Сочинение на тему национальная безопасность россии

Обновлено: 18.05.2024

В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие серьезные проблемы в современном мире непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.

Всё чаще стали возникать ситуации, которые требуют участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что объясняет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты, дают понять, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Постоянно растущий спектр угроз безопасности и их мировой, трансграничный характер предопределяет необходимость разработки и реализации дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

К основным объектам безопасности относили: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности: внешнеполитическая безопасность, военная сфера и оборона, внутриполитическая жизнь, экономика, социальная, культурная, юридическая, нравственная, духовная, миграционная, демографическая и т.д.

Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и другие.

В Стратегии отражены следующие сферы: внутриполитическая, экономическая, социальная, сфера науки и образования, международная, духовная, информационная, военная, оборонно-промышленная и экологическая сфера, а также сфера общественной безопасности.

В системе научных знаний общая теория национальной безопасности занимает важную интегрирующую роль. Многие гуманитарные и естественные науки разрабатывают средства и элементы обеспечения национальной безопасности как доктринально-теоретического, так и технического, институционального характера, которые, в итоге, образуют некую систему.

Под системой обеспечения национальной безопасности принято предполагать, именно силы и средства обеспечения национальной безопасности, включающие в себя: Вооруженные Силы Российской Федерации, а также другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и правоохранительная служба, федеральные органы государственной власти, которые принимают непосредственное участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; технологии, и технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе и телекоммуникационные каналы.

В ранее действовавшей Концепции национальной безопасности РФ предлагалась дефиниция национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

— повышение качества жизни российских граждан, при помощи гарантии личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, реализующийся, в первую очередь, при помощи развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— экология живых систем и рациональное природопользование, сохранение которых возможно за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, укрепляющиеся с помощью активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе немалое количество. В первую очередь, стоит указать на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, которые описаны в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Данные национальные интересы, на которых основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства и которые не противоречат основным идеям международного права, манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ.

Прежде всего, национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации. Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов.

— мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка;

— экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных.

Безусловно, перечисленные здесь национальные интересы – не весь перечень. Например, здесь не указаны такие долгосрочные национальные интересы, как сохранение Россией лидирующей роли в науке и образовании, культуре и просвещении.

Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам. Все национальные интересы взаимообусловлены. Например, защита прав и свобод человека неразрывно связана с такими проблемами, как развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения и др.

Завершая краткий обзор теоретических оснований обеспечения национальных интересов, следует отметить, что их правильная классификация зависит от идеологии каждого государства, от тех стратегических целей, которые оно ставит перед собой.

Взяв за основу традиции отечественной государственности, стратегическими целями Российской Федерации можно считать сохранение России в качестве самостоятельной, суверенной державы мирового уровня – полиэтнической и поликонфессиональной страны-империи; сохранение идентичности русского государствообразующего народа и других народов, проживающих в России, составляющих единую нацию; поддержание мировой безопасности и так далее. Эти стратегические цели являются определяющими для национальных интересов, с реализацией которых они могут быть достигнуты. Следует также отметить, что только лишь эффективная реализация национальных интересов приводит к национальной безопасности. Другими словами, национальные интересы являются стержнем безопасного состояния российской нации, ее смысловым наполнением.

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему.

На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:

1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Правительство РФ; Совет Безопасности РФ);

2) комитеты палат Федерального собрания РФ, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Гос. Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти.

Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:

— федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ и т.д.

— федеральное агентство по делам СНГ, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что Президент РФ играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения основополагающих видов безопасности. Президент РФ согласно Конституции РФ и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Россия – государство с самой большой территорией в мире. Страна, имеющая значительные мировые запасы основных природных ресурсов, обладающая большим интеллектуальным потенциалом, что должно благотворно сказываться на различных сферах деятельности государства в целом.

— обеспечение безопасности населения и территорий от техногенных катастроф и других стихийных бедствий;

Также, не стоит забывать, что для эффективного функционирования системы национальной безопасности, немаловажную роль играют демографические вопросы, поскольку общественное здоровье воздействует на социально-экономические факторы, и наоборот. К примеру, на современном этапе для России низкая продолжительность жизни, высокий коэффициент младенческой смерти, который превышают среднеевропейский уровень. Обоснование важности решения данных проблем, также изложено в основном документе, касающемся вопросов национальной безопасности, призванном улучшить текущее положение дел.

Главными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются социальные, политические и экономические преобразования, которые необходимы для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распор. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Гарант: информационно-правовой портал.

4. Дзержинский Ф.Э. Государственная безопасность [Электронный ресурс] : монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. — 250 с.

5. Метелев, С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально- экономические и правовые аспекты: монография / С. Е. Метелев. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 223 с.

6. Ницевич В. Ф. Национальная безопасность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Ницевич. – Орел: ОРАГС, 2014. – 87 с.

7. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А.А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 344 с.

8. Савицкий, А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире: учебник рекомендован УМЦ / А. Г. Савицкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.

9. Шейко, Э. М. Национальная безопасность: учебное пособие рекомендовано ДВРУМЦ / Э. М. Шейко ; каф.философии и политологии. – Хабаровск : РИО ДВАГС, 2011. – 94

Начало XXI в. ознаменовало собой начало нового этапа в развитии человеческой цивилизации. Представляется, что его содержания определяют факторы социально-экономического развития, связанные, с одной стороны, со стремительным развитием материально-технического прогресса, в результате которого человечество получает все больше возможностей для познания объективной реальности, а с другой – со стремительным ограничением известных человечеству природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

cамая серьезная проблема национальной безопасности.docx

Начало XXI в. ознаменовало собой начало нового этапа в развитии человеческой цивилизации. Представляется, что его содержания определяют факторы социально-экономического развития, связанные, с одной стороны, со стремительным развитием материально-технического прогресса, в результате которого человечество получает все больше возможностей для познания объективной реальности, а с другой – со стремительным ограничением известных человечеству природных ресурсов. Учитывая указанные факты, а также устойчивую тенденцию роста народонаселения мира, представляется, что в самом ближайшем будущем человечеству предстоит столкнуться с серьезными трудностями, поскольку очевидно не удастся обеспечить устойчивое прогрессивное развитие и удовлетворение потребностей для абсолютного большинства населения стран мира.

Характеристики социально- экономического развития, несомненно, оказывают существенное влияние на тенденции общественно- политической жизни, а также на государственную политику стран мира. Сегодня для обеспечения прогрессивного, конкурентоспособного развития того или иного государства необходимо эффективно реализовывать основные функции государства.

В этой связи необходимо отметить, что одним из важнейших направлений деятельности любого государства является обеспечение собственной безопасности, то есть создания благоприятных внешних и внутренних условий для поступательного развития.

Российская Федерация, являясь крупнейшей державой мира, в рамках которой развивается демократическая государственность, несомненно, не может не иметь долгосрочной продуманной доктрины обеспечения национальной безопасности. В настоящее время этот вопрос нормативно закреплен в принятой на правительственном уровне Стратегии обеспечения национальной безопасности. Этот документ является основополагающим при разработке конкретных направлений внутри и внешне политического развития нашей страны.

Необходимо заметить, что проблема обеспечения национальной безопасности нашей страны является чрезвычайно сложной, что детерминируется целым комплексом объективных причин, связанных как с географическими и историческими характеристиками нашей страны, так и с конкретной внутри и внешнеполитической конъюнктурой. С учетом чрезвычайной динамичности современного мира эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности во многом определяется способностью правительства оперативно реагировать на все новые вызовы и угрозы.

Проблем национальной безопасности у современной России множество. Представляется, что их условно следует разделять на внешние и внутренние. Так, внешние определяются существованием разнообразных глобальных проблем современности, таких как угроза загрязнение мировой экологической среды, терроризм, перенаселения планеты, распространение ядреных вооружений и т д. Внутренние детерминированы особенностями развития нашей страны. Как представляется, что хотя указанные проблемы имеют одинаковое важнейшее значение в контексте осуществления внутренней политики государства, все же наиболее актуальны внутренние проблемы и угрозы, поскольку именно они, в первую очередь, могут неблагоприятно повлиять на жизнедеятельность граждан российской федерации.

Представляется, что самой серьезной проблемой национальной безопасности Российской Федерации является уменьшения численности населения страны и его качественных характеристик.

Важность этого вопроса, на наш взгляд, определяется комплексным характером возможных негативных последствий дальнейшего развития проблемы. Так, продолжающаяся репопуляция населения Российской Федерации может привести, с одной стороны, к глобальному изменению роли нашей страны на геополитической арене, а с другой – спровоцировать острый кризис во внутригосударственном развитии, последствия которого могут иметь фатальный характер для отечественной государственности. Кратко проанализируем сущность и возможные последствия проблемы.

Итак, сущность указанной проблемы заключается с наличии двух одновременно развивающихся процессах, касающихся состава населения Российской Федерации: с одной стороны, происходит его естественная убыль, а с другой – ухудшается его антропологические и социальные характеристики.

Так, по результатам переписей населения, периодически проводимых в Российской Федерации, количество населения нашего государства катастрофически уменьшается примерно на 1 млн. чел в год. При этом показательно, что в наибольшей степени эти процессы развиваются в центральных регионах нашей страны, то есть там, где проживает русское население. Кроме того, качественные показатели населения также ухудшаются. Так, с каждым годом уменьшается средняя продолжительность жизни, увеличивается хроническая заболеваемость населения, растет число инвалидов в трудоспособном возрасте. Не стоит забывать, что неуклонно падают и такие демографические показатели качественного содержания, как уровень образованности и социальной адаптивности. Перечень аспектов указанной проблемы можно и продолжать. Однако, уже очевидно, что их последствия вполне сопоставимы с периодами убыли населения во время участия России, например, в мировых войнах.

Следует указать лишь некоторые из них. В первую очередь, убыль населения негативно влияет на возможность эффективно обеспечивать безопасность государства, что особенно актуально, учитывая масштабы территории нашей страны. Во-вторых, уменьшение количества нетрудоспособного населения имеет отрицательные социальные последствия. В этой связи очевидно, что трудовая и налоговая нагрузка на трудоспособное население в ближайшее время будет только возрастать, что может привести к острым социальным противоречиям. В-третьих, приток мигрантов и гастарбайтеров, который в последнее время только увеличивается, может осложнить национальный вопрос, который учитывая национальный состав населения нашей страны вполне может иметь фатальные последствия для государственности (что, кстати, уже неоднократно случалось). Наконец, в итоге депопуляция населения нашего государства вполне способна привести к потери статуса великой державы, что в условиях ужесточения конкурентной борьбы за мировые ресурсы будет неминуемо означать отсутствие перспектив для следующего поколения россиян.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что основная угроза нашей национальной безопасности кроется во внутреннем развитии страны. При этом нельзя сказать о том, что современное руководство не понимает сущности проблемы, однако меры, предпринимаемые для исправления ситуации, на наш взгляд, носят чрезвычайно ограниченный, половинчатый и неэффективный характер. Остается только надеяться, что эта ситуация изменится в самое ближайшее время, будет разработан эффективный концепт демографической политики, что, несомненно, станет главным залогом успешного и поступательного развития нашей страны в будущем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гнутов Станислав Александрович преподаватель

Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

В системе обеспечения национальной безопасности есть своя особенность-это специфика президентской формы правления. Свои особенности связаны с геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Национальная безопасность определена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, поговорим о субъекте и объекте опасности.

Объект безопасности - это то, что подлежит защите. Любая социальная организация порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой. Защита организаций входит в функции государства.

Национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

безопасность личности. Основными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;

общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;

государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В практической работе основное внимание уделяется следующим составляющим национальной безопасности Российской Федерации:

военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

экологической безопасности и охране здоровья населения.

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.


Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.

Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Таблица 6. Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах

Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельность международных террористических организаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

Читайте также: