Сочинение на тему как я понимаю героизм горцев изображаемых в исторических песнях

Обновлено: 04.07.2024

Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма – одна и ведущих тем в русском искусстве. Героизм в музыке является актуальным и в настоящие время. Бессмертные подвиги защитников Отечества прошлого нашли отражение в великих музыкальных произведениях М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и т.д

ВложениеРазмер
annotatsiya.docx 26.19 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ВОЛКОВАЯ ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА,

БУТОВ ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ,

УЧАЩИЙСЯ 7Б КЛАССА

Аннотация: Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма – одна и ведущих тем в русском искусстве. Героизм в музыке является актуальным и в настоящие время. Бессмертные подвиги защитников Отечества прошлого нашли отражение в великих музыкальных произведениях М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и т.д.

Ключевые слова : героизм в музыке, опера, музыкальные произведения, подвиг

Целью работы стало сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Познакомиться с особенностями героической музыки русских композиторов

- Определить значение героической музыки для молодежи;

- Популяризировать героическую музыку среди учащихся МБОУ СОШ №98

Гипотеза : героизм – потребность каждой эпохи.

Объект исследования : музыка.

Предмет исследования : музыка русских композиторов

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распространенной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя, а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для исторической темы , композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в героях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года , Революция 1917 года , Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов.

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном , в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который звучит в заключении оперы. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство гордости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

Стойкость русского характера, который выдержал, не сломался перед лицом суровых испытаний, выпавших на его долю в тяжелые годы вражеского нашествия, показана в опере в сценах на поле брани, народных образах (солдат, ополченцев, жителей Москвы, партизан) и в образах отдельных героев.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Песенная композиторская музыка в период ВОВ имела свои особенности. Никто не заказывал композиторам симфоний, ораторий, хоров, песен. Музыка писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. И хотя отклик композиторов на события военных лет был почти мгновенным, сиюминутным, это не сказалось отрицательно на глубине музыки. Напротив, во всех жанрах, от симфонии до песни, были созданы выдающиеся художественные ценности. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких, звала на подвиг.

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

4. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. - М: Просвещение, 1991.-164 с.

Определяющим моментом в развитии лермонтовского творчества были факторы действительности, времени. Наша точка зрения принципиально отвергает идею о развитии творчества Лермонтова в зависимости от литературного подражания. Анализ ранних кавказских поэм, и в первую очередь поэмы “Измаил-бей”, еще раз на конкретном примере показывает, как узки те границы, в которые пытались включить изучение лермонтовских произведений представители противоположной точки зрения.

При рассмотрении такого произведения, как “Измаил-бей”, изучающих

подчас сбивало с правильного пути даже просто то обстоятельство, что эта поэма выдержана в нормах романтического стиля.

Уже в раннюю пору, к которой относится создание рассматриваемых нами поэм, отчетливо выявились те принципы, которыми определялся творческий метод поэта. Лермонтовский гений искал вдохновения в подлинной жизни, в народной поэзии, в фактах действительности.

Мы теперь можем понять источник той особой интонации, которая звучит в часто цитируемом четырехстишии Лермонтова, относящемся как раз к раннему периоду творчества. Эта особая интонация – в знаменитых строках:

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В поэме “Аул Бастунджи” рассказывается о вражде двух братьев – Акбулата и Селима. Старший из них, Акбулат, женится на Заре. Преступной страстью к ней зажегся и Селим, как только Зара появилась на пороге дома, в котором до того времени в мире и дружбе жили братья.

Не умея побороть страсти, Селим открывается брату и просит отдать ему Зару. Акбулат негодует и отказывается. Селим покидает дом, скрывается и ждет часа, чтобы овладеть любимой женщиной.

Однажды Селим, подстерегши, застает Зару одну в то время, когда она купалась в ручье.

Она беспомощна, но Селим, несмотря на то, что в нем кипит страсть, только молит о любви. Гордость не позволяет ему просто овладеть Зарой, похитить ее, он хочет, чтобы она по своей воле согласилась бежать с ним.

Не желая забывать долга, Зара отказывается. Селим покидает ее.

В роковой день к сакле Акбулата запаленный хозяйский конь примчал труп Зары. Ее похитил и убил Селим и, чтобы насладиться местью, привязал труп к седлу коня, похищенного одновременно с Зарой.

Заканчивается поэма описанием пожара, который в ту же ночь уничтожил саклю Акбулата и весь аул Бастунджи: Сгорел Аул – и слух об нем исчез…

Так завершается драматическое действие поэмы.

Интересующий нас эпизод поэмы предшествует той части, в которой рассказывается об убийстве Зары, пожаре и гибели аула Бастунджи. Возвращаясь с охоты домой, где его ждет известие об исчезновении жены, Акбулат встречается с муллой –

Вот, раз, с охоты ехал он назад:

Аул дремал в тени таясь от зною:

С мечети божьей лишь мулла седой

Ему смеясь кивает головой;

Характерный мотив, отразившийся в творческой практике Лермонтова и созвучный фольклорным представлениям, имел значение и при построении действия в поэме “Аул Бастунджи” он сыграл здесь значение в создании колорита времени и места.

Мысль “Черкесской песни” еще раз отразилась в одном из лермонтовских произведений.

Поет черкесскую песню, в которой и говорится, почему он принимает свое решение.

Песня Казбича – та самая, которая ранее была Лермонтовым включена в поэму “Измаил-бей”. Теперь она подверглась новой обработке:

Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

Итак, Казбич поступает в согласии с правилом, усвоенным им из обихода народной мудрости. Следовательно, идея, выраженная в указанном народно-поэтическом произведении, нашла себе еще одно отражение в сюжете лермонтовского произведения. Отказ Казбича ведет к ссоре между ним и Азаматом, что в свою очередь является важнейшей составной частью завязки и вообще всей повести “Бэла”.

Все происходит, как задумал Печорин. Азамату достается Карагез, Печорину – Бэла.

Похищенная Азаматом Бэла остается жить у Печорина. Мы укажем еще на некоторые обстоятельства, характеризующие реальную документированность содержания повести. Азамат – отчаянная голова, у него на уме только удальство и молодечество.

После того, как ему удалось увести лошадь Казбича, он оставляет отцовский дом и исчезает.

Бытующее на Кавказе и данное Лермонтовым персонажу своей повести имя – Азамат – является словом, имеющим определенное значение. “Азамат” – молодец, удалец, юноша (лет двадцати)

Характеризуя Казбича, Максим Максимыч говорит о нем: “Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”. Действие, которое завязалось в начале повести и повлекло за собою ряд событий, ведет к трагической развязке. Выждав день, Казбич похищает Бэлу.

Но возвращающиеся с охоты Печорин и Максим Максимыч подоспевают вовремя – Казбич еще не успел ускакать с Бэлой.

Во время погони выстрелами из ружей Печорин и Максим Максимыч ранят Казбича и его лошадь. Казбичу удается все-таки уйти. Бросив раненую лошадь, он как кошка вскарабкался на утес и скрылся.

Однако он успевает нанести кинжалом смертельную рану Бэле. Через несколько дней Бэла умирает.

Таким образом, в завершении действия обнаруживается непосредственная связь с исходной ситуацией. И совершенно естественно, что Казбич делает попытку похитить Бэлу: она ему очень нравится. В свое время Бэла ему не досталась потому, что он отказался отдать за нее своего коня.

Казбич должен попытаться овладеть Бэлой. Чутье и такт художника подсказали Лермонтову, что представление о характере Казбича было бы неполным, если бы он не сделал подобной попытки. Естественно согласуется с поступком Казбича и то, что он хотел отомстить Печорину за его содействие Азамату в похищении Карагеза.

Удар кинжалом в спину в тот момент, когда Казбич увидел, что похищение Бэлы не удалось, – поступок, вполне оправданный моралью Казбича. Кстати, Казбич поступает так же, как герой поэмы “Аул Бастунджи” Селим, который убивает Зару.

Судьба людей, жизнь которых соприкасалась с жизнью Печорина и в чем-либо зависела от него, трагична. Это и определяет все построение повести и исход ее действия.

Осуществляя свой замысел, Лермонтов опирался на представления, возникавшие у него на основе знакомства с реальным материалом, с фольклором, этнографическими данными и т. д.

Те обстоятельства, на которые мы указывали в настоящей главе, характеризующие условия среды, места и времени, дают добавочный материал для суждения о характере связи с жизнью реалистического романа Лермонтова.


История культуры Героические образы в музыке

Санникова Ю.

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для исторической темы, композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

Александр Невский. Современная икона

Александр Невский. Современная икона

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт, Лист.

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном, в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творческая работа

Выполнила ученица 10 класса

Руководитель: Исаева Эльмира Халилибрагимовна,

учитель родного языка и литературы

Дагестан, ты Отчизна святая!

Нет для нас благодатного края.

Горы твои – мудры,

Степи твои – щедры.

Дагестан. Горная страна. Горный цветущий край, который является одним из уникальных регионов во всем мире.

В Дагестане проживает около тридцати народов и этнических групп, говорящих на самостоятельных языках.

Наиболее крупными из них являются аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, русские, рутульцы, табасаранцы, агулы, цахуры. Все они живут дружной единой семьёй.

Дагестан – наш общий дом, и поэтому этническое, лингвистическое, религиозное, географческое и иное разнообразие является уникальным достоянием всех дагестанцев, которое обеспечивает единство общества и которое необходимо ценить и беречь.

Когда враги наступали, нападали на их земли, одни поднимались на высокие вершины гор и разжигали костры. И это было сигналом о помощи. Другие с оружием в руках сражались с врагами.

Увидев сигнальные костры, горцы готовились к защите Родины, затем они тоже разжигали предупредительные костры на вершинах гор, и так дальше соседним сёлам передавалась информация.

С горами связано много обычаев и обрядов народов Дагестана.

Так, например, при засухе помимо общеизвестног обряда вызывания дождя Земире, Мевшевле, сельчане совершали и другой обряд. Как бабушка рассказывала, жители села при сильной засухе поднимались на вершину горы Аминтав, просили Аллаха, молились, совершали какие-то ритуалы, раздавали садака. Таким образом, совершали обряд вызывания дождя.

Еще в древности, когда люди жили племенами, горы, пещеры служили им убежищем от нападения других племен или от крупных животных.

В годы войн с иноземными захватчиками горцы оборонялись, горы, скалы использовали для защиты, для нападения.

В годы гражданской войны горцы, чтобы собрать войско, уходили в леса, в горы, влубь пещер.

Под руководством имама Шамиля освободительная война принимала широкий размах, воюющие горцы одерживали блистателные победы.

Сила духа, непреклонность воли, стремление к свободе, бесстрашие мюридов, горских воинов и даже женщин-горянок, детей признавали и враги.

Читайте также: