Сочинение на тему писатели родного края

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение-эссе. Поэзия родного края.

Увлеченная магией слова, я творила свое произведение о родном крае и днем, и ночью. И теперь иду, волнуясь, по площади любимого города.

Приглашаю Вас приобщиться к творчеству наших земляков.

Всех тех, кому отчизна дорога,

Кто любит прозу, музыку и стих,

Кому энергии хватает на двоих.

Улыбается солнце из-за Шипова леса,

Золотятся огнями окна новых домов.

С добрым утром, мой город,

Край раздольный, чудесный,

Напоенный, как в сказке,

Это стихотворение стало песней, а затем - музыкальной эмблемой нашего города.

Все творчество З.Я. Дружининой пронизано оптимизмом, любовью к родному краю, его жителям.

Еще один поэт, творчество которого не оставляет меня равнодушной - Анатолий Иванович Пузаков. Ранее был учителем и директором школы, ныне - пенсионер, не утративший жизнелюбия и оптимизма.

Тема Родины, большой и малой, красота и прелесть родных мест волнуют душу Анатолия Ивановича.

Родина, ты у меня одна,

Ты дана, как мать, мне от рожденья,

Ты во всем: и в ярком свете дня,

В зелени садов, и в птичьем пенье.

Ты повсюду: в травах на лугу,

В первом снеге и в морозах лютых.

Без тебя прожить я не могу,

Родина, наверно, ни минуты.

Мне по нраву свет твоих берез

И луна, что фонарем повисла.

Я к тебе навек душой прирос,

Без тебя не будет в жизни смысла.

Его стихотворения - прославление красоты, силы и могущества родной земли. Пейзажная лирика поэта Пузакова облагораживает и очищает душу читателя. Возвышенное ощущение красоты любимого края, которое проходит через все творчество Анатолия Ивановича, пробуждает в нас любовь к тому месту, где мы живем.

Я горда тем, что в нашем городе есть такой замечательный поэт.

Нельзя обойтись без вдохновителя "Радуги" и одной из самых известнейших поэтесс бутурлиновского края - Ольги Александровны Одинцовой.

Любовь к Родине начинается с мелочей, любовь, о которой Ольга Александровна пишет в своих произведениях.

Сторона родная, край любимый мой!

Я такой не знаю никакой другой.

Сколько хватит силы - буду воспевать

Край, навеки милый, - дорог мне, как мать.

Я уверена, что после прочтения этого стихотворения каждый земляк с гордостью скажет: "Это родина моя".

Лирика Одинцовой утверждает величие и достоинство любви, ее огромную ценность, значимость человеческой личности. Но даже эти темы перекликаются с темой Родины и делают поэзию Ольги Александровны поистине гражданственной.

Я часто задаюсь вопросом, как найти те самые нужные слова, чтобы рассказать всем о наших поэтах-земляках так, чтобы все ощутили притягательную силу поэзии, величие малой родины, богатой славными русскими людьми.

Нам, молодежи XXI века, через уроки поэзии нужно приобщаться к духовному опыту поэтов-земляков, размышлять о смысле жизни, учиться любить свой родной край.

Валерий Шевчук – один из украинских писателей, чей смелый творческий старт состоялся в шестидесятые годы, а возмужание, как это не парадоксально звучит, пришлось на годы застоя, годы господства в литературе метода социалистического реализма. Произошло так потому, что он своевременно понял, как при этих абсурдных общественных условиях сохранить внутреннюю свободу, а значит и свое истинное лицо, как создать свой собственный “сад нетающих скульптур” (Л. Костенко), чтобы цвел он для поколений будущих.

В то время, когда другие стремглав

бросились служить правящей власти, господствующей идеологии, В. Шевчук оставался рабом единой музы – литературы. Годами он “писал в стол”, но это его не удручало, а наоборот, прибавляло внутренней гордости, что мир так и не поймал его, как когда-то и его мудрого учителя Григория Сковороду. “Каждый мужчина ищет в жизни соответствий и отражений себя в других. Временами он сам отражает, но связь от того не изменяется.

То, что говорится о родственности душ, – не ерунда. Я долго над этим размышлял: родственность душ – одна из известнейших форм борьбы человека с одиночеством”, – так размышляет

Мальчик из “Дома на горе”. За этими раздумьями-соображениями перед нами разворачивается удивительный, реалистически выписанный и мастерски обогащенный фольклорно-фантастической образностью художественный мир Валерия Шевчука, в основе которого проза обычной человеческой жизни, а духовным двигателем является любовь к человеку и миру.

Все разножанровое творчество Шевчука пронимает фундаментальный, сквозной образ Дома. Это – символ крепкой оседлости и защищенности, что-то материальное, родное, прописанное до мельчайших деталей, и вместе с тем – идеальное воплощение духовной Родины. Дом духовный.

Точный рисунок этого монументального сооружения Шевчука находим в романе-балладе “Дом на горе”. И к его построению писатель подошел уже в первых рассказах и повестях и в романе “Набережная, 12”. Из окон этого же Дома прослеживается украинская историю трех столетий в романе “Три листка за окном”. “Это можно воспринять как легенду, как миф…” – скажет юная Галя, удивленная рассказами старенькой бабки об их странном Доме на горе.

О том необыкновенном, таинственном, прадавнем Доме, в котором большей частью рождаются девушки, а мужчины поднимаются снизу и, как правило, просят напиться воды. Те, что напьются воды из рук женщин Дома, остаются в нем навсегда. И появляются ниоткуда, чаще всего спускаются с неба в виде серой птицы, другие мужчины, которые не просят воды и не остаются в Доме, и от них рождаются странные мальчики, которые рвутся к чему-то необыкновенному, кажутся чудаками, так как владеют даром узнавать ритм во всем – там, в небе, и здесь, на земле: движение планет, движение живых и мертвых тел.

Это в самом деле похоже на легенду, на миф. А как иначе нужно воспринимать эти тринадцать фольклорно-фантастических рассказов Валерия Шевчука цикла “Голос травы” и повесть “Дом на горе”?

Оригинальное жанровое объединение прозаик назвал романом-балладой, в котором сотворил удивительные истории о зарождении в юных душах ожидаемых и тревожных движений первой любви, о святости материнства, о непостижимом мире человеческой души и природы, о тайне интуитивного постижения величия и красоты окружающего мира, переливании его естественных ритмов в мелодию настроения, в элегическую печаль переживаний и в цветы вечерней тоски угасания земной жизни…Уроки сердца, уроки чувств, которые стремится воссоздать на бумаге старый козопас Иван Шевчук, зреют непроизвольно, без напряжения воли, будто вытекают из самой жизни, и ненавязчиво, почти без самых малых умственных усилий, подаются людям, миру. Система образного мышления козопаса Ивана Шевчука, которая заложена Валерием Шевчуком в цикле рассказов “Голос травы”, воссоздает характер стихийного художественного творчества народа. На этой основе строились народные фантастические рассказы, которые выражали определенный порядок народного духа, народного мировосприятия и формы его образного мышления.

Прежде всего, это персонификация природы, переведение абстрактных образов человеческого мышления в ранг персонажей-символов, дуалистическое понимание темного и светлого, бога и черта, дня и ночи, жизни и смерти, что символизировало вековечную борьбу добра и зла и формировало первоначальный моральный кодекс человека. Не случайно большинство сюжетов цикла “Голос травы” заимствовано из фольклорно-фантастических рассказов. Поэтому образ козопаса Ивана Шевчука можно толковать как сложную развернутую метафору народного образного мышления, прежде всего приемов и средств поэтики украинского народного фантастического рассказа.

Романом-балладой “Дом на горе” Валерий Шевчук стремится создать целостное представление о мире как о целостном космосе, который совмещает живую и безжизненную природу в единую вечную цепь взаимосвязей и глубоких неразрывных закономерностей. Для козопаса Ивана Шевчука все, что происходит в Доме на горе, не имеет какого-то символического значения, эти события не абстрагируются, не перерастают в символы, в легенды, а являются живой реальностью, так как владеют конкретным содержанием и обрастают живой плотью реальности. Они, подобно славному Григорию Сковороде, который писал, как жил, и жил, как писал, интуитивно пользуясь ассоциативной природой законов памяти. Трава для козопаса Ивана – это голос веков, голос земли, к которому он внимательно и тревожно прислушивается, это, в конце концов, голос его крови, призыв и завещание предков.

Не потому ли он владеет магическим даром видеть мир и людей, видеть, как рождается молоко у коз или мед в пчеле, как слаженно работают механизмы автомобиля, как бьется человеческое сердце – сквозь стены и сквозь толщу земную проникает взгляд его души и сердца. Владея этим умением, Иван стремится оставить своеобразное завещание потомкам – философские новеллы-притчи.

В этих новеллах сконденсированы и религиозные представления народа, и элементы древнеукраинского фольклора, и сюжеты и образы из этнографии славянства, и реальные события национальной истории, и библейские сюжеты и образы…Валерий Шевчук ищет и находит себя в разных литературных жанрах – роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, драма, поэтический и прозаический перевод и т. п., но всегда остается собой, всегда работает в согласии с природой своего таланта. Писатель стремится выстроить для всех открытый, собственный Дом духовный, лишенный помпезности, зато отмеченный надежностью. Тот Дом, в который следует войти, чтобы немного увидеть небо.

Зинова Ольга Георгиевна

Проект посвящен исследованию жизни и творчества писателя-земляка Виля Липатова. Изучая факты биографии, сопоставляя их, исследуя отзывы, учащиеся познакомятся с судьбой Виля Липатова, сделают вывод об основных особенностях его творчества. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве писателя, но и развивать свои творческие способности.

ВложениеРазмер
Наш край не обделён литературными талантами. На слуху известные имена наших земляков: Виля Липатова, Николая Волокитина, Валенти 98 КБ
Писателю- земляку посвящается… 1.21 МБ
Биография 48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

обучающаяся 10 класса.

Зинова Ольга Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. 1-ый этап работы - создание информационного проекта

  1. Биография В.Липатова…………………………………………………….4
  2. Колпашевский учительский институт………………………………….4-5
  3. Произведения В.Липатова………………………………………………5-7
  4. Экранизация произведений ………………………………………………8

Глава 2. 2-ой этап работы - исследовательский

2.2 Интервью с людьми, которые были лично знакомы с писателем……9-10

Глава 3. 3-ий этап работы – творческий

3.1 Создание электронной версии в операционной среде MS Power Point…..11

Список использованной литературы …………………………………………12

Проект посвящен исследованию жизни и творчества писателя-земляка Виля Липатова. Изучая факты биографии, сопоставляя их, исследуя отзывы, учащиеся познакомятся с судьбой Виля Липатова, сделают вывод об основных особенностях его творчества. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве писателя, но и развивать свои творческие способности.

Наш край не обделён литературными талантами. На слуху известные имена наших земляков: Виля Липатова, Николая Волокитина, Валентины Кудрявцевой, рядом с нами живут и творят удивительные люди – композиторы, поэты, исполнители. Именно с любви к родному краю, к своей земле начинается творчество.

-Расширить и углубить знания одноклассников о жизни и творчестве писателей родного края;

-Исследовать жизнь и творчество Виля Липатова;

-Выявить жизненную позицию писателя;

-создать электронную биографическую версию писателя.

-Познакомиться с биографией писателя;

-Связаться и побеседовать с людьми, которые были знакомы с В.Липатовым;

Нужно ли знать имена наших земляков-поэтов?

Мы считаем, что необходимо уважать культуру и язык, приобретать знания о судьбе своего народа, его литературных талантах, обычаях прошлого.

Участвуя в подборке данных для биографического сборника и совершая свои маленькие открытия, ученики воспринимают материал не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками рождения творчества, испытывают радость сопереживания.

Проверка, реализация гипотезы .

Каждый край имеет свои литературные традиции. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты явления, которые послужили материалом для творчества.

Глава 1. 1-ый этап работы - создание информационного проекта.

1.1 Биография В.Липатова.

1.2. Колпашевский учительский институт.

1946.В.Липатов начал обучение в Колпашевском учительском институте, с 1947 г. -учитель начальных классов в Тогурской школе.

Колпашевский учительский институт Большую роль в подготовке учительства для нашего края сыграл Колпашевский учительский институт, открытый в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1940 года. В приказе Наркомироса от 29 июня1940 года сообщалось, что контингент набора на первый курс решением Правительства установлен в количестве 120 человек. Институт открывался на базе Колпашевского педучилища и имея первоначально 2 отделения (физико-математическое и отделение языка и литературы), обслуживался преподавателями педучилища. Работать Колпашевский учительский институт начал 1 сентября 1940 года. На физико-математическом отделении числилось 30 человек, на отделении языка и литературы – 53 человека. Бюджет института на 1940 год составил сумму 298000 рублей. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны в город Колпашево был эвакуирован Новосибирский пединститут, с которым и слился Колпашевский учительский институт. Вместе с Новосибирским пединститутом были эвакуированы и его преподаватели. Новосибирский институт внёс большое оживление в жизнь города: большое количество студентов, научных работников. Впервые появились в нашем городе люди, имеющие учёные степени и звания. В их числе - Андрей Петрович Дульзон, доктор исторических наук. В 1946 году ему было присвоено звание лауреата Государственной премии, за работы по исследованию кетского языка. С осени 1943 года, после реэвакуации Новосибирского пединститута, Колпашевский учительский институт был восстановлен как самостоятельный вуз. С 1943 года в институте было 3 отделения: физико-математическое, языка и литературы и естественно – географическое. В 1944 году институт начал работу имея в своём составе 3 отделения, из которых, отделение языка и литературы было преобразовано в историко-филологическое отделение. В 1946 году было образовано самостоятельное историческое отделение. Колпашевский учительский институт просуществовал до 1956 года. [11]

1.3 Произведения В.Липатова

(Из книги "Тогур" Я.Яковлева)[15]

1.4 Экранизация произведений

Когда появились первые произведения Виля Липатова, мы просто зачитывали "Роман-газету". Так было по новому, по особенному, с какой-то другой стороны прочувствована жизнь и увидены герои. Конечно, и фильмы сняты с бережным отношением к автору, смотришь и сейчас с интересом и удовольствием. С днем рождения. Людмила Ф. (Днепропетровск) Из отзывов.

Фильмография и список ТВ-, кинопроектов, в которых принимал участие или участвует сегодня сценарист Виль Липатов, содержит порядка 11 работ. Среди фильмов, ТВ-шоу и передач сценариста, которые стоит посмотреть, можно выделить: И это все о нем (1977), Деревенский детектив (1969) и И снова Анискин (1977). Виль Липатов появляется в кинопроектах и сериалах в качестве сценариста, начиная с 1969 по 1988 годы. Первые фильмы и ТВ-шоу с участием сценариста: Деревенский детектив (1969), Инженер Прончатов (1972) - роман и Развод по-нарымски (1972) - рассказ. Последние на сегодняшний день проекты и фильмы, где задействован сценарист Виль Липатов - это Серая мышь (1988) - роман, Игорь Саввович (1986) - роман и Еще до войны (1982) - книга.

Виль Владимирович - Великий писатель и очень яркий сценарист, фильм "И это все о нем" - просто шедевр. Светлая Память Гениальному Человеку! Алан Шанаев (Владикавказ) Из отзывов.[10]

Награды и премии

-орден Трудового Красного Знамени и медаль

Глава 2. 2-ой этап работы - исследовательский

Из 40-ка опрошенных респондентов, мы получили такие сведения:

1.Знакомы ли вы с творчеством В.Липатова? (19 -да, 21- нет)

2.Знали ли вы, что он наш земляк и учился в нашей школе? (19-да, 21- впервые слышу)

Вывод. Приоритеты сменились, и сегодняшние молодые книгочеи могут даже не знать имени Липатова. Смеем надеяться, что на каком-то витке истории лучшие его книги все же вернутся к нам. Они того заслуживают. А тогурчане и могут, и должны гордиться памятью своего земляка. Нами приготовлен материал для классного часа о творчестве писателя, который проведем 10 апреля 2017 года, в день его рождения.

2.2 Воспоминания о писателе и его творчестве.

Анна Масс , р усская писательница

О Липатове: Липатов был коренаст, густоволос, мужиковат. Приехал в Москву из Сибири. В широкоскулом лице проглядывали черты бабушки монголки. В узковатых светлых, немного исподлобья, глазах — умная насмешка и сдержанность. Трогательно обожал свою дочку Таню, чертовски хорошенькую, с точеной фигуркой и непредсказуемым характером. Всюду таскал ее с собой, гордился дочкой. А она обожала отца. Жена, Александра Владимировна, была хирургом. Скромная, миловидная, приветливая, простоватая. Переехав из Сибири в Москву, стала работать и тут хирургом, пока не вышла на пенсию и не стала вести хозяйство на даче, помогая всем, кто обращался к ней за медицинской помощью. Но это уже после смерти мужа.

Лев Адо́льфович Финк , советский и российский литературовед, доктор филологических наук (1972), педагог, журналист, литературный критик, театральный критик.

Тема труда и образ труженика — в самом центре произведений Липатова.

Его герои — шоферы и трактористы, сплавщики и лесорубы, строители и речники. Он пишет о них постоянно и в то же время не повторяясь, пишет очень достоверно, не пытаясь спрятать даже их человеческое несовершенство и в то же время не скрывая своей влюбленности в них.

Пожалуй, самое явное свойство таланта Липатова — отличное знание самых разных человеческих характеров. Он создал уже целый мир, насоленный людьми, резко отличными по возрасту, профессии, склонностям и желаниям. И размеры его художественного таланта очевидны уже потому, что ему одинаково понятны предсмертные переживания старого большевика Егора Ильича Сузуна и первые любовные тревоги вчерашней школьницы Раи Колотовкиной.

Генрих Митин , советский и российский литературный критик , литературовед .

"Однако помирать пора, надо роман писать!" - с усмешкой сказал Виль

Липатов дочери весной 1978 года. Писатель уже знал свой срок пребывания на

земле - не более 15 лет, как сказали врачи. То ли они лукавили, то ли

смерть, но срок оказался длиною всего в два года. Роман "Лев на лужайке",

начатый в 1978 году, Липатов дописывал в 1979-м в больнице, откуда не вышел.

Успел все-таки поставить точку, обогнав смерть! На отработку времени не

было - и мы сегодня читаем практически первый и последний вариант романа,

чего с Липатовым никогда не бывало. Обычно он сдавал в печать третий.

Глава 3. 3-ий этап работы- творческий

В ходе работы мы

  1. Изучили литературу по данному вопросу
  2. Создали электронную версию в операционной среде MS Power Point, которая позволила представить изученный материал в более удобной и систематизированной форме.

Наш проект поможет пропагандировать творчество писателя Липатова и повысит интерес наших одноклассников к его писательской и краеведческой деятельности.

Работая над проектом, мы дали четкий ответ на вопрос, поставленный в названии темы нашей работы. Изучать творчество писателей– земляков нужно, поскольку оно способствует расширению кругозора, помогает и стать соучастниками рождения настоящей прозы, воспитывает чувства молодых читателей. Читайте, смотрите и изучайте электронный сборник о Виле Липатове!

Для каждого человека Родина имеет большое значение в жизни. Родина - это страна, в которой человек родился и вырос, судьба которой ему не безразлична. Во все времена тема Родины являлась одной из главных в творчестве различных писателей и поэтов. Такие известные писатели, как Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов посвятили своей Родине большое количество произведений.

Одним из тех писателей, в творчестве которых тема Родины занимала особое место, был Николай Алексеевич Некрасов. Образ родного края для него был неразрывно связан с судьбой народа. Н. А. Некрасов изображал жизнь русского народа такой, какая она есть, а также показывал различия в образе жизни крестьян и помещиков. В то же время писатель видел в Руси могучую и несокрушимую силу. Наиболее ярким примером воспроизведения образа Родины и жизни народа является поэма "Кому на Руси жить хорошо".

В ней писатель рассказывает о семи мужиках, путешествующих по Руси в поисках счастливого человека. Действие происходит в скором времени после отмены крепостного права. В этом произведении Некрасов подробно описывает жизнь людей разных сословий, показывая истинную картину жизни народа на Руси, не скрывая пороков русского общества.

Другой знаменитый русский поэт Александр Александрович Блок уделял теме Родины не меньшее внимание. К этой теме Блок пришел не сразу, но по прошествии революций она стала самой главной в творчестве поэта. В стихотворении "Русь" Россия описана как необычайная, сказочная страна, в которой проживают ворожеи, черти, ведьмы, колдуны. В другом произведении А. А. Блока "Россия" Родина предстает в образе женщины, любимой женщины автора. Между этими двумя стихотворениями прослеживается заметное сходство: Блок называет Россию нищей, но в то же время показывает ее необычайность и очарование, ее "разбойную красу". Поэт восхищается родной страной и показывает читателям свою любовь к России.

Тема Родины имеет большое значение в творчестве многих русских писателей. И каждый из них по-своему понимает, любит ее и выражает свою любовь к ней.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: