учёный так охарактеризовал местоимения? Обоснуйте свою точку зрения

  1. задание не выполнено.

4- аргументированный ответ.

Цель:знание способов образования слов.


  • Какие слова переделали на свой лад малыши? Объясни, как образованы, придуманные детьми слова.

В русском языке существует три основных способа образования слов(суффиксальный, приставочно- суффиксальный, приставочный). Данные слова образованы от сказочных глаголов волшебить и слонись приставочным способом.

Критерии оценки: ( 2 балла).
^

задание не выполнено.

1 –указано от каких глаголов образованы слова,но не указан способ.

2- задание выполнено полностью.

Место для черновика

^ Девятая Международная олимпиада школ

развивающего обучения

(образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Русский язык

И
Номер участника

________________
ндивидуальный тур

28 марта 2006

Рекомендации участнику олимпиады

по выполнению работы


  1. Обрати внимание на то, чтобы на обложке работы стоял твой персональный номер , который тебе должен сообщить старший по аудитории.

  2. Тетрадь, в которой выполняется работа, устроена следующим образом: левая сторона содержит текст задач и место для записи решения (чистовик). Правая сторона используется для черновика. Все записи делаются только в этой тетради.

  3. На выполнение всей работы тебе дается 2 часа .

  4. Внимательно прочти все задачи и определи порядок, в котором ты их будешь решать.

  5. Если какая-то задача вызвала затруднения, пропусти ее. Ты сможешь вернуться к ней после решения других задач, если останется время.

  6. Если по ходу работы у тебя возникнут какие-либо вопросы, ты можешь задать их судье, подняв руку.

  7. После выполнения работы оцени задания, указав самое интересное и самое трудное задание.

  8. Предусмотри время на проверку работы перед тем, как сдавать ее.

Желаем успехов!


  • ^ А как ты считаешь? Обоснуй свою точку зрения.

Цель: умение обосновать свою точку зрения и привести подходящие аргументы.

Комментарии:

Составить цепочку слов среднего рода и проследить, как изменяется их грамматическая категория, пронаблюдать в каких случаях мы употребляем слова данной категории.

Критерии оценки:

0-задание не выполнено.

1- составлена цепочка слов среднего рода.

2- в цепочке слов среднего рода выделена грамматическая категория.

4-обоснованная своя точка зрения по данной проблеме.

Цель: умение составлять текст из заданных параметров и у мение его озаглавить.


  • Используя приведённые словосочетания и конструкции, составь небольшой текст и озаглавь его.

Старинный обычай, русский обычай, по обычаю, двадцать пятое марта, по календарю, новый календарь, седьмое апреля, выпускали в день праздника Благовещения, весенний праздник, христианский праздник, выпускали в семье, каждая семья, выпускали на волю, выпускали птицу. Если птички не было, не было дома, шли на базар, птичий базар, покупали птичку, выпускали её, выпускали на волю.

__Комментарии:

В тексте должны использоваться все данные в задании словосочетания. В тексте должна прослеживаться так же сюжетная линия.Текст должен быть составлен логично и лаконично.

Критерии оценки( 4 балла)


  1. задание не выполнено.

  2. использованы не все словосочетания.

  3. отсутствует логика и сюжетная линия в повествовании.

  4. Задание выполнено, но текст не озаглавлен.

  5. Задание выполнено полнлстью.

Место для черновика

В одном из юмористических рассказов Тэффи есть такой эпизод:

сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать всех: "Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка? Отчего кот-лета, а не кошка-зима? Отчего бело-курый, а не черно-петухатый?".

Вначале все домашние в недоумении, но затем в игру втягиваются сестра, мать, горничная, а под конец и сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу:


  • ^ На каком принципе основана лингвистическая игра "Почему не говорят?" и в чем ее отличие от игры-предшественницы, придуманной героем рассказа Тэффи?

  • Если сможешь, придумай свои вопросы для игры "Почему не говорят?"

  1. задание не выполнено.

  2. Указан принцип лингвистической игры.

  3. Указан принцип и отличия лингвистической игры.

Индякие:
Ляпупа
Бутявка
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы. ва! Про. пр. (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр.
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Комментарии: вариантов ответа может быть несколько, но главное заключается в том, что дети должны увидеть то, что текс построен по принципу диалога.

Критерии оценки:

0- задание не выполнено.

2- просто переведен текст.

4-текст переведен и указан принцип по которому он построен.

Место для черновика

Случалось ли тебе задумываться над смыслом скороговорок, как это случилось с мальчиком Пашей? Прочитайте диалог.

Комментарии:

Имеется ввиду имя человека, а не национальность.

Критерии оценки:

0-задание не выполнено.

2-указано то, что грека- это имя собственное, но не указано для чего автор употребляет его именно в такой форме.


  • Включись в этот шутливый диалог. В чем его участники правы, в чем ошибаются?

_С какой целью создаются скороговорки и, соответственно, что в них самое главное?

Комментарии: скороговорки создаются для того, чтобы отработать тот или иной звук, и смысл их заключается в том, чтобы один и тот же звук в тексте встречался как можно чаще.


  • Какие реплики диалога можно оформить как предложения с прямой речью? Составьте их схемы, чтобы отразить особенности пунктуации.

Критерии оценки:
^

задание не выполнено.

1- выписаны только реплики диалога, но не оформлены .

2-выписаны реплики диалога и оформлены как прямая речь, но не составлены схемы.

3- задание выполнено полностью..

Место для черновика

Прочитайте текст

Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

Немногие знают, что словом "яра" в древнерусском языке называлась весна. Само слово исчезло из русской лексики, но корень и его значение сохраняются в словах ярка (молодая овечка, родившаяся весной), яровой хлеб (яровые сеются весной) и яровизация (предпосевная обработка семян для весеннего посева). В сказке “Снегурочка” солнце называется "ярило", как это было принято в Древней Руси.

^ Нередко старые слова возрождаются в языке, но наполняются новым содержанием…

Тебе предложен ряд слов:

Выя, нумер, рыбарь, зала, ланиты, англицкий, содейство, рельса.

Читайте также: