Сочинение на тему карась идеалист
Обновлено: 02.07.2024
Фев 20, 2018 | 0 комментариев
Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.
Карась идеалист краткое содержание
Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.
Карась-идеалист анализ
Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект.
Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.
Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.
Герои сказки и их характеристика
Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать характеристику героев.
Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.
Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.
Щука — это еще один герой произведения. В ее образе автор представляет власть. Мы видим, что она слова такого, как добродетель, даже не знает, отчего и разинула рот, съев главного героя.
Смысл сказки Карась-идеалист
Если говорить о смысле сказки Щедрина, то автор хотел своим произведением донести до читателя мысль о невозможности разбудить моральные качества власти, какие бы диспуты и споры не начинала либеральная интеллигенция. Автор говорит о том, что у каждого слоя общества свое видение жизни, да и несвойственно представителям власти такое качество, как добродетель.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
У этой сказки Салтыкова- Щедрина, как и у всех его сказок, говорящее название. По названию уже можно сказать, что эта сказка описывает карася, который имел идеалистические взгляды на жизнь. Карась является объектом сатир, а в его образе представляются люди, которые так же, как и он, надеются на классовую идиллию. Он чист душою, и говорит, что зло никогда не было движущей силой, оно опустошает нашу жизнь и давит на нее. А добро – это зиждущая сила, в нем будущее. Но погрузившись в свои идейные мысли, он совсем забыл, что живет в мире, где было, есть и будет место злу. Но Салтыков- Щедрин высмеивает не идеалистические взгляды, а методы, которыми он хотел достигнуть идиллии. В своих сказках автор использует трехкратное повторение. Три раза карась ходил на диспут со щукой. Увидев её в первый раз, он не оробел, она показалась ему обыкновенной рыбой, как и все остальные, только рот до ушей. Он ей также рассказывал про счастливую жизнь, где все рыбы будут едины, что даже она заслушивалась его, но методы и ей показались смешными. Карась предлагал издавать законы, запрещающие, например, щуке есть карася. Да дело в том, что этих законов не бло и, возможно, никогда не будет. Так три диспута щука имела с карасем, да нечаянно его проглотила с водой. В данной сказке наблюдается ирония, ведь над карасем тайно насмехаются, говоря, что он умен. Образы сказок Салтыкова- Щедрина вошли в нашу повседневную жизнь, и сейчас можно увидеть людей, продвигающих свою идеологию, но не умеющие ее реализовать.
Сочинения
История творения
Тема и литературный жанр
В двух этих темах находится проблематика. Среди проблем в сказке рассматриваются:
- либеральные идеи и окружающая представителей этого общественно-политического движения действительность;
- публичные споры и выступления;
- равноправие для социальных групп;
- высшие и низшие слои населения;
- хитрость.
Действие сатирической повести происходит в речном царстве. Вместо людей в произведении выступают рыбы. Образы людей второстепенны. Вначале происходит спор между карасем и ершом. Первый персонаж верит в то, что только правдой можно выжить в мире. Он чист душой и не делает зла.
Ерш же является противником карася. Рыба колет и словами, и плавниками. Мудрый ерш также относит себя к либералам, но трезво воспринимает реальность. Ерш замечает, что подобных рыб, таких как карась, легко съесть как щуке, так и человеку. Это и является предметом спора. Он пытается предупредить карася, но его попытки не увенчались успехом.
Щука замечает смелую рыбу и плывет к ней на диспут. Три раза он вступает с опасной рыбой в спор. В первый раз он возвращается невредимым, во второй — уже подбитым, а в третий — не возвращается. В итоге щука его съела.
Этой сценкой автор пытался показать, что щуке не дано стать доброй. Эта рыба является хищником и никакие лозунги либералов не смогут изменить это. Щуку нужно остерегаться, она всегда считала себя главной. Все видели, как она проглотила карася, но никто не упрекнул и не осудил. Напротив, все спрашивали, вкусно ли ей.
Из этого эпизода следует выделить краткую идею. Салтыков-Щедрин осуждает тех, кто, не учитывая реальности, слеп и верит в свои идеи, несмотря на их нереалистичность.
Композиция притчи
Формальная структура и смысл произведения — просты. Все действия происходят друг за другом. Для этого автор позаимствовал у сказок фольклора прием так называемой трехкратности: карась три раза приходит на диспут к опасной рыбе.
В экспозиции читатель узнает о взглядах и характерах главных героев. Завязка в произведении — это спор о щуке, ее приход к либералу-правдорубу. Этап развития событий — это беседы щуки и вольнодумной рыбы. Кульминации сказка не имеет, а развязка — это когда щука захватывает добычу.
Краткий анализ
Год написания – 1884.
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.
Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.
Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.
О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.
Композиция
В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.
Читайте также: