Сочинение на тему крещение руси

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Чуркина Вероника Валерьевна,

обучающаяся 10 класса

Эсатова Эльвина Рустемовна,

учитель истории и обществознания

с. Мельничное, 2020г.

История Крещения Руси

Становление нашего государства России началось еще с глубокой древности. В конце IX века на землях восточных славян сложилось Древнерусское государство – Киевская Русь. В результате большая часть княжеств, населенных восточнославянскими племенами, объединилась в единое государство. В этот период закладываются основы русской государственности, культуры и народности.

Киевская Русь – это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории, и именно такой является Крещение Руси. Принятие христианства – это не просто принятие единой религии, а новый этап в жизни славянского народа.

После смерти князя Ярослава, Русь была разделена между тремя сыновьями: Ярополк княжил в Киеве, Олег у древлян, Владимир у Новгородцев. Но между братьями началась борьба за первенство, из которой победителем вышел Владимир. Основными задачами нового князя было стремление укрепить государство и его территориальное единство. Новая вера способствовала бы укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей. Этого и требовали международные условия. Почти весь европейский мир перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.

Владимиру трудно было определиться какую религию принять для своего народа. Но судьба распорядилась сама. В 987 году, когда Владимир, будучи в Византии на переговорах, пожелал взять в супруги сестру императора Василия II - принцессу Анну. Чтобы обвенчаться с ней, он принимает христианство в городе Херсонесе.

В 988 году в Киев приехали византийские священники. Жителей привели к Днепру, монахи окропили святой водой и прочитали молитву. Это был духовный переворот, усилиями равноапостольного Владимира совершавшийся в русском народе.

Я считаю, что принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории, вера в Бога спасителя делала людей честнее, терпеливее, учила уважать государственную власть князя, помогать бедным и несчастным.

На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, образованность, развивалась культура.

Стали развиваться иконопись, мозаика, храмы стали строиться из кирпича. Владимир, которого народ прозвал Святителем, рассчитывал, что христианство изменит, суровые языческие нравы и сплотит народ, и оказался прав. Была запрещена работорговля и принесение людей в жертву.

О том, как князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают новые толкования. 28 июля православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, который 1032 года тому назад принял решение изменившее судьбу всего русского народа .

План: 1. Вступление. 2. Политическое значение. 3. Культурное значение. 4. Идеологическое и нравственное значение. 5. Выводы.

Введение

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия. Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Самой первой его попыткой была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы. Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства. История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов.

Культурное значение

Важно отметить, что происходило не полное уничтожение языческих традиций, а их гармоничное слияние с православием. Отголоски язычества до сих пор сохраняются в русской культуре. Многие языческие ритуалы органично вошли в официальную православную обрядность (поминки, завешивание зеркал в доме покойного и мн. др.).

Вместе с православием стали активно проникать богатейшие византийские культурные традиции. Это выражалось в распространении грамотности, активном строительстве храмов, иконописи и т. д. На Русь хлынул поток византийских мастеров. Поначалу древнерусская культура носила подражательный характер, но с течением времени в ней появлялось все больше уникальных черт.

Вплоть до воцарения Петра I и его реформаторской деятельности русская культура развивалась исключительно в рамках православия. Впрочем, и после масштабных реформ позиции Православной церкви в Российской империи оставались незыблемыми до самого падения самодержавия в 1917 г.

Предпосылки принятия Русью христианства.












Причины принятия христианства князем Владимиром.

  • Медь
    Медь – это металл, который в отличие от многих других металлов, кроме золота, осмия и цезия, имеет не серую или серебристую окраску, а золотистый цвет с розовым оттенком. При окислении цвет меди становится желто-красным.
  • Хризантема
    Хризантема – известный во всем мире цветок, который славится большим видовым разнообразием. Его родиной считается Япония. Происхождение названия этого цветка относится к греческому языку и имеет отношение к желтому оттенку.
  • Строение и деление клетки
    Клетка — элементарная часть организма, которая может сама существовать, самовоспроизводиться и развиваться. Она является основополагающим элементом всего живого, как организмов, так и растений. Клетки могут являться независимыми организмами.

Исторический смысл крещения Руси.

Вариант №3

Много информационных свидетельств пишется в древних летописях о крещении русичей, связанным с именем киевского правителя Владимира Святославовича, по предложению которого в 988 году было принято христианство как основная религия Руси. Из достоверных источников известны следующие факты.

Правителем Византии, Варда Фокой в сентябре 987 года был поднято восстание против императоров Василия и Константина. Те, же, попросили помощи у князя Владимира, который согласился, но взамен пожелал, чтобы они отдали ему в жены их сестру. Но, так как Анна была христианской веры, то императоры начали требовать, чтобы князь покрестился. После разгрома войск Фоки, девушка должна была отбыть в Киев, но она так и не приехала. Тогда в 989 Владимир осадным штурмом захватил Херсонес и сыграл с ней свадьбу. По возвращении русского войска в Киев жители города также приняли крещение. Далее ему нужно было крестить новгородцев. Боясь возмущения населения, он отправляет туда представителей духовенства. Жители упорно сопротивлялись, используя даже военную мощь, и поэтому, Новгород удалось крестить только к сентябрю 990 года. Для принятия христианства остальным племенам, объединившимся вокруг Киева, понадобилось более ста лет. Все эти действия, конечно же, производились насильственным путем. Людей, которые не хотели креститься, убивали, остальные пустились в бега и совершали разбойные нападения на священников.

Однако, с введением этой реформы отметились и позитивные моменты в управлении и развитии государства. С возникновением христианства письменность и книжное просвещение стали на славянском языке. Произошли изменения в гражданском и семейном быту, возникли новые этические заповеди и правила поведения в обществе. Церковные порядки помогали укреплению авторитета князей, что способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

3, 4, 5, 6, 8, 10 класс окружающий мир, кратко

Список литературы

Выводы

Крещение Руси придало нашей стране неповторимый облик. Даже неверующие люди не могут не признать, что православие прочно входит в культурную жизнь России. Многие важнейшие события в русской истории тесно связаны с христианством. Величественные храмы, иконы, письменные памятники составляют предмет гордости русской культуры.

Несмотря на кровавые чистки большевиков и почти вековое господство атеизма Россия остается православной страной. Даже в современном обществе многие люди придерживаются религиозных обрядов и считают себя православными.

Степаненко Татьяна Леонидовна

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

На мой взгляд, христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности, способствовало духовному развитию человека. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

Крещение Руси, осуществленное князем Владимиром Святославичем в 988 г., – одно из важнейших событий раннего периода отечественной истории. Переход от язычества к монотеистической религии был естественен и неизбежен. Владимир прекрасно понимал, что это значительно поднимет авторитет Древнерусского государства в отношениях с другими народами.

Летописец сообщает о колебаниях князя при выборе, посылаемых им посольствах, разговорах с представителями разных религий. Владимир принял верное судьбоносное решение, которое было основано на глубоком понимании международной обстановки.

Принятие христианства по византийскому образцу (православия) автоматически делало молодое Древнерусское государство союзником и преемником могущественного южного соседа. Крещение Руси имело огромное значение. Это повлекло за собой далеко идущие последствия, оказавшие влияние на всю отечественную историю.

Политическое значение

Племена и народы, придерживающиеся язычества, к концу X века уже рассматривались в качестве варваров, не способных к дальнейшему развитию. Соседи и соперники Древней Руси уже определились с выбором религии. В Волжской Булгарии был принят ислам, в Хазарском каганате – иудаизм.

В 863 г. было положено начало расколу между константинопольской епархией и папством, что впоследствии привело к разделению христианства на католичество и православие. В западных странах успешно действовали папские миссионеры. Византия становилась единственным оплотом православия.

Для Древней Руси наиболее предпочтительным был союз с Константинополем. Принятие православия существенно поднимало авторитет Киева. В более широком смысле бывшее языческое государство входило в "семью" христианских народов.

Внутриполитическое значение заключалось в повышении авторитета и божественном обосновании власти киевского князя. Если раньше поклонение многочисленным идолам в разных областях Древней Руси усиливало стремление к сепаратизму, то принятие единой религии неизбежно сплачивало население и облегчало управление государством.

Внешнеполитическое значение с течением времени только усиливалось. Население Древней Руси, а впоследствии России, ощущало свою уникальность, находясь между католическими и мусульманскими народами. После падения Константинополя в 1453 г. Русь стала единственной преемницей Византийской империи, что впоследствии привело к появлению концепции "Москва – третий Рим".

Культурное значение

Крещение Руси имело огромное культурное значение. Языческая Русь, вопреки утверждениям церковников, естественно, не была "погружена во мрак невежества". К моменту принятия православия восточные славяне обладали достаточно развитой культурой. Однако крещение дало мощный толчок к ее дальнейшему развитию.

Важно отметить, что происходило не полное уничтожение языческих традиций, а их гармоничное слияние с православием. Отголоски язычества до сих пор сохраняются в русской культуре. Многие языческие ритуалы органично вошли в официальную православную обрядность (поминки, завешивание зеркал в доме покойного и мн. др.).

Вместе с православием стали активно проникать богатейшие византийские культурные традиции. Это выражалось в распространении грамотности, активном строительстве храмов, иконописи и т. д. На Русь хлынул поток византийских мастеров. Поначалу древнерусская культура носила подражательный характер, но с течением времени в ней появлялось все больше уникальных черт.

Вплоть до воцарения Петра I и его реформаторской деятельности русская культура развивалась исключительно в рамках православия. Впрочем, и после масштабных реформ позиции Православной церкви в Российской империи оставались незыблемыми до самого падения самодержавия в 1917 г.

Идеологическое и нравственное значение

Принятие православия оказало огромное влияние на весь исторический путь нашей страны, определило государственную идеологию России. В этом можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Противостояние ведущих мировых религий продолжается до сих пор и является неотъемлемой частью идеологической борьбы. Со времен Древней Руси славяне, а затем и русские осознавали свою непохожесть на восточных и западных соседей. Под знаменем защиты православия Русь-Россия вела непрерывные войны на два фронта, отражая на западе натиск воинствующего католицизма, а на юге и юго-востоке – мусульманства.

Об огромном идеологическом значении православия в России свидетельствует очень красноречивый факт. С 1917 г. большевики приступили к планомерному искоренению религии и насаждению атеизма. Однако в 1943 г., в разгар Великой Отечественной войны, Сталин встретился с представителями Русской православной церкви, так как прекрасно понимал, что это поднимет воинский дух изнемогающего на полях сражений русского народа.

К отрицательным идеологическим последствиям следует отнести крайние проявления религиозной нетерпимости и шовинизма. После падения Константинополя и провозглашения Ивана Грозного царем в России активно насаждается идея об исключительном роли русского народа в мировой истории. Самое могущественное православное государство занимало непримиримую позицию в отношении других религий, что зачастую приводило к международным конфликтам.

Появившаяся в XIX веке формула "православие, самодержавие, народность" была крайне реакционной, тормозила развитие России, вела к усилению антисемитизма.

Велико и нравственное значение принятия православия. Русь действительно становилась "культурнее": жестокие языческие обычаи и правовые нормы (напр., кровная месть) постепенно сменялись христианскими смирением, состраданием, любовью к ближнему и т. д. Появился устойчивый нравственный идеал, к которому так или иначе стремился каждый человек.

Выводы

Крещение Руси придало нашей стране неповторимый облик. Даже неверующие люди не могут не признать, что православие прочно входит в культурную жизнь России. Многие важнейшие события в русской истории тесно связаны с христианством. Величественные храмы, иконы, письменные памятники составляют предмет гордости русской культуры.

Несмотря на кровавые чистки большевиков и почти вековое господство атеизма Россия остается православной страной. Даже в современном обществе многие люди придерживаются религиозных обрядов и считают себя православными.

Читайте также: