Сочинение на тему монастырь

Обновлено: 05.07.2024

Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.

И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.

К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.

Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

Мцыри – молодой юноша, который предстает перед нами в роли борца.

На протяжении всей поэмы Мцыри не устает бороться с несправедливостью судьбы. Его впечатления пропитаны отчаяньем, угрюмостью и огромной тоской. Но в тоже время он не теряет веры в жизнь, наслаждается каждым моментом проведенным на воле. Восхищается обворожительной природой Кавказа, забывая о всех своих печалях.

В монастырь Мцыри попал в детстве как пленный. Со временем он освоился и его насильно крестили. Не зная полноценной жизни, свободы, бескрайних просторов. Всю жизнь он видел только стены монастыря.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Но всё-таки, после познания прекрасного, понимает как удивителен мир и жалеет о том, что никогда не увидит лучшей жизни. Мцыри мечтал найти свою родину и родственников, увы, но этим мечтам не суждено было сбыться.

Большая проблема общества – безразличие. Можно только догадываться о том, как сложилась бы судьба Мцыри, если бы какой-нибудь человек любил, воспитывал и заботился о нем, как о родном ребенке. К сожалению, не нашлось такого человека, и в обществе наш герой был одинок. Скорее всего именно людское безразличие воспитала и повлияла на судьбу Мцыри.

Образ монастыря в поэме мцыри

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором
необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша.
Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических
черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя
помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не
только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их.
Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях,
намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и
искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу
или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три
блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть.. .

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил..

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает
раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив
Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для
героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри
очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми.
Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации
выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может
быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он
выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на
родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение
в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой
его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит
в себе силы признать свое поражение и умереть

Сочинение на тему Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно

Монастырь как символ неволи

Он еще раз убедился, что мир прекрасен, а человек рожден для свободы. А также, встретив и победив в жестокой схватке царственного зверя, он сам себе доказал, что достоин зваться сыном своих предков. За три дня Мцыри удалось испытать гораздо больше волнений, чем за многие годы жизни в монастыре. Он был ошеломлен яркими красками природы, необычайными звуками, бескрайним небом, и даже тем, как много опасностей таится вокруг. Встреча с барсом символизировала жизненные препятствия, которые возникают на пути у каждого человека. Впечатлила его сулившая радости любви встреча со статной грузинкой. Но у него была другая цель. Поэтому, превозмогая тоску, он продолжал свой путь.

Будучи заточенным в стенах монастыря, он не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Даже умирая, он пожелал оставаться свободным и продолжал мечтать о родном крае. Смысл жизни Мцыри крылся в преодолении духовной тюрьмы и в том, чтобы даже за короткую жизнь пронести могучую страсть к свободе.


Научные доклады

Что такое монастырь?

Монастырь по сути является домом для монахов. Это маленький город со своим уставом и бытом. Монахи, живущие в нем, придерживаются государственных законов и духовных. Монастыри располагаются как в черте города, рядом с ним или вдали от него. Они разного размера – от крошечного двора, где обитает всего несколько монахов и до крупной Лавры с сотнями иноков.

Для чего создавались монастыри?

Монастыри создавались для людей, которые душой оставили этот грешный мир. Вмиру они оставили привязанности,вещи, земные притязания,обретясебя новых. Монахи видели в нем ограду и опору Новой жизни, которая должна была стать равноангельской.

Как живут в монастыре?

Устав каждого монастыря свой. На территории одной святыни монахи ведут разную аскетическую и молитвенную жизнь: по своему призванию, по силам. Однако центральное место в распорядке дня занимают богослужения и молитва. День в монастыре может быть таким:

  • В 5-6 утра начинаются утренние богослужения. Продолжительность зависит от устава монастыря и дня. Так, в обычный день утренняя служба заканчивается в 9 утра, а в праздничные продолжаются до полудня.
  • По окончанию утренней службы следовал завтрак (трапеза). После короткий отдых и послушания. Кто-то следит за чистотой территории монастыря, кто-то ухаживает за садом, некоторые занимаются столярными роботами или убирает в хлеву. Найдется работа каждому.
  • В обед трапеза и снова послушания.
  • В 16.00-17.00 начинаются вечерние службы, длящиеся три и больше часов.
  • После вечерней трапезы монахи немного отдыхают и совершают перед сном келейное или общее молитвенное правило.

Кто живет в монастырях?

Людей, обитающих в монастырях, называют насельниками. К ним относятся:

  1. Монахи. Они представляют собой костяк монастыря. Каждый из них имеет свою степень монашества.
  2. Послушники. Это те люди, которые готовятся стать монахами. Монастырь несет духовную ответственность за человека.
  3. Трудники. Это те же послушники, только ставшие на духовный путь. Они вместе с послушниками исполняют послушания. Но не все проходят свой путь до конца, понимая, что имел о монашестве неверное представление и возвращается в мир.
  4. Гости и паломники. Это временные постояльцы монастыря. Однако бывали случаи, когда паломники ставали монахами, ощутив свое призвание в этом святом месте.

Постройки монастыря

Обязательно при любом монастыре должно быть строение — домик и храм, где будут обитать монахи. Комната монаха называется келлия. Преимущественно все зависит от размера монастыря, а также места расположения.

В среднем в комплексе монастиря когут бать такие пост ройки как:

  • Территория монастыря. Она обязательно ограждена. Раньше святыня играла роль крепости и была обнесена крепкими, каменными и высокими стенами.
  • Центральный храм, собор. Это место, где происходят все богослужения.
  • Храм. Они используются редко, только во время крупних праздников или в значимые дни для монастыря.
  • Братский корпус. Это дом с келлиями – комнатами послушников и монахов.
  • Столовая или трапезная.
  • Гостевой дом для паломников или архиереев, монахов с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка с иконами, свечами, книжками и церковной твар’ю на продажу.
  • Другие здания типа воскресной школы, издательства и так далее.

Маленький Мцыри жил когда-то в горах Кавказа со своей семьей. Ребенку было 6 лет, когда его взял в плен русский офицер. Понимая, что маленький горец не выдержит долгого пути, офицер оставил Мцыри в придорожном монастыре. Там старый монах взял ребенка на свое попечение, сделавшись его наставником. В стенах обители Мцыри провел большую часть своей жизни.

Перед постригом, который окончательно сделал бы Мцыри пленником монашеской обители, герой покидает стены своей тюрьмы, чтобы отыскать дорогу к родному Кавказу. Однако на свободе молодой горец пребывает все три дня, но эти три дня становятся самыми счастливыми временем его недолгой жизни. Мцыри по-настоящему ощутил себя счастливым, лишь покинув стены ненавистной им тюрьмы. Но тщетны оказываются попытки юноши отыскать дорогу к родному аулу.

Мцыри встречает барса, в схватке с которым выходит победителем. Однако дикий зверь наносит юноше смертельные раны, от которых Мцыри теряет сознание. Вскоре раненого юношу монахи приводят обратно в обитель. Оказалось, что Мцыри, три дня блуждая на свободе, вернулся к стенам своей тюрьмы. Герой находится при смерти, он исповедуется старому монаху, своему настоятелю. Юноша не жалеет, что покинул монастырь. Он грустит лишь о том, что его похоронят не на родине. Мцыри просит монахов отнести его в сад, откуда виден Кавказ.

Свободолюбивая натура горца не может найти свой приют в теле монаха. Этот конфликт становится основной темой поэмы Лермонтова. Три дня, проведенные на свободе, становятся для Мцыри намного ценнее дней жизни в монастыре. Можно сказать, что молодого горца убивают не раны, полученные им схватке с барсом, а то отчаянье, которое он испытал, вернувшись обратно в свою тюрьму.

Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова рассказывает читателю историю о маленьком горце, живущего длительное время в монастыре. Благодаря этой поэмы люди задумываются, что значит быть свободным, и почему Мцыри так желал её приобрести.

Когда-то юного Мцыри взял в плен русский офицер и затем оставил в монастыре, так как ребёнок был слабым и больным.

Юноша Мцыри рос в монастыре, воспитывая монахами. Казалось, что юноша счастлив, накормлен и имеет кров над головой. Но на самом деле ребёнок не был веселым и часто избегал окружающих людей. Спустя годы юноша выучил местный язык. Монахи его крестят. Монастырь для юноши, как тюрьма. Он мечтает вернуться в родительский дом, ведь они считают его погибшим. Спустя длительного времени пребывания в монастыре, юноша дает себе слово, что он будет свободным и увидит свою Родину. Его семья живет далеко, на Кавказе. Он мечтает увидеть её и обнять своих родителей.

Его готовили к постригу, он должен стать монахом. Но он не хочет принять постриг и совершает побег. Он убегает во время сильной грозы, его она не страшит. Перед ним стоит определенная цель – увидеть родной очаг, свою семью и друзей. Он мечтает увидеть свою Родину.

Несколько дней Мцыри был свободным. Он встречает красивую девушку, которая поразила его своей красотой. Он одерживает победу над диким барсом. Он восхищается окружающей природой. Он счастлив уже от того, что он свободен. Казалось бы, вот-вот и его мечты осуществляться.

В итоге он не достигает своей цели и мечты, уставший, голодный, израненный юноша заболевает. В результате болезни он теряет сознание. Он отчетливо понимает, что родные края ему уже не увидеть. Именно уставшим, потерянным находят его монахи и увозят снова в монастырь. Мцыри находится при смерти. За ним ухаживают монахи, пытаясь ему помочь. Но Мцыри готов умереть, лишь бы не жить в монастыре. Он исповедуется монаху о том, что хотел быть свободным. Он открывает ему истинную причину своего побега. Монахи выполняют последнюю просьбу юноши – он просит монахов перенести его в сад, откуда видна далекая Родина. Он умирает, но он счастлив, что, три дня был свободным человеком, хотя, так не увидев своих родителей, друзей и родную землю.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь Мцыри в монастыр

Популярные сегодня темы

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни

Франц Шуберт — австрийский композитор. За свою недолгую жизнь им было создано множество произведений, однако, известности музыкант смог добиться только после своей смерти.

Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Монашество на земле возникло лишь в IV веке. Люди начали уходить в пустыню, так как понимали, что мир их тянет вниз.

Монастыри начали появляться в начале 3 века н.э.

4-5 века н.э. дали миру много известных подвижников благочестия:

  • Антоний Великий
  • Макарий Египетский
  • авва Моисей
  • авва Пимен
  • другие святые

Лучше других регионов, приспособленных к монашеской жизни, был Египет. К концу 4 века в "великой пустыне" насчитывалось более 5 тыс. монахов.

Основателем отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий.

Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

По подчинению монастыри бывают:

  • ставропигиальные
  • епархиальные
  • приписные

Монастыри могут располагаться где угодно: в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах , в лесу .

Монастыри могут быть мужскими и женскими . Они могут быть маленькими и большими, например, как Лавра.

Все зависит от количества его жителей (насельников).

В монастырях живут:

Послушники - это люди, которые живут в монастыре и готовятся стать монахом. Но не всякий послушник может стать монахом.

Трудники - это люди, которые пришли в монастырь с желанием пожить, выполнять послушание в монастыре и проверить свои силы, духовный порыв стать монахом.

Гости, паломники - это временные для монастыря "постояльцы". Некоторые люди приезжают в монастырь, чтобы пожить, поработать, помолиться вдали от мира, от мирских искушений. Побыть ближе к Богу, уравновесить свое духовное состояние.

Монастырь - это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Для мирян монастырь - это возможность увидеть другую жизнь, не светскую, а построенную по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Монастыри существуют в буддизме, индуизме, христианстве : православная и католическая церковь, монофизитские течения.

Монофизиты — традиционное название тех, кто отрицает присутствие в Иисусе Христе двух равноправных природ (божественной и человеческой).

В Уставе Русской Православной Церкви написано:

В структуру действующего монастыря входят:

  • несколько церквей
  • колокольня
  • корпус игумена
  • жилые корпуса (братские кельи)
  • хозяйственные постройки
  • бытовые постройки
  • гостиница для паломников (в некоторых монастырях).

В некоторых монастырях есть свои СКИТЫ и ПОДВОРЬЯ .

1. Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом.

Скит имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников.

Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни.

2. Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями.

Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Есть монастыри открытого типа (для паломников), есть закрытого типа (доступ паломников 1-2 раза в год).

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Монах - это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это - не его выбор, это - его призвание.

Монашество - это служение всей жизни.

Монахи ушли из мира, но в монастыре они несут важное социальное служение.

Монах дает обеты безбрачия (целомудрия), послушания и нестяжания.

Обет безбрачия.

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.

Обет послушания.

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания.

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.

Степени монашества.

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее — схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество — действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор.

Послушания в монастыре.

Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре , какой-либо работы.

В монастыре говорят, что послушание - превыше поста и молитвы.

Подчинив свою волю Божьей воле, человек воистину будет всегда пребывать с Богом. Этого не смог сделать Адам и не выполнил ветхозаветный Израиль.

Эта возможность появилась только тогда, когда мы получили благодатные дары по искуплению грехов человеческих самим Спасителем. Христианское послушание - это исполнение Божьей воли и более ничьей, например, человеческой. Необходимо это четко понимать.

Молитва в монастыре.

Молитва в монастыре имеет три направления:

  • Богослужения
  • Молитва в келии
  • Молитва во время послушания и вообще

Любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе.

Такой строгости в монастырях, где мало насельников, нет.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Монах не может находиться без молитвы ни минутки.

Он постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Для чего нужны монастыри?

Монастыри – места особой благодати, где верующие люди могут ощутить присутствие Бога на земле и научиться праведной жизни.

Монастырь – это крепость, оплот, просвещение.

У современных людей очень много разной информации. В монастыре человека наставят, направят на нужный путь. В монастырь можно прийти поговорить, получить обоснованные ответы.

Многие боятся монастыря, хотя монашество – это мир и любовь.

Монастырь в любом городе – это оазис, святое место, которое освящает то, что его окружает. Города основывались вокруг монастырей. Обычно монастырь в сердце города. Он важен как оплот, как крепость, как место, которое свято и освящает все вокруг. Людям это необходимо.

Это святое место притягивает человека, ему хочется войти, отделиться от городского шума и суеты и присоединиться к святой тишине, к святому месту, почувствовать присутствие Бога.

Когда-то владыка Антоний рассказал один случай.

Монастыри в городе – это оплоты, в которые мы приходим, как утопающие – на корабль спасения. Многие люди рассказывали о том, как они впервые пришли в монастырь, и, почувствовали святость и красоту, что заполнило пустоту их души.

Читайте также: