Сочинение на тему ссора двух помещиков

Обновлено: 18.05.2024

Действие романа происходит в российской глубинке, где по соседству обитают помещики Андрей Дубровский и Кирила Троекуров.

Оба персонажа – дворяне, но их положение в обществе неодинаково. Кирила Петрович чрезвычайно богат, обладает могущественными связями, а губернские чиновники трепещут при его имени. Дубровский же разорен и не играет существенной роли в свете. Жизненный уклад героев также отличен: Троекуров коротает дни за увеселениями и застольями, Андрей Гаврилович вынужден вести скромное существование.

Троекуров высокомерен и бесцеремонен даже с людьми высокого положения. Кирила Петрович – самодур: он глумится над крепостными, безжалостно подшучивает над гостями. После ссоры с Дубровским, он, используя свои связи, преступными методами отнимает у него поместье. Собственную юную дочь Троекуров насильно отдает замуж за пятидесятилетнего старика, руководствуясь лишь голым расчетом.

Пушкин ненавидел Троекуровых, и с уважением относился к таким помещикам как Дубровский.

Отец и дочь

Главная цель его жизни – это богатство и получить его он пытается любым способом. Решая отдать дочь старику в жены, имеющего много денег и власти, он не останавливается ни перед чем. Счастье Маши для отца ничего не значит – главное, быть богатым и могущественным.

Тест по произведению

Обучающая:через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”; Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста; Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Знают содержание романа, извлекают необходимую информацию из текста.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

уметь анализировать художественное произведение, составлять цитатную характеристику героев, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы.

Предметные:

Тип урока: комбинированный.

Карта урока

Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих в классе

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

I. Работа с эпиграфом Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”.

Как вы думаете как эти слова связаны с темой нашего урока? И кому она будет посвящена?

Тема нашего урока?

Слушают, определяют тему урока Называют тему урока.

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Какие цели мы поставим перед собой?

Мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

Что вы знаете о Владимире Дубровском?

Отвечают на вопросы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Анализ образа главного героя.

Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
  • Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского?(Молодой повеса).
  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
  • Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде?(Любящий сын).
  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).
  • Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).
  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).
  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный).

Выполняют задания учителя,

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

5. Первичная проверка понимания

Составление характеристики героя.

Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом)

4. Возвратимся к эпиграфу

“К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

— Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения
(дворянин)
, который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

— Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

Осваивают навык выразительного чтения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют сравнительную цитатную характеристику

6.Первичное закрепление

Благородный

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам(устар.).
  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

2. Постановка проблемного вопроса. “Можно ли назвать разбойника благородным?”

— Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

  1. Смерть князя Верейского;
  2. Жизнь Марьи Кириловны;
  3. Вдова;
  4. Англичанин;
  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

— Итак, к какому выводу мы приходим? — Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы. — Согласны ли вы с этим?

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и с учителем.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Рассуждают, дают ответ на проблемный вопрос.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Составление синквейна.

Слово “синквейн

” происходит от французского слова, которое означает
пятистрочье
. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

1 слово – понятие или тема
(существительное).

2 слова – описание этого понятия
(прилагательные).

3 слова – действия
(глаголы).

Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
(афоризм).

1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;
  • Храбрый, честный;
  • Защищает, мстит, любит;
  • Стремится быть справедливым;
  • Благородство.

Ребята зачитывают свои работы.

Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Строят синквейн на основании своего мнения.

Ставят оценки, отвечают на вопрос.

Выставляют отметки в дневник

Учатся критично относиться к своей деятельности.

  • Автор: Свободная тема
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 108 477 раз

Эта война приводит к серьёзным последствиям для всех главных героев романа, включая и Владимира с Марией, которых собирались поженить. Автору удалось показать, как постепенно разгоралась вражда, все события естественны в своей логической последовательности и изображены с величайшим мастерством настоящего художника пера.

Посмотрите эти сочинения

Обращение Троекурова со слугами

Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.

Троекуров

Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.

А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.

Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.

Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.

Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.

В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.

Что касается Троекурова, то он жестоко отнесся к судьбе собственной дочери, а к своим слугам он относился еще хуже и безнравственнее. С самых первых страниц читатель узнает, что Кирилу Петровича все вокруг боятся, а поэтому и подчиняются ему. Положение в обществе он имеет только благодаря своему богатству и социальному положению. Герой – настоящий деспот и тиран, для которого все цели корыстны. Он привык, что ему все подчиняются, поэтому он делал абсолютно все, что хочет.

Троекуров постоянно ездил по своим имениям для того, чтобы устраивать там различные балы и пиры. Хозяйством он толком не занимается, его интересует только охота. Хотя писатель подчеркивает, что герой охотится довольно плохо. Даже с такой огромной псарней, которой очень гордится Троекуров, он охотится хуже, чем Дубровский-старший с двумя собаками.

Именно в псарне завязывается конфликт между двумя типами помещиков. Псарь Троекурова сделал едкое замечание в сторону быта и состояния Дубровского. Троекуров же засмеялся и не обратил внимания на то, что его слуга подсмеивается над дворянином, хоть и обедневшим. Троекуров не уважает других людей, даже, как он их называет, друзей. А еще хуже, что он позволяет также относиться к ним и своим крестьянам.

Похожими на Троекурова являются и другие помещики, которые обрисованы А.С. Пушкиным в романе. Это и князь Верейский, которому везде скучно, и другие гости в доме Троекурова. Это высокие по положению, но низкие по душевным качествам люди. Они любезничают перед всеми влиятельными и богатыми людьми, а к слугам относят пренебрежительно. Для них главное – это деньги.

Не таким помещиком является Андрей Дубровский. Он с самого начала противопоставлен другим людям в городе. Он не любит разъезжать по домам, для него праздность – пустое место. Для героя важно его имение, жизнь и быт крестьян. Это либеральный помещик, который действительно ценит своих слуг. Именно поэтому и у них только положительное отношение к герою. Смерть Дубровского-старшего вся деревня восприняла как личное горе, народ любил и ценил своего хозяина. Это же отношение перешло и на его сына. Крестьяне готовы были пойти за ним, а также совершать разбойничьи действия по отношению к богатым помещикам и чиновникам. Владимир Дубровский бунтует против современных ему дворян. Он выступает против их праздности, чинности и пренебрежительного отношения к своим слугам, благодаря которым они и существуют.

Дубровский

Обращение Троекурова со слугами

Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.

Троекуров

Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.

А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.

Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.

Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.

Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.

В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.

Взаимосвязь Дубровского с крестьянами

Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.

Дубровский и слуги

По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:

  1. Слуг если и наказывал, то за дело.
  2. Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
  3. Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.

После смерти Дубровского все горевали искренне и боялись попасть к Троекурову. Женщины рыдали, мужчины еле удерживали слёзы. Потеря близкого человека даёт им осознание, что такого замечательного владельца им не увидеть.

Описание наследника

У Андрея Гавриловича имелся сын Владимир, который также нравился народу. Крестьяне радовались и приветствовали его. Мужественный, смелый и благородный герой повести. Когда отца лишили имения не по закону, организовал группу разбойников, целью которой было пугать местных чиновников. Занимался грабежом и наказывал богатых и тех, кто этого заслуживал.

Крестьяне

  1. Дубровские относились к крестьянам по-доброму, по-человечески и старались всячески помогать им. Слуги в ответ дарили своё преданное и искреннее отношение.
  2. Люди Троекурова говорили, что им плохо приходится, а чужие придут, ещё больше достанется.

Идея повести в том, что в обществе, где помещикам дано всесилие, а крепостным — унижение, человек, не совсем с умом, будет вести себя избаловано и распущенно, ведь ему всё дозволено властью. Умный будет относиться к полномочиям рассудительно, его не испортят власть и богатства.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Два помещика.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


­Два помещика

Здесь нужно заметить, что действовал он нечестным путем, прибегнув к влиятельным лицам и изрядно приплатив им. Все персонажи романа рознятся по классовому признаку. Автор задействовал как богатых дворян, так и подневольных крестьян. В сущности, весь этот конфликт и был начат из-за одного подневольного, работающего на Троекурова. В округе всем было известно, что Кирила Петрович - человек грубый и жестокий. Многие люди искренне сочувствовали его дворовой челяди. Так и Андрей Гаврилович, увидев роскошную псарню соседа, сделал ему замечание. Он сказал, что, вероятно, даже крестьян тот так не жалует, как своих охотничьих собак.

Услышав этот разговор, один из псарей обиделся и сказал, что ему прекрасно живется у Кирилы Петровича, а вот иные дворяне с удовольствием променяли бы свой дом на любую конуру в псарне барина. После этого оскорбления Дубровский на соседа обиделся и потребовал, чтобы его дворовой принес свои извинения, на что Троекуров не мог согласиться, так как было задето его самолюбие. Наказывал своих людей только он, а другим этого делать не позволял. Так и стал его бывший друг, сосед и сослуживец ему лютым врагом. Более того, Кирила Петрович вздумал через суд отобрать у Дубровских родовое имение в Кистенёвке.

Эта неприкрытая вражда привела к серьезным последствиям, отразившимся на всех главных героях. Троекурову удалось отобрать имение у соседа при помощи другого нечестного помещика - Антона Пафнутьича Спицына, который дал в суде ложные показания. После этого самочувствие Дубровского резко ухудшилось. Он стал постепенно угасать. Приехавший срочно из Петербурга сын помещика, ничем уже не смог помочь отцу. Что касается Троекурова, то его заела совесть, и когда он пришел мириться с другом, тому стало только хуже. После смерти Дубровского-старшего в имении приехали приказные, с целью отобрать его.

Однако Дубровский-младший, при помощи своих верных крестьян, устроил ночью поджог, чтобы его родительский дом не достался Троекурову. Эхо этой вражды дошло и до него. Когда, волею судьбы, он полюбил дочь Кирилы Петровича, тот, воспользовавшись всей своей властью и мощью, разрушил эти отношения и выдал дочь за пожилого, но богатого князя Верейского. Таким образом, глупая вражда двух помещиков, разгоревшаяся практически на пустом месте, разрушила судьбы молодых Владимира и Марии. Дубровский-младший после свадьбы Марии исчез в неизвестном направлении.

Читайте также: