Сочинение на тему войны ремарк

Обновлено: 30.06.2024

Статья посвящена рассмотрению особенностей восприятия последствий войны в произведениях Ю.В Бондарева и Э.М. Ремарка. Произведён анализ и сравнение текстов двух авторов, в процессе которого были выявлены их общие особенности в построении внутреннего состояния главного героя.

Ключевые слова

Текст научной работы

Тема войны в истории литературы остается актуальной на протяжении всей истории развития человечества. И хотя дети ХХI века о войне слышали лишь со слов ветеранов или со страниц книг, то мы должны хотя бы хранить память о людях, которые сложили свои головы за Родину, за наши жизни. Никто не должен забывать, чего стоила победа. У нас нет на это права. Данная тема значительна также тем, что сейчас многие факты Великой Отечественной войне искажаются, тем самым западные исследователи пытаются переписать историю. Это, с нашей точки зрения, недопустимо. И тема войны в настоящее время приобретает все большую актуальность, т.к сейчас мир находится на пороге войны, которая может превзойти Отечественную в десятки раз.

Э. М. Ремарк ‒ немецкий писатель, который прошёл всю первую мировую войну и относится к потерянному поколению. Ю. Бондарев ‒ русский писатель, который принимал участие в Великой Отечественной войне. Две войны, два разных автора, две разные стороны ‒ один взгляд на жизнь.

Молодые люди замкнуты в себе, не видят жизни вокруг, не ощущают её, а также не ощущают и не видят мира вокруг, за который они сражались. Герои в этих романах закрытые, не хотят показывать свои чувства и слабости, а точнее не могут. Воспоминания о войне не дают им спокойно жить. И ненавистны им не их враги, против которых они воевали, а те, кто должен был воевать с ними, но не делал этого Они ненавидят их, потому что те попросту растрачивают свои жизни, когда их собственная на исходе (у Ремарка) и за то, что прятались в окопы при бомбёжке, или вообще не ходили на фронт (у Бондарева). Молодые люди осуждают и презирают такое мирное население.

Война на фронте закончилась, но в их душах она продолжает идти, в их памяти она всё еще живёт, в их сердцах они еще чувствуют её. Герои Ремарка и Бондарева ушли на войну будучи совсем детьми, их забрали со школьной скамьи, вырвали из мирной жизни и отправили ненавидеть и убивать таких же школьников, как и они. В двух этих произведениях авторы показывают своё отношение к войне, свои чувства, что испытывали после неё. И передают они это через своих героев. Например, сам Ремарк бежал из Германии, т.к. не поддерживал политику своей страны. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца. В своих произведениях авторы показывают что война покалечила большое количество людей, как в физическом, так и в моральном плане. Она заставила пережить людей ад на земле. На фронт шли и старые, и молодые. Родители хоронили своих детей, дети своих родителей, братьев и сестёр. Не сосчитать скольких людей она лишила жизни. Люди теряли не только близких, теряли самих себя. Миллионы людей оставили свои жизни на поле битвы. Миллионы, что вернулись домой пожалели, что не погибли вместе с другими.

И судьба даёт главному герою шанс на жизнь и счастье. Он встречает девушку и влюбляется. Да, не смотря на то, что Робби кажется нам холодным и меланхоличным, что все его чувства покалечены, и не смотря даже на всю суровость и жестокость прошлых лет он всё же может любить. А любовь –это чувство, которое не все могут испытать даже в мирное время, когда их сердца ничем не искалечены. Он любит, а значит живёт. Любовь преображает его. Он идёт на поступки, заботится о девушке, переживает, думает о ней. Помимо любимой у Робби есть друзья, которые проверены временем и войной. И именно эти проверенные друзья всегда приходят к нему на помощь, именно они всегда его выручают, жертвуя чем-то важным для них. Но ни что не вечно… и всё это у него не навсегда.
Всё, что подарила ему судьба в начале книги она забрала: его работу, друга, а самое главное-любовь. У его девушки развивается смертельная болезнь, лучшего друга убивают на одном из митингов, после чего приходит осознание того, что война закончилась, но люди всё еще продолжают убивать. И вот наш герой снова оказался живым, только в прямом смысле этого слова. Всей его жизнью была она ‒ Патриция Хольман, которая смогла заменить ему всё, что он когда-то потерял.

Ремарк показывает, что даже война не убивает в человеке все чувства, что они сильнее всего этого и, не смотря на все невзгоды, человек может быть счастлив.

Александр не испытывает такой сильной любви, как Робби. В произведении она не играет главной роли и не спасает героя от злости, ненависти и смерти. Да, в его сердце закралась любовь, но она не настолько всемогуща, чтобы Александр перестал ненавидеть всех и всё, но он что-то чувствует к девушке, хочет находиться рядом с ней даже если его жизни грозит смерть.

Список литературы

Цитировать

Первая мировая война стала для ее современников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой. Во многих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам[1] .

В связи с этим задачами данной работы будут являться:

- анализ сюжетной линии, раскрывающей темы любви и мира в романе,

- рассмотрение особенностей авторского отношения к изображаемым событиям,

- анализ средств передачи авторского отношения.

И с этого угла зрения Пауль Боймер, Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано, за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное.

Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны — люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.

Всё, как известно, познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишь находясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоенная жизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая память имеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошее даже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая по потерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрести этот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологический момент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет![5]

Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай.

Мы всё-таки имели возможность наблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?! Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем. Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловым майором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать, масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.

Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места.

И если он одинаковым, ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на одних культяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучше бороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции, его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной для обывателя. Это сродни горю без слёз – самому тяжкому горю. Автор передает размышления солдат, призванных в армию, — крестьян, ремесленников, рабочих; и им нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что они рискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.

Роман Ремарка дает нам возможность узнать о том, как люди сами мыслили себя на этой войне. В литературе советского периода часто встречается мнение, что герои романа отмечены печатью пассивности, обреченности, что они являются жертвами и страстотерпцами , а не борцами. Однако, пожалуй, героев Ремарка все же можно назвать борцами, борцами не за какие-то высокие идеалы, но за собственную жизнь, за то, чтобы вернуться домой людьми, способными жить дальше. Человек на войне — это не немец, француз, англичанин и русский, не крестьянин, ремесленник, учитель или студент, человек здесь — это свой или чужой, это командир или рядовой. Именно в художественной литературе привычное для нас понятие армия распадается на конкретных людей-личностей.

По Ремарку, каждый человек на войне играет свою роль, он необходим на ней, несмотря на то, что справедливость этой войны и ее смысл вызывают сомнения. Но в то же время война обезличивает, и за каждым изображенным Ремарком персонажем стоят еще тысячи подобных ему. Один человек вряд ли способен оказать влияние на ход военных действий. Человек и на войне выполняет свою социальную функцию, он обязан защитить свое отечество, и это не вызывает ни у кого сомнений. Хотя, отходя от общепринятых представлений о чести солдата, Ремарк стремится утвердить право каждого человека на выбор и, как уже упоминалось, не осуждает дезертирство.

По всей видимости, по мысли автора, война – это и есть то необходимое зло, без которого невозможен человек и сама жизнь на Земле.

Войны были, есть и будут. Более того, вполне возможно, что следующая мировая война сотрёт с лица Земли всё человечество. Жестокая, хищная, с большим количеством крови, страха, ужаса, смерти. И нет сильнее наркотика, потому что входит он не через вену, лёгкие или ещё какой орган, а напрямик, через душу, властно поглощая человека целиком. Навсегда. Именно так рождаются люди войны. Именно так рождаются целые поколения людей, для которых тема любви и смерти является не абстрактной.

1. Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л.Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с.

2. Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.

3. История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с.

4. История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В.Н. Богословского З.Т. Гражданской. - М., 2008 – 284 с.

5. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М. 1982

[1] История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л. Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с. – с. 24

[2] Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.

[3] Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с. – с. 43

[4] История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. - М., 2008 – 284 с.

[5] Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.

[6] Цит. по Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л. Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с. – с. 112

[7] История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с. – с. 134

[8] Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с. – с. 243

[9] Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л. Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с. – с. 154

Почему война-это преступление? С моей точки зрения, этот вопрос будет актуальным всегда. В мире было множество войн, которые сломали судьбы людей. Я думаю, что вмешиваться в чужие жизни- уже преступление, ведь из-за конфликта между государствами на поле боя идут невинные люди, у которых есть семья, планы на будущее и право на жизнь. На Земле должен быть мир, потому что войны развивают в народе такие черты характера, как злость, жестокость и безразличие.

Во все времена существовал непреложный моральный принцип: не убивать. Так почему же люди идут на нарушение этого правила?

Подводя итог можно сказать, что война — действительно преступление, потому что из-за неё умирают миллионы невинных людей, которые могли бы продолжать свою жизнь в мире. Хочется выразить надежду на то, что ни одно поколение больше не узнает о том, какого это — каждый день свыкаться с мыслью о том, что в любой момент жизнь может прерваться из-за военных действий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На передовую П. Б. попадает, уже лишившись всяких иллюзий.

Дальнейший путь героя по кругам фронтового ада становится цепью новых и новых открытий страшной, античеловеческой правды о войне. Повествование ведется от первого лица и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник. Описание военных событий, в которых участвует П. Б., перемежается воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле мира, олицетворенных в войне. Рефлексия, полет мысли от конкретности к философским обобщениям, осознание человеческого существования как страданий и испытаний ставят молоденького солдата в ряд интеллектуальных героев немецкой литературы вслед за далекими гетевскими искателями и чуть более возмужавшим современником Гансом Касторпом. Но если последний, пройдя школу Волшебной горы, оказывается оглушенным военной канонадой 1914 г. лишь в символическом финале романа Т. Манна, то сама война с ее массовыми убийствами, мертвецами, гниющими на брустверах и в брошенных окопах, вшами, грязью, солдатской руганью становится содержанием романа и средой обитания П. Б. Неизбежно циничное общежитие в окопах, описанное с натуралистическими подробностями, поражает, шокирует юношу из провинциальной, бедной, добропорядочной немецкой семьи. Но грязь войны к нему не липнет, наоборот, испытания закаляют душу.

Каждая пограничная ситуация обнаруживает в герое драгоценный человеческий материал. У П. Б. интуитивно-безупречная нравственная реакция на окружающее, и в ужасе войны он существует по законам добра, как бы сложно это ни было.

Целомудрие и чистота, даже лиризм в рассказе о первой встрече с женщиной, пусть это и девица из сомнительного заведения на неприятельской стороне.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: