Сочинение на тему мастерство м булгакова сатирика

Обновлено: 05.07.2024

М.А. Булгаков – настоящий Мастер. Он влияет на наши чувства, мысли, души: писатель заставляет задуматься над смыслом жизни, помогает определить истинные ценности.

След, оставленный Булгаковым в русской литературе, — это целый мир, наполненный фантазией и реалиями бытия: добрый, возвышенный, мудрый, удивительный.

Возраст сатиры определить трудно. Само слово “satyra”

(лат.) означает
“смесь”
, так называли философские стихотворения, в которых критиковали историю, религию, произвол “сильных мира сего” или подвергали осмеянию нравы “дикой толпы”.

В русской литературе сатира утвердилась как жанр с конца XVII века: сатира представлена в произведениях Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева. И.А.Крылова, Г.Р.Державина, Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

XX век открыл читателям имя нового сатирика, автора повести “Собачье сердце” М.А.Булгакова. Цель сатиры — вскрыть и подвергнуть обличению замаскированные специально или обычно незамечаемые недостатки. Сатирик берет на себя право заклеймить зло, уничтожить его смехом.

Традиции сатиры Гоголя и Салтыкова-Щедрина были унаследованы писателями нового столетия. Чтобы выразить свое отношение к общественно-политической жизни современной России, заявить о протесте, М.А.Булгаков прибегает к сатире.

“Собачье сердце” – последняя сатирическая повесть Булгакова. что вышла в свет лишь в 1987г. Сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет.

В основе повести — рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный.

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция.

Заметьте: профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество.

К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию свободного человека Булгаков относился крайне скептично.

Профессор Преображенский, получив в ходе своих опытов из собаки человека, пытается воспитать это существо, Но “очеловеченный” бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, воплотился в того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал полную бездуховность.

В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером.

Булгаков со щедринской силой высмеивает современный политический режим в монологе: “Разруха не в клозетах, а в головах”.

Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает. Энгельса дает почитать. По совету Швондера Шариков выбирает себе имя Полиграф Полиграфович. Этого имени он не только не стыдится, но даже гордится своим “удачным” выбором. Детали его костюма бросаются в глаза, раздражая зрение всякого нормального человека.

Задатки бездомного, вечно голодного и унижаемого пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков — существо, по природе своей агрессивно наглое и жестокое, которое следует известному революционному лозунгу – “кто был ничем, тот станет всем”.

Вот почему Шариков довольно быстро находит свое место в советской системе.

Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость нового общества. При всей фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства Булгакова. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени, вот почему повесть Булгакова остается актуальной. Шариковы с собачьими сердцами и сейчас среди нас. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других. На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются. Пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет.

помощью которого можно увеличивать живые организмы до небывалых размеров.

Повесть была написана так легко, с таким блестящим юмором, что до критики не сразу дошла параллель с главным красным

экспериментом, проводимым в стране: тоже ведь хотели, как лучше, а размножались и прибирали к рукам невиданную власть в основном какие-то гады. И спастись от них с каждым годом было все труднее. И мороз их, увы, тоже не брал.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Здесь идет речь об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.

Обо всех странностях и уродствах бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и горечь.

Сатирическое начало романа связано с событиями, развернувшимися в Москве 30-х годов. Сатирическое начало в романе выражается прежде всего в критике конкретных человеческих пороков. Варенуха, Семплеяров, Степа Лиходеев, Никанор Иванович — эти герои воплощают различные отрицательные черты, и осмеяние жадности людей во время сеанса черной магии доказывают нам: зло должно быть наказано.

— действительно, пороки и добродетели в людях переплетены, связаны воедино и жестокость, и милосердие.

Центральная сатирическая метафора булгаковского романа — повреждение головы, безумие. Вначале людям просто отрывают головы — достаточно вспомнить печальную судьбу Берлиоза, а затем — конферансье Бенгальского. Затем выясняется, что самое главное место в романе — клиника Стравинского, туда с песнями отправляется целое учреждение, там же встречаются мастер и Иван Бездомный. Это место — для скорбных головою.

Несмотря на множество трагичных моментов, роман написан очень живо и смешно. Это позволяет иногда смотреть на него как на прекрасное сатирическое произведение

Воланд с его холодным всеведением и жестокой справедливостью порою кажется покровителем беспощадной сатиры. Он жесток, как бывает жестокой сатира.

Очистительным огнем довершается литературная сатира в романе. Огонь идет по пятам за дьявольскими помощниками Воланда: горит дом на Садовой, горит Торгсин, в котором побывали Коровьев и Бегемот, горит Грибоедов. Горят пошлость, стяжательство, бездуховность и ложь, расчищая дорогу надежде на лучшее. Горит всё, кроме бесценных творений. Не даром становится афоризмом реплика Воланда: “Рукописи не горят” .

Роман Булгакова о великом и вечном противостоянии.

Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, о смысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым.

История поставила писателя в более сложное положение. Смех Булгакова — это борьба с его настоящим. Удивительно, что он не агрессивен, в нем нет злобы, мести.

Да, конечно, в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется в Ялту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсем простых граждан, однако все это имеет невероятно сумбурный карнавальный оттенок.

Это смех от всей души и от всего тела. Это открытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство, непорядочность, нечестность. Не дьявол страшен автору и его любимым героям.

и захохочут в голос. Так и вышло. Так и произошло в конце концов. Смех всегда побеждает.

В процессе работы над предложенной темой проекта я понял, что сатира – это живой жанр литературы, нужный и необходимый современному читателю.

Творческий путь писателя-сатирика весьма труден, потому что надо обладать гражданским мужеством, чтобы подвергнуть публичному осмеянию уродливость нравов современной ему жизни. Используя гротесковую форму отображения действительности, элементы фантастики, иносказание, автор-сатирик может донести до читателя свои мысли, выразить обличительный протест против общественного порока.

Сатира оказывает неоценимую помощь в решении современных нравственных проблем: учит честности, принципиальности, гражданскому мужеству. Проходят годы, но мы продолжаем жить в мире, далеком от совершенства, поэтому сатирическая литература жива и по-прежнему востребована. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.



В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул­гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы­ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

Белая гвардия

Первый роман Булгакова, созданный в 1924-1925 годах на основе личных впечатлений, с документальной точностью изображает эпизоды Гражданской войны в Киеве, историю семьи русских интеллигентов и их друзей в это сложное время. Произведение задумывалось автором как крупная трилогия об эпохе, но написана была только первая книга о разрушении привычного мира русских интеллигентов.

Общественные бедствия раскрывают характеры героев. Члены семьи Турбиных в числе добровольцев – офицеров и юнкеров – защищают город, брошенный на произвол судьбы. Верный присяге Алексей в бессмысленном бою получает ранение, зато встречает любовь женщины, спасшей его от противников. Елена становится хранительницей дома, ставшего пристанищем для бывших офицеров.

Произведение насыщено символами: это сам Город, дом и лампа с зеленым абажуром, символизирующая порядок, комфорт и уют.

7. Дьяволиада

Записки на манжетах

Повесть написана в 1922-1923 г. на основе личных впечатлений Булгакова и событий, которые произошли с ним во время жизни на Кавказе и первых месяцев после переезда в Москву. Текст не был напечатан при жизни писателя и частично утрачен. Основная тема книги – взаимоотношения литератора с властью.

Тяжелобольной главный герой (прототип самого Булгакова) обсуждает с коллегой создание в редколлегии газеты отдела искусства и вскоре становится его руководителем. В повести обстоятельно излагается дискуссия о творчестве А.С. Пушкина, которая состоялась в 1920 г. во Владикавказе, где персонаж одерживает победу над теми, кто призывает отказаться от наследия великого поэта. Задуманную им статью о Пушкине не печатают, а посвященный поэту вечер терпит провал из-за глупой карикатуры. В результате литературные мероприятия отменяют.

Мастер и Маргарита


Первоначальный замысел философского романа о вечной борьбе добра и зла, соединивший вопросы совершенного творчества и истинного глубокого чувства, возник в 1928 г. и представлял собой историю о Христе и Воланде, с которым были связаны варианты названий. Сюжетная линия основных персонажей появилась в сочинении в 30-е годы после знакомства с прототипом Маргариты – Еленой Сергеевной, ставшей женой автора. Образ состоятельной и красивой женщины, готовой отказаться от богатства и стабильности ради любви, даже продать душу дьяволу для спасения возлюбленного, вызывает восхищение многих поколений читателей.

Этот самый известный роман Булгакова был завершен в 1939 г., но правился писателем до самой смерти. Уголки и пейзажи старой Москвы указывают на разные периоды существования города, хотя наши современники и сейчас находят нерешенными бытовые и моральные проблемы, описанные в романе. Главы, посвященные мистическим силам, отличаются специфическим булгаковским юмором, а страницы о Христе и Мастере окрашены тонким лиризмом и нежностью.

Собачье сердце

Известнейшая повесть Булгакова создана в начале 1925 г., но рукопись изъяли у автора во время обыска, и она увидела свет только спустя шесть десятилетий, хотя ее сложная история существования включает распространение в самиздате и нелегальное издание за границей. Фантастическое повествование представляет собой социальную сатиру. В ней с присущим писателю тонким юмором описывается рискованный и сомнительный опыт создания нового человека с помощью операции. Однако последствия оказываются непредсказуемыми. На самом деле изменить мир к лучшему не так просто.

В произведении затрагивается тема взаимоотношений народа и интеллигенции и их роль в судьбе страны. Многие критики расценивают повесть как политическую сатиру на руководство страны и находят прототипы персонажей среди государственных деятелей того времени. Вывод писателя очевиден: насильственное вторжение в природу, историю и политику приводит к катастрофе, оно вскрывает негативные стороны общественных отношений.

5. Морфий

В сюжете этого известного произведения Булгакова пересекаются две линии. В одной врач профессионально верно описывает симптомы заболевания, повествует о своем физическом и психологическом состоянии. Вторая сюжетная линия красочно рассказывает о самочувствии наркозависимого в момент эйфории и упадка сил. Доктор беспристрастно анализирует, как наступило привыкание. Он сделал себе инъекцию, чтобы избавиться от боли в желудке и душевной травмы в результате ухода любимой. Это исповедь человека, прошедшего путь от нормального человека до полной деградации личности. В дневнике доктора Полякова содержится предостережение всем людям об опасной зависимости.

Название работы: Сатирическое мастерство М. А. Булгакова

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно.

Дата добавления: 2015-02-21

Размер файла: 32.21 KB

Работу скачали: 3 чел.

Сатирическое мастерство М. А. Булгакова. (На примере одного произведения .)

"Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества. -" пишет В.Г. Белинский, Можно дать и другое определение: обличающая, бичующая ирония. Сатира в корне отрицает осмеивает явление и противопоставляет ему идеал.

Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему, следуя традициям писателей-сатириков XIX века, использовать этот художественный прием в своих произведениях, Примером таких сатирических произведений могут служить повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце", такой же прием использует автор и в своем романе "Мастер и Маргарита".

В основе повести "Собачье сердце" рискованный эксперимент. Ведь для автора все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового свободного человека Булгаков относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов". Отсюда ирония звучащая на страницах повести.

Когда профессор Преображенский в ходе своих опытов неожиданно для себя получает из собаки человека и затем пытается воспитать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Ведь он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но чем занимается этот ученый в свободное от открытий время? Мировая величина, знаменитость, профессор Преображенский занимался исследованиями по омоложению человека, "заботился об улучшении человеческой породы". Он принимает клиентов, желающих "омолодиться", делает им соответствующие уколы и операции—среди его клиентов самые разные люди, объединяет их только наличие дос-таточно толстого кошелька и огромное желание вернуть или сохранить свою молодость. Без улыбки читать описание приема врача Преображенского этих пациентов нельзя. Если это "лечение" дает положительный результат, то "эксперимент" с Шариком заканчивается для профессора поражением. Почему?

Отчасти потому что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента с его ещё собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Как он это делает? Набор воспитательных средств не очень велик: лозунги, книги Энгельса, участие в вечерних спевках. И это-то вчерашнему Шарику! И это-то может изменить сознание человека - сделать его ярым сторонником нового революционного строя. Множество эпизодов, связанных с участием Швондера, носит комический характер - смешными и нелепыми предс- ставлены автором уверенность Швондера в своей правоте и, силе, а самом деле его беспомощность и нелепость вызывают смех (достаточно точно вспомнить эпизод, когда домоуправление явилось в квартиру профессора с целью "уплотнения"). Мастерство Булгакова- сатирика состоит и в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора, это можно назвать не просто сатирой, а сатирическим выпадом писателя против швондеров -больших и маленьких. Швондеров автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Столь же безжалостно высек себя сам профессор Преображенский: "Старый осел. доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей"

Удивительная тактичность в изображении профессора вместе с тем не лишена доли иронии. Монологи профессора и его диалоги с Борменталем в какой-то степени показывают отношение самого автора к эксперименту, который ставится не на отдельном человеке—Шарикове, а на целой стране. Отсюда порой в словах Преображенского и раздражение, и непонимание, и осуждение, и то, что так характерно для сатиры – обличение. Автор осуждает в повести те изменения, которые сломали прежнее отношение к жизни, которые позволили людям относиться ко всему как к своему и в то же время ни за что не отвечать. Булгаков осуждает насилие как над душой человека, так и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор своим - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. В жизни все оказывается намного печальнее: шариковы расплодились и основным их занятием остается то самое, чем занимался Полиграф Полиграфович Шариков: "душили-душили".

У повести, по сути, нет финала, то есть эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы.-будут продолжаться.

Анализ текстов повестей Булгакова, следование традициям М. Салтыкова-Щедрина в сатирической направленности произведений. Особенности сатиры писателя на примере двух повестей: "Собачье сердце", "Роковые яйца". Антиномичное сочетание утопии и антиутопии.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.10.2013
Размер файла 34,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ БУЛГАКОВА

2. САТИРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ М. БУЛГАКОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ"

3. САТИРА В ПОВЕСТИ М. БУЛГАКОВА "РОКОВЫЕ ЯЙЦА"

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сатира - это способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов - сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды [Бахтин, 1997, с. 11-38].

Всматриваясь в сатирические образы, приходишь к выводу, что они непременно определенным образом эмоционально окрашены. Эмоциональная оценка в сатире -- всегда отрицание изображаемого смехом над ним.

В этом описании П.А. Маркова схвачены самые характерные особенности мировосприятия художника и человека, своеобразие его таланта. Критик правильно заметил, что сатира Булгакова прошла через определенные этапы. Его многочисленные статьи, фельетоны, корреспонденции, на примере которых можно проследить эволюционный путь профессионального журналиста и блестящего публициста, не были написаны в остро разоблачительном ключе. Полемические выпады в статьях раннего периода чаще всего завершались добродушным авторским смехом. Однако с течением времени сатирическое перо М. Булгакова крепло, документально-художественная проза становилась все более зрелой, приобретая порой черты политического сарказма.

Цель работы - комплексно рассмотреть сатирические повести М. Булгакова 1920-х гг.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

1) систематизировать свои знания о сатире М. А. Булгакова и о его жизни;

3) сформулировать выводы по проделанной работе.

1. ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ БУЛГАКОВА

Мы наблюдаем в искусстве, и в частности в литературе, особый тип образа - юмористический. Основная его особенность состоит в том, что в нем заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка, с которой он подходит к жизни: стремление раскрыть внутреннюю несостоятельность тех или иных явлений в жизни, которые в глазах читателя обладают мнимым соответствием формы и содержания, а на самом деле не имеют его.

В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что оно претендует, ирония, наоборот, приписывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для того, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств.

Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явлении, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает существенное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет реальные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как отрицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в основных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Салтыкова - Щедрина, Гоголя. Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, вступив с ними в борьбу. С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с особенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.

Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.

Анализ повестей М. Булгакова показал, что сатирическое начало является органичным компонентом его художественного мира.

В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении текстов повестей М. Булгакова показал, что мастерство Булгакова-сатирика состоит в необыкновенном владении языком. Наблюдение за речью героев помогает увидеть и понять внутренний мир человека, а также является превосходным показателем отношения к герою автора.

Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.

Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их - слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.

Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь.

Все содержание повестей наполнено едкой иронией, насмешкой, пародией, двусмысленностью и фарсом.

В центре повести стоит традиционный образ чудака-учёного, теоретика, всецело погружённого в свои научные исследования, далёкого от реальной действительности и не понимающего её. Эта его оторванность от реальной повседневной жизни становится одной из причин трагического развития событий. В этой связи обращают на себя внимание черты сходства Персикова с Лениным, которые придаёт Булгаков своему персонажу, причём аналогия эта проводится в самом начале. Во-первых, совпадает возраст, а во-вторых, наличествуют и черты портретного сходства: «16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошёл в свой кабинет, помещавшийся в зооинституте, что на улице Герцена. Профессор зажёг верхний матовый шар и огляделся.

Начало ужасающей катастрофы нужно считать заложенным именно в этот злосчастный вечер, равно как первопричиною этой катастрофы следует считать именно профессора Владимира Ипатьевича Персикова.

Аллегория Булгакова становится более чем очевидной: открытия учёного-теоретика, легкомысленно применённые на практике, дали непредвиденные и трагические результаты. Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, становились у Булгакова аналогией социального эксперимента, проводимого большевиками над Россией.

Революционный процесс, как утверждает Булгаков, не всегда идет на пользу народу и приносит ему благо. Он может быть чреват катастрофически тяжелыми для общества последствиями, потому что пробуждает огромную энергию не только в честных, мыслящих людях, сознающих свою огромную ответственность, но и в людях недалеких, невежественных, таких, как Александр Семенович Рокк.

…Ни туз, ни дама, ни валет,

Побьём мы гадов, без сомненья

Четыре сбоку -- ваших нет… [Булгаков, т.2, 1989]

Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог, ни царь и ни герой.

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Не оставляет никаких сомнений, что Булгаков намеренно соединяет образы партийного гимна со стилистикой и образами блатных песен, выражая тем самым отношение к коммунистической доктрине.

Русская линия литературной сатиры, к которой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке - А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным осмыслением сущности человеческого бытия. Писатели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеяться, изображают ими самими ощущаемую трагедию жизни.

Наиболее характерным для Булга-кова-сатирика приемам и принципам исследо-ватель относится использование фантастики, ги-перболы и гротеска, пародии и иронии, коми-ческую экспрессию различных пластов лексики, создание сатирических типов и характеров.

Начало 20 века, время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к вольному духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая её определенная демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищенно, но и критически осмыслить действительность. Поэтому литературный процесс 20-х годов с его революционной романтикой, психологическим реализмом пополнился произведениями юмористическими и сатирическими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М. М. Сатира. Собрание сочинений: Т.5 / М.М. Бахтин. - М., 1997. -С.11 - 38.

2. Булгаков, М. А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. - М., 1989.

5. Голубков, С. А. Поэтика комического в русской прозе первой трети XX века: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - Воронеж, 1994.

8. Долгова, Н. В. Поэтика сатиры М. А. Булгакова 1930-х гг.: Дис. канд. филол. наук. - Коломна, 2005. - 159 с.

9. Ершов, Л. Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество М. Булгакова. -Кн.1. - Л., 1992. - С.23-48.

11. Манн, Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. - М. 1995. - №1. - С. 154-182.

12. Манн, Ю. В. О гротеске в литературе. - М., 1988.- 412 с.

16. Петренко, А. Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов. Поэтика комического: Дис. . канд. филол. наук. - Пятигорск, 2000. - 201 с.

17. Ребель, Г. М. Художественные миры романов Михаила Булгакова / Г. М. Ребель. - Пермь, 2001.- 196 с.

18. Шаталов, С. Е. Великий сатирик и реалист // Русская речь. - 1976. - №1. - С. 29-36.

19. Чудаков, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М. О. Чудаков. - М., 1983.

Подобные документы

История возникновения сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве". Выразительные средства юмора и сатиры в сказках. Фразеологизм, как средство сатиры.

реферат [16,6 K], добавлен 17.11.2003

Характеристика жанра "сатира". Смех как следствие сатирического творчества. Важная разновидность сатиры, представленная художественными пародиями. Выразительные средства юмора и сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве".

реферат [53,8 K], добавлен 19.10.2012

Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

реферат [37,2 K], добавлен 19.08.2011

М.Е. Салтыков-Щедрин как великий сатирик. Зарождение новой сатиры. Тематика и авторская идея Салтыкова-Щедрина, особые художественные приемы и устойчивые мотивы в его сатире. Пародия как художественный прием. Фразеологизм - средство сатиры в сказках.

курсовая работа [66,3 K], добавлен 18.11.2010

Творчество М. Булгакова. Анализ поэтики романов Булгакова в системно-типологическом аспекте. Характер булгаковской фантастики, проблема роли библейской тематики в произведениях писателя. Фантастическое как элемент поэтической сатиры М. Булгакова.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

М. Булгаков показал все проблемы сталинского времени, затронул такие вопросы, как брак без любви, жадность людей, но самой основной проблемой в такие нелегкие времена была религия. Поэтому именно религия, а точнее ее отрицание было показано основной сатирой романа.

Так же Булгаков не оставил без внимания театральную среду. Еще одной сатирой романа был представлен театр. Директор Театра Варьете Степа Лиходеев, конферансье Жорж Бенгальский, были людьми очень далекими от искусства. Они разрушали все святое и важное в мире искусства. Постановки были нелепы и глупы, они были напрочь лишены всякого смысла. Это отраженно в эпизоде с сеансом черной магии Воланда, когда все деньги, выданные зрителям, превратились в простые бумажки.

Я считаю, что критика романа довольно огульная, потому что другой Москвы, другой такой среды, на фоне которой можно было быг как говорится, развернуться с булгаковскими задачами, просто не существовало в природе. И я считаю, что как раз в этом выразилась гармоничность взгляда писателя на действительность.

Выявите сатиру и юмор в произведении «Мастер и Маргарита.

Писатель также высмеивает жажду людей к легкой наживе. Это хорошо видно в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в Варьете. Люди ловят червонцы, считая их настоящими. Женщины обменивают свои платья и ботинки на новые, красивые. А в конце сеанса это все оказывается заблуждением, и люди остаются ни с чем.

Москва у Булгакова изображается в основном в сатирических красках. Это связано с пошлостью, приспособленчеством, корыстными интересами её жителей. Все эти качества определяют сатирический тон повествования. Сложная структура романа с разветвлённой системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Это позволяет Булгакову представить сложную картину московских нравов 1920-х годов.

Тема сатирического изображения московских обывателей тесно связана в романе с образом Воланда. Вместе со своими помощниками он тревожит их быт, выставляет напоказ нелепость советских учреждений. Здесь писатель следует за Салтыковым-Щедриным. Оба художника осуждали формализм, беспринципность в сфере чиновников. Одним из ярких подтверждений этого служит образ костюма, который без владельца-бюрократа самостоятельно принимает резолюции.

М.Булгаков тонко подмечает изменение в толпе по мере магических действий Воланда. Самый захватывающий аттракцион для них – деньги, падающие с потолка зала. Здесь проявилась их истинная натура. Начался беспорядок, гул. У всех зрителей заблестели глаза. Ради развлечения они предложили оторвать голову Бенгальскому.

Вся сцена напоминала массовый гипноз. Люди привыкли жить мифами, иллюзиями. М.Булгаков изображает это с помощью приёма фантастики. Воланд предоставил возможность каждой даме облачиться в понравившийся ей наряд. Но, выходя из театра, великолепные дамы с ужасом обнаружили, что они совершенно оголены.

С жаждой денег, общественного положения люди потеряли рассудок. Ими стало легко манипулировать, вводить в заблуждение. Неслучайно с мотивом разоблачения обывателей перекликается мотив сумасшествия (образ Ивана Бездомного, Никонора Ивановича Босого). Клиника Стравинского, куда они попадают, напоминает весь современный мир.

Но, сатирически изображая вечные человеческие пороки, М.Булгаков надеется на их исправление, совершенствование человека. Бытовые и мифологические сцены романа говорят о том, что духовное и бездуховное всегда боролись в человеке.

Своеобразие сатиры М.Булгакова проявляется в том, что она носит не узко временной, фрагментарный характер, но, напротив, выражает широкий, общечеловеческий взгляд на человека. М.Булгаков не ставит сатиру в основу своего романа. Она тесно переплетается с нравственными, философскими проблемами, всегда стоявшими перед человеком.

47. Расскажите о французской литературе 17 века (пьер корнель. Жан расин, мольер)

Французская литература XVII века, давшая Франции ее великих классиков, была чрезвычайно богата художественными достижениями, оказывала значительное влияние на другие национальные литературы Европы, во многом определила культурный облик столетия в целом. Этому немало способствовали особенности социально-исторического развития страны в XVII столетии.

французский абсолютизм был важным прогрессивным фактором развития экономики и культуры Франции XVII века. Историки говорят о нем как о политическом выражении процесса разложения феодализма.

Особенно существенному переосмыслению подверглась Фронда: этот переломный момент в истории страны ныне рассматривается как широкое антиналоговое общественное движение середины века, сыгравшее важную роль в формировании актуальной проблематики французской литературы.

Еще одним важным фактором литературного развития и шире — культурной жизни Франции этого периода — был либертинаж — религиозно-философское и культурное вольномыслие, сторонниками которого были в том числе и известные литераторы (Т. де Вио, Ш. Сорель).

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille

, [корне́й]; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург

Жан-Бати́ст Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine

Жан-Бати́ст Покле́н (фр. Jean-Baptiste Poquelin

), театральный псевдоним —
Молье́р[4] (фр. Molière
; 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (
Troupe de Molière
, 1643—1680).

48. Анализ темы города в поэзии серебряного века (на примере 2-3 стихотворений)

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ города, а именно, Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок — это наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко

называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Петербург Блока — это “страшный мир” , полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”. И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, “поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира. “Городские” стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силы выражены в его творчестве.

Итак, подводя итог развитию городской темы в поэзии, данных авторов нужно отметить двойственное отношение поэтов к современному городу — продукту существующей цивилизации. Они, видя все ужасы, страхи, которые несет город, одновременно пытается найти во всеобщем хаосе урбанистической жизни яркую индивидуальность, необыкновенную личность, которая приведет мир к обновлению.

Сатира в произведении М Булгакова Мастер и Маргарита (стр. 1 из 3)

Несмотря на множество трагичных моментов, роман написаночень живо и смешно. Это позволяет иногда смотреть на него как на прекрасное сатирическое произведение. Однако книга гораздо шире и глубже своих религиозной, эротической и сатирической составляющих. Она не только о героях: о Понтий Пилате и Иешуа, Воланде, Азазелло, Бегемоте, Мастере и десятках других действующих лиц.

Роман Булгакова о великом и вечном противостоянии. Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, о смысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым. История поставила писателя в более сложное положение. Булгаковский смех — это форма борьбы с его собственным настоящим.

Удивительно, что он не агрессивен, в нем нет злобы, мести за растоптанную, исковерканную судьбу, за нищую жизнь, за несправедливость и за жуткие физические страдания. Да, конечно, в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется в Ялту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсем простых граждан. Глумливый Фагот с котом и примусом вволю потешаются над сотрудниками известного дома на площади, однако все это имеет невероятно сумбурный карнавальный оттенок. Это смех…

Смех Булгакова восходит к древним истокам своей первоначальной значимости, в первую очередь, к тем человеческим принципам, с которыми были связаны разного рода магические действия, предопределяющие жизненные установки и ритуалы (рождение ребенка, свадьба, смерть, праздничное торжество и др.). Такой смех был неотделим от жизненной характерности человеческого бытия и являлся обязательным в своем прямом значении, своеобразно закрепленном в том или ином изобразительном знаке. И хотя разные виды смеха (мифический, языческий, сардонический) по-своему выражали жизненные закономерности в их вечном круговороте, они при всей своей многофункциональности всегда отличались эмоционально-субъективной выразительностью и зрелищностью действия.

Во многих сценах романа чувствуется тонкий иронический смех, однако этот смех не злой. Автор как бы играет со своими героями, показывая их уязвимые места в характере. Ни к одному из главных героев я не испытываю никаких отрицательных чувств. Даже князь тьмы Воланд, который традиционно должен внушать страх и ужас, вызывает скорее улыбку и интерес к тому, как ловко он выводит на чистую воду лиц, подобных Берлиозу, Лиходееву и Босому. Ко всем героям я чувствую несомненную симпатию, и в то же время осознаю, что ни один из них не является идеалом. Меня поражает, как легко входит дьявол в жизнь Москвы, и как он её изменяет на свой лад.

Читайте также: