Сочинение на тему приветствую тебя пустынный уголок

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Учитель Родькина Н.Н.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с одним из самых плодотворных периодов творческой жизни А. С. Пушкина – Болдинской осенью, обобщения полученных знаний; способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как великом писателе, прозаике, об отличии прозы от стихотворений, развитию интереса к судьбе и творчеству А. С. Пушкина средствами литературы, музыки, живописи и сценического искусства; содействовать воспитанию патриотических, гражданских чувств, любви к родной природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения с использованием образных средств русского языка, умением писать творческие работы, связанные с проблематикой и тематикой произведения;

эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведения.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию; к самовыражению.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте изученного произведения; находить нужную информацию в различных источниках, включая Интернет;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока-спектакля, оценивать собственные возможности для выполнения учебной задачи; иметь мотивацию познавательной деятельности; находить общее решение и реализовывать поставленные задачи;

коммуникативные: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группе, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая (выразительное чтение, инсценирование, проведение викторины).

Интернет-ресурсы:

Оборудование: афиша к спектаклю, осенние листья в зале, на краю сцены букеты с цветами, компьютер для показа презентации и музыкального оформления спектакля.

Сценарий уроков

Слайд 1. Название спектакля.

Ведущий 1. Хотя за окном у нас уже холодная зима и обжигающий щеки мороз, мы приглашаем вас в Болдинскую осень, приглашаем к разговору о жизни и творчестве А. С. Пушкина болдинского периода, осени 1830 года.

Как только не называли современники, да и критики разных лет Болдинскую осень: и порой великих свершений, и золотой Болдинской осенью, и пиком творческого духа, и порой завершений, и переломным этапом в жизни и творчестве Пушкина.

Ведущий 2. Что же такое Болдинская осень? Какие перемены происходили в жизни Пушкина в это время? На этот вопрос ответят наши юные исследователи.

Исследователь 1 . Во-первых, поэт решил, что пора жениться.

Пушкин . Мне за 30 лет. В 30 лет люди обыкновенно женятся – я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться.

Исследователь 2. 6 мая 1830 года состоялась помолвка Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой. И он официально стал женихом.

Пушкин . Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она. почти моя.

Исследователь 3. Сколько счастья и восторга в этих словах! Но тут навалились трудности финансовые. Свадьба и семейная жизнь требовали расходов, а финансовые дела родителей невесты были расстроены, пушкинские родители также были в долгах. В хлопотах прошло все лето.

Исследователь 4. Осенью отец выделил Александру Сергеевичу деревню Кистеневку с 200 душами крестьян близ Болдина. Пушкину надо было срочно решить хозяйственные дела в связи с передачей поместья ему как новому владельцу. За этим он поехал в Болдино.

Исследователь 1 . Да вот еще что: накануне рассорился с будущей тещей да сгоряча написал письмо своей невесте, что возвращает ей данное слово. С этим и поехал в Болдино. 31 августа 1830 года.

Чтец . Одна равнина справа, слева. Она перерезана лощинами, оврагами. Вот старая ветряная мельница у дороги. Проезжали через Малое Болдино, живописно расположенное на склоне холма, полого спускающегося к речке Азанке. Деревенька принадлежала родственникам поэта. И вот в лучах осеннего солнца предстала белокаменная церковь с высокой стройной колокольней. Это Большое Болдино – родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии.

Пушкин . 3 сентября – день моего приезда в Болдино. Осень чудная, и дождь, и снег, и по колено грязь.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

Ведущий 1. Но Пушкину все нипочем, ведь осень – его любимое время года!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистые покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей.

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Слайд 8. Портреты друзей поэта: П. А. Вяземского, П. А. Плетнева, А. А. Дельвига.

Ведущий 2. Бодрым и веселым Пушкин появился в Болдино. А знаете ли вы, как ему понравилась деревня?! В очередном письме своему другу Петру Александровичу Плетневу, а переписка между ними была очень тесной, ведь Петр Александрович был для Пушкина, по его словам, всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром, Пушкин пишет.

Пушкин . Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно; пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины – и прозы и стихов.

Ведущий 1. И в этой глухой деревне Пушкин по воле обстоятельств пробыл 3 месяца. А не мог выехать по такой причине: вокруг свирепствовала холера. Был объявлен карантин, запрещавший выезд из мест, охваченных эпидемией. Прорваться через эти заграждения не было никакой возможности.

Пушкин . Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь.

Ведущий 1. Марать бумагу, по Пушкину, это значит писать, сочинять, неустанно работать.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу своем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Смена декораций. Девичья комната в барском доме, где живет Лиза. Окно с занавесками. За окном садовые деревья, солнце. Диван. Столик на резных ножках, на нем лежат пудра, расческа, белила и др.

Ведущий 1 (проводит викторину) .

 Как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович.)

 Кто из помещиков был англоманом? (Муромский.)

 Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон.)

 Где жили Муромские? (В Прилучине.)

 Как звали собаку Алексея? (Сбогар.)

 Что изображено на перстне Алексея? (Мертвая голова.)

 Чьей дочерью представилась Лиза Алексею? (Дочерью Василия-кузнеца.)

Повествователь . Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность, без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия. В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы. Сие да будет сказано не в суд и не в осуждение.

Место действия комната Лизы.

Настя (одевая барышню) . Позвольте мне сегодня пойти в гости.

Лиза . Изволь, а куда?

Настя . В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.

Лиза . Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

Настя . А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им весело.

Лиза . Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

Повествователь (за сценой) . Настя обещалась, а Лиза целый день с нетерпением ожидала ее возвращения. Вечером Настя явилась.

Настя . Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

Лиза . Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя . Извольте-с: пошли мы: я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька.

Лиза . Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя . Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские.

Лиза . Ну! А Берестов?

Настя . Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее. А дочери и надулись, да мне наплевать на них.

Лиза . Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

Настя . Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола. А сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое. Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза . Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя . Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку.

Лиза . Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален? Задумчив?

Настя . Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза . С вами в горелки бегать! Невозможно!

Настя . Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

Лиза . Воля твоя, Настя. Ты врешь.

Настя . Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Лиза . Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит.

Настя . Не знаю, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

Лиза . Это удивительно! А что в доме про него слышно?

Настя . Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

Лиза . Как бы мне хотелось его видеть!

Настя . Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего версты три: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.

Лиза . Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться. Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

Настя . И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза . А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

Повествователь . Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала. но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с двух сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее.

Алексей . Небось, милая, собака моя не кусается.

Лиза (притворяясь испуганной) . Да нет, барин, – боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется.

Алексей . Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя?

Лиза . А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Алексей . Откуда ты?

Лиза . Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы. (Лиза несет кузовок на веревочке, размахивает им.) А ты, барин? Тугиловский что ли?

Алексей (поспешно отвечает) . Так точно, я камердинер молодого барина.

Лиза (смеясь) . А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей . Почему же ты так думаешь?

Лиза . Да по всему.

Алексей . Однако ж?

Лиза . Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.

Алексей хочет обнять девушку, но Лиза отпрыгнула и приняла грозный вид.

Лиза . Если вы хотите, чтобы мы вперед были приятелями, то не извольте забываться.

Алексей (смеясь) . Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!

Лиза (оправившись, что вышла из своей роли). А что думаешь, я на барском дворе никогда не бываю? Небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим.

Алексей (держа Лизу за руку) . Как тебя зовут, душа моя?

Лиза . Акулиной. Да пусти ж, барин, мне и домой пора.

Алексей . Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью-кузнецу.

Лиза (испуганно) . Что ты? Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий-кузнец, прибьет меня до смерти.

Алексей . Да я непременно хочу опять с тобой видеться.

Лиза . Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.

Алексей (нетерпеливо) . Когда же?

Лиза . Да хоть завтра.

Алексей . Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это же время, не правда ли?

Лиза (кивая головой) . Да-да.

Алексей . И ты не обманешь меня?

Лиза . Не обману.

Лиза (крестясь) . Ну вот те святая пятница, приду.

Молодые люди расстаются, расходятся в разные стороны.

Чтец 1. Болдинская осень – это счастливая пора в жизни А. С. Пушкина. В Болдине Пушкин провел самые счастливые минуты своей жизни. Ему там нравилось всё: и деревня, и дождь, и грязь. За короткий срок ( всего 3 месяца) он сочинил много произведений. А когда он садился за письменный стол, то обязательно вспоминал о своей возлюбленной, о Мадонне. Любовь помогала ему творить.

Чтец 2. Болдинская осень – это прилив творческих сил и вдохновение, душевная тоска и тревога, любимое время года и вера в жизнь. В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал б ы столько замечательных произведений – здесь и стихи, и драма, и проза.

Чтец 4. Болдинская осень – это свобода мыслей Пушкина.

Чтец 5. Болдинская осень – это период особого творческого подъема Пушкина.

Чтец 2. Нахождение Пушкина в Болдине для него было творческим праздником, потому что в Болдине было спокойно, и он в тишине и в окружении очаровательной, дышащей осенью природы мог спокойно писать свои стихи и повести. Так как в это время у поэта была невеста, то он писал стихи и для нее, и она была очень этому рада. Болдинская осень для Пушкина была незабываемым мигом в его жизни .

Чтец 3. Болдинская осень – это время, когда пушкинский талант достиг полного расцвета .

Чтец 4. Болдинская осень – это пора вдохновения и творчества, время большого труда, когда все получается .

Чтец 6. Болдинская осень – это расцвет новых литературных идей А. С. Пушкина. Александр Сергеевич с детства очень любил природу, а больше всего ярко одетую в золотые украшения госпожу Осень.

Ведущий 1. В это дождливое, но красочное время года великому писателю легко дышится и пишется.

В связи со свадебными обстоятельствами он попал в Болдино, чтобы переписать ближайшую деревеньку на свое имя.

Гениальный поэт, прозаик, драматург, критик и публицист подарил своим читателям за болдинский период столько произведений, на что другому автору, пожалуй, понадобились бы годы труда.

Болдинская осень – это интенсивнейшая творческая вспышка пушкинского гения, она поражает не только количеством написанного за столь краткий срок. Этой осенью с Пушкиным произошло нечто неожиданное для всей читающей России: это появление Пушкина-прозаика – автора повестей.

Хотелось бы, чтобы все люди от мала до велика читали произведения великого мастера, наслаждались чудеснейшими стихами, завораживающими воображение сказками, глубоко волнующими драмами, интересными повестями.

Подведение итогов конкурса.

Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.

Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.

Призыв на борьбу с крепостным правом только еще начинает зарождаться в творчестве А.С. Пушкина. Но вскоре в его произведениях эта тема станет ведущей.

Изобразительно-выразительные средства

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

История создания

Основная идея

Композиция

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей — Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева — приговор был заменен ссылкой на юг России.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.


Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

История создания стихотворения

Тема и идея

Образ лирического героя

Композиция и стихотворный размер

Изобразительно-выразительные средства

Жанр, направление и размер

Произведение нельзя отнести к какому-то определённому жанру. Оно является и посланием, так как идёт обращение к деревне, и элегией, потому что автор пытается указать на проблему неравноправия в обществе, где угнетают крестьян.

Нельзя выделить только одно направление стихотворение. В нём присутствует романтизм, в котором поэт любуется природой и описывает её во всех красках. Он наслаждается времяпрепровождением в родном крае, где нет суеты и шума. Однако повествование о жизни крестьян относится к социальной проблематике, которая никак не свойственна романтизму. Автор без прикрас описывает общественный строй, сложившийся в стране. Стихотворение относится и к пейзажной лирике, и к философской. Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворный размер — шестистопный ямб. В стихотворении можно чётко проследить все виды рифмовок, которые использует поэт: перекрёстная, кольцевая и параллельная.

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления… Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “…но мысль ужасная…”) представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца…” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “…насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:
Приветствую тебя, пустынный уголок (ясенская), Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская), Где льется дней моих невидимый поток (ж.)
На лоне счастья и забвенья (м.)
(перекрестная рифма а-б-а-б).
Я твой — люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят
(кольцевая рифма а-б-б-а).




Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть все эти темы, в данном стихотворении является антитеза. Она также является здесь и основным композиционным приемом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений:

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Но и здесь, в мире покоя и отдохновения, героя не покидает мрачная мысль:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Помещики не замечают, вернее, не хотят замечать тяжелейшего положения крестьянства. Они не видят слез и не внемлют стонам простых людей. Это герой объясняет невежеством самих помещиков, в первую очередь, их непросвещенностью.

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Стихотворение завершается горячей надеждой поэта на то, что родина его наконец-то станет просвещенной страной, где иметь рабов, лишать человека его естественных прав на свободу, будет считаться просто недопустимым:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Вторая часть стихотворения и его финал также являются противопоставленными друг другу.

Читайте также: