Сочинение на тему праведники лескова

Обновлено: 13.06.2024

Что означает для современного российского читателя словосочетание “Леди Макбет Мценского уезда”? Какая-то претензия на мировую значимость. Любовь и кровь. Шекспировские страсти российской глубинки: горы трупов и фонтаны крови. Можно найти в этом очерке тонкую иронию, пародийный мотив проглядывает в его словесной ткани. У Шекспира все происходит в финале его трагедий, где герои крушат друг друга в капусту, травят, прокалывают друг друга шпагами, душат и каются. У Лескова то же происходит — но сначала, и как-то обыденно, без надрыва и, главное, без раскаяния, цинично и весело. Лесковские герои, в сущности, весьма устойчивые положительные образы отечественной литературы, типичные пореформенные герои. Зиновий Борисыч, “муж Катерины Львовны, человек лет пятидесяти с лишком” — грамотный купец, не пьет, встает в шесть утра, чашка чаю, и за труды праведные. А что же хрипит купец, когда его душат Катерина и Сергей? “ — Что же вы это, варвары?” Кто эти варвары, душегубы? Некрасовский выходец из народа, весельчак-приказчик, грамотей и книжки читает. А еще русская женщина “из бедных”, натура цельная, решительная. “Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет”. А жила она в доме мужа такой жизнью, которую Лесков именует “скука русская”, от нее “весело даже удавиться”. А дальше все как в песне на стихи Аполлона Григорьева: черные кудри, красная рубаха, борода едва пробивается, и кухарка Аксинья, “плетясь за Катериной Львовной, рассказывает: — Всем вор взял, что ростом, что красотой”. Так начинается эта дикая, кровавая африканская страсть. У Лескова все на контрастах. Катерина — хрупкая, тонкая, легкая, молодая — и не красавица, но “по наружности женщина очень приятная”, но какой-то необыкновенной инфернальной силы. Стоило ей толкнуть Сергея в грудь своей изящной ручкой — тот отлетел на два шага. Первым делом Катерина избавилась от своего любопытного свекра. Умер восьмидесятилетний Борис Тимофеевич “так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна всегда своими собственными руками приготовляла особое кушанье”. Потом настал черед родного мужа, над которым еще и потешились перед убийством: “Катерина засмеялась и страстно поцеловала Сергея при муже”. Катерина душегубствует сама, ее любовник лишь руки держит у жертвы. Муж ее только и успевает сделать, что сказать: “Попа, — тупо простонал Зиновий Борисыч, с омерзением откидываясь головой как можно дальше от сидящего на нем Сергея”. Лесковские персонажи очерка для читателя до заключительных сцен остаются абсолютно непрозрачными. Что движет их поступками, что скрыто за телесной оболочкой, каковы вибрации души? Очень похоже на античную драму. Только там героями руководит безликая судьба, написанная им на роду, и если совершается там злодеяние, то ради целей великих. У Лескова мценское злодейство — обыденная работа. Читаешь главу об убиении Феди Лямина, которая словно списана с древней летописи, и сердце от жалости сжимает, — а у героев никаких душевных шевелений, никакой тоски. Все наработано — один держит, другая душит. Лесковские персонажи, грешные его герои, никогда не достигнут смысла страдания, размягчающего душу. В их мире не остается праведников. Все праведники умерли. Никого нет на целом свете, кроме колодников и конвойных. Мир грешных полон страшных видений и призраков. Человек, по Лескову, свой ад носит на себе, словно кожу. Ад этот тянет в глубину, на дно. Не случайно финал очерка представляет реку (образ Лоты — реки забвения), в которой Катерина Львовна “как сильная щука на мягкоперую плотицу” набрасывается на свою несчастную соперницу Сонетку, скрывается под водой и более не показывается. XX век насчитывает множество попыток различных интерпретаций лесковских образов. Большинство их сводится к тому, чтобы представить Катерину или Сергея жертвами душных условий купеческого быта, поменять местами палачей и жертв.
Однако “царство божие на земле не стоит одной слезы ребенка”. Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, поэтому столь же абсолютно злодейство, отнимающее ее. Оно, злодейство, имеет отрицательное значение, и поэтому не принадлежит миру людей, но только находится в нем. Об этом очерк и об этом характеры и образы главных персонажей очерка.


Сочинение на тему: Женские образы в произведениях Лескова


Сочинение на тему: Русский характер в рассказах Н. С. Лескова


Сочинение на тему: Изображение русского национального характера в произведениях Н.Лескова


Сочинение на тему: Анализ повести Н.Лескова Павлин



Чегодаева Надежда Пафмитьевна

В работе исследуется образы праведников, не изучаемых в школьном курсе литературы произведений Н.С.Лескова: "Однодум" и "Несмертельный Голован".

ВложениеРазмер
pravednichestvo.doc 224.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнила: ученица 11Б класса МБОУ ОЭБЛ

Лочехина Марина Борисовна

Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ ОЭБЛ

г.Архангельск, 2012 г.

Приложение А. Результаты опроса. ……………………………………………………..13

Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15

Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16

Цель данной работы:

-выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.

-на основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;

-на основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.

Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.

Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.

2. Образы праведников

3. Восприятие образов праведников современными школьниками

В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.

Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.

Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.

Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.

Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.

Гост

ГОСТ

Праведничество – это феномен русской литературы, в основе которого находится вера в высшую правду, в идеал.

Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова

Н. С. Лесков в своих произведениях неоднократно поднимает тему праведничества. Праведничество у него – это страницы духовной жизни русского народа. Для Лескова праведничество – это православная русская земля, на которой находятся истоки духовности и нравственности народа.

Праведничество – это поиск духовной правды, служение Богу, людям, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

Лесков в своих произведениях признает сверхличностные ценности. Он выражает веру в нравственное достоинство и создает целую галерею образов праведников. Писатель в своем творчестве обращается к образу положительного высоконравственного героя. Он стремится найти в русском народе нравственное содержание, свидетельствующее о возможностях его духовного и исторического развития. И этот поиск становится целью Лескова.

Тип героя-праведника в русскую литературу вошел в начале 19 столетия. Впервые этот образ появился в следующих произведениях:

Герои-праведники стали воплощением национально- традиционных ценностей. Как правило, они запечатлеваются писателями в ореоле святости. В целом творчество русских писателей 19 века можно охарактеризовать как опыт художественного моделирования мира праведничества. В основу их произведений положена попытка показать человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

Готовые работы на аналогичную тему

Праведники Н. С. Лескова смысл жизни видят в деятельной нравственности, и главным, что определяет их поведение, является служение живому делу. Герои произведений Лескова ежедневно совершают незаметный подвиг помощи ближнему и доброго участия. Праведник Лескова обладает такими чертами, как:

  • Отрешенность от вещей материального мира;
  • Чувство долга перед людьми;
  • Чувство справедливости;
  • Сострадание;
  • Борьба за правду.

Голован на протяжении всего рассказа остается загадочным персонажем. И лишь в конце Лесков открывает эту завесу тайны, подчеркивая праведность героя. Читатель узнает, что все совершенные Голованом поступки обусловлены естественными причинами. Он совершал поступки по интуитивному понимаю жизни, согласно Священному писанию. Совершенство главного героя на грани святости.

Голован Несмертельный – бывший крепостной. Он обладает колоссальной физической силой и незлобивой нежной натурой. Образ Голована – это символическая фигура народного подвижника, который жертвует собой ради страдающих крестьян во время эпидемии чумы. Праведничество у Лескова – это не синоним святости. Это путь развития от грехопадения к нравственному идеалу.

Писатель в своих произведения отразил принцип, составляющий основу праведничества – доброту. Праведник Лескова всегда деятельно добр. Религия его героев – религия добрых дел. Праведник в жизни скромен, незаметен, в глазах обывателей – смешон и непрактичен, но он ежедневно творит добро, спасая людей и спасаясь сам.

Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных социальных групп и сословий России – купечества, крестьянства, дворянства, чиновников, торгового люда, духовенства, мещан.

Замысел романа – показать критическое отношение к церковной аристократии и выразить уважение ярким выходцам из низших слоев духовенства, сумевших сохранить связь с народом.

На протяжении произведения читатель наблюдает за духовной эволюцией главного герой. Туберозов, постоянно мужая, превращается в сурового обличителя светской и церковной морали.


Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.

Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.

Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.

Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:

 отрешённость по отношению к вещам материального мира;

 чувство справедливости и чувство долга перед людьми;

 борьба за народную правду.

На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.

  1. Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
  2. Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
  3. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
  4. Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, друг друга, Несмертельный Голован, образ Голована, путь развития, русская литература, Русь, страница рассказа.

Читайте также: