Сочинение на тему средневековье

Обновлено: 05.07.2024


 Высокое или классическое Средневековье (середина XI8— конец XV веков).

 Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

2.) В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты .

Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде,

Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене,

Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках.

Традиционно средневековое образование ограничивалось церковными школами, которые

становились все более популярны из-за расслоения средневекового общества, которому нужны были

образованные администраторы, юристы, нотариусы, медики и священники. Были вновь открыты

античные авторы и римское право, понадобились новые переводы Аристотеля, и для удовлетворения

этих новых нужд возникла новая форма образования, а также студ енческие гильдии или

университеты (общины) , от которых произошло наименование учебных заведений нового типа.

Первым университетом часто называют Болонский университет , основанный в 10888г, хотя по

этому поводу имеются определенные разногласия. Действительно, этот университет считают

итальянского национального единства, а не для доказательства того, что именно этот университет

был исторически первым. Если считать университетом единую корпорацию студентов и

профессоров по различным дисциплинам, то, возможно, было бы правильнее считать первым

Парижский университет , основанный в 12088г. С другой стороны, задолго до них учебным

заведением, в котором были собраны видные ученые специально для создания «центра

медресе в мусульманской части Испании и на Сицилии константинопольский университет оказал

значительное влияние на развитие высшего образования в Западной Европе.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и

существовали младший и старшие факультеты . После изучения латыни в начальной школе

школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный

факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств " (s eptem artes liberales), состоявших из двух

циклов - "тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и

"квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия,

астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь

учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus

оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный


период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры

появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Основных форм

Lectio (лекция) --полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной

в статутах, в определенные часы. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и

экстраординарные (дополнительные). В средние века школяры не слушали курс какой-то

определенной науки, например, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то

преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу.

Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех

возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех

относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр

соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они

проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам

судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время

Disputatio (диспут) --одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство

университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить

школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась

диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером

Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров

держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые

должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за"

и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном

факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые

структурное подразделение высшего учебного заведения , осуществляющее подготовку студентов и

аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям , повышение квалификации

специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он

Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов :

 Факультет искусств ( факультет свободных искусств , артистический факультет ).

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой

нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал

в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались

здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось

ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал

магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя

полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами

Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете.

Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить

неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер

Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др.

Профессор - (от лат. professo r — преподаватель, учитель), учёное звание, должность преподавателя

высшего учебного заведения или сотрудника научного учреждения

Декан - (латин. decanus , букв. десятник) - лицо, стоящее во главе факультета в вы сшем учебном

Доцент - (от лат. docens , родительный падеж docentis — обучающий; учитель, ученый), учёное

Студе́нт - (от лат.8 studens 8— усердно работающий, занимающийся) 8— учащийся высшего, в

некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами

3.) На протяжении XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и

увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому

росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох,

шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах.

В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были

Известные учёные делали свои открытия именно в это время. Тихо Браге, Николай Коперник и

Алхимия - (араб. - философский камень, сокровенное искусство) - средневековая мистическая

наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство

4.) Средневековье8— это господство религиозного мировоззрения , выраженного в богословии.

Философия становится служанкой теологии. Её основная функция 8— истолкование Священного

Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила

логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор

о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира

существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Номинализм — (ново лат., от ome имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова,

обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное

философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез

христианского (католического) богословия и логики А ристотеля.

Карнавал появился в IX—X8в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о

периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы

появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились

Главнейшая часть любого карнавала 8— шествие по главным улицам города. Ведущий его

мотив8— изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в

огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех

желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная

фигура на карнавале 8— шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем

Читайте также: