Сочинение на тему придумать сказку как джанни родари

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка содержит краткое описание методов сочинения фантастических историй, предложенных Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии". Рекомендуется для родителей и педагогов.

Камень в пруду Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде.

Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:
- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни);

- расшифровка слова по звукам (слон – С – синий, Л – лось, О – облако, Н – надел).
Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

Бином фантазии (слово + слово, которое отстоит далеко от первого слова и его, словно, провоцирует и вырывает от привычной реальности). В результате получается интересное словосочетание. Пример: пёс + шкаф = пёс на шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса, пёс в шкафу.

Произвольный префикс - примеры префиксов: супер-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео, мело-,моно-, аква-, зам-, микро-, мини-, макси-, и др. Начинайте со знакомых и понятных детям префиксов, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.

Супер – сверх, наилучший (супермен), аква – водяной (аквариум), видео – видеть (видеокамера), зоо – животный (зоопарк) и т.д.

Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение слов. Парк – это территория, место для отдыха и развлечений. Зоопарк – место, где содержатся животные. А если изменить приставку? Аква-парк, конечно, детям уже знаком. А как может выглядеть астро-парк, супер-парк, анти-парк?

Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон: Зам-кота – что может быть заместителем кота? Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок. Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка. Если рассматривать кота, как что-то мягкое и пушистое – мягкая игрушка…

Что было бы, если… - исчезла морковка во всем мире?

Деформирование слова. Приставка Не (отрицание) – непушка, некарандаш, немиска. Анти (против) – антимоль, антипол. Дуо (двойной) – дуосумка и т.д.

Рисовать рисунок в несколько рук. Один начинает, другой дорисовывает и так по кругу.

Цепочка памяти. Вырезать 50 картинок из журналов, брать произвольно картинки, выкладывать в ряд и сочинять историю.

Создание лимерика(английский вариант нелепицы): выбор героя, его характеристика, что он сделал, реакция окружающих (конечный экстравагантный эпитет или суровые репрессии).

Конструирование загадки – отстранение (дать определение чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни); ассоциация и сравнение; завершающая метафора; перевод таинственного определения в максимально привлекательную форму, например, стих.

Лжезагадка – загадка, в которой уже содержится ответ. Например, А и Б сидели на трубе…

Перевирание сказки. Желтая Кофточка пошла гулять и встретила леопарда… Или игра - дается несколько слов и нужно уложить их в историю: девочка, цветы, волк, бабушка и вертолет. Белоснежка встретила 7 великанов. А что было потом?

Сказка наизнанку. Красная Шапочка злая, а волк добрый.

После любой сказки придумать послеконец. Допридумывание истории или сказки, которую рассказал взрослый.

Салат из сказок. Перемешать героев разных сказок и составить новую сказку.

Сказка – калька. Из старой сказки сочиняется новая, но используется старая сюжетная линия. Например, вместо Колобка – Пирожок.

Выложим карты на стол. Карты Проппа.

1).Предписание или запрет. 2).Нарушение. 3). Вредительство или недостача. 4). Отъезд героя. 5). Задача. 6). Встреча с дарителем.

7). Волшебные дары. 8).Появление героя. 9).Сверхестественные свойства антигероя. 10). Борьба. 11). Победа . 12). Возвращение.

13). Прибытие домой. 14). Ложный герой. 15). Трудные испытания. 16).Беда ликвидируется. 17).Узнавание героя. 18). Антигерой изобличается. 19). Наказание антигероя. 20). Свадьба или счастливый конец.

Сказки в заданном ключе. Сказка та же, но с другим местом или временем. Например, сказка про гномов, которые были в том же месте, где был ребенок (Гномы в зоопарке).

Анализ образа. Например, Дед Мороз: борода, посох, мешок. И про каждый из этих предметов можно придумать историю.

Истории про человечков из разных материалов: стеклянного, тряпичного, железного и др.

Отличительная вещь персонажа. Например, ковбой Билл не расставался с роялем.

Рассказы за столом. Про ложки, вилки, кружки и прочее.

Путешествия по собственному дому. Истории про мебель.

Игрушка, как персонаж. Истории с участием игрушек.

Ребенок, как главное действующее лицо. Выдуманные истории с его участием или с участием персонажа с таким же именем.

История – табу. Истории про то, что делать нельзя.

Смешные истории. Строятся на ошибках, персонажам даются смешные имена.

Истории математики. Придумываются истории, в которых персонажи различные геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы.

Методы фантазирования и разнообразные способы сочинения сказок, предложенные Джанни Родари, можно применять, как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и в подгрупповой работе, работе в парах, или индивидуально.


Развитие речевого творчества

Использование методов сочинения фантастических историй, предложенных Джанни Родари

Гост

ГОСТ

Методы и приемы обучения сочинению рассказов и сказок

В методике развития речи существуют следующие этапы сочинения сказок:

  • пересказ
  • соединение сюжетов сказки
  • самостоятельное сочинение
  • обогащение литературного опыта
  • обучение приемам для создания сказок
  • обобщение знаний об особенностях жанра

Однако в качестве главных и основных приемов обучения детей написанию сказок, называют сочинение на любую тему или же на предложенную самим воспитателем и продолжение рассказа воспитателя.

Кроме этого, используются игры на моделирование (учащиеся учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, а также придумывают различные ситуации, в основу беря схематические изображения отдельных предметов) и игры на обобщение ( дети придумывают предметы — помощники на основе анализа основных волшебных предметов).

Методика сочинительства сказок и веселых историй

Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В этом приеме учителя часто используют в качестве основного сюжета различные загадки, пословицы, потешки и другое.

Например, история Маугли. Вместе со взрослыми дети придумывают не только персонаж, но и обсуждают его поведение. Черты характера, его окружающие. А после уже формулируются детьми совместно со взрослыми выводы, то есть все происходящие события неразрывно связаны между собой, ничего не возникает просто так.

Алгоритм сочинения сказок

Алгоритм составления сказки:

  • определение места, где будут происходить основные события;
  • выбор главных героев ( то есть положительного и отрицательного);
  • выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или же волшебного предмета);
  • определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, для чего героям нужен этот предмет, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;
  • разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари

Известный писатель Джанни Родари предлагает несколько методов придумывания сказок.

Методика сочинительства сказок и веселых историй

В сочиненных сказках детьми часто используется словотворчество– то есть придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Родари предлагает прибавлять к самым обыкновенным словам приставки: мини-, анти- супер и так далее, чтобы получить абсолютно новые слова. Например, с помощью этих приставок получаютя такие слова, как антикот, минилев, суперлис и далее. Такое новое слово может быть главным героем сказки.


Бином фантазии

Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте что-то живое (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. А теперь сочините историю с этими словами. Конечно, не каждое сочетание бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются…

А что было потом?

Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки? и т.д.

Сказки наизнанку

Сказочный салат

Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал? Или, например, Золушка вышла замуж за Синюю Бороду…

Стеклянный человечек

Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.

Фантастическое вычитание

Красная шапочка на вертолете

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, вертолет.

Смешные истории на ходу

Рассказы за столом

Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства, например, нос-кран, ложка-корабль и т.д. — и маленькая сказка родится сама собой.

Ребенок как главное действующее лицо

Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.

Карты на стол

Эту игру придумал Франко Пассаторе. Она состоит в том, чтобы коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ. Для игры заготавливаются, например, 50 карточек с наклеенными на них разнообразными картинками, вырезанными из газет и журналов. Взрослый, сидя в окружении детей, предлагает кому-нибудь вынуть из стопки, не глядя, одну карточку. Первый участник игры начинает свой рассказ по карточке, по-своему описывая картинку, остальные внимательно слушают, готовясь продолжить этот рассказ уже по своей карточке. Сосед, которому достанется продолжить рассказ, раскрывая смысл следующей карточки, должен связать свою часть с предыдущей и проиллюстрировать дальнейший ход повествования рисунком. На последнего рассказчика возлагается задача придумать конец.











Народные сказки и их обработка — неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать ее: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.

Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки? И тому подобное)

Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал?

Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.

7. Смешные истории на ходу

8. Рассказы за столом

Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства, например, нос-кран, ложка-корабль и прочее, тогда маленькая сказка родится сама собой.

из Развитие эмоционального интеллекта ребенка












Лидеры как минимум должны иметь позитивный ум в отсутствии зависти и поступать с людьми, согласно энергии сострадания. Что плохо для вас? То и плохо для других – коротко и ясно. Ну разве это непонятно? А вот непонятно почему-то, никому непонятно. Ударьте меня по голове – мне же плохо будет, значит, и другому плохо будет. Вывод какой?













Читайте также: