Сочинение на тему русалка пушкин

Обновлено: 07.07.2024

Рано ушёл из жизни Поэт, в 37 лет. Многие его произведения остались недописаны. Изучая творчество Пушкина, я прочла историческое создание его "Русалки", которая осталась незаконченной.

Взяла на себя смелость дописать её, уж не обессудьте.

Русалочка выходит на берег
КНЯЗЬ: Что я вижу!
А.С.Пушкин

КНЯЗЬ: Откуда ты, прелестное дитя.
Что делаешь здесь ты в столь поздний час,
Родители твои тебя уж ищут.
Луна взошла высоко небесами
И тени призрачные страхи нагоняют.
Не жутко ли тебе, краса, бродить
Над речкою крутыми берегами.
Однако же вчера здесь проходил
Старик безумный, вороном назвался.
И о Русалочке, о внучке, лепетал,
Которая за ним так нежно смотрит.
О, Боже праведный, заледенела кровь.
Неужто яви призрачной картина
Так к истине близка.
Кто ты, мне отзовись, очарованье,
И поскорее страх развей колючий,
Что сердце мне недавно уколол
Воспоминаньями любви моей
печальной.
РУСАЛОЧКА:
Мой князь, хотела бы ещё тебя
помучить
Своим я обликом, который
так встревожил
Сердечные твои воспоминанья.
В подводном царстве говорят
подружки,
Что я на князя здешнего похожа,
И лишь вечор Русалка мать сказала-
Что мне ты есть отец.
На берега к тебе я вышла нынче
Увидеться и приласкаться сердцем,
Которое у нас, русалок, тоже
Любить умеет и хранить ей верность.
Меня ты понял? Дочь твоя я, князь,
И внучка мельника, и дочь его я дочки-
Единственной любви его горячей.
Я у тебя единственная тоже;
С княгинею же нет у вас детей.
У нас на дне об этом знают все,
Лишь мне неведомо то было,
Что княжеская дочь я. Мать любила
Тебя лишь одного любовью светлой;
Я дочь любви мгновенной, безответной.

КНЯЗЬ:
Прекрасное дитя-моя ты дочь!
И сердце ведь не зря так встрепенулось
И к матери твоей меня зовёт.
Порывы первых чувств, горя-не гаснут!
У времени над ними власти нет.
Лишь потеряв, поймёшь, что так бесценно
и дорого то было.
Прости меня ты, недостойного такого.
Я дочерью своей тебя признаю,
Дар совершенства юности моей.
А мать твоя меня ещё всё помнит?
На дне речном так холодно и тихо,
Знать сердце у неё заледенело
В речной пучине, что Днепром зовётся.
Но может, сердце девичье всё любит,
Под дуб заветный позовёт, ласкаясь.
И ждёт всё недождётся, чтоб пришёл.

РУСАЛОЧКА:
Мне велено сказать:
Что ждёт, что не забыла,
что любим.
Но ты бы не ходил к ней,
ведь утопит.
Живи, отец мой, отведу тебя
домой.

( Но князь бросается в пучину вод
и тонет.)
ТАМ ЖЕ
Ракушками играя бродит
мельник.
И князя люд оплакивал угрюмо.
Одна Русалочка сердечно
горевала,
Под дуб заветный плакать
выходила.
,

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Рано ушёл из жизни Поэт, в 37 лет. Многие его произведения остались недописаны. Изучая творчество Пушкина, я прочла историческое создание его "Русалки", которая осталась незаконченной.
Взяла на себя смелость дописать её, уж не обессудьте.
Русалочка выходит на берег
КНЯЗЬ: Что я вижу!
А.С.Пушкин

КНЯЗЬ: Откуда ты, прелестное дитя.
Что делаешь здесь ты в столь поздний час,
Родители твои тебя уж ищут.
Читать статью

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Пушкин Александр Сергеевич.

Работа над ней шла в 1829 - 1832 гг. Не закончена.

В 1832 году открылся Александринский театр в Петербурге.

Действие происходит на берегу и в окрестностях Днепра. Время действия - мифическое.

Мельник, строгий, жадный до денег, любит поучать свою дочь.

Дочь мельника, гордая, мстительная, доверчивая.

Князь, смелый, но ветреный, слегка труслив.

Княгиня, умная, красивая, беспокоится за князя, заботливая.

Русалочка, дочь князя и русалки.

Сват, дружко, сваха на свадьбе князя.

Мамка княгини, мудрая.

Действие происходит на мельнице. Мельник учит свою дочь, влюблённую в знатного человека, князя как не упустить его, как выпросить у него денег. Он уверен, что тот бросил его дочь. Но князь приезжает на мельницу для того, чтобы сообщить дочери мельника о том, что он женится и они расстаются навсегда.

Она сообщает князю о своей беременности. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он просит её беречь себя для ребёнка, обещает не оставить их и иногда навещать.

На прощанье князь дарит ей дорогое ожерелье из жемчуга, повязку и деньги. Отец её доволен подарками, но дочь его очень расстроена. Она отдаёт отцу деньги, а сама бросается в Днепр и становится русалкой. На свадьбе у князя все слышат странную песню. Он уверен, что к ним пробралась дочь мельника, она и спела эту песню. Но её не находят.

После свадьбы князь часто пропадает на охоте, заезжает и на мельницу.

Он видит, что мельница уже развалилась, с грустью вспоминает свою прежнюю любовь. Мельник выходит к нему, в лохмотьях и утверждает, что он местный ворон. Рассказывает князю, что его дочь бросилась в реку, что за ним смотрит внучка - Русалочка. Князь хочет забрать старика жить в свой терем, тот отказывается. Князь считает, что мельник сошёл с ума. В это время его догоняет ловчий, посланный княгиней.

Князь недоволен. Русалки хотят их напугать, но возвращаются в терем на дне Днепра.

Старшая русалка, дочь мельника, не велит им сегодня щекотать людей, заманивать детей в воду и отягчать невод рыбаков тиной.

Мать посылает её на землю к отцу, чтобы она рассказала князю, что её мать, дочь мельника, всё ещё любит его, помнит и ждёт к себе.

Дочь уходит, а дочь мельника сама с собой рассуждает о том, что настал час её мести. Князь приезжает на берег реки, и к нему выходит Русалочка.

Произведения А.С. Пушкина всегда нравились мне за интересный сюжет и напевный язык.

“Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба девушки из крестьянской среды, соблазненной и брошенной князем, не только случай, типичный для Древней Руси и вошедший в народные предания, но не менее распространенный и во времена самого поэта. Возможно, ему хотелось также создать подлинно народную драму, полусказку, полубыль, которую можно было бы противопоставить тем псевдонародным театральным представлениям о русской народной

старине и драматургическим переделкам карамзинской “Бедной Лизы”, которые входили еще с конца XVIII в. в разных жанрах в репертуар русского театра.

“Сцены из рыцарских времен” примыкают к произведениям Пушкина о судьбах крепостного крестьянства, о социальных противоречиях феодального общества, которые Пушкин изучал и в западноевропейской истории. Работа над “Сценами из рыцарских времен” относится к 1834-1835 гг., времени “Истории Пугачевского бунта” и “Капитанской дочки”. С последними “Сцены” сближаются эпизодом восстания крестьян против феодалов.

Пушкин глубоко проникает

в психологию бунтующих крестьян, которые при неудаче быстро падают духом и разбегаются. Видимо, за социальную остроту и рельефность типов в “Сценах из рыцарских времен” Чернышевский считал, что они “должны быть в художественном отношении поставлены не ниже “Бориса Годунова”, а быть может, и выше”.

Глубоко народным поэтом Пушкин выступает и в своих сказках. В 1830 г. Пушкин пишет “Сказку о попе и о работнике его Балде”, а затем “Сказку о царе Салтане” (1831), “Сказку о рыбаке и рыбке” (1833), “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” (1833), “Сказку о золотом петушке” (1834). В сказках отражена мудрость народа, его представления о добре и зле, его поэтическая фантазия.

Источник пушкинских сказок – народное творчество. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” – восхищенно говорил Пушкин о русских народных сказках.

Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социальным и политическим вопросам. В июле 1830 г. во Франции произошла революция, вызвавшая сочувственный отклик почта. К этому же году относятся занятия Пушкина историей французской революции конца XVIII в. В ноябре началось польское восстание, глубоко взволновавшее поэта.

Его возмущали те угрозы войны, которые шли по адресу России из Западной Европы ВО все время польского восстания.

В 1831 г. Пушкин начинает работу над романом “Рославлев” из эпохи 1812 г. В написанных первых главах романа словами его героини, патриотически настроенной девушки Полины, поэт дает высокую оценку подвигу русского народа в войне 1812 г. Другой важной идеей, которую Пушкин развивал в романе, была защита от нападок реакционной литературы дела декабристов, как подлинно патриотического и прогрессивного. В то же время в “Рославлеве” Пушкин разоблачает антипатриотическое поведение дворянского общества в 1812 г., характерное и для 1830-1831 гг. Работа Пушкина над романом была одним из эпизодов борьбы поэта с антинациональными, космополитическими настроениями дворянской знати, ее преклонением перед всем иностранным. “Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда”, писал Пушкин Вяземскому еще в 1826 г., говоря о светском обществе.

В 30-х годах Пушкин много работал над критическими статьями. В его критических выступлениях в те годы по-прежнему проводится идея сближения русской литературы с действительностью, с современностью. Важной задачей русской литературы Пушкин считал развитие повести и романа как жанров демократических, доступных широким кругам читателей. С удовлетворением отмечал поэт реалистические тенденции в беллетристике того времени, в ранних произведениях Гоголя, в повестях Павлова.

Пушкин отмечал, что “повести и романы читаются всеми и везде”. “Наш век – век романа”,- пишет в 1835 г. и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г.: “В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”

Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман XIX в. действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе.

Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека.


В статье рассматривается образ Пушкинской русалки. Для сравнения берется несколько произведений поэта, делается их анализ.

Описание разработки

Как мы уже говорили, образ русалки занимал объемное место в творчестве русских романтиков XIX века.

Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.

О, скоро ли она со дна речного

Подымется, как рыбка золотая?

Как сладостно явление ее

Из тихих волн, при свете ночи лунной!

Опутана зелеными власами,

Она сидит на берегу крутом.

У стройных ног, как пена белых, волны

Ласкаются, сливаясь и журча.

Ее глаза то меркнут, то блистают,

Как на небе мерцающие звезды;

Дыханья нет из уст ее, но сколь

Пронзительно сих влажных синих уст

Прохладное лобзанье без дыханья.

Томительно и сладко - в летний зной

Холодный мед не столько сладок жажде.

Когда она игривыми перстами

Статья по литературе на тему Образ русалки в творчестве А.С. Пушкина

Кудрей моих касается, тогда

Мгновенный хлад, как ужас, пробегает

Мне голову, и сердце громко бьется,

Томительно любовью замирая.

И в этот миг я рад оставить жизнь,

Хочу стонать и пить ее лобзанье –

А речь ее. Какие звуки могут

Сравниться с ней - младенца первый лепет,

Журчанье вод, иль майской шум небес,

Иль звонкие Бояна Славья гусли[Пушкин 1829: 107].

Пушкинская русалка находит свое воплощение в русском фольклоре. Именно там она считается мертвой, так как в русалок превращались девушки утопленницы. Мотив умершей и одновременно живой девушки в стихотворении поэта является главным.

Ни в одном из произведений Пушкина образ мертвой возлюбленной не был так воплощен. Этот образ ушел в подтекст его поэзии, но он мерцает то там, то здесь, на протяжении всей его творческой биографии.

Полюбил королевич Яныш

Молодую красавицу Елицу,

Любит он ее два красные лета,

В третье лето вздумал он жениться

На Любусе, чешской королевне.

С прежней любой идет он проститься.

Ей приносит с червонцами черес,

Да гремучие серьги золотые,

Да жемчужное тройное ожерелье;

Сам ей вдел он серьги золотые,

Навязал на шею ожерелье,

Дал ей в руки с червонцами черес,

В обе щеки поцеловал молча

И поехал своею дорогой.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Образ русалки в творчестве А.С. Пушкина

Как мы уже говорили, образ русалки занимал объемное место в творчестве русских романтиков XIX века.

Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.

О, скоро ли она со дна речного

Подымется, как рыбка золотая?

Как сладостно явление ее

Из тихих волн, при свете ночи лунной!

Опутана зелеными власами,

Она сидит на берегу крутом.

У стройных ног, как пена белых, волны

Ласкаются, сливаясь и журча.

Ее глаза то меркнут, то блистают,

Как на небе мерцающие звезды;

Дыханья нет из уст ее, но сколь

Пронзительно сих влажных синих уст

Прохладное лобзанье без дыханья.

Томительно и сладко - в летний зной

Холодный мед не столько сладок жажде.

Когда она игривыми перстами

Кудрей моих касается, тогда

Мгновенный хлад, как ужас, пробегает

Мне голову, и сердце громко бьется,

Томительно любовью замирая.

И в этот миг я рад оставить жизнь,

Хочу стонать и пить ее лобзанье –

А речь ее. Какие звуки могут

Сравниться с ней - младенца первый лепет,

Журчанье вод, иль майской шум небес,

Иль звонкие Бояна Славья гусли[Пушкин 1829: 107].

Пушкинская русалка находит свое воплощение в русском фольклоре. Именно там она считается мертвой, так как в русалок превращались девушки утопленницы. Мотив умершей и одновременно живой девушки в стихотворении поэта является главным.

Ни в одном из произведений Пушкина образ мертвой возлюбленной не был так воплощен. Этот образ ушел в подтекст его поэзии, но он мерцает то там, то здесь, на протяжении всей его творческой биографии.

Полюбил королевич Яныш

Молодую красавицу Елицу,

Любит он ее два красные лета,

В третье лето вздумал он жениться

На Любусе, чешской королевне.

С прежней любой идет он проститься.

Ей приносит с червонцами черес,

Да гремучие серьги золотые,

Да жемчужное тройное ожерелье;

Сам ей вдел он серьги золотые,

Навязал на шею ожерелье,

Дал ей в руки с червонцами черес,

В обе щеки поцеловал молча

И поехал своею дорогой.

Как одна осталася Елица,

Деньги наземь она пометала,

Из ушей выдернула серьги,

Ожерелье надвое разорвала,

А сама кинулась в Мораву.

Там на дне молодая Елица

Водяною царицей очнулась

И родила маленькую дочку,

И ее нарекла Водяницей.

Вот проходят три года и боле,

Королевич ездит на охоте,

Ездит он по берегу Моравы;

Захотел он коня вороного

Напоить студеною водою.

Но лишь только запененную морду

Сунул конь в студеную воду,

Из воды вдруг высунулась ручка:

Хвать коня за узду золотую!

Конь отдернул голову в испуге,

На узде висит Водяница,

Как на уде пойманная рыбка, -

Конь кружится по чистому лугу,

Потрясая уздой золотою;

Но стряхнуть Водяницы не может.

Чуть в седле усидел королевич,

Чуть сдержал коня вороного,

Осадив могучею рукою.

На траву Водяница прыгнула.

Говорит ей Яныш королевич:

"Расскажи, какое ты творенье:

Женщина ль тебя породила,

Иль богом проклятая Вила?"

Отвечает ему Водяница:

"Родила меня молодая Елица,

Мой отец Яныш королевич,

А зовут меня Водяницей".

Королевич при таком ответе

Соскочил с коня вороного,

Обнял дочь свою Водяницу

И, слезами заливаясь, молвил:

"Где, скажи, твоя мать Елица?

Я слыхал, что она потонула".

Отвечает ему Водяница:

"Мать моя царица водяная;

Она властвует над всеми реками,

Над реками и над озерами;

Лишь не властвует она синим морем,

Синим морем властвует Див-Рыба".

Водянице молвил королевич:

"Так иди же к водяной царице

И скажи ей: Яныш королевич

Ей поклон усердный посылает

И у ней свидания просит

На зеленом берегу Моравы.

Завтра я заеду за ответом".

Они после того расстались.

Рано утром, чуть заря зарделась,

Королевич над рекою ходит;

Вдруг из речки, по белые груди,

Поднялась царица водяная

И сказала: "Яныш королевич,

У меня свидания просил ты:

Говори, чего еще ты хочешь?"

Как увидел он свою Елицу,

Разгорелись снова в нем желанья,

Стал манить ее к себе на берег.

"Люба ты моя, млада Елица,

Выдь ко мне на зеленый берег,

Поцелуй меня по-прежнему сладко,

По-прежнему полюблю тебя крепко".

Королевичу Елица не внимает,

Не внимает, головою кивает:

"Нет, не выду, Яныш королевич,

Я к тебе на зеленый берег.

Слаще прежнего нам не целоваться,

Крепче прежнего меня не полюбишь.

Расскажи-ка мне лучше хорошенько,

Каково, счастливо ль поживаешь

С новой любой, с молодой женою?"

Отвечает Яныш королевич:

"Против солнышка луна не пригреет,

Против милой жена не утешит"[Пушкин 1829: 207].

Сюжет стихотворения является также заимствованым из славянской мифологии: Яныш королевич, влюбившийся в красавицу Елицу, покидает ее из-за другой своей любви. Елица разачарована этим, бросается в воду и становится русалкой – водяной царицей. В русском фольклоре девушка чаще всего обросалась в воду из – за неудавшейся любви.

Можно составить структуру стихотворения: любовь королевича к Елице; Елица- водяная царица; встреча королевича с дочерью Водяницей, встреча королевича с Елицей. Пушкин возвращеается к встрече Яныша королевича с красавицей Елицей в начале и в конце своего стихотворения.

В основе стихотворения лежит встреча королевича с его новой семьей. Яныш влюбляется в царицу еще с большей силой. Это обусловило интерес к данному стихотворению.

Вторым, не менее важным символом в драме, Пушкин выделеят мельницу. Колесо мельницы – это цикличность процессов в природе (рождение, жизнь, смерть). Говоря о мельнице, нельзя не вспомнить о тереме русалок, где их прялка является аналогией колеса мельницы, которая также напоминает круговорот жизни.

Пушкин не мог сделать свою Русалку другой – светлой и доброй, он показал то, что есть, - порождение зомбированного, отравленного сознания. Русалка у Пушкина – мстительный демон, а именно обмазанное дегтем, возмущенное женское начало, зажившее своей собственной, стихийной (в смысле неуправляемой) жизнью.


-75%


Перед нами довольно изящная баллада, в которой один из любимых языческих образов дохристианской Руси – прекрасная русалка, и именно она искушает старого монаха.

Человек удалился от мира для того, чтобы молиться и приблизиться к своему богу. И какая же опасность подстерегает его в уединении? Над озером появляется прекрасная нагая дева, и как обычно это было в рассказах, связанных с русалками, расчесывает свои длинные волосы. Появляется она, как и всякая сила, именуемая христианами нечистой, в полночь.

Бела, как ранний снег холмов,

Выходит женщина нагая

И молча села у брегов.

Старик, который мог с бесами, его одолевавшими, сладить, оказался перед ней бессилен. Но не от страсти, а от страха дрожит монах. Почему же такое происходит?

Увидев ее, он убедился в том, что тот мир, который предали и пытались уничтожить его предки, продолжает существовать. И явление русалки – веское тому доказательство. Если бесов с новой верой примирить удалось, то русалки оставались пережитками язычества, и их не могло уже быть в христианском мире. Монах в тот момент убедился в обратном, они существуют, они рядом. Но тогда невольно он перестает верить своему богу, потому что не смог бы ужиться с прошлым. Она увлекает его не в пучину страсти, как это традиционно описывают другие поэты, а в пучину безверия, отречения от своего бога:

Она манит его рукой,

Кивает быстро головой.

И после этого исчезает, оставляя его наедине крамольными раздумьями у последней черты. И понимают и Пушкин, и его противники, что любому из нас страшно заглянуть не в бездну греха, а в бездну неверия, когда ни раскаяние, ни молитва больше не могут спасти человека. И у Данте, сладострастникам отводится третий круг ада, в то время как неверующие остаются в пятом:

Всю ночь не спал старик угрюмый,

И не молился целый день

Русалка сделала свое черное дело. Он мог бы замолить любой грех, но если он больше не может молиться – вот что самое страшное для христианина. Но молитва больше не имеет для него никакой силы. Русалка, даже исчезнув, не оставляет его.

Перед собой с невольной думой

Все видел чудной девы тень

Если бы Пушкин хотел показать грехопадение монаха, то он привел бы живую деву к своему герою. Но у нас на глазах столкнулись два совершенно разных мира, две веры, которые и тогда и позднее сосуществовали рядом. Но вера, которая тысячелетия царила на славянских землях, на поверку оказалась значительно сильнее, чем краткая и насильно навязанная чужая вера. Русалка ведет свою игру, и он полностью ей подчиняется:

Глядит, кивает головою,

Целует издали, шутя,

Играет, плещется волною.

Но то, что для русалки только игра, для монаха страшнее гибели, потому что с ним будет покончено раз и навсегда.

А мы знаем, что в разных системах поцелуй, это еще знак магический, который может оживить человека, или убить его окончательно, заморозить его душу. Монах вырвался из мира, в котором провел всю свою жизнь, и дева без всяких усилий погубила его, он ушел к ней.

Заря прогнала тьму ночную,

Монаха не нашли нигде.

Он ушел в пучину неверия. А по колдовским поверьям, именно вода является тем переходным рубежом из одного мира в другой. Так и исчез еще один верный раб божий.

Глядит на старого монаха

И чешет влажные власы.

Святой монах дрожит со страха

И смотрит на ее красы.

Она манит его рукою,

Кивает быстро головой…

И вдруг – падучею звездою —

Под сонной скрылася волной.

Всю ночь не спал старик угрюмый

И не молился целый день —

Перед собой с невольной думой

Все видел чудной девы тень.

Дубравы вновь оделись тьмою;

Пошла по облакам луна,

И снова дева над водою

Сидит, прелестна и бледна.

Глядит, кивает головою,

Целует издали шутя,

Играет, плещется волною,

Хохочет, плачет, как дитя,

Зовет монаха, нежно стонет…

И вдруг в волнах прозрачных тонет;

И все в глубокой тишине.

На третий день отшельник страстный

Близ очарованных брегов

Сидел и девы ждал прекрасной,

А тень ложилась средь дубров…

Заря прогнала тьму ночную:

Монаха не нашли нигде,

И только бороду седую

Мальчишки видели в воде.

Но почему в 1819 году, в довольно благополучное для него время, поэт написал такое странное стихотворение? Он прекрасно знал русские сказки и былины – в них жила душа народа, и поэт догадывался о том, что она так и оставалась чаще всего языческой.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,

Остается он хладен и нем

Читайте также: