Сочинение на тему каллиграфия

Обновлено: 01.05.2024

Введение
С первых дней школы учеников обучают первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение невозможно. Чтение и письмо связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но и одновременно грамотно.

Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. В отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма. Если мы заглянем в тетради учеников, то убедимся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. И число детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Поэтому наличие данных трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают данную тему особенно важной. Актуальность выбранной мною темы: можно обусловить тем, что мы живем в эпоху технологий, поэтому человеку приходиться много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего возникает необходимость в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладывают в школе. Цель: совершенствование работы формированию каллиграфических навыков у школьников.

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке. У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства. Из Китая каллиграфия пришла в Японию, позже японцы адаптировали китайские иероглифы дородного языка. В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.).


Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.


Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.),


Римское капитальное письмо (I—V вв.).


Унциальное письмо (IV—VIII вв.),


Полуунциальное письмо (VI—IX вв.),

Готика, текстура (XI—XV вв.),


Ротунда, швабское письмо (XV в.).


Со временем растет потребность общества в письме, развитие разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Созданный шрифт Петром I уже не удовлетворял запросы общества, стал вопрос об изменении не только шрифта, но и методики преподавания письма, которое шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке. Основным методом обучения было механическое повторение упражнений в письме букв, слов и предложений.

В конце XIX в. и в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И.Е. Евсеева. Его методика обучения чистописанию переиздавалась неоднократно: в ней дан исторический обзор и исток отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов.


    1. Психологические основы формирования каллиграфических навыков у школьников

    В раннем возрасте ребенок обнаруживает склонность записывать короткие слова или фразы штрихами соответственной длины, а длинные – большим количеством каракулей. Штрихи и каракули постепенно заменяются осмысленными фигурами и картинками, а они в свою очередь уступают место письменным знакам. Следует также отметить, что в дошкольном возрасте в ходе двигательного развития происходит специализация левой и правой руки. Для школьника важно окончательно определиться со специализацией левой или правой руки.

    В возрасте шести лет психологическое развитие, а именно познавательная сфера претерпевает большие изменения, которые оказывает благоприятные влияние на развитие каллиграфического навыка. Так, в этом возрасте, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, восприятие также изменяется. В этом возрасте формируется и способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, что особенно важно при обучении детей письму.

    Важным требованием к письму в школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картинка. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро - задача еще более сложная, чем научить писать красиво. Пределы скорости выполнения движений тесно связаны не только с этапами формирования навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений.


    1. Лепка из пластилина

    2. Рисование

    3. Изготовление поделок из бумаги

    4. Конструирование

    5. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

    1. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее составных элементов, сравнению буквы по составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. При обучении письму также очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой букв приводит к трудно исправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка. Это подразумевает, какое расстояние нужно оставлять между словами или же на какой высоте соединять буквы м и л? Такая методика обучения письму используется в сочетании с подражанием образцу: прописей многократным переписываем буквы, слова.

    2. Также существует еще один метод в обучении каллиграфии. Это показ учителем процесса и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений. Показ осуществляется на классной доске так, чтобы ученики видели процесс написания слов, букв. Также учитель должен объяснять, где начинать писать, куда вести руку, где сделать поворот и так далее.

    3. Другим способом обучения письма считается списывание обучающимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным.

    4. Анализ формы буквы, который может осуществляться по-разному. Здесь важно увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, что очень важно для сознательного овладения формой букв.

    5. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащийся должен хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо, но при этом они должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.

    6. Важным приемом обучения каллиграфии является письмо под
      счет или в такт счету. Данный прием способствует выработке плавного
      ритмичного письма определенного темпа. Он оживляет работу, вызывает
      интерес к письму.

    На данный момент проблема обучения школьников каллиграфически правильному письму наиболее актуальна. Актуальность обусловлена тем, что мы живем в мире технологий, большинство школьников проводят время за компьютерами, а не за книгами. Поэтому моторика руки не разрабатывается, что приводит к неумению правильно писать. А ведь письмо для школьников очень сложный процесс, требующий непрерывного контроля и тренировки письма.

    Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Зачем нужна каллиграфия – когда нибудь задавали себе такой вопрос? Если вы думаете, что каллиграфия это просто красивое письмо – вы ошибаетесь! Каллиграфия – это то, что постепенно стали исключать по неким причинам из школьной программы ещё в СССР, а потом и в России, отечественные исследования, связанные с каллиграфическим письмом, физиологов: Пирогова, Павлова, Бехтерева, засекретили. Это то, чему учится элита любой страны. Крупные компании, ищущие хороших руководителей и специалистов в любой области берут эту методику себе на вооружение.

    Во многих странах проводились исследования по теме каллиграфии. Выводы практически совпадают и они однозначны. Так что же такое каллиграфия и зачем нужна каллиграфия.

    Так вот, перед обучением наукам, с помощью каллиграфии, закладывалась основа, состоящая из 3-х элементов: волевой импульс, умение работать, терпение. Шариковой ручкой пользоваться было запрещено с первого по последний класс. Уроки начинались с занятия каллиграфией в течение 15 минут. В среднем, к 7 классу результаты превосходили ожидания. У детей раскрывались способности к искусствам, поэзии, математике…

    Специалисты, смотревшие на письменную работу учеников, не верили, что это писали дети с физическими и умственными отклонениями. Форма письма у них стала красивой, упорядоченной и чёткой. После окончания этой школы, многие ребята поступали в вузы и получали гранты для обучения за границей. А были и такие, кому снимали инвалидность совсем. Вдумайтесь – умственно отсталые дети инвалиды становились полноценными!

    Факты из современной Японии. Японцы – очень креативная и продвинутая нация в области инновационных технологий и разработок и, наверное, самая работоспособная. Нельзя сказать, что здесь заслуга каллиграфии, но! Много крупных компаний устраивают на работе для сотрудников занятия каллиграфией по 30 минут в день, приглашая специальных учителей. Руководство считает, что это и развитие творческого потенциала и польза для здоровья.

    Факты из Китая. Исследователь одного из пекинских институтов Юань Пу утверждает, что каллиграфия способствует продолжительности жизни, положительно влияет на мозговую активность. Всё это за счёт процесса занятий, так как процесс письма весьма сложный и трудоёмкий: затронуты многие части тела – пальцы, спина, плечи, ноги. Движение пером развивает мельчайшие мышцы рук, стимулируя при этом работу мозга и воображения. Юань Пу пришёл к выводам, что учащиеся и студенты, занимающиеся каллиграфическим письмом, легче и быстрее запоминают и воспринимают информацию, чем те, кто ей не занимается.

    А Генри Као – китайский профессор, на основании своих исследований считает, что каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний. Потому, что во время занятий каллиграфией, человек спокоен эмоционально и расслаблен, дыхание равномерно, пульс замедляется, уменьшается мускульное напряжение, снижается кровяное давление.

    Различные исследования показали, что при лечении каллиграфическим письмом происходит благоприятные изменения у пациентов с синдромом нарушенного внимания, страдающих гиперактивностью, дефицитом внимания, аутизмом. При этом развивается логическое мышление, рассуждение, происходит укрепление памяти, улучшение концентрации и ориентации в пространстве. Улучшается координация движений у пациентов с диагнозом Альцгеймера. А при психологических заболеваниях: депрессии, неврозы, шизофрения – улучшается эмоциональный фон.

    Зачем нужна каллиграфия, плюсы и минусы занятием каллиграфией:

    • Улучшение внутреннего состояния, обретение спокойствия, уверенности в себе, укрепление волевых качеств.
    • Снятие стрессов, лечение различных заболеваний, является профилактикой многих отклонений.
    • Развивает мышление, внимание, влияет на развитие речи, формирует терпение, аккуратность, усердие, точность.
    • Необходимость периодических занятий, нужно выделять время.

    Каллиграфическое письмо тесно связано с функционированием психики и мозга, и является мощным инструментом для укрепления внутреннего спокойствия и уверенности в себе – вот, зачем нужна каллиграфия.

    Сегодня большое внимание обращается на формирование каллиграфически правильного письма. Несмотря на внедрение в жизнь человека разных цифровых приборов, красивый рукописный текст очень ценится.

    Обществу нужны интеллектуальные, творческие, мыслящие люди, которые владеют необходимыми видами деятельности. Именно такие личности решают насущные вопросы конкретной страны. Главным инструментом формирования таких качеств является каллиграфия.

    Что это такое и для чего нужно?

    Учёными в результате наблюдений была замечена связь между каллиграфией и формированием разных участков мозга:

    • левой височной части, которая отвечает за слух и анализ полученного материала при письме;
    • задней центральной части левого полушария, которая управляет произношением и осязанием;
    • затылочной и теменной области, которые тесно связаны со зрительным восприятием текста и зрительной обработкой текста;
    • левого лобного участка, который отвечает за сохранение содержания написанного;
    • правой доли, которая управляет эстетикой письма, воображением, чувством ритма.

    Во время письма работают почти все части тела, поэтому от ровной посадки ученика зависит на сколько будет красив почерк и его здоровье. Положение верхних конечностей во время обхвата ручки тренируют мышцы рук, благотворно влияют на ЦНС. Каллиграфия – это важная составляющая успешного обучения в школе.

    Бонусы уроков каллиграфии

    Многие родители задаются вопросами: стоит ли учить ребенка красивому почерку в XXI веке? Зачем принуждать рисовать какие-то загогулины, если можно научить работать на клавиатуре? Зачем стараться правильно соединять буквы, если в старших классах учителя требуют писать быстро? Оказывается, за красивым почерком скрывается много преимуществ:

    Собранность . Дети с красивыми почерками очень дисциплинированы и собраны – дисциплина формируется во время письма: как разместить слова, абзацы, где соблюдать красную строку. Ровные буквы – ровный эмоциональный фон!

    Развитие творческого потенциала . В детстве дети постоянно играют своим почерком – придумывают личную подпись, наклоняя при этом буквы в разные стороны, добавляя завитушки, палочки или галочки, укрупняя почерк т делая его меньше.

    Почерк каждого человека неподражаем! Даже существует предмет под названием графология, который по почерку может рассказать о характере человека, особенностях его поведения, состоянии психики.

    Умение сосредотачиваться. Активные дети не могут спокойно посидеть даже 10 минут, заострить внимание на чем-то – им приходится в течение урока менять насколько видов деятельности. Каллиграфия успокаивает школьника – он может даже увлечься, тем самым улучшив сове состояние.

    Обучение каллиграфически правильному письму – это стартовый этап в формировании грамотности ученика, его становлении как здравомыслящей личности. Здоровый и ровный детский почерк говорит о позитивных эмоциях внутри, поэтому неразборчивое письмо сегодня должно заставить взрослых подумать о будущем маленького человечка.

    С пасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

    Каллиграфия. Арабская каллиграфия на керамической плитке фасада мечети. XVII век

    Каллиграфия возникла одновременно с изобретением письменности более 5 тысяч лет назад в Междуречье, на территории современного Ирака. Оттуда искусство красивого письма распространилось сначала по всему Ближнему Востоку, а затем проникло в другие регионы: Египет, Индию, Китай, на Балканский полуостров.

    Виды каллиграфии

    Каллиграфия — искусство с древними традициями, которые в течение тысячелетий формировались в разных уголках Земли. Современные историки различают 3 основных вида каллиграфии:

    • восточноазиатскую;
    • западную (европейскую);
    • арабскую.

    Каллиграфия. Японская каллиграфия. XVII век

    Помимо них существует множество других подвидов:

    • еврейская;
    • персидская;
    • индийская;
    • корейская;
    • японская;
    • китайская;
    • абиссинская;
    • армянская;
    • тибетская;
    • монгольская;
    • славянская.

    Каллиграфия. Европейская каллиграфия — страница из рукописной Библии. Начало XV века

    У каждого из них есть уникальные особенности и своеобразная история развития. В настоящее время немногочисленные дошедшие до нас произведения древних каллиграфов являются объектом пристального изучения археологов.

    Восточноазиатская каллиграфия

    В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков.

    Каллиграфия. Китайская каллиграфия. XI век

    Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды, посвященные теории этого искусства, формируются основные стили:

    Каллиграфия. Современная корейская каллиграфия. XХI век

    Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.

    Арабская каллиграфия

    Каллиграфия. Персидская каллиграфия в книжной миниатюре. XVII век

    Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело сакральный смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв. Постепенно арабы выработали целый ряд стилей каллиграфии — канонических почерков, каждый из которых использовался в определенной сфере деятельности:

    • дивани — для дипломатических документов;
    • насталик — для комментариев к Корану;
    • рикаа — в быту;
    • куфийское письмо — в декоративном искусстве и архитектуре.

    Каллиграфия. Современная арабская антропоморфная каллиграфия. ХХ век

    Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. Они также в огромном количестве переписывали вручную переводы трудов известных ученых античности по медицине, истории, философии, точным наукам.

    Европейская каллиграфия

    История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. В античных государствах искусство красивого письма было мало распространено. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами.

    Ситуация начала стремительно меняться с введением христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами.

    Каллиграфия. Грузинская каллиграфия. XVII век

    Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературных манускриптов было крайне мало. Такое положение дел не изменилось даже после появления бумаги в XII веке. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в середине XV века стало отправной точкой катастрофического снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах.

    Каллиграфия. Еврейская каллиграфия. XVIII век

    В конце XIX века англичанин Уильям Моррис (William Morris) и его последователи выступили с яростной критикой культуры наступившей индустриальной эпохи. Они призывали людей вернуться к традиционным ремеслам и искусству, в том числе к каллиграфии.

    Каллиграфия. Современная абстрактная каллиграфия. XХI век

    Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон (Edward Johnston) начал разрабатывать рукописные шрифты и популяризировать тексты, написанные каллиграфическим почерком. В это же время в Германии Рудольф Кох (Rudolf Koch) впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются отцами современной каллиграфии.

    Каллиграфия. Каллиграфия в интерьере квартиры. XХI век

    В 1950-х гг. в изобразительном искусстве появилась новая модная тенденция — абстрактная каллиграфия. Художники-авангардисты начали создавать оригинальные произведения из письмен и иероглифов, не вкладывая в них смысловое значение. Они просто стремились донести до зрителя свои чувства и эмоции посредством отображения необычных знаков.

    Область применения каллиграфии в наши дни

    Старинное искусство каллиграфии сегодня не утрачено окончательно. В современном мире оно нашло применение в различных сферах деятельности человека:

    • в полиграфии при оформлении оригинальных приглашений, открыток, меню ресторанов и кафе;
    • в производстве одежды, посуды, аксессуаров при изготовлении стильных надписей изысканным почерком;
    • в интерьерном дизайне при художественной отделке помещений;
    • в тату-индустрии при нанесении на тело человека наколотых картин, орнаментов или узоров.

    Искусство каллиграфии в XXI веке сильно преобразилось. Современные мастера красивого письма перестали пользоваться пером и ручкой, они превратились в графических дизайнеров и архитекторов, освоили техники цифровой печати. Но изысканные орнаменты, составленные из букв и иероглифов, до сих пор вызывают у миллионов людей чувство неподдельного восхищения.

    Каллиграфия. Современная тату-каллиграфия. XХI век

    Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим прекрасную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. На сайте также можно купить картины, рисунки и графику напрямую у современных художников.

    Читайте также: