Сочинение на тему синтез искусств

Обновлено: 02.07.2024

Синтез искусств — это объединение различных видов искусства в художественное целое, эстетически организующее материальную и духовную среду человека. Понятие художественного синтеза предполагает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме его составных частей. Идейное, образное и композиционное единство компонентов, их общее действие во временном и пространственном расположении, их согласованность в масштабе, пропорции и ритме порождают художественные качества, усиливающие восприятие искусства и развитие идеи на многих планах. Художественный синтез оказывает всестороннее эмоциональное воздействие на человека, апеллируя ко всем его чувствам. Концепция имеет большие социальные и образовательные возможности.

В истории искусства известны различные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство часто объединяются, создавая синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя свои собственные задачи, также усиливают и интерпретируют архитектурный образ. К такому пространственно-пластическому синтезу обычно относят декоративно-прикладное искусство, с помощью которого создается предметная среда человека, и маломасштабные произведения искусства, например станковую живопись. Синтез темпоральных искусств, например, поэзии и музыки, характеризует все жанры вокальной музыки (народная песня, художественная песня, кантата, оратория, опера). Многие произведения инструментальной программной музыки представляют собой новаторскую форму синтеза музыки и поэзии. Театр, кино и связанные с ним темпорально-пространственные искусства синтетичны по своей природе, объединяя творчество писателя, актера, режиссера, художника, а в кино — и оператора. В музыкальном театре актерское мастерство сочетается с песней, инструментальной музыкой и танцем. Компоненты театрального или кинематографического произведения эстетически объединяются режиссером в новый мир.

Синтез искусств

Синтез может осуществляться на различных уровнях — в рамках одного вида искусства (например, использование методов документального кино — кинохроники и репортажа — в художественном фильме) или среди искусств (например, введение кинематографического представления в театр). Общественная потребность в более широком и полном отражении действительности порождает объединение художественных форм в новую синтетическую. Синтез часто делает роль публики более активной, например, на народных праздниках, торжественных шествиях, торжествах победы, карнавалах и различных ритуальных обрядах (например, древняя Дионисия). Участники таких мероприятий являются одновременно и зрителями, и творцами.

В художественном синтезе роль каждого из искусств не обязательно должна быть одинаковой. Одна форма может полностью доминировать; например, в Древнем Египте скульптура и живопись были подчинены архитектуре. Качество, присущее одному из искусств, может приобрести общее значение, например, архитектоническое качество пластики в классицизме, пластичность древнегреческого искусства, живописность барокко. В соответствии с историческим периодом и конкретным замыслом художника формы искусства могут быть почти полностью интегрированы (готическая архитектура и скульптура), могут гармонично дополнять друг друга (искусство эпохи Возрождения) или могут контрастировать друг с другом (многие структуры ХХ века).

Читаем и пишем своими словами идеи текста. Может привести свои примеры из любого синтетического вида искусства, можно взять театри рассмотреть какие виды искусства соединены в представлении и с какой целью.

Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу, смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушая классическую музыку или современные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получает новый опыт: сопереживает положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитным.

Художественные образы служат эстетическими идеалами, которые проявляются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и воплощаются в самых разных формах: в героической поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя.

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно - прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

Продолжение и подробней здесь :

Музыка и кинематограф. Эмоции героев сопровождает соответствующая музыка. В ужастиках музыка пугает и зрители вскакивают со своих кресел.

Как всякий стиль, модерн претендовал на создание синтеза искусств. Многие практики и теоретики стиля пuсали об этом. В этом нет ничего удивительного: после долгого периода безвременья в области синтеза искусств вновь возникала потребность слить разные виды творческой деятельности и обрести в этих точках слияния высшие достижения искусства. Перед художниками того времени возникали в воображении некие подобия Афинскому акрополю. Между тем обстановка для расцвета синтеза была не такая уж подходящая. Надо помнить о том длительном периоде, когда искусство разучилось работать синтетическими формами.

Когда возникает вопрос о синтезе искусств, трудной проблемой оказывается формулировка этого понятия. Его легко описать, но не формулировать. В это описание войдут: соединение произведений различных видов искусств в единое целое (это единое целое было названо Р. Вагнером словом „Ge-samtkunstwerk"); возникновение в результате объединения некоего нового качества, которое сродни качествам слагаемых, но не перекрывается ими; выражение в синтетических произведениях сущности стиля.

Перечисленные качества можно дополнить и другими, заимствовав некоторые моменты из современных исследований, в частности из работ Е. Муриной. Дополнения эти идут по следующим линиям.

Синтез искусств есть способ увековечивания идей и представлений людей, человеческого общества, увековечивания жизнестроительной деятельности человечества в единстве духовного и материального созидания.

Таковы те исходные позиции в понимании проблемы синтеза искусств, которыми мы будем руководствоваться.

Свои идеи синтеза выдвигал друг и соратник Вагнера по Дрезденскому восстанию 1848 года Готфрид Земпер, который акцентировал внимание на создании предметно-пространственной среды, что — заметим сразу же — было перспективно и в будущем оказалось характерным для модерна. Показательно, что Земпер придавал особенно большое значение прикладным искусствам, считая, что их развитие опережает развитие архитектуры.

Эту же идею создания организованной эстетической среды развивал Моррис. Большое место он отводил архитектуре, которой, по его мнению, предстояло в новых условиях организовать все внешнее окружение жизни человека.

Та краткая историческая справка, которую мы сделали, может характеризовать как бы предысторию синтеза в XIX веке, но при этом предысторию чисто теоретическую. Это была одна из предпосылок практического решения проблем синтеза.

Такой же предпосылкой стал универсализм художника, достигший такого уровня, какого он не достигал, пожалуй, никогда. Мы уже говорили о таких фигурах художников-уни-версалов, как ван де Вельде или Врубель. Напомним еще раз, что ван де Вельде начинал с живописи, затем писал стихи, занимался музыкой, потом овладел книжным искусством, разными формами прикладного творчества (мебель, ковры, посуда и т. д. ), архитектурой, плакатом, костюмом, оформительским искусством, теорией. Почти нет таких областей художественного творчества, которыми бы не занимался ван де Вельде. Врубель несколько уступал ему, ибо не писал стихи и не занимался музыкой. Но к тому списку, который касается ван де Вельде (за исключением перечисленных пунктов), здесь следует добавить сценографию, скульптуру. Гоген отдавал свои силы скульптуре, керамике, Галлен-Каллела оформлял интерьеры. Даже такой последовательный станковист, как Серов, занимался монументальной живописью, скульптурой, театром. Что мог сулить этот универсализм синтезу искусств? Почему можно считать, что этот универсализм тоже был одной из предпосылок реализации синтеза? Дело в том, что художник понимал сущность смежных видов искусства. Это давало ему возможность правильно строить свои расчеты в самом процессе их взаимодействия. Кроме того, универсализм открывал путь к синестезии — к некоему подобию частичного синтеза.

Реферат: Проблема синтеза искусства

Фердннанд Ходлер. Выступление иенских студентов. 1908

Реферат: Проблема синтеза искусства

Фердинанд Ходлер. Отступление при Мариньяно. 1900

Возможность реализации идеи синтеза искусств в модерне обусловлена его основными свойствами. В искусстве модерна широкое развитие получает монументальная живопись; часто осуществляются замыслы, объединяющие разные виды искусства — архитектуру, живопись, скульптуру, витраж, предметы прикладного творчества. Но обратимся пока к живописи в архитектуре — к той форме художественной деятельности, где в истории мирового искусства были созданы бесспорные шедевры. Количество произведений монументальной живописи чрезвычайно велико. Как правило, особняки, общественные сооружения, даже деловые здания украшаются внутри и подчас снаружи живописными панно, мозаикой, темперной росписью, живописью на стекле. Можно вспомнить самые заметные и в свое время нашумевшие памятники. В 1899—1903 годах Климт в Вене сделал для университета большие панно с аллегорическими изображениями медицины, философии, юриспруденции, вызвавшие скандал профессуры из-за непривычных и, как казалось, непристойных для официального учреждения обнаженных фигур, введенных в композицию. Несколькими годами ранее Климт своей монументальной живописью украсил интерьер Венского сецессио-па. А позже сделал мозаику на одной из стен обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе. Все эти работы венского живописца имели широкий отклик, и их действительно можно считать заметными явлениями в области монументальной живописи.

Реферат: Проблема синтеза искусства

Одилон Редон. Полдень. Панно. 1911

Реферат: Проблема синтеза искусства

Одилон Редон. Ночь. Панно. 1911

Один из лучших образцов настенной живописи Ар Нуво принадлежит Одилону Редону — росписи библиотеки аббатства Фонфруад (1911). В них использованы любимые мотивы художника, к которым он обращался на протяжении всего своего творчества (деревья с золотыми опадающими листьями, квадрига лошадей, скачущих на фоне фантастического пейзажа, голубые горы и дали). Эти росписи органично включены в интерьер; живопись Редона легка, прозрачна, отличается мягкостью, музыкальностью.

Наконец, мы можем вспомнить многочисленные панно Врубеля, которые он делал для разных московских особняков. В 90-е годы им были выполнены панно для готического кабинета А. В. Морозова и для особняка З. Г. Морозовой. Как и другие панно, они включаются в общее творчество художника и становятся заметным явлением в монументальной живописи русского модерна.

Большое место занимают в монументальном искусстве мифологические сюжеты и мотивы. Из тех произведений, которые мы перечислили, к этому ряду относятся панно и росписи Врубеля и Редона. Мифологизация как метод, как способ мышления, как мы увидим, является важной для монументального искусства. Но дает ли она какую-то всеобщую большую идею, которая могла бы оказаться подобной большим идеям монументального ренессансного или средневекового искусства? Положительно ответить на этот вопрос мы не можем.

Какова же идея, цель, сверхзадача, к которой стремится художник-монументалист, создавая росписи, панно для интерьеров или оформляя в целом разными художественными средствами то или иное архитектурное сооружение? Эта конечная цель — красота. Идея красоты как бы дается искусству со стороны как высшая задача. Но она, эта идея, ведь заключена в самом искусстве. Она — плоть от плоти эстетического вообще. Красота оказывается одновременно и целью и средством, она как бы воспроизводит сама себя; этот процесс самовоспроизведения свидетельствует о том, что взаимоотношения искусства с реальным миром становятся иными, чем прежде. Идея красоты выступает как экстракт содержания, а затем как бы удваивается и утраивается, будучи одновременно и априорным условием творчества вообще, и образной целью, и средством.

Реферат: Проблема синтеза искусства

М. А. Врубель. Полдень. Панно. 1896. Особняк З. Г. Морозовой в Москве (арх. Ф. О. Шехтель). 1893

Реферат: Проблема синтеза искусства

Анри ван де Вельде. Интерьер Выставочного зала прикладного искусства. 1906. (Живописные панно Людвига фон Хофмана. )

В тех случаях, когда одним из важных компонентов синтеза становится живописное произведение, оно все равно подлаживается под общие принципы и художественный язык, использованный в других видах искусства. Художники модерна свято чтили плоскость стены, никогда не рисковали ее нарушить. Живопись, по их мнению, не может находиться в конфликте с архитектурой. Между тем мы знаем в мировой истории искусства немало примеров нарушения и даже разрушения стены или потолка живописным изображением. Наиболее последовательно эта тенденция дает себя знать в| монументальной живописи барокко. Но и в Ренессансе мы встречаемся с таким отношением к стене, какое у мастеров модерна было бы сочтено непочтительным. В ренессансных росписях всегда художником создается свое пространство сцены: оно не подлаживается под плоскость стены, но и, с другой стороны, оно не сливается с пространством реальным. В византийском синтезе живопись с ее золотым ирреальным фоном тоже не подчиняется стене. Кстати, именно, этого не учел Врубель, когда он, перед тем как приступить к росписям Кирилловской церкви в Киеве, изучал средневековую живопись. Ему казалось, что достаточно распластать фигуры на плоскости, организовать на этой плоскости ритм — и проблема монументального стиля будет тем самым уже решена. Между тем дело оказалось не таким простым: монументальный вариант живописи модерна в творчестве художника рождался с большими трудностями, и до конца противоречия не были преодолены.

Реферат: Проблема синтеза искусства

Реферат: Проблема синтеза искусства

Фердинанд Ходлер. Единодушие. 1913

Реферат: Проблема синтеза искусства

Ф. О. Шехтель. Готический кабинет особняка А. В. Морозова. Фрагмент

Реферат: Проблема синтеза искусства

Ф. О. Шехтель. Готический кабинет особняка А. В. Морозова в Москве. 1895—1896

Реферат: Проблема синтеза искусства

М. А. Врубель. Полет Фауста и Мефистофеля. 1896

Реферат: Проблема синтеза искусства

А. С. Голубкина. Волна. (Пловец). 1901-1903

Реферат: Проблема синтеза искусства

Фернанд Кнопф. Вивьен. Ок. 1898

Другой пример дает нам нотный пюпитр, созданный французским мастером Александром Шарпантье (1901). Этот предмет ничего не изображает, но в самой его структуре чувствуется тяготение к скульптурной форме. Функциональное назначение предмета учтено Шарпантье. Однако, глядя на пюпитр, не сразу догадаешься об этом назначении.


Рауль Ларш. Лои Фуллер — Саломея. Лампа. Ок. 1900


Александр Шарпантье. Нотный пюпитр. 1901

В эту систему подобий можно включить и живопись, не приводя конкретных примеров, а имея в виду в целом своеобразие монументально-декоративной живописи модерна. Ее характерной особенностью становится превращение живописной поверхности в поверхность стены. Этому превращению способствует отношение художников к плоскости, которая не подлежит разрушению.




Гектор Гимар. Фонарь у входа в метрополитен в Париже. 1898—1901

В связи с синтезом рубежа веков следует поставить и еще одну проблему — новообразований в искусстве, возникновения новых форм художественного творчества на почве тяготения друг к другу отдельных видов. Вспомним, что именно в 1895 году возник кинематограф. Конечно, он не мог возникнуть раньше по техническим причинам. Но надо учитывать и эстетические тенденции времени. Они тоже способствовали соединению в кинематографе литературы, фотографии, живописи, театра.

Появились опыты в области цветомузыки, которая, правда, в течение всего XX столетия оставалась областью нереализованной, не давшей каких-то существенных эстетических результатов. Но все же цветомузыка вышла из стадии мечтаний и проектов, на какой она была в период раннего романтизма, и перешла в практическую сферу.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и Монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют Декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовы и ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой.

Идеи С. и. в советской культуре возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда), нашли свое выражение в агитационном искусстве периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших общественные здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со строительством московского метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С середины 20 в. в социалистических странах в связи с созданием новых городов, крупных общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей С. и. получает широкое практическое воплощение (см. Монументальное искусство, Мемориальные сооружения). С. и. является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам развитого социалистического общества.

Лит.: Вагнер Р., Избр. статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. [Сб., М,], 1936; Эйзенштейн С., Избр. статьи, М., 1956; Синтез искусств в архитектуре. (Сб.], М., 1963; Громов Е. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн.: Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967; Синтез искусств и архитектура общественных зданий. [Сб.], М., 1974; Damaz P. F., Art in European architecture, N. Y.,[1956]; его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; Sediгпауr Н., Epochen und Werke, Bd 2, W. — Münch., 1960; Bildkunst und Baukunst, B., 1970.

Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63—79 гг.

Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63—79 гг.

Читайте также: