Сочинение на тему политика и власть 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Политика и власть

Реферат по обществоведению

Политика и власть.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия.

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.


Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.


Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с управлением обществом, осуществлением власти, в переводе с греческого означает “искусство управление обществом”. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.


Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми и может повлиять на поведение других людей. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе. Политическая власть – это право, возможность и способность повлиять на политическое поведение других людей.

которые читают вместе с этой





Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.

Политика и власть (тема обществознания, 9 класс)

Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с отношениями между крупными группами людей, социальными слоями и даже целыми нациями. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.

Политика и власть (тема обществознания, 9 класс)

Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе.

Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть – это стремление к достижению равновесия.

  1. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники

Природа власти. Если исходить из того, что власть – способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

– власть – это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;

– власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет власть над “Y” в вопросе “А”, но не в вопросе “В”;

– власть относительна: “Х” имеет над “Y” больше власти, чем “Z”;

– власть “ситуационна”, т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

– власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

– власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление.

Социально-психологические основы власти. Общественные законы —суть законов сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле ими подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия видны во всех отношениях между людьми.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Основные элементы власти.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Власть, базирующаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) может лежать неравенство. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Существование общества прежде всего зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечает В. Соловьёв: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”.

Власть вовсе не является непременно, результатом насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости. Подобно тому как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако, как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.

В связи с этим, людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Анализ общественного мнения показывает, что требование навести твердый порядок в стране находится на одном из первых мест в системе ценностей. Вместе с тем в обществе все прочнее утверждается идея о том, что вряд ли можно достичь этого порядка, если в стране нет сильной власти. Совершенно отчетливо проглядывается ситуация, когда люди, обеспокоенные судьбой страны и своей собственной, ищут властного непререкаемого воздействия, которому бы подчинилось все население со всеми его разнообразными потребностями и интересами, и в котором бы наше общество обрело порыв к деятельности. Власть, занимающуюся призывами, народ поддерживает только на первых порах. Если же она свои обещания не реализует, то крах такой власти неизбежен. Народ требует от власти действий, пусть даже эти действия будут и ошибочны.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой. Они вместо подчинения стихийным силам подчиняются сами себе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Люди лишь выходят из слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость как первое условие свободы.

Источники власти.

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных источника власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

Источники власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов источников власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.

Экономические источники. Источниками власти могут быть материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации.

Социальные источники. Они представляют собой способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п., например источником власти выступает харизма, т.е. культ личности руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководитель харизматического типа часто становится национальным героем, символизирующим идеалы страны.

Культурно-информационные источники. Это знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.

Принудительные (силовые) источники. Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.

Демографические источники. Специфическим источником власти является и сам человек. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические источники), солдат и членов партии (политико-силовые источники), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные источники) и т.д. Личность выступает источником власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только источник власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делая реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам);

-господство, руководство, организация и контроль.

Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга.

Читайте также: