Сочинение на тему мистика в портрет

Обновлено: 08.07.2024

Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: «это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.

Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью “отвратительного человека”. Он отвергает художников, у которых “самая природа… кажется низкою, грязною”, так что “нет в ней чего-то озаряющего”. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова “черт”, “дьявол”, “тьма”, “бес” оказываются в повести речевой рамой портрета.

Пушкин в “Пиковой даме” по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.

Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы…” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.

Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

В одной из отдаленных деревень Малороссии, в низеньком домике жили два старичка прошедшего века — Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна Товстогубиха. Ему Читать далее

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь Читать далее

Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант Читать далее

Одна из таких закономерностей состояла в том, что гротеск начинал все более и более тяготеть к сатире. Если на первых порах обращение писателей к гротесковым Читать далее

Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя – видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе в повести “Портрет”. Для того чтобы понять их сущность, лучшего всего исследовать их связь с народным творчеством­ и объективной реальностью, которая окружала писателя.

За основу своих произведений Гоголь часто брал народные сказания, которые не имели никаких научных доказательств, и превращал их в целостные истории.

В 30-е годы XIX века тема мистицизма была

для него особенно актуальной. Кроме того, в этот период он часто писал о людях творческих – писателях, художниках, музыкантах. Все это в значительной степени отразилось в его повести “Портрет”.

В ней автор описал жизнь и судьбы двух художников из разных городов. Несмотря на разницу в характерах, оба они столкнулись с загадочным портретом ростовщика, который приносил всем несчастья. В том, как они поступили с ним, также проявилась разница характеров героев.

Первый воспользовался им, чтобы разбогатеть, буквально продав душу дьяволу. А Второй, наоборот, предпочел найти и уничтожить портрет, чтобы

он больше не приносил людям беды. Нужно отметить, что мир Петербурга у писателя совершенно реальный и узнаваемый, такой, каким он ему всегда виделся.

Однако ради интриги он ввел в него немного фантастических, ускользающих от понимания элементов. В первой части произведения мы знакомимся с молодым, талантливым художником, который никак не может самостоятельно расплатиться с долгами по квартире.

Чартков А. П. мало зарабатывает и живет в бедно обставленной комнате. Время от времени он скупает понравившиеся ему картины и приносит их домой. Так, он нашел портрет старика-азиата, который при ближайшем рассмотрении был совсем как “живой”.

Он его приобрел за двугривенный, а в итоге изрядно разбогател, так как из рамы портрета на следующий день выпал мешочек с деньгами. Чартков этой неожиданной находке обрадовался. Он даже не подумал, чем может обернуться его “богатство”.

Вскоре он переехал в роскошные апартаменты, стал одеваться как франт, писать под заказ дорогие картины, не прикладывая особых усилий. Такое положение дел героя устраивало. Но реальность была такой, что ничего не дается просто так. За свое материальное благополучие он заплатил потерей таланта, а впоследствии и смертью души.

Как мы узнали из второй части повести, портрет этот был непростой.

Ростовщик, изображенный на нем, и при жизни приносил людям много бед. Все его должники либо сходили с ума, либо становились жутко ревнивыми, завистливыми. Так или иначе, у них у всех умирала душа.

С одной стороны, автор прав. Часто в погоне за деньгами, мы теряем свои лучшие качества. Но все-таки главной линией в произведении остается мистика, поэтому в конце портрет каким-то странным образом пропадает с аукциона.

Сюжет всей повести связан с фантастичным портретом ростовщика, из-за которого с людьми происходят значительные изменения. Художник Б. рассказывает несколько конкретных примеров воздействия портрета ростовщика на жизни и характеры богатых, влиятельных и знаменитых людей, говорит, что таких ситуаций среди представителей простого народа было еще больше. Первая часть повести, где рассказывается о жизни Чарткова, –свидетельство фантастичного влияния портрета ростовщика на человека. Каждый человек, имеющий дело с портретом ростовщика, сталкивается с искушениями, после чего внутренне меняется, из одного человека превращаясь в совершенно другого человека.

Сам образ ростовщика является фантастичным. Автор наделяет его дьявольскими чертами, каждый раз подчеркивая их. Каждый человек, получивший деньги от ростовщика, сталкивался с несчастным случаем. Н.В. Гоголь фактически иллюстрирует, что ради денег люди продают свою душу дьяволу.

Несмотря на то что фантастических явлений в повести много и они являются сюжетообразующим элементом, в повести отображена реальная действительность. Стоит отметить, что вторая редакция повести, в которой наблюдается большое количество изменений, более реалистична, чем первая редакция, в которой фантастических элементов в несколько раз больше.

Реальное в повести заключается в темах и проблемах: борьба Добра и Зла, столкновение искусства и ремесла, истинное предназначение творца, чистота души и творческих помыслов. Н.В. Гоголь высказывает свое мнение, заключенное в том, что настоящее искусство – это самостоятельные, оригинальные, ни от кого не зависящие произведения, созданные человеком с чистой душой, который не подается никаким искушениям и полностью отдается искусству. Если в первой редакции особо явно звучит мысль о дьявольском вмешательстве в судьбу Чарткова, то во второй редакции подчеркивается мысль о том, что Чартков самостоятельно губит свой талант, оказавшись во власти денег и славы, что фантастический портрет ростовщика только подтолкнул Чарткова к решению, по какому пути ему идти, а дальнейшая жизнь и отношение к творчеству зависели только от него самого.

Появление в Коломне ростовщика не фантастично, ведь жители Коломны были бедны, поэтому они были готовы на многое, даже больше: если бы это было возможно, они действительно были готовы продать свою душу дьяволу, чтобы получить деньги на пропитание и минимальное проживание. Продать душу дьяволу хотели и люди, стремящиеся к материальному достатку и славе, которые действительно существовали и существуют до сих пор в реальном мире. Н.В. Гоголь осудил вполне реальное творчество ради прибыли и славы.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: А.А. ИВАНОВА (1806-1858) картина "Явление Христа народу", где один из последних в толпе и ближних к Христу человек в выцветшем красно буром плаще - Николай Гоголь.


Почему же простая низкая природа является у одного художника в каком то свету. И почему же та же самая природа у другого кажется низкою, а, между тем, он так же был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. - Н.В. Гоголь. Портрет
___________________________________________________
__________________________

Ф а у с т. Мне скучно, бес!

М е ф и с т о ф е л ь.
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру…

Ф а у с т. Что там белеет? говори.

М е ф и с т о ф е л ь.
Корабль испанский трехмачтовый…
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

Ф а у с т. Всё утопить.

«О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки; что существует только в воображении рассматривателей мысль, будто бы видно в них присутствие какой-то святости; что сам Рафаэль даже писал не все хорошо и за многими произведениями его удержалась только по преданию слава; что Микель-Анжел хвастун, потому что хотел только похвастать знанием анатомии, что грациозности в нем нет никакой и что настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь, в нынешнем веке. Тут, натурально, невольным образом доходило дело и до себя.

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия.
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь.
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал.
* * *

И вот. недуг повергнул злой
Его на одр мученья.
Растерзан лютою рукой,
Не чая исцеленья,
Всечасно пред собой он зрит
Отверзту дверь могилы;
И у возглавия сидит
Над ним призрак унылый.

«С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Все тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника-создателя и которая выходит углами у копииста. Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью.

Лорд Генри хочет сделать из Дориана свободного от условностей титана духа: "Единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения." - как удивляться, что ученик превзошёл такого учителя?! Нарисовавший портрет Дориана художник Бэйзил Холуорд виноват иначе: он возжелал "остановить мгновение" красоты Дориана, для которого такое искушение оказалось непомерным. Красота и жизнь мимолётны, но именно мимолётность заставляет задуматься об ответственности и возможном возмездии за свои поступки. Так фантастика служит тонкому натуралистичному психологизму.

Оскар Уальд видел примеры тому, что переходя в достояние общественности, искусство способно столь же прикрывать общественные язвы, сколько и пытается вещать истину, которую общество с помощью того же искусства всегда извращает: “Так называемые безнравственные книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё. ” (Уальд) - с этим можно спорить. Но стоит повернуть тему чуть иначе и спорить будет труднее: " Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все." А можно и ещё иначе сказать: "Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней" Какое из утверждений верно? Все на своём месте верны. С тем же, что секрет истинной жизни произведения искусства скрыт в душе художника, - спорить просто глупо.

ЕВАНГЕЛИЕ от М а т ф е я (ГЛ. 25: 13—30): «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

РЕАЛИЗМ Г о г о л я – будить спящие души и красотою построения своих текстов дарить надежду и художественное удовольствие не спящим. Но понимать красоту художественных текстов – этому тоже надо учиться. Ни Пушкин, ни Гоголь, ни Гёте и Уальд и все мировые гении вместе не в силах проделать за нас эту работу: их тексты просто регулярно надо читать и перечитывать.

Н. В. Гоголь, один из известнейших писателей XIX века. Его творчество пропитано мистикой, чем-то загадочным, иногда паранормальным. Но всегда наблюдается контраст с реализмом, настоящим миром. Именно это и привлекает читателей.

Например, казалось бы скучное произведение "Шинель", в котором раскрывается тема "маленького человека".

Разве интересно наблюдать за жизнью мелкого чиновника, целью жизни которого стала верхняя одежда? Думаю, нет. Но стоит только дочитать произведение до момента исполнения цели Акакия Акакиевича, так сразу начинается самое интересное в его жизни и, конечно же, в повести. Его грабят, он заболевает, умирает. Всё? Нет, это ещё не конец. Теперь на одной из улиц блуждает призрак чиновника, срывающего со всех проходящих граждан шинели. Но только ему удаётся раздеть "значительное лицо", как призрак Акакия Акакиевича исчезает. Но появляется другой — большего роста и с усами. И здесь автор оставляет нас, заканчивая произведение.

Можно рассмотреть и другое произведение Н. В. Гоголя из цикла "Петербургских повестей" — повесть "Портрет". Мистика в ней проявляется в большей степени и уже в самом начале перед нами предстаёт загадочный портрет ростовщика, приносящий всем его владельцам несчастья. Чартков буквально продал душу дьяволу, чем и поплатился в дальнейшем, оказавшись в депрессии, он совершил самоубийство. Другой же владелец, почуяв неладное, постарался как можно быстрее избавиться от портрета. Уже в конце, на аукционе, картина таинственным образом всё-таки исчезает. На этом моменте повесть завершается.

Произведения Н. В. Гоголя пропитаны мистическими мотивами, но они прекрасно контрастируют с реализмом. Он был одним из немногих писателей, кто поднимал такую тему в произведениях, при этом делал это мастерски, увлекая читателей интересным стилем написания.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: