Сочинение на тему образ россии в произведениях писателей эмигрантов

Обновлено: 05.07.2024

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова "в том плодородном Подстепье", где, как писал он сам, "образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым". Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными "богами" в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, "бунинское", звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, "чувственного, вещественного, из чего создан мир", достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении "Листопад" создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в "серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь", — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе "Золотое дно", восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: "А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. "

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ России в жизни и творчестве писателей-эмигрантов во Франции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ России в жизни и творчестве писателей-эмигрантов во Франции.

Образ России в жизни и творчестве писателей-эмигрантов во Франции. "Не будем проклинать изгнанье… " В. Набоков.

Россия может обойтись без каждого из нас, но никто из нас не может обойтись б.

Россия может обойтись без каждого из нас, но никто из нас не может обойтись без России. И. Тургенев.

Малая церковка, свечи оплывшие, Камень дождями изрыт добела. Здесь похоронены.

Малая церковка, свечи оплывшие, Камень дождями изрыт добела. Здесь похоронены бывшие, бывшие, Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь похоронены сны и молитвы, Слезы и доблесть, прощай и ура, Штабс-капитаны и гардемарины, Хваты-полковники и юнкера. Белая гвардия, белая стая, Белое воинство, белая кость. Влажные плиты травой зарастают. Русские буквы — французский погост. Я прикасаюсь ладонью к истории, Я прохожу по гражданской войне. О, как же хотелось им в первопрестольную Въехать однажды на белом коне. Не было славы — не стало и Родины, Сердца не стало, а память жива. Ваши сиятельства, их благородия Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа. Плотно лежат они, вдоволь познавшие Муки свои и дороги свои. Все-таки русские, все-таки наши, Только не наши они, а ничьи. Как они после забытые бывшие, Все проклиная и нынче, и впредь, Рвались взглянуть на нее, победившую, Пусть непонятную, пусть не простившую Землю родимую и умереть. Полдень. Березовый отзвук покоя. В небе российские купола. И облака, будто белые кони, Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа. Р. Рождественский

. Русское кладбище в Сент-Женевьев –де- Буа под Парижем. Одно из многих и м.

. Русское кладбище в Сент-Женевьев –де- Буа под Парижем. Одно из многих и многих русских кладбищ, рассеянных по миру. Это кладбище самое знаменитое. Здесь Бунин, Шмелев, Зайцев, Лосский, Кривошеины, Мережковский, Гиппиус, Добужинский, Сомов, Лифарь, Тарковский , Галич- не перечесть всех. Здесь рядом лежат вожди Белого движения и революционеры, монархисты, эсеры и социалисты… "ТЕ И ДРУГИЕ". Изгнание, утрата горячо любимой родины стали их общей судьбой… Теперь все они равны и свободны. Великие князья, великие полководцы, поэты и философы, музыканты, художники, актеры, мечтатели о благе народном . Великая культура и великая распря России. У самого выхода, у старой ограды - могила замечательного религиозного философа и ученого Сергея Булгакова. "Чем я становлюсь старше, тем яснее для меня значение Родины. Все мое - оттуда . И умирая, возвращаюсь туда же. Одни и те же врата ЖИЗНИ и СМЕРТИ". Замкнутый круг истории. Судьбы людей - судьба страны. "Мы унесли Россию на подошвах своих башмаков", -сказал Р. Гуль. Нет, не Россию унесли они с собой, а тяжкий груз нерешенных вопросов российской жизни. Не решенных ни в дворцовых интригах, ни в думских сварах, ни в революции, ни в кровопролитной Гражданской войне. И еще . Унесли они с собой частицу великой русской культуры Серебряного века и бережно сохранили. Унесли в сердце своем любовь к великой России и бережно сохранили. В этом высокий подвиг русской эмиграции.

После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяни.

В сущности , все понимали, что Россию невозможно было унести ни в ранце, «ни.

Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом Второй мировой войны, когд.

Бунин И. А. (1870-1953) Вне сомнения, И.А. Бунин является одним из самых «рус.

Шмелев И. С. (1873-1950) Февральскую революцию 1917 г. И. Шмелев встретил с в.

Зайцев Б. К. (1881-1972) Благодаря страданиям и потрясениям революции, как пи.

Набоков В. В. (1899-1977) В душевный терем литературы русского зарубежья Наб.

Газданов Г.И. (1903-1971) Еще совсем недавно имя Гайто Газданова ничего не г.

Газданов Г.И. (1903-1971) Еще совсем недавно имя Гайто Газданова ничего не говорило российскому читателю. Не сумевший при жизни напечатать ни одной строчки на родине, сегодня Газданов стал нужным и актуальным для многих и многих своих соотечественников. Русская зарубежная критика часто сравнивала его с Набоковым, французская - с Альбером Камю, Марселем Прустом и Жюльеном Грином. Американский исследователь Ласло Диенеш видит в Газданове наследника традиций Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова, Бунина. Некоторые рецензенты эмигрантской прессы называли Газданова "нашим Достоевским". Сам круг сравнений свидетельствует о том, что это, несомненно, большой писатель. Сам Газданов писал о себе: "Осетинского языка я, к сожалению, не знаю, хотя его прекрасно знали мои родители . Учился я в Парижском университете, но русский язык остался для меня родным". Ласло Диенеш ,автор вступительной статьи к трехтомному собранию сочинений Газданова, сказал главное о его творчестве: "Я убежден, не может такого быть, что читателю, открывшему любой из этих томов, не понравятся эти замечательные романы и шедевры-рассказы, что не потрясут они русского читателя своей психологической и философской глубиной, размышлениями о жизни и смерти, о любви и случайности, о смысле и бессмысленности бытия, своим тончайшим выражением этих мыслей и "движений души", своей неповторимой, спокойной, но в то же время напряженной словесно-камерной музыкой, своим непогрешимым ритмом, интонацией, своим чистейшим, прозрачным, звенящим, великолепным русским языком".

Саша Черный. « Все, кто имел счастье знать его лично, что выпало и на мою до.

«Вспоминаю одну из многочисленных встреч на русском кладбище Сент-Женевьев-д.

На кладбище Сент-Женевьев-де- Буа могилы Бунина и Мережковского рядом с моги.

На кладбище Сент-Женевьев-де- Буа могилы Бунина и Мережковского рядом с могилами белых офицеров, и теперь уже ничто не сможет их разделить. Но и отделить их от умерших на родине Ахматовой и Булгакова тоже невозможно. Это отсюда, из нашего времени, видно, кто из них шел верным, а кто неверным путем, да и то любое мнение будет небесспорным. А тогда, в начале пути, кто из них мог видеть его продолжение? Если б видели, кто-то из тех, кто ушел, может быть, и остался бы, а кто-то из тех, кто остался, возможно бы, ушел. Судить прошлое с высокой трибуны настоящего — неблагодарное и пустое занятие. Прокуроров было слишком много! Кто грехов Твоих не осуждал?. А теперь, когда темна дорога И гудит-ревет девятый вал, О Тебе, волнуясь, вспоминаем, — Это все, что здесь мы сберегли. И встает былое светлым раем, Словно детство в солнечной пыли. Саша Черный. Любовь к родине нельзя воспитать, как воспитывают любовь к государству. Потому что любовь к государству состоит из долга, из верности, из гордости, а любовь к родине—кто скажет, из чего она состоит? Это так же невозможно определить, как и то, из чего состоит любовь к любимому человеку.

«Несомненно, кладбище Сент- Женевьев-де-Буа, этот русский некрополь, будет к.

Они вернулись…

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть использована учителями литературы в 11 классе для проведения урока, рассказывающего о сложных судьбах писателей и поэтов, оказавшихся после революции 1917 года за пределами родной страны в силу разных обстоятельств. Презентация расширяет представления учащихся о жизни и творчестве выдающихся деятелей русской культуры.

Чтец:

Ведущий: Слова эти, написанные в далеком уже 1938 году, принадлежат замечательному русскому писателю Борису Константиновичу Зайцеву.

Взять ответственность на себя, идти от своей вины и видеть в этом залог доброго будущего. Вот она, быть может, святая святых писателя, внутренний источник его негасимого тихого света .

Чтец:

Чтец: Александр Галич

Чтец:

Чтец:

Ведущий: Хотя уже к концу 20-х годов количество русских за пределами России исчислялось несколькими миллионами и жили они большими колониями, писателей-эмигрантов уже в первые годы охватил страх невозможности длительного самостоятельного существования литературы вне родины. Они не верили, что им удастся вдали от основной массы соотечественников сохранить и развить родную речь, что можно, не видя постоянно быта и природы родной страны, писать на равных с поэтами России. Отсюда их установка на сохранение традиций, чистоты и ясности языка классической литературы, что как культурное достояние можно было бы передать новым поколениям.

Чтец: Александр Галич

Ведущий: Стихи того времени, независимо от демократических, монархических или иных убеждений ее творцов, по преимуществу, глубоко личные, интимные. Авторы стремятся высказать свое главное просто и точно. Их тревожит судьба человека в корыстном, жестоком мире, они мечтают о возможном братском отношении, о милосердии, любви. Мирное и поэтическое в прошлом гораздо более привлекало, чем война, кровь, насилие, страдание.

Ведущий: Ивана Алексеевича Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине.

Ведущий: Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. В зависимости от причин эмиграции ностальгия может принимать различную окраску, но думы о Родине всегда составляют ее главную черту.

Чтец: Н. Тэффи. Ностальгия

Ведущий:

Чтец: Из письма Н.Тэффи:

Ведущий:

Ведущий: А потом, в застойные 70-ые, была третья волна – Наум Коржавин, Александр Галич, Юрий Кублановский и другие, – блестящая нобелевским блеском поэзии Иосифа Бродского.

Ведущий: Он оказался прав. Поэты всегда оказываются правы. Это с трудом доходит до начальников – царей и вождей. Обижали Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Мандельштама, Ахматову, Пастернака, Цветаеву… Обижая – убивали, но никогда не побеждали. Стихи и душа поэтов неизменно пригождались народу.

Чтец: Александр Галич. Последняя песня

За чужую печаль
И за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем и мечом
И позором вранья!
Возвращается боль,
Потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер на круги своя.

На протяжении многих лет писатели русского зарубежья были единственными носителями свободного слова, свободной мысли, неподконтрольного правительству творчества, поскольку они никогда не были принуждены лгать или молчать.

Человек по своей природе индивидуален и пристрастен, и обретенная целостность культурного пространства не знаменует единодушие или всеединство. Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России.

Чтец: Георгий Иванов

В ветвях олеандровых трель соловья.
Калитка захлопнулась с жалобным стуком.
Луна закатилась за тучи. А я
Кончаю земное хожденье по мукам.
Хожденье по мукам, что видел во сне –
С изгнаньем, любовью к тебе и грехами.
Но я не забыл, что обещано мне
Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами.

Для каждого человека Родина имеет большое значение в жизни. Родина - это страна, в которой человек родился и вырос, судьба которой ему не безразлична. Во все времена тема Родины являлась одной из главных в творчестве различных писателей и поэтов. Такие известные писатели, как Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов посвятили своей Родине большое количество произведений.

Одним из тех писателей, в творчестве которых тема Родины занимала особое место, был Николай Алексеевич Некрасов. Образ родного края для него был неразрывно связан с судьбой народа. Н. А. Некрасов изображал жизнь русского народа такой, какая она есть, а также показывал различия в образе жизни крестьян и помещиков. В то же время писатель видел в Руси могучую и несокрушимую силу. Наиболее ярким примером воспроизведения образа Родины и жизни народа является поэма "Кому на Руси жить хорошо".

В ней писатель рассказывает о семи мужиках, путешествующих по Руси в поисках счастливого человека. Действие происходит в скором времени после отмены крепостного права. В этом произведении Некрасов подробно описывает жизнь людей разных сословий, показывая истинную картину жизни народа на Руси, не скрывая пороков русского общества.

Другой знаменитый русский поэт Александр Александрович Блок уделял теме Родины не меньшее внимание. К этой теме Блок пришел не сразу, но по прошествии революций она стала самой главной в творчестве поэта. В стихотворении "Русь" Россия описана как необычайная, сказочная страна, в которой проживают ворожеи, черти, ведьмы, колдуны. В другом произведении А. А. Блока "Россия" Родина предстает в образе женщины, любимой женщины автора. Между этими двумя стихотворениями прослеживается заметное сходство: Блок называет Россию нищей, но в то же время показывает ее необычайность и очарование, ее "разбойную красу". Поэт восхищается родной страной и показывает читателям свою любовь к России.

Тема Родины имеет большое значение в творчестве многих русских писателей. И каждый из них по-своему понимает, любит ее и выражает свою любовь к ней.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: