Сочинение на тему прекрасное и пошлое в героях чехова

Обновлено: 07.07.2024

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу "среда заела". Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе "Ионыч" как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — "обретение": жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: ". Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости". В это время герой знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в "футляр", отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а "выезжает" уже "не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: "Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!"

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание "дьячковского сына" обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ "Ионыч" — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было "светлый огонек" и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как "среда заела человека", но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе "Ионыч" звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!


План

Одной из ведущих тем в творчестве А. П. Чехова было беспощадное обличение мещанства и пошлости. Это нельзя объяснить простым стремлением понравиться читающей публике. Писатель и в жизни неустанно боролся с этими негативными чертами, присущими русскому обществу.

Прирожденная чеховская скромность и порядочность дали основание Бунину назвать писателя в воспоминаниях "аристократом духа". Сын обычного лавочника на протяжении всей своей жизни каплю за каплей выдавливал из себя мещанство и старался научить этому читателей. Писатель утверждал: "Нет ничего пошлее мещанской жизни. "

А вот одно из ключевых заявлений А. П. Чехова: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах. Фарисейство, тупоумие и произвол царят. в науке, в литературе, среди молодежи. ".

Главными героями рассказов Чехова были самые обыкновенные "маленькие" люди. Взятые отдельно, они не представляют собой ничего плохого, многие чрезвычайно милы и доброжелательны. Но в совокупности они составляют особое сословие, напоминающее стоячее болото, в котором никогда не возникнет ничего хорошего. Помимо личных качеств, у мещан появляются особые черты и манера поведения. Самыми опасными становятся чрезмерное себялюбие и самомнение, рабское преклонение перед богатством и властью, невнимание к чужому горю и страданиям.

В целом мещане отличаются невероятным равнодушием и полным отсутствием каких-либо духовных устремлений. Мещанские качества Чехов находит среди самых разнообразных представителей общества. В рассказе "Трагик" он разоблачает якобы культурный образ жизни провинциальных актеров. Мечтательная Маша слишком поздно понимает, что реальная театральная жизнь ничем не отличается от обычной, и терпит побои и унижения от мужа-трагика.

Фельдшер в рассказе "Хирургия" предстает сначала полубогом для дьячка. Но оказывается, что все его знания заключаются в умении разговаривать на медицинские темы. Простое удаление зуба становится для него непосильной задачей. В финале "хирург" произносит фразу, точно выражающую его понимание клятвы Гиппократа: "Ништо тебе, не околеешь!". Очень яркий образ мелкого чиновника описан в рассказе "Мелюзга". Фамилия человека полностью соответствует образу - Невыразимов. Главный герой ненавидит своего начальника, но вынужден обращаться к нему с грубой лестью и угодливостью. Невыразимов осознает свое ничтожество, но не может от него избавиться. Только убив таракана, он почувствовал себя легче, так как нашел существо, над которым обладал безграничной властью.

Неотъемлемым качеством "маленьких" людей Чехов считал пошлость, которой пронизаны все их мысли и поступки. Пошлость необязательно выражается в грубых и резких словах и выражениях. Опаснее всего, когда она принимает форму безнравственного поведения, скрываясь за любезностью и почтительностью. Обер-кондуктор Подтягин доводит пассажира до изнеможения своими бессмысленными обращениями (рассказ "Ну, публика!"). Он уверен, что действует строго по форме, поэтому не понимает, в чем его вина.

В рассказе "В Париж!" секретарь Грязнов и учитель Лампадкин были внезапно охвачены благородным порывом - хоть раз в жизни посмотреть на настоящую "цивилизацию". Торжественно обставленная поездка закончилась самым пошлым образом на ближайшей станции: "рюмку за рюмкой. все до копейки!". С пошлым и грубым миром взрослых сталкивается маленький мальчик в рассказе "Гриша". В отсутствии родителей нянька своеобразно воспитывает ребенка: кричит на него, приводит на попойку, дает попробовать водки.

Чехова часто обвиняли в том, что он описывал самых обыкновенных людей и их поступки, что якобы не представляло никакой художественной ценности. Объяснение содержится в самом упреке. Мещанство и пошлость настолько вросли в нашу жизнь, что не воспринимаются в качестве негативного явления. Чехов заострял на этом внимание. Только наглядное реалистическое изображение и критика способны разрешить проблему и побудить человека уничтожить в себе мещанина.

В пору своего высшего творҹеского расцвета Чехов пишет ряд рассказов об интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях с интеллигентами, ниҹего не оставившими после себя на земле, кроме мусора, Чехов бьет тревогу по поводу того, ҹто люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают.
Самым сильным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ Ионыҹ. Сюжет его прост: молодой, умный ҹеловек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником, презирает обывателя, с которым не о ҹем говорить. Интересы горожан ниҹтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, и Дмитрий Старцев становится таким же обывателем.
Казалось бы, ҹто тут особенного. Время действительно меняет людей.
Но та страшная правда, так талантливо показанная Чеховым, открывает на многое глаза. Если ҹеловеку дано больше, ҹем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ниҹего больше в жизни не остается, кроме как есть, пить, копить деньги, неизвестно заҹем, быть живым трупом. Накопительство разрушает лиҹность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев пассивно сопротивлялся окружающей среде. Даже любовь его к Туркиной не встряхнула его: уже тогда он в уме подсҹитывал деньги, которые полуҹит, если женится на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конеҹном итоге и самому умножить их ҹисло. Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионыҹем, занимает у Чехова менее двадцати страниц: да, Чехов выдающийся мастер короткого рассказа. Впроҹем, здесь важно другое: в жизни со многими происходит подобная метаморфоза. В юности все меҹтают о том, ҹтобы принести как можно больше пользы обществу. В зрелости же многие стремятся уже к иному к сытости, к благополуҹию, к поҹестям и теплым местам. При этом некоторые прикрываются пышными фразами о долге, ҹести, пользе, но внутри каждого такого ҹеловека сидит, затаившись, все тот же Ионыҹ. Чехов своим рассказом предупреждает: Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе ҹеловека.
Та же тема пошлости и корысти звуҹит в рассказе Крыжовник. Здесь символом уродливой жизни, подҹиненной узкой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил деньги, во всем себе отказывал, влаҹил жалкое существование. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, меҹта его осуществилась он ел свои, в собственной усадьбе собранные ягоды, он был сҹастлив.

Однако разве это сҹастье? Разве для этого живет ҹеловек? Вот и герой Крыжовника постарел, располнел, обрюзг. Абсолютно животная жизнь, лишенная всякого смысла. Чехов негодует и протестует против такого назнаҹения ҹеловека. Просто быть сытым и сҹастливым этого мало. Должна быть какая-то высшая цель.
В рассказах Уҹитель словесности, Попрыгунья, Человек в футляре звуҹат те же грустные ноты обиды за ҹеловека, обиды за его никҹемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Льву Толстому, например, оҹень понравился рассказ Уҹитель словесности. Крат-
кий сюжет его таков: уҹитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы сҹастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег душат Никитина. Уҹитель географии Ипполит Ипполитыҹ ограниҹен, говорит только то, ҹто всем давно известно, ҹто Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес. Он туп и скуҹен. Жена Никитина, Манюся, также окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, ҹто все это только сиюминутный порыв. Никуда он не убежит. Да и собственно заҹем, ведь ему так спокойно и сладко живется под крылышком Манюси. Он останется в этом городе и постепенно превратится все в того же Ионыҹа. Чехов устами Никитина восклицает: Нет ниҹего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости.
И действительно, ведь есть же другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, муҹаются, но они живут в полную силу, живут, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где ҹеловек живет не для себя, а для людей.
Мне оҹень близок Чехов, и я вслед за ним хоҹу повторить: Если бы каждый ҹеловек сделал на земле все, ҹто мог, как прекрасна была бы наша земля!

Гост

ГОСТ

Мещанин – это человек, для которого характерны такие черты, как скупость, мелочность, отсутствие твердых взглядов и убеждений, чувства ответственности перед обществом.

А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости

Мещанство как образ жизни и образ мыслей многоликое явление.

По определению В. Набокова, мещанин – это взрослый человек, обладающий практичным умом, корыстными интересами и низменными идеалами своей среды и своего времени.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем, кто опошляет само содержание труда, А. П. Чехов противопоставляет своих любимых персонажей. Эти герои бескорыстно преданы своему делу (например, доктор Дымов, садовод Песоцкий и т.д.).

Нормой жизни становиться равнодушие. Обыватель неодолимо стремиться принадлежать к избранному кругу. Например, по мнению жителей губернского города С., семья Туркиных является самой талантливой и образцовой. Но уже при первом знакомстве с ним читатель обнаруживает пошлость этой семьи, когда они угощают гостей обедом, остроумием, красивой дочерью, музыкой, романами, печеньями. И все перечисленное находится для них в одном ряду ценностей.

Искусство Туркиных отвлекает внимание от общественных вопросов, оно создает душеный комфорт, усыпляя совесть. И как может волновать людей их искусство, когда их самих совершенно не волнуют судьбы мира. эти люди живут в своем замкнутом мирке. Применительно к искусств бездарность и пошлость являются синонимами. Также пошлостью является претензия Туркиных на роль неких жрецов искусства, их взгляд на искусство как на способ заработать деньги.

Мещанин благодушен, равнодушен, уживчив и неопасен до того момента, пока его интересы не нарушаются. В противном же случае, если кто-то покушается на его покой, он становится злобным и агрессивным. Идеи, которые важны для человечества, пониманию мещанина недоступны. Рабская психология мещанства Чеховым высмеивается в таких рассказах, как:

Писатель страдает от того, что болото мещанства медленно, даже незаметно для человека, но неуклонно затягивает людей в свою трясину. Например, процесс деградации Ионыча длится одиннадцать лет и заканчивается физическим ожирением и духовной смертью.

Бездуховная жизнь лишает способности думать и чувствовать. И Анна, и Старцев оградили себя от активной жизни и превратились, по сути, в приспособленцев. Отступая перед суровой действительностью, они оказались в числе тех, кого так ненавидят и от кого мечтали уйти.

Читайте также: