Сочинение на тему условия формирования самостоятельного и ответственного действия школьника

Обновлено: 04.07.2024

В любом из видов деятельности самое главное – это мотивация человека. Если человек действительно мотивированнаый, он будет готов продолжать свою деятельность, даже если у нее что-то не получается. Как показывает практика, о каком бы виде деятельности не шла речь, на пути человека к успеху всегда встречаются сложности той или иной степени. Именно мотивация служит основным средством, чтобы преодолеть эти сложности.

Все это актуально и применимо и во время обучения школьников. Как известно, иногда обучение дается молодым людям сложно, без

Какие же меры существуют для мотивации учеников для эффективного обучения? Таких мероприятий существует сразу несколько, они разнообразны. Во-первых, стоит сказать, что ошибочно считать всех людей одинаковыми и применять к ним одинаковые меры нельзя.

По этой причине в качестве основного правила для мотивирования молодых людей необходимо считать индивидуальный подход. Индивидуальный подход состоит в том, что с разными учениками учитель общается по-разному. Некоторые ученики требуют более жесткого обращения, поскольку

обучение для них – вызов, им нужно что-то доказать, и это может мотивировать их для получения знаний. Другие ученики могут воспринимать обучения с точки зрения интереса.

Самое основное в обучении для них интерес. Их необходимо заинтересовывать, показывать все выгоды знаний. Конечно, существуют не только два этих вида учеников. Люди в целом очень индивидуальные, думается, что основной задачей учителя является нахождение подхода к каждому из них.

Если же говорить о более традиционных методах мотивирования, можно выделить метод объяснения важности обучения в жизни человека. Этот метод заключается в рассказе ученику о сложностях жизни тех, кто так и не смог определить свой талант и найти свое профессиональное предназначение в жизни. Примеров таких людей в современном мире очень много, все они могут служить эффективным средством, чтобы показать ученикам, как важно учиться, определять свои таланты и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Вряд ли есть более важное для учителя задачи, чем мотивирования учащихся. Мозг молодого человека очень восприимчив, научиться в детстве или юности намного проще, чем в зрелом возрасте. По этой причине в некоторых случаях, если молодой человек заинтересована в обучении, она будет готова научиться практически самостоятельно, используя лишь общие подсказки от учителя.

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Не сравнивайте ни с кем подростка

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

5. Подкрепляйте права обязанностями

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

ВложениеРазмер
statya_dlya_vserossiy_nauchno-praktich._konferentsii_pedagogika_i_psihologiya_v_21_veke_sovremennoe_sostoyanie_i_tendentsii_issledovaniya_2018g.docx 23.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Витязева Марина Владимировна

Тема: Педагогические условия воспитания ответственного поведения младших школьников.

Ключевые слова: ответственное поведение, социальный педагог, младшие школьники, воспитание ответственного поведения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается особый акцент на проблему воспитания личности как самостоятельной, целеустремлённой, активной, образованной, ответственной личности, способной нести ответственность за свои поступки и решения.

Проблема формирования ответственного поведения не ненова в психолого-педагогических исследованиях. Содержание и структура ответственного поведения раскрывается в работах таких авторов как: С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, К. Муздыбаев, Э.М. Рудковский, Г. Л. Тульчинский и др. Теоретические основы проблемы социальной ответственности рассматривались в работах: И.С. Кон, В.С. Кузнецовой, В.С. Морозовой, А.В. Мудрика и др. Ответственность как качество личности рассматривали в своих трудах: Л.И. Борисова, Ж.Е. Заводская, К.Е. Климова, И.Г. Шендрик и др.

Ответственное поведение предполагает намеренное выполнение конкретных обязательств, включающих социальные отношения и взаимодействия с семьей, с группой сверстников и т.д. на основе общепринятых норм и правил, а также готовность нести ответственность за свои поступки и действия перед обществом и самим собой [1].

Формирование ответственного поведение начинаться в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном. Особую актуальность формирование ответственного поведения приобретает в момент поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения предполагает коренную перестройку привычного образа жизни ребенка [3].

К ребенку-школьнику предъявляется ряд требований: он теперь обязан посещать занятия, выполнять требования учителя, на уроках выполнять задания, предусмотренные школьной программой, следовать школьным правилам и т.д. Но так как в младшем школьном возрасте волевые качества личности школьника сформированы еще недостаточно, то некоторые учащиеся не могут подчинить свое поведение предъявляемым требованиям.

Для формирования ответственного поведения младших школьников необходимы определенные педагогические условия, которые будут способствовать эффективности данного процесса.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу нами были выделены следующие педагогические условия:

1. Формирование положительной мотивации к формированию ответственного поведения младших школьников в учебной деятельности. С приходом ребенка в школу он занимает новую социальную позицию – он школьник. Ведущая деятель сменяется с игры на обучение, поэтому у ребенка изменяются мотивы поведения. Но отметим, что игра по-прежнему занимает важное место в жизни ребенка хоть и не главную [2].

Наиболее значимы, для младшего школьника, такие социальные мотивы как мотивы самоопределения (после школы найти хорошую работу) и мотивы самосовершенствования (стать культурно развитым).

Младших школьник осознает общественную значимость обучения, что способствует формированию личной готовности к школе. Данные мотивы являются результатом социальных влияний (семья, школа).

В первые дни обучения в школе данная обстановка определяет положительное отношение детей к деятельности создает благоприятные условия для начала обучения ребенка. Но отметим, что первоначально такие мотивы как долг и ответственность, младшим школьником не осознаются, хотя задания и требования учителя выполняются. Учитель должен формировать ответственное отношение к учению, которое младший школьник должен проявлять в умении сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам [2].

Так же могут быть использованы узколичные мотивы, например, мотивы благополучия – стремление получать высокие оценки либо похвалу со стороны родителей или учителей, или, например, мотивы престижные – занимать определённое место в классе, заработать определенный авторитет среди сверстников.

2. Взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учитель-ученик-семья-социальный педагог), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности формирования ответственного поведения.

В формировании ответственного поведения у младших школьников большая роль отводиться семье, предназначение которой традиционно связывается с созданием оптимальных условий для его воспитания. Семья дает ребенку первое представление о нормах поведения, нормах морали, об ответственном поведении. Влияние семьи бывает положительное и отрицательное.

3. Использование внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов в формировании ответственного поведения. Во внеурочной деятельности ребенок самостоятельно и свободно выбирает деятельность, которая способствует удовлетворению его интересов, что способствует его самореализации и социализации. Активное использование внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками расширяет область воспитательно-образовательных возможностей школы и самих школьников.

Внеурочная деятельность способствует установлению благоприятных взаимоотношений между учащимися и учащимися и педагогами [4].

В заключении отметим, что формирование ответственного поведения у учащихся младших школьников проходит в различных видах деятельности при соблюдении определенных педагогических условиях, а также при правильном руководстве этой деятельностью социальным педагогом и использованием разнообразных форм, методов и средств воздействия.

Работу по формированию ответственного поведения младших школьников должен направлять и контролировать социальный педагог. Социальный педагог проводит работу:

  • С учащимися, направленную на формирование ответственного поведения;
  • С родителями, направленную на формирование знаний о воспитании ответственного поведения детей;
  • С педагогами, направленную на формирование знаний о средствах и методах воспитания ответственного поведения у учащихся, а также о средствах и методах работы с родителями учащихся по проблеме воспитания ответственного поведения детей.

Стоить отметить, что при работе социальному педагогу требуется особое внимание уделять взаимодействию как со всеми субъектами, так и субъектов друг с другом.

В ходе работы социальный педагог разрабатывает программу, направленную на формирование ответственного поведения младших школьников.

В данной программе прописываются методы диагностики сформированности ответственного поведения детей, средства и методы работы с детьми направленные на формирование ответственного поведения, средства и методы работы с родителями детей направленные на формирование знаний о воспитании ответственного поведения, средства и методы работы с педагогами направленные на формирование знаний о средствах и методах воспитания ответственного поведения у учащихся, а также о средствах и методах работы с родителями учащихся по проблеме воспитания ответственного поведения детей.

Программа реализуется на практике в определенные социальным педагогом сроки. По окончанию работы социальный педагог проводит повторную диагностику сформированности ответственного поведения у младших школьников и на основе полученных результатов делает вывод о дальнейшей работе в этом направлении.

Таким образом, целенаправленная социально-педагогическая деятельность социального педагога с соблюдением выделенных нами условий способствует формированию у детей младшего школьного возраста ответственного поведения.

Гост

ГОСТ

Возрастные психологические особенности развития младших школьников

Психологические особенности - это черты человеческой личности, характерные только для нее, например, тип темперамента, характер, уровень интеллекта и пр.

Начальная школа представляет собой наиболее ответственный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок подвергается целенаправленному обучению и воспитанию, основной вид деятельности ребенка в этом возрасте – учебная, играющая решающую роль в процессе формирования и развития всех психических свойств.

Ребенок развивается в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, которые накопило человечество, развить свои интеллектуальные и прочие способности. Основная деятельность, обеспечивающая формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, – учебная и познавательная. При этом наиболее интенсивно осуществляется развитие личности в том случае, когда она еще только формируется, то есть в младшем школьном возрасте.

Психические процессы, посредством которых человек изучает окружающий мир, себя и других людей – это познавательные процессы или способности. Такими способностями считают восприятие, ощущение, внимание, память, воображение и мышление. Познание невозможно представить без речи и внимания.

Границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе – от 6-7 лет до 9-10 лет. Начало школьного обучения открывает перспективы дальнейшего развития личности ребенка. В этот период ребенок физически и психически развивается, в первую очередь отмечается совершенствование работы его головного мозга и нервной системы. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте – ведущая. Ею определяются наиболее значимые изменения, которые происходят в развитии психики детей этого возраста.

Решающее значение в развитии личности младшего школьника отведено тому факту, что вместе с поступлением в 1 класс, он вступает в коллектив ровесников. Общей учебной деятельностью у детей создается и общая учебная целеустремленность.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшее условие развития произвольного поведения младшего школьника – участие взрослых, которые будут направлять усилия детей, и обеспечивать средствами овладения. С первых дней пребывания в школе ребенок включен в межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями. Весь младший школьный возраст – э то процесс взаимодействия, имеющий определенную динамику и закономерности развития.

Формирование ответственности у учеников начальной школы в учебно-воспитательной деятельности

Формирование детской личности – сложный и многообразный процесс. Формирование ответственности является одной из сторон этого процесса. Начало работы по формированию ответственности следует начинать в дошкольном детстве, но в связи с недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса практики сталкиваются некоторыми затруднениями:

  • в педагогике дошкольного возраста сложилось и упрочилось понятие об ответственности младшего школьника как обязанности делать что-либо, что вызвало неправильное понимание процесса формирования детской личности в дошкольном возрасте;
  • формирование ответственности в образовательных учреждениях не имеет целенаправленности;
  • педагогической работой не охватывается весь объем содержания вопроса, ограничивается только воспитанием отдельного перечня навыков, которые имеют полноценного развития;
  • планирование работы – стихийное, в нем не отражен весь педагогический процесс начальной школы;
  • методика бессистемна, отсутствует разнообразие методов;
  • часто учителя ограничиваются просто указаниями, советами и напоминаниями, не заботясь о накоплении опыта детей.

Очевидно, что названные выше недостатки в становлении ответственности младших школьников свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание данной стороне воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Одна из наиболее разработанных концепций развития ответственности - концепция ее становления и развития у детей-младших школьников. В рамках деятельностного подхода начальные формы ответственности рассматривали в своих работах Божович Л.И., Борисов З.Н., Горбачев В.А., Климов К.А., Славин Л.С. и др. Исследования названных ученых были психолого-педагогическими и затрагивали дошкольный и младший школьный возраст. Необходимо отметить, что в отечественной психологии до настоящего времени открыта проблема сензитивных периодов становления ответственности. По данным, полученным авторами, этот период колеблется в границах от 5-6 лет и до студенческих годов.

Исследователи считали, что научить быть ответственным – это значит:

  • научить детей осознанию соотношения прав и обязанностей, то есть свободы и несвободы одновременно;
  • научить пониманию того, что человек не только свободный, но и ответственный;
  • научить делегированию ответственности и ее принятию с осознанием того, что никто, кроме него этого сделать не может, что этот моральный выбор – единственно правильный, если не осуществить который его будет мучать совесть.

Причины, которые вызывают ответственные действия – это материальные и идеальные потребности, а также внешние раздражители.

Не каждое произвольное действие – ответственное. Ответственные действия характеризуются комплексом неразрывно связанных составляющих, без которых конкретное произвольное действие не может быть включено в группу ответственных действий. Прядеин В.П. и его команда относят к данному комплексу составляющих:

  • интенции;
  • свободу выбора и социальную значимость выполняемого;
  • осознание возможности наступления наказания, если самостоятельно принятое решение не было выполнено;
  • завершенность действия.

Весь ход ответственного действия представлен сложным многоуровневым процессом, имеющим многозначные связи между уровнями.

Иными словами, ответственность рассматривается в качестве интегрального свойства личности, которое проявляется осознанным, инициативным, свободным и самостоятельным поведением, которое представляет основание личности, механизм организации жизнедеятельности человека, что во многом определяет успешность его жизни.

Читайте также: