Сочинение на тему нравственные уроки

Обновлено: 17.05.2024

Дети! Творческие работы создаем в течение года на этой странице. Тема первого сочинения в рамках подготовки к экзаменам такова: "КАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МОЖЕТ ПРЕПОДАТЬ ЛИТЕРАТУРА?"
Тема сформулирована в рамках официального экзамена прошлого года.
Примечание: приоритет - литература, рекомендуемая учителем для прочтения летом и для текстуального изучения в 11 классе. (произведения, прочитанные в плане свободного выбора, должны быть классическими, общеизвестными).

Несмотря на жанровые особенности раскрытия темы (эссе и др), сочинение трехчастное (логическое вступление - основная часть - заключительная часть).
Автор, название произведения, герои, события, взволновавшие, поразившие вас, как читателя, освещать подробно, понятно.

Помните, что заявленная тема сочинения и собственно содержание сочинения должны совпадать, а не быть просто "пришитыми" друг к другу! Каждое слово в теме - ключевое! На каждое слово в теме - акцент в содержании!

Требуемый в рамках экзамена объем сочинения 350 слов (не менее 300). Во избежание недоразумений количество слов подсчитать самостоятельно и указать после написанного. Предлоги непроизводные не считать.

Сочинение в блоге на данной странице в комментариях до 16.09.2015. Удачи!

60 комментариев:


Тимур, неплохо, однако обрати внимание на речевые ошибки и недочеты. оценка4


Настя, это чудесное . вступление! А где основная часть.? Собственно книги? Дописывай! А вступление действительно отличное!

Оно просто не отправилось с 1 раза


Нармин, помимо рассказа еще о других произведениях рассуждай. многое из источников взято. Не твои рассуждения. Чувствуется по стилю. И выводы должны быть по теме сочинения. Они у тебя получились размытыми. Просто как пересказ содержательной части. Доделывай сейчас.

Этот комментарий был удален автором.

Это произведение учит нас, в первую очередь, никогда не забывать о своих близких людях, несмотря ни на что. Ведь именно им мы по - настоящему нужны, но к сожалению, иногда мы понимаем это слишком поздно.
После прочтения я задала себе вопрос: "Достаточно ли я внимания уделяю родным?". Я думаю, что в этом и состоит нравственный урок, так как я многое обдумала и сделала для себя определенные выводы.


Миша. хорошо. Я рада, что ты прочел эти произведения названные. Молодец! Будешь чувствовать себя уверенным на уроках! оценка 5.


Маша, несмотря на шероховатости речи - 5! С интересом читала твою работу, потому что она САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ПРОДУМАННАЯ. Спасибо. А "Людочка" - это не рассказ, а повесть.


Денис, избегай таких оборотов речи (неверных), как "предрасположенность к подвигу". Подвиг - остаться ЧЕЛОВЕКОМ В НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ предлагаемых жизнью обстоятельствах. Что и сделал Сотников. Слог изложения хорош! Однако словно заторопился и . свернул размышления? 4+

На летних каникулах я прочитал несколько произведений из того списка, что дал нам учитель для чтения на лето. Читать начал не с объемных произведений, как делал это всегда, а, наоборот, с небольших по объему произведений. Из них более всего мне хотелось бы отметить "Провинциальные анекдоты" А.В. Вампилова. "Провинциальные анекдоты" представляют собой две пьесы. Это короткие истории с парадоксальной концовкой, в которой и раскрывается весь смысл произведения. Это своеобразные нравственно-философские произведения, которые учат нас жизни.
Первая пьеса - "Двадцать минут с ангелом" запомнилась и произвела на меня незабываемое впечатление больше, чем "История с метранпажем". В ней автор описывает следующую ситуацию: В гостиничном номере просыпаются два командировочных: Анчугин и Угаров. Их ужасно мучает похмелье, вдобавок к этому нет ни копейки денег, и они предпринимают меры, чтобы избежать своего бедственного положения. Попытки занять денег у соседей ни к чему не приводят, и Анчугин, не видя другого выхода, высунувшись в окно выкрикивает: "Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?" Сначала их ожидания оправдались и никто не откликнулся на их просьбу, но вскоре звучит стук в дверь, входит человек по фамилии Хомутов и предлагает им эти деньги. Они посчитали это за шутку. Хомутов оставляет деньги и уходит. Анчугин и Уваров в недоумении обнаруживают сто рублей на столе, возвращают Хомутова обратно, связывают его и начинают расспрашивать, почему он дал им такую сумму, на что Хомутов отвечает, что просто хочет им помочь. Позже приходят соседи, которые приняли Хомутова за мошенника. Все заканчивается тем, что Хомутов рассказывает о бессмысленности этих денег для него, что он похоронил свою мать три дня назад и за последние шесть лет ее жизни он ни разу ее не навестил, а эти деньги планировал отослать ей, но теперь… решил отдать их тому, кто в них действительно нуждается. Все смущены такой развязкой, чувствуют себя неловко, просят прощения у Хомутова и отпускают его.
Я считаю, что этим произведением автор хотел преподать нам урок нравственности. Согласитесь, что подобная ситуация может произойти с каждым из нас? Ведь в настоящее время большинство людей живут по принципу: "ты - мне, а я - тебе", т.е. человек, помогая другому, обязательно ждет чего-то взамен, всегда ищет в этом собственную выгоду, а не протягивает руку помощи безвозмездно. А те, кто нуждается в этой помощи, наоборот, считают что это не совсем естественно - помогать человеку, исходя не из своих корыстных целей, а из искренних побуждений выручить человека в трудной ситуации.
Именно такие произведения и учат нас нравственности, учат нас чувствовать, понимать, сопереживать, а главное - доверять, а не руководствоваться какими - то своими собственными хитросплетениями и догадками. Но, как ни печально это осознавать, мы не всегда поступаем так, как нас учат произведения художественной литературы.
Егоров Евгений


Егор, речь практически чистая. 5

Этот комментарий был удален автором.


Антон, "Григорий не понимал за что он его так любит и. " Кто кого любит?! Изъясняйся правильно, понятно. Однобокое какое-то понимание Шолохова. Утрированное что ли. Думаю. это в силу возраста. 4---


Оценка 3. В работе минус- просто упоминаешь произведения и не более. Общие фразы. А какие уроки и почему - не написала. Жаль.

Этот комментарий был удален автором.


Сабина, я в затруднении. Но, несмотря на шероховатости речи, ошибки разного характера, поставлю тебе 5, так как для тебя, неразговорчивой, это просто преодоление.

Как может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. Важнее всего оказались уроки нравственности. Учительница многое дала мальчику – например, научила человечности, великодушию и умению ценить не только свои нужды, но и нужды других людей.

Ребенок приобщается к азам сопереживания. Лидия Михайловна показывает ему, что судьбы других людей также важны. Человек не должен быть равнодушным к чужим проблемам, к чужому горю – наоборот, должен помогать тому, кто нуждается в помощи. Кстати, урок сопереживания не прошел даром – впоследствии, вспоминая об учительнице, герой сопереживает Лидии Михайловне, так же, как ему сопереживала она.

Можно сказать, что Лидия Михайловна – человек открытый, душевный и жертвенный. Она не говорить директору об азартных играх, хоть это ее обязанность. Мало того, сама прибегает к запрещенному методу, чтобы помочь ученику. Когда все обстоятельства раскрываются, она берет вину на себя и спасает героя. А сама лишается работы. Вполне возможно, что у самой учительницы деньги также не лишние. Она не богата. Но учит героя, что нужно помогать людям вне зависимости от того, обеспечен ты или сам едва сводишь концы с концами.

Еще один урок – урок человечности. Лидия Михайловна показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Мало того, она показывает мальчику, что учитель – это не просто тот, кто задает на дом уроки и объясняет темы, это такая же личность, способная любить, чувствовать, сопереживать, как и ученик. Ведь главное – не деньги, не социальный статус и даже не возраст, а человеческие качества и душа. К тому же, мальчик понимает, что учителя – это не бесчувственные люди, которые требуют только лишь успехов в учебе, а и те, кто призван помогать детям. Причем, помогать во всех смыслах.

Ребенок впитывает все эти понятия и становится настоящим Человеком, за что, конечно же, огромное спасибо Лидии Михайловне.

2 вариант

В послевоенное время многие недоедали, едва сводили концы с концами. Нелегко пришлось и семье главного героя. С трудом матери удавалось урвать для него лишнюю копейку, чтобы он учился, смог как-то пробиться в жизни. Мальчик стойко выносил все трудности, не жаловался, прилежно учился. Но учиться, чувствуя постоянный голод, было нелегко. Герой научился играть в азартные игры, но играл он не ради денег, как другие. Он зарабатывал рубль, чтобы покупать себе хотя бы молоко.

Лидия Михайловна не могла не заметить старательного ученика. Она видела, как ему тяжело. Желая подкормить его, она пригласила мальчика на дополнительные занятия. Из этого ничего не вышло: гордость не позволяла герою принимать от учителя еду или деньги. Тогда Лидия Михайловна совершила поступок, который в её окружении все назвали бы безнравственным. Она не только не рассказала директору о запрещённых играх, в которых участвуют ученики, но и сама предложила своему ученику сыграть. Лидия Михайловна поддавалась и проигрывала мальчику, чтобы тот получил хотя бы таким образом деньги, от которых отказывался. Она сумела убедить его, что ей это действительно интересно. Это продолжалось до тех пор, пока обо всём не узнал директор. Лидия Михайловна взяла вину на себя и лишилась работы.

Лидия Михайловна уехала навсегда, но её жизненные уроки не прошли даром. Герой понял, что можно помогать людям, нуждающимся в этом, не имея особого богатства. Для этого нужна лишь добрая, открытая душа, умеющая сопереживать. Учитель показал, что в любых обстоятельствах в первую очередь нужно оставаться человеком, а потом думать об условностях и правилах.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные уроки Лидии Михайловны

Популярные сегодня темы

Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.

В 1884 году, родился талантливый художник - живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.

Я очень люблю воскресенье, ведь в этот день я с родителями обычно гуляю в парке. Он довольно большой, поэтому ходить там можно часами. Порой мы с родителями неспешно прогуливаемся дорожками парка

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Нравственные уроки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" и хочу поговорить о нравственности.

Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово.

В фамусовском обществе из-за этого пошел слух, что Чацкий сумасшедший. Тем самым, Александр Сергеевич пытается сказать нам, что не нужно быть излишне любознательным.

Софья-дочь Фамусова. Автор высмеивает в ней распущенность. Девушка любит окружение мужчин и на все готова ради любви. Фамусов-управляющий. Всегда отстаивает свою точку зрения, всегда всех и во всем винит, конечно, кроме себя.

Молчалин-притворяется, что любит. Свое истинное лицо показывает только в общении с Лизой.

Лиза-служанка. Простая девушка, не может найти настоящую любовь. Свою любовь.

Все герои кроме Чацкого зависимы от чужого мнения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Я думаю, что нравственность не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества.

Краткое сочинение по роману Ф. М. Достоевского

Рассказывая историю Родиона Раскольникова, Ф. М. Достоевский хотел пробудить в нас уснувшие нравственные качества, без которых человек становится жалким и несчастным, но не сильным. Ф. М. Достоевский преподает нам уроки нравственности, давно забытые истины.

Главный нравственный урок романа — нельзя ставить себя выше других. Родион Раскольников, главный герой произведения, совершил преступление: он убил старуху-процентщицу и ее сестру, случайно ставшую свидетелем убийства. На этот отчаянный шаг Родиона толкнуло несколько факторов. Первым из них является атмосфера. Ф. М. Достоевский переносит действие романа в Петербург, грязный и душный город. Писатель не любил город на Неве, поэтому считал его идеальным местом для развития событий романа. Жил Раскольников в такой же тесной и серой комнате с низкими потолками. Такая обстановка угнетала юношу, который к тому же подхватил лихорадку. Внешнее состояние города и комнаты словно просочилось в кровь Родиона, заразив губительным вирусом.

Росший в нищете молодой человек ненавидел состоятельных людей, которые считали, что за деньги можно купить все, даже любовь. По этой причине он не любил и Петра Лужина, который сватался к его сестре Дуняше. Студент был вынужден давать уроки, чтобы себя прокормить. Он нуждался в деньгах.

Также на Раскольникова повлияла существующая в мире несправедливость: история Мармеладова, разговор студентов о старухе-процентщице.

То же самое можно сказать и о Лужине. Его теория о том, что каждый должен заботиться лишь о своем счастье и не думать об окружающих. Также он считал, что лучше жениться на бедной, которая всю жизнь будет благодарить за спасение от нищеты и боготворить спасителя. Мечтавший подчинить себе Дуняшу состоятельный мужчина потерпел поражение. Он не только не обрел жену, но и лишился уважения. Его теория тоже не сделала его счастливым.

Кроме этого автор хочет донести до читателя мысль о том, что любое преступление всегда ведет к разрушению личности. Родион не только не получил материального и морального удовлетворения, но и стал нравственным калекой. Без того болезненный и постоянно испытывающий слабость от голода студент стал видеть странные сны, ощущать страх и тревогу. Уверенность и стойкость героя стали рассыпаться под действием угрызений совести. Его душа стала больной подобно телу. Проникший в нее вирус гордыни стал постепенно разрушать хрупкий человеческий организм, изможденный внешне.

Автор дает понять, что противостоять злу нужно силами добра. Только добро может одержать победу над злом. Олицетворением добра в романе является Соня Мармеладова. Девушка получила желтый билет, потому что была вынуждена кормить свою семью: пьяница-отец пропивал каждую копейку, его постоянно выгоняли с работы, больная мачеха не имела возможности работать. Она спасала свою младшую сестру от голодной смерти. Соня пожертвовала собой ради спасения своей семьи. Позднее она стала спасительным якорем и для Родиона. Соня подтолкнула Раскольникова к раскаянию и тем самым спасла его заблудшую душу.

Ф. М. Достоевский преподает читателям еще один урок: нужно уметь раскаиваться. Да, очень трудно признавать свои ошибки, мириться с тем, что ты не прав. Раскольников прошел долгий путь, чтобы совершить раскаяние. Он раскаялся не в момент признания Соне, не в полицейском участке Пороху. Раскаяние к нему приходит после вынесения приговора. Находясь в ссылке, Раскольников долго мучается угрызениями совести. Он даже сожалеет, что рассказал все, что признал свою вину. Но однажды он просыпается другим человеком. Раскаяние приносит Родиону Раскольникову душевное спокойствие. И в этот момент у него под подушкой лежит Библия.

Ф. М. Достоевский показывает нам, что в Раскольникове живут и светлые чувства. Вспомним его в начале романа. Он не может пройти мимо того, кто в нем нуждается. Именно эта черта характера свела Родиона с семьей Мармеладовых. Он с участием выслушивает пьяницу Семена Мармеладова в трактире, искренне сочувствует его горю и навещает его семью. Раскольников жертвует последние деньги, вырученные его матушкой с трудом для любимого сына, вдове Катерине Ивановне. Он не проходит мимо пьяной девушки, чуть не ставшей жертвой насилия. Эти поступки героя учат нас тому, что нужно помогать страдающим, протягивать руку помощи каждому, кто так нуждается в ней.

Соня помогла понять Родиону, что нужно жить по христианским заповедям. Бог всегда благосклонен к тому, кто следует его советам, кто не стыдится просить о помощи, кто готов раскаяться и стать на путь истинный. Нарушивший эти заповеди считается заблудшим. Таким был и Родион. Но Соня смогла спасти его, обратив к Богу. Перед тем, как проводить Раскольникова к следователю, она отдала ему свой кипарисный крест. Кипарисный, то есть простонародный. Тем самым она приблизила его к обыкновенным людям, к Богу.

Хочется верить в то, что эти уроки будут полезны читателям романа, что каждый прочитавший это произведение человек заглянет в свою душу и увидит ее хорошие и плохие стороны. Пусть каждый прислушается к советам великого классика и попытается изменить себя в лучшую сторону.

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

Полезный материал по теме:

Сочинение на тему нравственные уроки похода князя игоря

Значимость уроков литературы

Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.

Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.

Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.

При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.

При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.

Поход на Каспий

Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.

Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.

Где найти нравственные ориентиры?

Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.

Бесконтрольный поток информации обрушивается на детские головы и через интернет. Цель большинства компьютерных игр – убить врага. Даже в современных мультфильмах присутствует очень много черноты, понятия добра и зла смещаются. А главной ценностью становится сила.

Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.

В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.

Читайте также: