Сочинение на тему вечера на хуторе близ диканьки

Обновлено: 04.07.2024

В сборнике автором показана душевная сила народа и его глубокая человечность. Основная творческая особенность всего сборника – описание быта народа. Автор создал невероятно яркие образы, которые можно встретить и на сегодняшний день: простака-мужика, склочную бабу, капризную девицу и отважного молодца. В повестях чувствуется любовь Гоголя к украинской земле и ненависть к угнетателям.

Различное содержание и стиль делают сборник сложным, но законченный.

В сборнике отражено ключевое направление творчества писателя.

2 вариант

Наибольшую симпатию у меня вызвал такой персонаж, как Оксана и её взаимоотношения с сельским кузнецом Вакулей. С первых станиц повести Гоголь описывает Оксану, как молодую, не серьёзную, девочку-хохотушку. Сельские Парубки говорили, что красивей невесты, чем Оксана не видели на хуторе. Девушка понимала, что какие про неё ходят слухи, и вела себя очень гордо. Она имела завышенную самооценку и вела себя не как другие деревенские девушки. Помимо своей природной красоты она ещё имела богатые наряды, вследствие того, что она была дочерью одного из самых богатых казаков.

Одним из любимых занятий Оксаны было любование на себя в зеркале. Возможно, автор повести подсмотрел её образ в своей жизни, основываясь на своём жизненном опыте. На такую невесту был большой спрос среди Парубков, она испытывала избыток внимания к себе. Но потенциальным женихам после горечи отказа, приходилось довольствоваться вниманием простых сельских девушек, не таких гордых. Но простой кузнец Вакула не оставлял надежды, что когда-нибудь его пламенная любовь к Оксане всё же окажется взаимной. Но сильно избалованная красавица над ним лишь смеялась и не воспринимала обычного кузнеца всерьёз. Девушку забавляло то, что Вакула ослепленный любовью к ней, был готов исполнить любой её каприз. Однажды красавице пришла в голову необычная мысль. Она в издёвку над кузнецом, рассказала всем, что если Вакула привезёт черевички, которые носит царица, то она не медля, обязательно выйдет, за него замуж.

Когда Вакула уехал, Оксану начала мучить совесть. Красавица понимала, что так грубо с людьми не поступают. Она, наконец-то поняла, кого потеряла и лучше жениха ей не найти. Кузнец связался самим, чёртом ради того, чтобы угодить своей невесте. Мог погибнуть ради достижения своей цели. После того как жених Вакула пережив все опасные приключения вернулся на хутор с теми самыми царскими черевичками, у Оксаны не оставалось сомнений, что она его действительно любит и любила раньше.

Из этого можно сделать вывод, что Николай Васильевич Гоголь пытался передать яркими красками, ту драму, которая ни оставила не тронутым, ни одного читателя повести.

Сборник этот, вышедший в двух томах (1831, 1832), стал важным явлением в русской литературе. Пушкин сразу же поддержал Гоголя, выделив в его первом сборнике “живость описания”, свежие картины малороссийской природы, веселость “простодушную и вместе лукавую”. В “Вечерах…” ярко проявилась глубокая любовь Гоголя к Украине, родному народу с его широкой удалью, оптимизмом, ненавистью к угнетателям.

Композиция “Вечеров…” не совсем обычна. Ее можно сравнить с пушкинскими “Повестями Белкина”. Как и у Пушкина, весь сборник

объединяет рассказчик – только не дворянин, а простой пасечник Рудый Панько, который уже в предисловии подчеркивает демократическую настроенность всего повествования. Отсюда и народность стиля, передающая демократический взгляд на действительность, народные оценки.

Вместе с тем в ряде повестей явно чувствуется лукавая усмешка автора, воспроизводящего чужое сознание – простое и незатейливое.

В первом сборнике отражена романтическая мечта писателя о красоте, о простой, естественной и свободной жизни человека, никем и ничем не угнетаемого. Образы сельских красавиц и удалых парубков, олицетворяющих

лучшие черты народного характера, были воссозданы Гоголем с любовью и проникнуты внутренним лиризмом. В ряде рассказов, вошедших в цикл “Вечеров…”, писатель рисует идеальный в его представлении мир, где неизменно побеждают добро и молодость, где для счастья нет никаких серьезных препятствий, где любовь свободна, где даже нечистая сила очень добродушна и как бы очеловечена. Например, в “Ночи перед рождеством” упоминается о появившемся на небе пятнышке, похожем сначала то ли на немца, то ли на губернского чиновника-стряпчего.

А в действительности был не немец и не стряпчий (их появление, действительно, было бы совершенно удивительно и не объяснимо на хуторе близ Диканьки), а просто черт; тут же пустившийся ухаживать за ведьмой. И как бы любая нечистая сила ни старалась вредить людям – ничего у нее не выходит, потому что герои Гоголя, глубоко чувствующие красоту природы, красивые, щедрые, смелые, любящие широкий простор, песни и шутки,- такие герои ничего не боятся: ни сельского голову, ни черта, ни дьявола (“Ночь перед рождеством”, “Майская ночь…”, “Пропавшая грамота”). В этих повестях стиль, повествовательная манера связаны с украинскими народными песнями, пословицами, шутками, с комедиями отца писателя В. И. Гоголя, с традициями “Энеиды” И. П. Котляревского с ее вольнолюбием, юмором, сатирическими зарисовками.

Гоголь использует весь этот хорошо знакомый ему жизненный и литературный материал не просто для создания “этнографического колорита”, как это бывало у некоторых его современников. Он не пересказывает какой-либо определенный фольклорный сюжет, а воссоздает поэтическую картину жизни Украины. Молодой писатель вводил читателей в новый для них мир, знакомил с пленительной украинской природой, ее историей и современным бытом.

Народность здесь проявлялась не в описании “сарафана”, как писал впоследствии Гоголь, а в глубине понимания и изображения “духа народа”.

Однако в этой самой светлой, самой веселой книге Гоголя чувствуются уже контрасты света и тьмы. В “Вечере накануне Ивана Купалы” и в особенности в “Страшной мести”, предвещающей “Тараса Бульбу”, речь идет о мрачных силах, вторгающихся в жизнь1 человеческую, о самом ужасном преступлении – предательстве родного народа.

Особое место занимает в цикле “Вечеров…” повесть “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, связанная с другими повестями по принципу контраста. Исчезает вдохновенная поэзия, романтическая стихия песен, танцев, веселья, фантастики. В жизни помещиков, владельцев хутора Вытребеньки и села Хортыще, только скука и серость обыденного существования. Внешняя незаконченность повести – своеобразный художественный прием, призванный подчеркнуть бессмысленность и бессодержательность жизни Шпоньки, рассказ о котором можно закончить где угодно.

Реалистическая манера письма, проявившаяся в этой повести, сатирическая ее направленность найдут продолжение и развитие в дальнейшем творчестве Гоголя.

Повествование В “Вечерах…” строится на основе двух стилевых тенденций. С одной стороны, это традиции сказа, воспроизведение манеры говорящего (Рудого Панька и его друзей), где широко используются элементы просторечия, народный говор. Но слышится в “Вечерах…” и голос автора, для которого характерна книжная лексика с устойчивыми литературными оборотами.

Именно авторский голос сообщает веселым рассказам оттенок грусти, печали. Это особенно заметно в “Сорочинской ярмарке”. Проникнутая смехом и ярмарочным, карнавальным С1лесельем повесть заканчивается печальными размышлениями автора о мимолетности радости и счастья на земле.

Таким образом, в “Вечерах…” представлены различные содержательные мотивы 5ей стилевые тенденции, образующие сложное эстетическое единство, слитность романтических и реалистических начал, что является характерным и для последующего творческого развития писателя.

Главным персонажем повести выступает Вакула. Это талантливый молодой парень, по специальности он кузнец. У него есть хобби, Вакула любит рисовать и у него это хорошо получается. Однажды кузнец делал роспись стен местной церкви и на одном из рисунков изобразил черта. Из этого можно сделать вывод, что парень очень талантливый человек. Когда Вакула делал роспись стен, вокруг Диканьки летал настоящий черт. Он увидел свое изображение, и оно ему жутко не понравилось. С этого момента Вакула стал основным врагом для черта. Но, кузнец ни капли его не боится. Это раскрывает парня как храброго и смелого человека. В итоге Вакула одержал победу над черной силой и оседлал черта. Раньше в селе рассказывали, что человек, который работает кузнецом, обладает мистической силой, и с легкостью может устанавливать связь с нечистым духом. Мама Вакулы водила дружбу с чертом.

Кузнец в борьбе против нечистой силы одержал однозначную победу. Парень заставил работать черта на себя. С помощью своего нового пленного кузнец решил исполнить желание своей любимой девушки Оксаны. Возлюбленная Вакулы хотела заполучить такие же черевички как у самой императрицы. Достать их мог только черт, поэтому кузнецу пришлось с ним сотрудничать.

Во время поездки за подарком для Оксаны Вакула исчез надолго. Все жители деревни решили, что он погиб. Но, он вернулся с черевичками для любимой. Сюрприз обрадовал Оксану. Девушка согласилась стать женой парня. За время этой разлуки она поняла, что очень любит парня.

Повесть увлекательная и захватывающая. В ней очень много веселых моментов. Произведение вызывает положительные эмоции у читателя.

Другие темы: ← Остап и Андрий — братья и враги↑ ГогольТри смерти в повести Тарас Бульба →

Вариант 2

Это мистическая сказка. Рождество – это время чудес, время невероятных историй. Действие происходит в обычной украинской деревеньке. Накануне Рождества девчата колядуют. Они ходят по хатам, поют и танцуют. А люди дают им угощения.

А вот молодой парень Вакула, по совместительству кузнец в этой деревне, занят другими мыслями. Любимая девушка Оксана отказывается выходить за него замуж. Она согласна лишь в том случае, если он достанет черевички, которые носит царица.

Но как добраться до Петербурга, во дворец, к царице? А его мать Солоха, вдова, по совместительству ведьма, гонит самогон, поэтому, к ней захаживают местные мужики. Как и положено, ведьма водит дружбу с чёртом. Вот только они двоём решили пропустить по рюмашке, как в дверь постучали.

В деревне не знают, что Солоха-ведьма и что, она водит дружбу с чёртом, но мужики знают, что у неё самый лучший самогон. Поэтому, она прячет чёрта в пустой мешок из-под угля. Затем к ней на огонёк приходят местный староста, ещё по очереди парочка казаков. И она всех их прячет в мешки по двое. Только чёрт сидит в маленьком мешке один.

И тут домой приходит кузнец Вакула. Он видит стоящие в доме мешки и решает навести дома порядок перед Рождеством. Кузнец, силы ему не занимать, вытаскивает мешки на улицу. А сам продолжает думать над словами Оксаны. Он случайно обронил фразу про чёрта, который только и может ему помочь. Тот мигом выскочил из мешка и оседлал Вакулу.

У чёрта к Вакуле претензия по поводу того, что кузнец нарисовал его на стене местной церкви. Но Вакула изловчился и оседлал чёрта. И приказал ему лететь в Петербург. Мешки он бросает посреди дороги, где их и находят девчата. Они решают посмотреть, что наколядовал удачливый Вакула.

Девушки притаскивают мешки в хату и развязывают их. Каково же было их удивление, когда из мешков появляются не еда, а местные здоровые мужики. Они потрясены вероломством Солохи. Каждый их них думал, что именно он ей нравится больше других. А она обманула их всех.

Кто-то пускает слух, что Вакула то ли утопился, то ли повесился. Слух доходит до Оксаны. И она начинает корить себя за то, что отказала кузнецу. Второго такого парня в деревне нет. А кузнец прилетел на чёрте к дворцу царицы. Теперь ему надо попасть внутрь.

Тут ему попадаются земляки. Казаки собираются на приём к царице. Вакула уговаривает взять их собой. Чёрта он опять садит в мешок. Князь Потёмкин обещал познакомить царицу Екатерину Вторую с народом. Вот и пригласили казаков.

Вакула откровенно разглядывает убранство дворца. Когда царица спрашивает у казаков, есть ли у них какие просьбы, Вакула осмелился и попросил туфельки с её ножек для Оксаны. Царица заулыбалась и приказала дать Вакуле туфельки. Он хотел ещё побеседовать с ней, но чёрт в мешке стал шевелиться.

Вакула покидает дворец, садится верхом на чёрта и возвращается домой. Даёт чёрту хорошего пинка, и отправляется к Оксане. Конечно, девушка согласна выйти замуж за Вакулу и без черевичек. А с ними и подавно. Мораль сказки-повести – если любишь человека, нет необходимости испытывать его.

Сочинение на тему Ночь перед Рождеством Гоголя (5, 6 класс)

Снежные поля украинских плодородных степей, окружающие место действия его повести, возможно, до сих пор помнят самого писателя, проводившего время в подобных деревнях и хуторах.

Главный герой картины – кузнец Вакула. Он знаменит не только искусством работы с металлом, но и своими художественными навыками. Так, расписывая церковь, Вакула изображает поверженного в ходе битвы с Добром рогатого черта. Нечистый обиделся на кузнеца за изображение и тот затаил на Вакулу обиду, превратившись в злейшего врага.

История взаимоотношения черта и Вакулы комична. Православный христианин не боится бросить вызов нечистой силе. Недаром в народе считалось, что именно кузнецы могут наладить с нечистью контакт, что говорит о предрасположенности их встречи. Побеждая черта, Вакула заставляет его поработать на христианина. Они отправляются в Санкт-Петербург, чтобы попросить у Екатерины Великой черевички для своей возлюбленной – Оксаны. Именно гордость и высокомерие девушки заставляют влюбленного молодца вступать в сотрудничество с темными силами.

Исчезнув из деревни, кузнец будто бы умирает для каждого жителя хутора, по которому начинают ходить слухи о самоубийстве влюбленного и отвергнутого кузнеца. Однако, внезапно вернувшийся из Петербурга кузнец снова будто воскресает, предъявляя Оксане доказательства его любви и свою состоятельность – черевички самой императрицы.

Такое возвращение способно растопить душу любой девушки и Оксана соглашается стать женой Вакулы. Только осознав, что без кузнеца ей будет трудно жить, она начинает ценить его общество. Теперь ей не нужны даже подарки и она готова вступить в брак по любви. Только отсутствие близких людей показывает для нас их важность и значимость.

Популярные сочинения

Сочинение на тему ”Ай да Вакула, какой молодец!”(Н.В. Гоголь ”Ночь перед рождеством”)

Ответы

Вот тебе сочинение Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового крестьянства. Так, в повести “Ночь перед Рождеством” автор рисует простых крестьян, которые наделены силой и красотой духа, жизнерадостностью и оптимизмом. Таков его кузнец Вакула.

Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

Всем сердцем любит кузнец прекрасную Оксану. Но девушка поставила ему условие: “Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж”. Ради любимой он готов на все, чего бы ему это ни стоило. Готов совершить даже невозможное. Какие бы испытания ни подстерегали героя, какой бы трудной ни была предстоящая борьба с враждебными силами, он относится к опасностям без страха. Хитрый черт пытается соблазнить юношу, обещая ему руку милой Оксаны, если тот отдаст душу. Но Вакула не только с легкостью побеждает своего искусителя, но и заставляет его служить себе. И даже попав во дворец всемогущей императрицы, юноша сохраняет чувство собственного достоинства и выходит победителем.

Добыв черевички, кузнец спокойно возвращается домой, к обычной трудовой жизни. Его нисколько не прельстили фальшивый блеск и богатство столицы, он и не думает завидовать разодетым придворным и даже самому Потемкину. Всему этому он предпочитает привычную, мирную и независимую жизнь. С чувством выполненного долга и уверенностью, что теперь ему доступно то, о чем он так долго мечтал, приходит он просить руки Оксаны. И получает согласие.

Вакула борется за свое счастье и побеждает, , успешно преодолевая любые препятствия, воздвигнутые бытующими в народе пред рассудками, тщеславием, злобой. И побеждает он благодаря твердости своего характера, своей энергии и находчивости, упорству и уверенности в своих силах.

“Ночь перед Рождеством” – невероятно добрая и увлекательная повесть, наполненная чувством справедливости, искренней любовью и верой в человека, в победу его высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

Искусный кузнец, талантливый художник, сильный, ловкий.

Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.

— Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.

— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

Находчивостью сумел поставить нечистую силу себе на службу. Упорством и любовью смог завоевать сердце Оксаны. При этом Вакула – набожный человек.

Тут решительным шагом пошел он вперед, догнал толпу, поравнялся с Оксаною и сказал твердым голосом:

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете.

— Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте!

Вакула – волевой и решительный человек, в глазах окружающих людей он тверд. Однако, душа у него очень чувствительная. Именно моменты такой чувствительности трогают окружающих, включая Оксану.

— Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон!

Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.

— Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция.

Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.

foto1

foto1

foto1

foto1

foto1

logo

Меню сайта

Сочинения Сочинения по произведениям Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки

Сочинения по произведению "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголь Н.В.

Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" ("Вечера на хуторе близ Диканьки")

Своеобразие сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Вечера на хуторе близ Диканьки

Творчество Николая Васильевича Гоголя — одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом.

Моё первое прочтение Гоголя

Торжество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки

Народный характер в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"

В этом произведении Н.В.Гоголя сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.

Читайте также: