Сочинение на тему осуждение произвола и деспотизма в повести дубровский

Обновлено: 07.07.2024

Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

Задачи:

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

Ход урока

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:

– Чем отличаются эти изображения?

– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вариант 2.

Выводы учащихся: (Слайд 9)

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

(Слайд 12)

Слово учителя:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 17.10.2019 г.

Предмет: литература

Учитель: Пушкина Т.С.

Цель: Обучающая: продолжить формировать читательские умения; показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть. Развивающая: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения. Воспитывающая: формировать качества личности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник по литературе под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Фронтальный опрос

- Назовите гл. героя романа, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- Как вы считаете, что в характере Владимира от отца, Андрея Гавриловича? (Он человек чести, смелый, борец за справедливость, любящий свою Родину)

- Что такое честь, достоинство?

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.)

3. Почет, уважение.

1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

- Дайте толкование словам деспотизм и произвол и приведите примеры, с какими картинами произвола и несправедливости мы уже столкнулись на страницах романа?

Деспотизм – неограниченная власть, несправедливое отношение к окружающим, произвол. Сцена суда, поведение присяжных, поведение Троекурова в суде и перед судом, поведение приказных в имении Дубровских)

1. Своеволие, самовластие.

- Мог ли такой честный человек смотреть спокойно на то, что твориться вокруг? (Нет. Он выразил протест)

- Дайте толкование слову протест.

Протест - решительное возражение против чего-л., заявление о несогласии с чем-л., о нежелании

III . Мотивация учебной деятельности учащихся.

V . Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

1. Объяснение учителя.

3.Работа с текстом. Анализ 10 главы. Стр.103 фильм - 1мин.06 сек.

-Почему гости не поехали вечером домой? Чем они были заняты? ( Веселье продолжилось до полуночи.

-Кто не принимал участия в веселье? Почему? (Антон Пафнутьич не веселился)

-Где он хранил деньги?

-Почему А.П.Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем?

-Каково было его пробуждение? (Ограбление и запугивание Спицына ночью)

4. Анализ 11 главы. Стр.107 СЛАЙД 7

Исследовательская работа. Работа в парах.

Дубровский познакомился с Дефоржем на (станции в доме смотрителя)… Молодой человек узнал у проезжего, что он едет к помещику Троекурову… , который нанял его для… своего маленького Саши . Троекуров предлагает французу – учителю жалованье …3 тыс.руб.Офицер предложил французу … 10 тыс.руб чистыми деньгами. Взамен молодой офицер получил от Дефоржа… рекомендательное письмо, паспорт, свид-во о рождении и честное слово, что никто об этом не узнает.

5.Просмотр фрагмента фильма.

6.Анализ 12–ой главы. 52 сек.фильма

1). Беседа по вопросам:

-Докажите, что жизнь обитателей Покровского была однообразной.

-Какие перемены произошли в мыслях и чувствах Марьи Кириловны?

- Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

VI . Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

Продолжи предложение

VIII . Домашнее задание: п рочитать и пересказать 13 – 16 главы. Ответить на вопросы учебника к этим главам.

Главными героями повести являются помещики. Это два соседа, имеющие совершенно разные взгляды на жизнь. Один из них – Владимир Дубровский – умен, образован, воспитан, что делает его привлекательным персонажем. Он уважает своих крепостных, потому что видит в каждом из них личность. Для него главное, что человек представляет собой вне титулов. Сосед Владимира – Кирил Троекуров – эгоистичный циник, для которого не только крепостные не стоят ни гроша, но и друзья ничего не значат. К своим работникам он относится грубо, иногда даже жестоко. Для наглядности писатель сравнивает их жизнь с жизнью собак на псарне Троекурова, и сравнение оказывается не в пользу крепостных.

Первым делом Дубровский поджег свой бывший дом, вместе с уснувшими там приказчиками. При этом Пушкин рисует контрастную картину: дом горит, а крестьянин Архип спасает кошку, оказавшуюся на крыше. Крепостные могут жестоко мстить за несправедливость и при этом защищать тех, кто слабее. Они мягкосердечны, но доведены до отчаяния, а поэтому смогли возненавидеть богатое барство.

Дубровский, став во главе крестьянского движения, не соглашался с выбранными крестьянами способами борьбы против помещиков. Они стихийно жгли и грабили дома богатых дворян, их боялась вся округа. Но такая месть не приносила Дубровскому морального удовлетворения. Черты его характера противоречат друг другу: он разбойничает, но его жертвами становятся только богатые. Добытые нечестным путем деньги он раздает тем, кому они действительно крайне необходимы. Так Владимир пытался сохранить благородство своей души. Когда же он влюбился в дочь Троекурова – Машу – вовсе решил отказаться от идеи возмездия. Дубровский, будучи добрым человеком, не смог долго оставаться разбойником. Он осознал, что не сможет победить целый политический строй, основанный на ложных ценностях. Поэтому он призвал крестьян разойтись и сдаться, а сам уехал за пределы Родины. И крестьяне послушались его, так как искренне уважали своего барина.

Разорвав связи со своим сословием, Дубровский выразил протест против произвола, царившего в России. Герой Пушкина пытался бороться со своеволием помещиков, бесправностью крепостного народа, подкупным судейством. На его примере мы видим, что всегда найдутся неравнодушные люди, способные отстаивать справедливость, человеческое достоинство и честь. И пусть Дубровский не добился успеха в своей борьбе, он дал достойный отпор разнузданному дворянству, показав тем самым, что оно не останется безнаказанным.

Еще сочинения автора:

I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома.

Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?

— Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

— Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?

Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

— Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)

— Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.

— Где мы уже слышали эти слова?

— Составьте устный рассказ по этому рисунку.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

II. Комментированное чтение

Ученики читают главу VII.

Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.

— Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате?

— Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?

Подготовить выразительное чтение глав IX—XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам

Пушкин А. С. Дубровский, Протест против насилия (2)

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Протест против насилия (2)

Перед Пушкиным, тревожно размышлявшим над судьбой русского крестьянства, над будущим своей родины, среди других стоял вопрос: каковы взаимоотношения между помещиками и крестьянами?

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Мотивация к деятельности

- Как вы понимаете эти слова?

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

4) Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

6) Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

5.Подведение итогов. Рефлексия

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. ( Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.

Читайте также: