Сочинение на тему национальный костюм адыгов

Обновлено: 02.07.2024

Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды - овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне - из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.

Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для "чести". Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время - войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .

Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом , а крестьяне - грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой "сыромятных башмаков с сафьяновыми".

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета . На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжкам и. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика - длинное платье . Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой . Платья красного цвета разрешалось носить только женщинам дворянского происхождения .

Пожилые носили ватный стёганый кафтан , а молодым , по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду . От холода их защищала только шерстяная шаль.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой . Когда же её можно было сватать, она надевала "золотую шапочку" и носила до рождения первого ребёнка . Шапочку украшали золотым и серебряным галуном ; донышко делали из сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женщина меняла шапочку на тёмный платок ; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы . Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную - обязательно красного цвета.

Женская одежда была весьма разнообразна и богато украшена. Одежда адыгов, как и у большинства народов Кавказа, различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входили: корсет, верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, шаровары (гъончэдж), короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.
По своей комплекции и конструкции адыгейский женский костюм, сложившийся в XIX веке, весьма интересен. Имея много общего с костюмами соседних кавказских народов

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Адыгейский женский костюм.doc

Майкопский государственный технологический университет

Пояс и нагрудные застёжки…………………………………….

Аксессуары, орнамент и цветовая гамма костюма……………

Женская одежда была весьма разнообразна и богато украшена. Одежда адыгов, как и у большинства народов Кавказа, различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входили: корсет, верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, шаровары (гъончэдж), короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

По своей комплекции и конструкции адыгейский женский костюм, сложившийся в XIX веке, весьма интересен. Имея много общего с костюмами соседних кавказских народов

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока (упкIэ). Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда была готовый свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож.

1. Нижняя одежда

К нижней одежде можно отнести такие части костюма как — рубаха, штаны и корсет.

Рубаха (адыг. джанэ) являла собой род верхней одежды в доме, вне его — чаще нижней, шилась как правило из тонкого недорогого материала. Туникообразной формы с открытым воротом, рубаха имела длинные до кистей рукава, которые были довольно свободными в отличие от рукавов кафтана. В длину рубаха была ниже колен и могла доходить до икр или же до щиколотки.

Девушки и женщины из состоятельных семей позволяли себе рубахи из дорогих, тонких тканей. Края и швы, так же как и у платья или кафтана, обшивали галуном, только более тонким. Цветовая гамма была чаще более светлой, чем у верхней одежды — белые, жёлтые, оранжевые, светло-коричневые, красные, розовые тона, — допускались и ткани с неброским рисунком. Рукава таких рубах часто шили довольно широкими и длинными, скрывающими кисти рук девушки и женщины — это говорило о их сословной принадлежности и о том что девушка или женщина не обременена хозяйственными хлопотами.

Штаны. Неотъемлемой частью костюма адыгской женщины вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности были штаны (адыг. гъончэдж). Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывались шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Шили их, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов.

Корсет. Ношение корсета (адыг. хончыбэ) адыгейской девушкой было связано с представлениями о красоте: стройность, плоская грудь и тонкая талия.

С началом формирования фигуры девочек, в возрасте 10-12 лет на них надевали корсет. Сшитый из сафьяна он туго стягивал грудную клетку и талию, был он довольно высокий, начинался почти с уровня плеч и доходил до бёдер. Спереди в него были вшиты тонкие дощечки, которые препятствовали формированию груди, сзади, вдоль позвоночника, так же была вшита дощечка, формировавшая прямую осанку девушки, спереди он туго затягивался на шнур. Носили корсет практически всегда, не снимали его и во время сна, девушка могла снимать его только во время купания.

Корсет бытовал только у аристократической части адыгов, девушки из крестьянских семей не могли, а в некоторых случаях не имели права носить его. Носили его до замужества, до брачной ночи.

К концу XIX века кожаные корсеты стали заменять на сшитые из нескольких слоёв плотных материалов, наружная часть которых обшивалась шёлком или бархатом, деревянные вставки заменили серебряные или роговые.

По крою кафтан соответствовал мужскому бешмету, туго обтягивая фигуру застёгивался на длинные серебряные застёжки, расположенные на груди. Часть кафтана, на которой располагались застёжки, имела вставку из более плотного материала (чаще это был бархат красного или бордового цвета), ворот имел высокий, стоячий; рукав кафтана был узкий и длинный доходящий до кистей рук, застёгивался на пуговицу, но иногда был и свободным, выпуская из под себя наружу длинный рукав рубахи, скрывавший кисти рук. Как и платье все швы и края кафтана обшивались галуном. Кафтан обильно украшался вышивкой, иногда золотое шитьё заменяло на груди серебряные застёжки, в этом случае орнамент в вышивке был геометрический или близкий к нему по мотивам.

Платье (адыг. сай) адыгской женщины из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Её можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины, по крою эти два типа не имеют особых различий, но по способам украшения и цветовой гамме они были очень явными.

Платье молодой девушки

По цвету и крою шились и допускались в меру яркие тона — шёлк или бархат красных оттенков, парча, белые тона, но, никогда не использовались пёстрые и очень яркие ткани, пестрота в одежде считалась признаком дурного вкуса. Праздничное платье чаще было распашным с открытой грудью, по длине доходившим до пят. Способов ношения было несколько:

С поясом под платье (пояс надевался на кафтанчик и поверх уже надевалось платье). Застёгивалось такое платье шнурком, от груди и до пояса по краю ворота пришивали петли, по которым затягивался шнур крест на крест, оставляя между бортами открытым небольшое расстояние, но при этом плотно обтягивая платье по стану;

С поясом на платье. Платье застёгивалось на пуговицу у талии, или же на несколько пуговиц от груди до пояса и уже поверх подпоясывалось.

Длина рукава платья в большинстве обоих случаев доходила до локтя, край рукава украшался вышивкой или широким галуном, но так же шили платья с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. В таких случаях платье чаще носилось без нарукавных подвесок.

Край ворота украшался вышивкой или серебряными нашивками ( адыг. лъэныкъо чыIу), их количество зависело от формы — плоские, в виде фигурных бляшек (в большинстве по три с каждой стороны) или подвески миндальной формы (от 4 до 9 с каждой стороны). Так же спереди платья, у плеч были особые украшения в виде брошей (адыг. тамэтелъ) — распространёнными они были у западных адыгов.

Края платья по подолу украшались золотым шитьём, орнамент преобладал растительный в виде бардюров, отдельных растительных мотивов, реже преобладали зооморфные мотивы, солярные и геометрические знаки.

Все швы и края платья закрывались галуном из золотых нитей которые ткались в ручную.

Платье так же играло роль тёплой одежды, но в отличие от одежды взрослой женщины платье девушки никогда не украшалось и не подбивалось мехом, платье могло быть простёганным на вате или шерсти. Праздничное платье всегда шилось в талию, его крой соответствовал крою черкески и подчёркивал стан девушки.

Платье замужней женщины.

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку), в платье отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

Само платье по крою не отличалось от девичьего наряда, в редких случаях платье было закрытым или распашным, но с закрытой грудью. Все швы и край платья, так же как и в девичьем наряде, обшивались галуном. Тёплое платье женщин преклонного возраста подбивалось или украшалось мехом. Чаще простёганное на шерсти или вате платье про краю ворота, рукава и подола обшивалось дорогой пушниной. Такое платье надевалось поверх обычного, более лёгкого.

3.Пояс и нагрудные застёжки

Пояс. Адыгский женский пояс (адыг. тыжьын бгырыпх) не был обязательной частью костюма женщины (во многих случаях он отсутствовал), но имелся он в гардеробе как правило только у женщин и девушек из состоятельных семей. Возрастных различий в видах поясов не существовало, но взрослые и пожилые женщины отдавали предпочтения поясам с массивными пряжками, хотя такие же встречались и у молодых девушек.

С середины XIX века появляются новые формы пряжек на женских поясах. Эти пряжки сплошные, широкие, застёгиваются тем же способом, что и предыдущий описанный вид, но имеют значительные внешние различия. Такие пояса в большинстве продолжают сохранять сдержанность в орнаменте, характерную для черкесских мастеров, но появляются дополнения в виде сердолика, бирюзы, жемчуга и других камней; в некоторых пряжках наблюдается сложный орнамент, характерный для мастеров из Дагестана и Армении. Ближе к XX веку пряжки таких поясов становятся более узкими и изящными, украшаются не только чернью и камнями но и филигранью.

С начала XX века в моду черкешенок, как и большинства женщин Северного Кавказа, входят пояса с фигурными пряжками, полностью сделанные из металла. Эти пояса, как правило, состоят девяти скреплённых звеньев и венчаются спереди пряжкой сложной фигурной формы. Сохраняются и пряжки но только уже фигурной формы, на кожаных или бархатных ремнях.

Нагрудные застёжки. Нашитые спереди на груди кафтана продольные застёжки (адыг. тыжьын чыӀ), плотно посаженные друг ко другу, спускались от ворота к поясу, и их количество, как правило, составляло 16 пар. Застёгивались они на своеобразную литую серебряную петлю, застегнуть их возможно было только при натягивании, что говорит о плотном прилегании кафтана к фигуре. Верхняя застёжка, находившаяся под воротом кафтана, во многих случаях имела фигурную форму, сами застёжки были литые, украшались гравировкой и зернью, реже позолотой или чернью.

Традиционный костюм адыгов: больше, чем просто одежда

Традиционная адыгская женская одежда считается образцом красоты, элегантности и женственности. Вместе с тем она функциональна, оптимально удобно и экономно адаптирована к климату Северо-Западного Кавказа. Она, прежде всего, многослойна, что является результатом приспособления погодным условиям. Надевание и снятие одежды не представляет проблемы (хотя именно это, в старину, часто приносилось в жертву представлениям о красоте). Более подробно о традиционной одежде адыгов рассказала магистр Краснодарского государственного института культуры Алевтина Таус (Хут).

- Расскажите про женский гардероб адыгов

- Мужская одежда также украшалась орнаментами и металлическими деталями?

- Традиционная верхняя мужская одежда адыгов, черкеска, не богата на декоративные элементы. Из них можно отметить только газыри, имевшие в прошлом в основном утилитарное значение. Как известно, они служили для хранения зарядов для огнестрельного оружия. Можно предположить, что возникновение газырей сделало ненужной орнаментальную вышивку. Газыри заняли на черкеске ее место. Характеристика самой верхней мужской одежды, не считая её съемные атрибуты, как почти полностью лишенной декоративных элементов, актуальна для сравнительно недавнего, в масштабе истории Черкесии, времени.

На Северо-Западном Кавказе огнестрельное оружие получило широкое распространение только в XVIII в. С этого времени (по крайней мере, не раньше), следует отсчитывать существование газырей. Имеются свидетельства о наличии в прошлом декоративной вышивки на мужских головных уборах адыгов. Это практиковалось в период, когда были распространены матерчатые или войлочные шапки остроконечной формы.

Как уже отмечалось, появление газырей было связано с распространением огнестрельного оружия и необходимостью его быстрого заряжания. С 60-х годов XIX в. это обстоятельство перестало быть актуальным из-за прекращения военных действий, а для тех, кто нося черкеску, служил в российской армии, из-за изменения способа заряжания нового нарезного оружия. Однако газырницы к тому времени стали настолько привычным элементом черкески, олицетворяя ее мужественный дух, что без газырей она все равно не мыслилась. Для многих адыгов к концу XIX в. черкеска стала одеждой, надеваемой не каждый день, а по особым случаям. Благодаря этому она стала более нарядной. Главным образом это проявилось в использовании более ярких, чем в прежнее время тканей фабричного производства. Появились сравнительно скромные и неброские декоративные элементы.

- На Кавказе всегда большое внимание уделялось поясу, по нему можно было определить возраст и статус человека, расскажите об этом подробнее?

- Пояс к черкеске почти всегда был кожаным, сравнительно редко, у пожилых людей, встречался матерчатый из шелка или холста. Тонкий кожаный пояс был важнейшим местом концентрации орнамента в адыгском национальном костюме. Пояс украшали железные, медные или бронзовые пряжки и бляшки размером с монету или меньше. Орнамент наносился в основном чеканкой, хотя искусство гравировки также было знакомо адыгским мастерам.

Искусством чеканки, как правило, владели кузнецы. В условиях натурального хозяйства в Черкесии это было вообще единственное профессиональное ремесло, все остальное крестьяне делали для себя сами. Следует отметить, что украшались обычно праздничные пояса. Простые люди надевали его в особых случаях. Однако без, хотя бы повседневного пояса человек верхнюю одежду обычно не носил. Это объяснялось, помимо соображений приличия, ещё и утилитарным его значением. Пояс имел функциональную нагрузку, фактически, играл роль карманов или нынешнего разгрузочного жилета. На пояс к черкеске могли подвешиваться небольшие кисеты для хранения огнива, трута, пуль, других небольших предметов, и самый характерный элемент костюма — кавказский кинжал, служивший не только реально используемым оружием, но и статусным атрибутом свободного человека. В боевой обстановке кинжал дополняли пистолет и шашка.

- Расскажите подробнее про орнамент, каждый рисунок ведь имеет свое значение.

- На адыгский орнамент повлияли, по всей видимости, иные национальные виды орнаментов. Качественные ремесленные изделия в Черкесию с древних времён попадали с Черноморского побережья, которое, с конца XV в., находилось под контролем Турции. Прежде всего, на прикладное искусство адыгов оказал влияние арабский орнамент, под воздействием которого сложился турецкий орнамент, а через турецкий и адыгский. Адыгский орнамент, если его сравнивать с арабским и турецким, отличается меньшей степенью абстрагированности, хотя и в нем наблюдаются природные объекты, отраженные в художественных образах. Симметрия зачастую не соблюдается, как это присутствует и в природе. Среди изображаемых предметов часто встречаются рога животных, крупные животные целиком, стволы деревьев, чего никогда не было в турецком и, тем более, в арабском орнаменте. Растительные мотивы вообще угадываются в большинстве рисунков. В этом, несомненно, проявлялась любовь адыгов к щедрой природе родного края.

В адыгском орнаменте встречаются символические изображения, которые в ряде современных изданий трактуются как ведические символы солнца, плодородия и т. д. В некоторых узорах имеются сильно стилизованные изображения свастики — четырёх, шести и восьми конечной, серповидной и т. д. Хотя эти знаки, как правило, являются частью общего сюжета рисунка, и обычно сливаются с другими его линиями, они все же угадываются. Другой древний знак, символизирующий плодородие через слияние женского и мужского начала, — шестиконечная звезда, так же встречается в адыгском традиционном орнаменте. Помимо растительного, животного или тератологического мотива, в адыгском орнаменте присутствуют и геометрические фигуры, обычно симметрично сгруппированные. Как правило, они крупнее арабских, их форма сразу определяется. Но их символическое происхождение определить трудно. По всей вероятности, оно было давно забыто, и художники воспроизводили их, изменяя и дополняя, не вкладывая в них какой-либо глубокий сакральный смысл, а просто руководствуясь своим эстетическим вкусом.

- Многое о народе можно сказать по их традиционной одежде, вы согласны с этим?

- Традиционный адыгский костюм передавался из поколения в поколение. Его история тесно связана с историей народа. Она является одной из форм проявления национальной культуры. Она служит ценным источником для изучения материальной культуры, общественного и семейного быта и многих других важных проблем истории народа. Орнамент, являвшийся проявлением художественного творчества, имевший глубокую, пока еще мало изученную семантику, был важным элементом адыгского национального костюма. Он отражал возрастные, социальные, различия, этнические особенности, положение женщины и мужчины в семье, обществе, эстетические вкусы народа, исторические связи его с другими народами.

Материал Алины Дзыба рпубликован на сайте РИА КЧР.

Особенности адыгейского национального костюма

фото адыгейского национального костюма


Окончательный вариант своего костюма адыги продемонстрировали в конце восемнадцатого века. С тех времен он носит общее название — адыгафаша. До этого, как показывают результаты раскопок, свою одежду черкесы украшали золотыми и серебряными нитями, шили из дорогих и благородных тканей – бархата и шелка.

Современный костюм также нельзя назвать скучным и однообразным, его по-прежнему украшают узоры из золота и серебра, а предпочтительным цветом верхнего женского платья является красный.

Справка! Как и в большинство народных костюмов, национальная черкесская одежда имеет гендерное разделение. Мужская одежда носит название черкеска, женская – сае.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

женский адыгейский костюм


Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

мужской адыгейский костюм


Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

Читайте также: