Сочинение на тему морально этическую тему 9 класс огэ

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока №

Класс: 9. Предмет: Русский язык

Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Цель: Продолжить работу по формированию навыков написания сочинения-рассуждения 15.3.

Образовательные:

- развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи;

Воспитательные:

- вовлечение в активную практическую деятельность;

- формирование положительных представлений о нравственно-этических нормах, принятых в обществе ;

- формирование потребности общения с произведениями искусства;

Развивающие:

- развитие творческой, речевой и мыслительной активности;

- развитие навыков элементарного анализа художественного текста с опорой на вопросы учителя.

Планируемые результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- развитие способности самооценки действий, поступков;

- формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Метапредметные:

- развитие умения работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в нём информацию;

- формирование способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

- развитие художественно-образного типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

- проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

личностные УУД : совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: литература.

Тип урока: усвоение новых знаний .

Форма проведения занятия : урок развития речи.

Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, групповая работа, . самостоятельная работа.

Формы обучения:

- деятельностный способ обучения;

Дополнительные:

- раздаточный материал – текст П.С. Романова ;

Сценарий урока

Организационный этап

Психологический настрой детей на урок (деятельность учителя).

- Ребята, подготовка к экзаменам – наше общее дело. Результат ваш во многом зависит от психологического настроя. Существуют определенные универсальные рецепты повышения эффективности выполнения заданий в ходе подготовки к ОГЭ. Предлагаю с ними познакомиться. (слайд 1)

Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

ОГЭ – это важный этап в твоей жизни, но не последний!

Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.

Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.

Главное перед экзаменом – выспаться!

Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.

Будь уверен в себе!

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку (деятельность учеников).

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

- Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения. Почему.

- Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания.

- И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

- Так чем мы будем заниматься на уроке. Да. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта. (слайд 2)

Учащиеся записывают число и тему урока. (На данном этапе они понимают, почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.)

Актуализация знаний

- Какова схема построения сочинения-рассуждения? (слайд 3)

(Учащиеся актуализируют знания (рассказывают о структуре сочинения формата ОГЭ)

- Что такое тезис? (слайд 4)

(Опираясь на слайд, ребята рассказывают о каждой части сочинения)

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

3. - Что вы можете сказать о количестве абзацев в сочинении? Докажите ваши ответы с помощью критериев оценивания.

(слайды 5-7), Приложение 1

Ответы учащихся.

- Каждую часть начинаем с красной строки.

- То есть в нашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

- А лучше 4 , т.к. 2-ую часть можно разбить на 2-абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

(Доказывают с помощью критериев)

- Напоминаю, что за отсутствие абзацев снимают баллы!

Первичное усвоение новых знаний

Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Какую этическую категорию можно выделить из этой притчи? (записи учителем на доске – кластер).

- Объясните значение этого слова: Ценить что-то – значит считать это важным (слайд 8)

* это то, что важно для человека в определенном контексте;

* все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.

* это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. (записать в тетради)

- Что, по вашему мнению, можно назвать жизненными ценностями ?

- Какие жизненные ценности можно выделить?

- Могут ли они быть низменными? ( Учащие отвечают на заданные вопросы. Дискутируют.)

У каждого человека свои ценности. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого – семья, любовь; для третьего – духовное самосовершенствование. Система ценностей формируется ещё в детстве. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, люди, с которыми мы общаемся, прочитанные книги, просмотренные фильмы.

4. Первичная проверка понимания.

- Сочинение мы пишем по тексту. Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение, а вы во время чтения подчеркните ключевые моменты. (Учитель знакомит учащихся с текстом Романова Пантелеймона Сергеевича ). (слайды 10, 11)

ТЕКСТ (Приложение 2)

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

– (7)Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать?
(9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, – сказал он и засмеялся.

– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

– (26)Как по двести. – спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. – (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:


* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884–1938) – русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

- Как вы считаете, какая нравственная категория вынесена в задание 15.3?

(Учитель зачитывает задание 15.3)

Как вы понимаете значение словосочетания "жизненные ценности" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ".

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

- Как вы оцениваете поведение Поликарповны?

- Каковы, на ваш взгляд, ее жизненные ценности?

(Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.)

5. Первичное закрепление.

Работа над сочинением. Запись в тетради

Жизненные ценности – система приоритетов человека, определяющая его характер, цели, которые он перед собой ставит, его судьбу.

Физкультминутка

Для того чтобы передохнуть и снять напряжение, выполним следующие упражнения.

Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:

- найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;

- положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;

- найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;

- слегка помассируйте кончик мизинца.

б) - Переходим к аргументации (СК2). Как в предложенном для анализа тексте отражена тема жизненных ценностей?

Учащиеся формулируют аргумент 1. Примерный ответ.

Для Трифона Петровича главные жизненные ценности - это бескорыстная помощь, добрая память и вера в человека. Ему не составило никакого труда бесплатно отремонтировать крыльцо Поликарповны и привлечь других постояльцев. Видно, что Трифон Петрович в своей жизни руководствуется исключительно духовными ориентирами.

Поликарповне поначалу был симпатичен её постоялец, она так же, как и он, осуждала людей, думающих только о собственной выгоде. Но потом хозяйка поддалась всеобщему настрою и ею тоже овладела жажда наживы. Так, для Поликарповны материальные ценности оказались важнее духовных.

в) - Переходим к написанию второго аргумента. Давайте подумаем, в каком произведении поднимается вопрос о жизненных ценностях?

Учащиеся формулируют литературный аргумент.

г) - Наше сочинение почти готово. Необходимо только дописать заключение.

Предлагают свои варианты написания заключения.

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни, о чем они мечтают и к чему стремятся. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет судьбу человека. Жизненные ценности бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека?

Герой текста П.С.Романова Трифон Петрович с первого дня сумел завоевать расположение хозяйки, потому что оказался человеком простым, весёлым, отзывчивым. Для него главные жизненные ценности - это бескорыстная помощь, добрая память и вера в человека. Ему не составило никакого труда бесплатно отремонтировать крыльцо Поликарповны и привлечь других постояльцев. Видно, что Трифон Петрович в своей жизни руководствуется исключительно духовными ориентирами.

Поликарповне поначалу был симпатичен её постоялец, она так же, как и он, осуждала людей, думающих только о собственной выгоде. Но потом хозяйка поддалась всеобщему настрою и ею овладела жажда наживы. Так, для Поликарповны материальные ценности оказались важнее духовных.

Таким образом, человек сам решает для себя, какими жизненными принципами и ориентирами он будет руководствоваться. Главное - помнить о том, что от них зависит не только жизненный путь, но и взаимоотношения с окружающими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

- формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

- формирование нравственных качеств учащихся.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему, формирование мотивации.

- Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

-Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

- И второе важное условие – умение проникать в смысл

читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- На основе текста А. Алексина нам и предстоит написать своё сочинение (слово о писателе, чтение текста)

В 2014 году автору этих удивительных книг исполнилось 90 лет. В душе он, наверное, так и остался ребёнком.

(Текст читает ученик)

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы.

(2)К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкальную пьесу — бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.

(4)Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино — и грянул марш. (5)Но она не сумела доиграть до конца.

(6)— Где моя Чёрная Спинка? — вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил.

(8)—Она. была на кухне, — привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями. (9)— Здравствуй.

(10)Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(12) В кухне на окне стояла пустая клетка. (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.

(16)Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.

(18)— Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.

(19)— Нет. у нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (20)А вот зёрна.

(21)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…

(22)— Но ведь тут, на кухне, темно и жарко. и пахнет газом. (23)Зачем же вы её сюда.

(24)— Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25)Ну, в общем, мешала ей.

(26)— Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — всё так же тихо, избегая ещё главного вопроса, спросил Колька у Нели.

(27)— Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.

(28)— Недаром тебя в школе называют Писклёй!

(29)— Ещё бы… (30)Ведь я твоя сестра!

(31)— А ты мне не сестра… — выпалил Колька.

(32)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и, конечно, должна была внимательнее следить за больной птицей. (34)Она даже готова была вслух признать свою вину. (35)Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.

(36)— Как ты можешь так, Коля? (37)Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду, и эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.

(38)— Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (39)Елена Станиславовна опустила голову.

(40) Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец. (41) Колька качнулся. (42 ) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

(43) Она умерла. а не сдохла. (44) Умерла из-за вас! — крикнул Колька, сам еле сдерживая слёзы. (45) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча её впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор.

(46) Ничего не понимаю, — медленно произнесла Елена Станиславовна. — (47) Мы его так встретили. (48) Неля марш приготовила. (49) Подумаешь, птица.

(По А. Алексину)

Учитель:

Задание: (Слайд)

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

- Объясните значение этого слова:

Ценить что-то – значит считать это важным - А что такое « ценности

Словарная работа: приоритет, контекст (выписаны на доске заранее)

Ценить что-то — значит считать это важным;

ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте;

все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.

Учитель:

- Жизненные ценности человека формируются с самого детства. Они

оказывают непосредственное воздействие на формирование

- Какие жизненные ценности заложили в вас самих родители, учителя, книги? (ответы учащихся)

Среди основных жизненных ценностей человека можно выделить следующие:

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Конспект урока также содержит технологическую карту

ВложениеРазмер
urok1.docx 31.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.

1. Оргмомент. Приветствие класса.

2. Введение в тему, формирование мотивации.

- Ребята, вы уже хорошо знакомы со структурой экзамена по русскому языку. Из каких частей он состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения?

- Именно работой над сочинением - рассуждением мы и займемся сегодня на уроке.

( оформление классной работы в тетрадях )

-Давайте повторим композицию сочинения. С чего начинается сочинение?

(С вступления. В рассуждении вступлением является тезис, в нашем случае это будет формулировка понятия. Надо дать определение предложенного в задании слова.)

-Что пишем дальше в сочинении?

( Комментируем определение. Надо показать наши небольшие размышления в соответствии с заявленным тезисом.)

- Что далее пишем в сочинении?

( Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).

-Чем заканчиваем наше сочинение?

(Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

4. Работа с текстом при написании сочинения - рассуждения. Чтение текста.

-Важными условиями успешного написания сочинения являются умение проникать в смысл текста, а также владение определёнными приёмами его анализа. Сегодня нам предстоит написать своё сочинение по тексту Юрия Яковлева.

Слово о писателе. (доклад ученика)

Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Юрий Ховкин родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

- Перед вами находится текст. Прочитаем его.

- Назовите стиль данного текста. ( Художественный ).

- Какой тип речи использован в тексте? ( Повествование ).

-Определите тему данного текста. (Девочка смотрела телевизор и испугалась, увидев передачу о войне на экране)

Сама́нта Смит— американская школьница, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову в самый разгар холодной войны.

Уважаемый мистер Андропов,

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.

Искренне Ваша, Саманта Смит

Через 2 года, в 1985 году Саманта вместе со своим отцом погибла в авиакатастрофе. Ей было 13 лет.

5. Подбор материала к сочинению.

А теперь обратимся к заданию 15.3. Прочитаем его.

- Война. Нам нужно дать определение этого понятия. Существуют разные способы толкования слова .

Описательный –объяснение слова через описание признаков
Подбор синонимов и антонимов

Опора на состав слова, однокоренные слова

( борьба, вражда, военные действия, конфликт, столкновение, кровопролитие; мир)

-Попробуем самостоятельно дать определение понятия.

6. Работа со словарем.

- Обратимся к словарю.

Крылатые выражения о войне.

-Что несет война людям? Как люди всего мира относятся к войне? Какие вводные слова уместны в этой части сочинения?

7. Аргументируем тезис.

-Есть речевые клише, которые вы можете использовать для введения основной части сочинения. Посмотрим.

1-ый аргумент вы возьмёте из текста.

Составим план текста.

  1. Девочка смотрела телевизор.
  2. Началась передача о войне.
  3. Саманта испугалась.
  4. Она выключила телевизор.
  5. Девочка задумалась о том, что хорошо было бы выключить все войны.

- Какова основная мысль текста?

-2 аргумент берем из жизненного опыта. А что такое жизненный опыт?

-примеры из художественных произведений;

-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

-Хотят ли русские войны? Почему? (Недавняя война вошла в каждую семью. В каждой семье есть участники Великой Отечественной войны.)

Участвовали ли вы в шествии Бессмертного полка? С какой целью ежегодно проводится эта акция?

-Давайте вспомним, какие художественные произведения о войне вам знакомы.

8.Пишем сочинение. Групповая работа.

- А сейчас вы должны будете написать свою часть сочинения. Тезис и комментарий пишет 1 группа, 2 группа приводит первый аргумент; 3 группа приводит второй аргумент.

10. Делаем вывод.

-Вывод к сочинению – это общий итог, без него рассуждение будет незаконченным. Давайте вместе его сделаем.

11. Подведение итогов.

Подводя итог нашему разговору, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Словно крыша над землёю,

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою,

Общей крышей мы живём.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

В этом доме мы соседи

И хозяева с тобой.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жильё.

Потому, что на планете

Всё твоё и всё моё:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И тропинки, и травинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

- Что мы повторили на уроке?

- Что вам показалось сложным?

-Что вы считаете нужным запомнить?

-Доволен ли ты своей работой на уроке? ( Своей работой на уроке я доволен; не совсем доволен; не доволен, потому что . )

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предложенную тему.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, …- это.
По моему мнению,… - это.
Мне кажется, что …- это.
Я думаю, что … - это.
Что такое …? Я считаю, что.

2. Переход к аргументам.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем текст…

Обратимся к тексту …, в котором говорится о.

Именно о … и говорится в прочитанном тексте.

Автор (с горечью, с восхищением, с уважением) рассказывает о…

Слова (мысли, поступки) героя показывают, что …

Писатель (осуждает, одобряет) поступки героя.

Автор подводит нас к мысли, что…

Автор убеждает нас…

Писатель акцентирует наше внимание на…

Автор предупреждает читателей о том, что…

Писатель искренне (огорчен, восхищен) тем, что…

Автор заставляет нас задуматься о…

Автор подводит нас к мысли, что…

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

Размышляя над вопросом, что такое …, хочу рассказать

о случае из своей жизни.

В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, мы убедились, что.
В заключени е я хочу сказать, что.

Технологическая карта урока

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

(понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Актуализация ведущих знаний и способов действий

1. Повторение схемы сочинения-рассуждения:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

III. Работа с текстом и его анализ.

Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

2. Учитель задает вопросы классу:

- Какова тема этого текста? - Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи автор использует в тексте?

- Какова основная мысль текста?

3. Рассматривают требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания).

(умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

IV. Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом

Учитель задает вопросы классу:

- Что значит дать определение слову?

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ВОЙНА

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова?

Словарная работа по группам.

Учащиеся обращаются к словарям С.И. Ожегова и

Подбирают синонимы к слову ВОЙНА. Обращаются к словарю синонимов

Подбирают антонимы к слову ВОЙНА

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

V. Проверка выполнения задания

Выступления учащихся от каждой группы

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

VI. Работа с текстом.

Учащиеся дают комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами, обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем).

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

VII. Проверка умений, полученных в процессе работы.

Написание частей сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Регулятивные (прогнозирование и получение конкретного результата).

(умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные (формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности).

(понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста).

VIII. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности?

Анализ и оценка проделанной работы

(анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи).

(осознание значимости урока).

IX. Задание на дом. Работа с сочинениями

Задание на выбор ученика.

1.Отредактируйте получившиеся тексты ученических сочинений.

2. Самостоятельно напишите сочинение 15.3 по тексту. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке.


Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015).

Бинарный урок. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Актуальная тема для подростков. Понятие "зависть". Подготовка к сочинению-рассуждению. Развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения.

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия.


Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно".


Конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению "Книга - наш друг и советчик"

Материалы урока позволяют учащимся вспомнить основные элементы текста рассуждения. Приводятся примеры рассуждений, рассуждения "от противного". Для облегчения работы учащимся предлагаются ре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения, выявить умения понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- расширение и углубление знаний по культуре речи;

- предупреждение орфографических ошибок;

- формирование умения создавать собственное высказывание;

- развитие творческой, речевой и мыслительной активности, умения выражать личностное отношение к теме;

- формирование нравственных качеств, таких как: милосердие, отзывчивость, человечность.

Введение в тему, формирование мотивации

Мы все с вами знаем, что предстоят испытания – это экзамен по русскому языку.

Вы уже хорошо знакомы со структурой экзамена.

Структура экзаменационной работы

Часть 1. Прослушать текст и написать изложение.

Часть 2. Провести различные виды анализа слова, предложения, текста.

Часть 3. Дать письменный развернутый аргументированный ответ на одно из трех заданий. Написать сочинение - рассуждение.

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения?

(написание сочинения – рассуждения)

Поэтому сегодня на уроке будем учиться писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 9.3)

На уроке постараемся сформировать навыки написания сочинения – рассуждения, научимся понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы и углубим свои знания по культуре речи.

- Для начала давайте вспомним, что такое рассуждение?

Рассуждение - это тип текста, который представляет собой аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения – поставленные проблемы и пути их решения.

Виды рассуждения

- Какова композиция сочинения – рассуждения?

Композиция сочинения – рассуждения

2. Аргументы, Доказательства.

Работа с текстом.

Для написания сочинения – рассуждения обратимся к тексту Владислава Крапивина ( текст взят из сборника типовых заданий под редакцией И.П.Цыбулько 2021 год, вариант 14).

- Что вам известно о Крапивине?

( Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году, умер – в 2020, советский и российский детский писатель, педагог, поэт, сценарист, автор около 250 рассказов, повестей, романов для детей и юношества).

Чтение текста ( текст читают учащиеся)

Задание к нему следующее:

Итак, работаем над понятием Доброта.

Обращаю ваше внимание на композицию сочинения.

Композиция сочинения

Вступление. Толкование значения слова.

А) первый пример (из текста)

Б) второй пример ( из жизненного опыта)

Примечание . Кроме этого понятия, на экзамене встретятся и другие. С ними можно ознакомиться в открытом банке заданий ФИПИ. Я немного облегчила вашу работу. У вас на столах лежит словарь понятий. Вы познакомитесь с ним самостоятельно и после урока.

К каждому понятию даётся ещё тема или несколько тем, на которую нужно написать сочинение.

Так вот, с понятием доброта предлагаются следующие темы:

1.Что значит быть добрым?

2.Какого человека можно назвать добрым?

3.Какие поступки характеризуют доброго человека?

- Что же, приступаем к написанию сочинения.

Часть 1. Вступление. Дать толкование значения.

-Существуют следующие способы толкования значения слова:

1.Перечисление основных признаков.

2.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

-Как вы думаете, что такое доброта?

(доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему – либо)

- Где ещё можно узнать значение этого слова?

(Толковый словарь Ожегова: доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

(Познавательная Википедия: доброта – это положительное качество человека, проявляющееся в его благих намерениях и поступках по отношению к другим людям. Однако стоит понимать, что такие поступки должны делаться от чистого сердца, безо всякой выгоды и корысти.)

-Чтобы все время не использовать слово Доброта, можно его заменить синонимом.

Повторение. Что такое синонимы?

(Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи)

Словарь синонимов: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность, кротость, отзывчивость, благодушие, благость (устар.)

- Как же правильно теперь оформить данное определение во вступлении?

Оформление тезиса

Можно начать с вопроса: Что такое доброта?

Затем можно использовать типовые схемы словосочетаний и предложений

(смотреть памятку)

- на мой взгляд,… - это…

- по моему мнению, … - это…

- мне кажется, что… - это…

- я думаю, что… - это…

- что такое … ? Я считаю, что…

Возможные варианты

Как я понимаю значение слова доброта? На мой взгляд, доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Если люди так относятся друг к другу, значит, их можно назвать добрыми. Чтобы подтвердить сказанное мною, я обращусь к тексту Владислава Крапивина.

Последнее время я часто слышу слово доброта. В значении этого слова помог мне разобраться толковый словарь русского языка Сергея Ожегова. Из него я понял, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Из всего этого возникает другой вопрос: что значит быть добрым? Ответить на этот вопрос поможет отрывок из текста Владислава Крапивина.

Аргументы - примеры. Работа с текстом.

Перечитать текст (текст читается учащимися)

Комментарий

Ребята заскучали, потому что все игры были перепробованы, захотелось сделать что-то важное, полезное, они почувствовали, что могут сделать что-то доброе, что их помощь кому-то нужна.

Несмотря на то, что бабка Наташа была неподходящая, потому что она ребят просто видеть не могла, они остановились на ней.

Каждый из ребят внес свою лепту в общее дело.

Ребята почувствовали важность сделанного. Не только новая дверь полыхала оранжевым пламенем и сияла на солнце. Главное, что было растоплено сердце бабки Наташи, суровость её растаяла, и она тоже сияла.

Примерное оформление первого примера

Автор в тексте говорит о том, как ребятам захотелось сделать что-то важное, полезное. Об этом мы узнаём из предложения 3. В предложении 36 сообщается, что они решили попробовать помочь бабке Наташе, у которой домишко был старый и калитка была старая. Каждый из ребят сделал доброе дело: кто доски собрал, кто опилил концы, Стасик притащил петли и щеколду, Вика отыскала краску (предложения 71-77). Было сделано доброе дело, от которого, как говорится в предложениях 80-81, дверь сияла на солнце, и бабка Наташа тоже сияла, вся суровость ее растаяла.

Из жизненного опыта

- А что такое жизненный опыт?

Жизненный – это близкий к жизни, к действительности, реальный.

Опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, приобретённых в действительности, реальной жизни.

Значит, жизненный опыт – это совокупность знаний, навыков, умений, приобретённых в действительности, реальной жизни.

- Из чего можно черпать знания, умения, навыки для своего собственного жизненного опыта?

1. Чтение художественной литературы.

2. Жизненные наблюдения.

3. Истории из жизни поселка, села, города, страны.

4. Средства массовой информации (СМИ)

- Какие художественные произведения вы можете назвать?

(Особенно запоминается образ Лидии Михайловны, учительницы французского языка. Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям не позволили ей пожалеть о случившемся – потере работы. Её добро было бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.)

История из жизни семьи

( Мне родители как-то рассказывали, что у нас в селе жила одинокая женщина. Звали её Матрена. Она была очень добрым человеком, всем помогала то картошку выкопать, то за малыми детьми присмотреть. А в последние годы она ездила в детский дом к одной девочке, дарила ей подарки, ходила с ней на прогулки, учила читать и писать. Когда не стало этой женщины, село наше словно потеряло частичку своей души.)

Пример из СМИ

- Много ещё примеров можно привести на проявление доброты, милосердия, добродушия. Но давайте подведём итог сказанному. Это и будет нашим выводом.

При оформлении вывода можно использовать следующие типовые схемы словосочетаний и предложений:

- исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что…

- таким образом, я (мы) убедился (убедились), что…

- в заключение хочу сказать, что…

Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что в жизни надо делать добрые дела, быть милосерднее и человечнее друг и другу, чтобы мир вокруг нас стал лучше и прекраснее.

Когда самостоятельно будете писать сочинение, помните:

Надо писать так сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение – вывод не противоречили друг другу.

Домашнее задание. Творческое задание : написать сочинение – рассуждение по данному тексту.

Примерное сочинение

Как я понимаю значение слова доброта? На мой взгляд, доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Если люди так относятся друг к другу, значит, их можно назвать добрыми. Чтобы доказать правильность моей мысли, обращусь к тексту Владислава Крапивина.

Автор в тексте говорит о том, как ребятам во время каникул захотелось сделать что-то важное, полезное. Об этом мы узнаём из 3 предложения. Они решили попробовать (предложение 36) помочь бабке Наташе, у которой дом был старый и калитка тоже старая. Каждый из ребят сделал доброе дело (предложения 71-77): кто доски собрал, кто концы опилил, Стасик притащил петли и щеколду, Вика отыскала краску и покрасила дверь. Было сделано доброе дело, от которого, как говорится в предложениях 80, 81, дверь сияла на солнце, а самое главное, бабка Наташа тоже сияла, вся суровость её растаяла.

Не так много случаев проявления добродушия, отзывчивости есть в нашей жизни. Но они всё же есть. Вспоминается рассказ родителей о том, как в нашем селе жила одинокая женщина. Звали её Матрёна. Она была очень добрым человеком, всем помогала то картошку выкопать, то за малыми детьми присмотреть. А последние годы ездила в детский дом к одной девочке, дарила ей подарки, ходила с ней на прогулки, учила её читать и писать. Когда не стало этой женщины, наше село словно потеряло частичку своей души.

Проанализировав примеры, я прихожу к выводу, что в жизни надо делать добрые дела, быть милосерднее и человечнее друг к другу, чтобы мир вокруг нас стал лучше и прекраснее.

В последнее время я часто слышу слово доброта. А что такое доброта? Разобраться в этом понятии мне помог толковый словарь русского языка. В нем я прочитал, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Если человек поступает так, значит, его можно считать добрым. О таких людях много написано в книгах. Владислав Петрович Крапивин тоже рассказал о хороших ребятах. Постараюсь доказать это примерами из текста.

В отрывке Крапивина говорится о том, как друзья на каникулах заскучали, и им захотелось сделать что-то полезное, помочь кому-нибудь. Об этом я узнаю из 3 предложения. Приняли важное решение (предложение 36) помочь бабке Наташе, несмотря на то что она ребят просто видеть не могла. Взялись сделать доброе дело – починить старую калитку. И закипела работа. Каждый из ребят внёс свою лепту в общее дело. В предложениях 71-77 говорится о том, что кто-то собрал доски, кто-то опилил концы, Стасик притащил дверные петли и щеколду, Вика отыскала краску. После такого поступка ребят дверь сияла на солнце (предложение 80). А самое главное, что бабка Наташа тоже сияла (предложение 81), вся суровость её растаяла.

Можно ещё много приводить примеров, но вывод будет один – нужно спешить делать добрые дела, ведь человек жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим. Доброта – это основа нашей жизни.

Читайте также: