Сочинение на тему качественные прилагательные
Обновлено: 30.06.2024
Качественные прилагательные — это прилагательные, обозначающие такой признак, присущий предмету или лицу, который может восприниматься органами чувств (тихий, белый, жаркий, большой), называть качества людей или животных — как физические, так и интеллектуальные и эмоциональные (худой, высокий, умный, веселый), давать оценочные характеристики предметам, лицам и явлениям (правильный, вредный, хороший).
Такого рода признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, поэтому качественные прилагательные обладают целым рядом свойств, присущих именно им как представителям данного лексикограмматического разряда. Качественные прилагательные:
- имеют полные (атрибутивные) и краткие (предикативные) формы: сухой — сух, грустный — грустен, смешной — смешон;
- образуют формы степеней сравнения: высокий — выше — высочайший;
- могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень темный, совсем зеленый, весьма сомнительный;
- служат источником образования наречий на -о/-е: горький—горько, похожий — похоже;
Необходимо понимать, что не каждое конкретное качественное прилагательное обладает всеми вышеперечисленными свойствами. Так, целый ряд прилагательных не имеет кратких форм (см. Полные прилагательные); у прилагательных голый, слепой, дружеский и др. отсутствуют степени сравнения; многие прилагательные, обозначающие цвет, не имеют антонимов и т.д.
Между разными лексико-грамматическими разрядами прилагательных нет непроходимой границы. Так, качественные прилагательные иногда могут переходить в относительные — как правило, это наблюдается в случаях их употребления в составе терминологических словосочетаний: цветные металлы, легкая промышленность, звонкие согласные и т.п.
Полные прилагательные — те грамматические формы качественных прилагательных, которые в словарном виде (именительный падеж единственного числа мужского рода) заканчиваются на -ый, -ий, -ой (славный, горький, большой). Они, в отличие от несклоняемых кратких прилагательных, имеют падежные формы всех трех родов в единственном числе и падежные формы множественного числа, не различающиеся по роду. Обычно полная форма прилагательного указывает на некий постоянный или вневременной признак, присущий предмету или лицу. В предложении полные прилагательные могут использоваться и как определения, и как части составного именного сказуемого.
Большинство качественных прилагательных имеет как полные, так и краткие формы. Тем не менее, есть несколько групп прилагательных, которые, в основном из-за своего лексического значения, не могут образовывать краткие формы (или образуют их крайне редко) и представлены только полными формами. К ним относятся:
- многие прилагательные с суффиксами -ск-/-енск-/-(и)ческ-, -ов-/ -ee-, -н- (геройский, иронический, деловой, сиреневый, ранний и т.п.);
- некоторые отглагольные прилагательные с суффиксом -л- (бывалый, отсталый, беглый, спелый и др.);
- многие прилагательные, являющиеся по своему происхождению причастиями (выдающийся, опухший, бешеный, пуганый и т.п.);
Как правило, только полные формы характерны для относительных прилагательных в качественных значениях, хотя и здесь возможны исключения (см. Относительные прилагательные).
Напишите небольшое рассуждение в котором объясните почему качественные прилагательные так называются.
Имена прилагательные по своему значению делятся на качественные,
относительные и притяжательные.
Качественные имена прилагательные обозначают непосредственный
признак (качество, свойство) предмета, явления, живого существа,
который может присутствовать в нём в большей или в меньшей степени : холодный – холоднее (холодная осень – зима холоднее осени), мягкий – мягче (мягкий металл – алюминий мягче стали), красивый цветок – красивейший цветок.
Качественные имена прилагательные могут обозначать разные
признаки предмета : по цвету (зелёный, красный), по форме и размеру (квадратный, огромный), по вкусу (сладкий, кислый), по внешнему впечатлению (красивый), по особенностям характера человека (добрый, весёлый) и др.
Напишите небольшое рассуждение о том, почему важно изучать историю?
Напишите небольшое рассуждение о том, почему важно изучать историю.
Пожалуйста напишите мне 5 качественных прилагательных и 5 не качественных?
Пожалуйста напишите мне 5 качественных прилагательных и 5 не качественных.
Придумать небольшой рассказ или сказку про качественные относительные и притяжательные прилагательные?
Придумать небольшой рассказ или сказку про качественные относительные и притяжательные прилагательные.
Напишите небольшой сочинение - рассуждение на темуПоступки, которых я стесняюсь?
Напишите небольшой сочинение - рассуждение на тему
Поступки, которых я стесняюсь.
Напишите сочинение рассуждение на тему "почему понедельник так называется?
Напишите сочинение рассуждение на тему "почему понедельник так называется?
Напишите небольшое рассуждение на тему , , Почему так назван рубильник"?
Напишите небольшое рассуждение на тему , , Почему так назван рубильник".
Напишите небольшое рассуждение, почему относительные прилагательные так называются?
Напишите небольшое рассуждение, почему относительные прилагательные так называются.
Привести примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных и объясните почему?
Привести примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных и объясните почему?
Юный это качественное прилагательное или нет?
Юный это качественное прилагательное или нет?
Напишите небольшое рассуждение на тему : Почему мы должны быть терпеливыми?
Напишите небольшое рассуждение на тему : Почему мы должны быть терпеливыми?
Вопрос Напишите небольшое рассуждение в котором объясните почему качественные прилагательные так называются?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
- Пень не околица, глупая речь не пословица. - Своя земля и в горсти мила - Делу время, потехе час Не за что))0).
1. Книга – источник знаний ; 2. Белоснежка – главная героиня известной детской сказки и прекрасного мультфильма студии Уолта Диснея. 3. Волшебная сказка – жанр фольклора. 4. учить других - самому учиться. 5. Маяковский – первая скрипка среди футу..
1. Ребят одновременно удивляла и нравилась поездка через весь город на таком необычном транспорте. Здесь как однородные сказуемые даны два глагола с разным управлением удивляла ( кого? )(винит падеж) Нравилась (кому? )Дательный падеж) Это ошибка П..
Войдешь в ельник (В. П. ) увидишь живую зелень (В. П. ).
Вид - простой глагольный.
Будет (что делать? ) рассказывать = > несовершенный вид.
Книга это прекрасно. Книга - это когда ты читаешь и осознаёшь что когда - то много лет назад сидел человек и возможно именно для тебя создавал эту книгу. Именно для тех кто сейчас Сидит и читает . В книге можно узнать много нового и интересного А ..
Труд кормит , а лень портит . Антонимы труд и лень( сущ. ) . Откладывай безделье , да не откладывай труд . Антонимы безделье и труд ( сущ. ). Скучен день до вечера , коли делать нечего . Антонимы день и вечер ( сущ. ) . Готовь сани летом , а те..
Мой выбор пал на фразеологизм "яблоко раздора", т. К. он мне нравится, да и коротенький. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на к..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Прилагательное — это определение
В силу того что прилагательное как самостоятельная часть речи обозначает признак предмета, чаще всего его синтаксическая роль — это второстепенный член предложения определение.
Определением могут быть прилагательные всех разрядов по значению и следующие грамматические формы качественных прилагательных:
1. полная форма качественного прилагательного и относительное или притяжательное прилагательное
После жаркого дня наступил прохладный августовский вечер.
Сибирская тайга занимает обширную территорию.
2. качественное прилагательное в составной форме сравнительной степени
Более плодородная земля принесла хороший урожай зерновых.
3. прилагательное в форме превосходной степени
В птичьем царстве соловья считают самым голосистым певцом.
Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.
1. Первое доказательство (аргумент).
4. Второе доказательство (аргумент)
Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.
2. АНАЛИЗ текста.
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
(1) …По своей величине,
огромнойсиле,необычайнойкрасоте ивеличавойосанке давно назван царём всейводянойиливодоплавающейптицы.
(2)
Белый, как снег, сблестящими,прозрачныминебольшимиглазами, счёрнымносом ичёрнымилапами, сдлинною,гибкоюикрасивоюшеею, он невыразимопрекрасен, когда спокойно плывёт междузелёныхкамышей потёмно-синей гладкойповерхности воды.
(
По С. Аксакову
)
(О лебеде.)
Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?
К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:
О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:
Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?
Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?
Прилагательные
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
2) заключают в себе авторскую оценку.
4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
(1)…, …
день. (2)…лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно…осень.
(3)Удивительно…
тишина.
(4)Сижу над
…прудком в парке. (5)…дно засыпано…листьями. (6)И они блестят в воде, как…блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя…смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи
1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)
2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)
4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)
5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные
6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.
Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!
V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи
Таким образом, качественные имена прилагательные играют в нашей речи важную роль: они делают ее яркой, образной, выразительной.
Смысл данного отрывка текста я понимаю так: у мальчика, никогда не видевшего восхода солнца, в его неискушенной душе, ожидание и созерцание этого явления вызвало возбуждение, всплеск эмоций и прилив сил.
В.Г. Короленко довольно неприглядно описывает безрадостную, унылую жизнь двух родных людей, деда и внука, а также мрачное, убогое состояние природы до восхода солнца. Но в предложении 47 говорится о том, что первый луч солнца так преобразил эмоциональное состояние мальчика, что это становится заметно даже внешне. Именно это природное явление наполняет радостью, восторгом и смыслом существование старика и мальчика.
В последнем 57 предложении отрывка также говорится о восхищении мальчика этим зрелищем и о ласковом прикосновении солнечных лучей к его бледному лицу. Что он наконец-то во всей красе увидел это явление.
Этот фрагмент текста нам говорит о том, что даже в простых и обыденных вещах и явлениях можно найти что-то прекрасное, восхитительное, что даст почувствовать себя счастливым в обычный, ничем не примечательный день.
9.3. Как вы понимаете значение слова счастье?
Наверное, каждый человек когда-либо задумывается, что же такое счастье и счастлив ли он? Мне тоже захотелось ответить на этот вопрос.
Я считаю, что счастье – это состояние души. В такие моменты человек чувствует, как за спиной вырастают крылья, и он готов поделиться им со всеми.
Иногда осчастливить может даже самая незначительная мелочь, и тогда жизнь, до этого казавшаяся серой и убогой, засияет всеми красками радуги.
В жизни каждый человек может стать счастливым, но нужно к этому идти целенаправленно и не бояться трудностей. Например, сбитый во время Великой Отечественной войны русский летчик Алексей Маресьев, лишившись обеих ног, смог летать. Он приложил массу нечеловеческих усилий в процессе тренировок и, когда вновь поднялся в небо, был счастлив.
Качественные прилагательные обозначают непосредственный признак предмета, который не соотносится с другими предметами. Приведем примеры качественных прилагательных в соответствии с их лексическим значением.
В соответствии с лексико-грамматическим значением прилагательные делятся на три разряда:
- качественные (веселый, добрый); (настенный, прошлогодний); (орлиный, павлиний).
Что такое качественные прилагательные?
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.
К примеру, это смелый человек, он может быть и смелее. Это длинная дорога, а бывает и длиннее.
Качественные прилагательные обладают рядом грамматических и лексических признаков, по которым их можно узнать среди других слов этой части речи. Перечислим их.
1. Большинство качественных прилагательных имеют степени сравнения:
- сравнительную степень (тёмный — темнее, более/менее тёмный);
- превосходную степень (темнейший, самый тёмный, темнее всех).
2. У многих качественных прилагательных укажем полную и краткую форму , чем они кардинально отличаются от прилагательных других разрядов, например:
- скромный человек — человек скромен;
- тесная одежда — одежда тесна;
- мудрое пожелание — пожелание мудро;
- веселые дети — дети веселы.
Краткие формы изменяются по родам и числам, но не имеют падежных форм.
3. Укажем ещё один важный отличительный признак качественных прилагательных. Они могут сочетаться с наречиями меры и степени:
- очень добрая бабушка;
- совершенно незнакомый человек;
- абсолютно чужой город;
- весьма беззлобный ответ;
- почти легкий рюкзак;
- слишком горячий спор.
В-четвертых, качественные прилагательные образуют однокоренные наречия с суффиксами -о, -е:
- тихий звук — тих о звучит;
- блестящий ответ — блестящ е ответил.
5. Ко многим качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы , например:
- мудрый — умный, сообразительный;
- мудрый — глупый.
Слова этого разряда сами могут образовать антонимы с помощью приставки не-:
- легкий → нелегкий (тяжелый) труд;
- веселый → невесёлый (грустный) голос.
Антонимы с приставкой не- можно заменить синонимами без неё.
В-шестых, с помощью суффиксов качественные имена прилагательные образуют слова со значением субъективной оценки:
- глупый — глупенький;
- большой — большущий;
- широкий — широченный;
- злой — злющий.
7. Отметим также такую способность качественных прилагательных, как образование сложных слов путем повтора:
От большинства качественных прилагательных образуются существительные с отвлеченным значением:
- широкий — ширина;
- добрый — доброта;
- глупый — глупость;
- синий — синева.
Примеры качественных прилагательных
Качественные прилагательные имеют определенное лексическое значение. В связи с этим их можно распределить по смысловым группам.
Качественные прилагательные обозначают признак предмета
- пунцовый цветок;
- малиновый бархат;
- синий василёк;
- лиловая накидка;
- сизое облачко;
- красные флаги;
- лазурное море;
- светлая кожа;
- черное небо;
- бледный рисунок;
- треугольная полка;
- круглый стол;
- овальное зеркало;
- квадратное окно;
- прямой путь;
- извилистая тропа;
4. по физическим характеристикам:
5. по возрасту и физиологическим особенностям:
- молодой тополь;
- старый дом;
- древние развалины;
- дряхлая старушка;
- пожилой человек;
- крепкий старик;
- маленький ребенок;
- юный художник;
- слепой музыкант;
- хромая лошадь;
- лысый мужчина;
6. по внутренним характеристикам человека или животного:
- добрая тетушка;
- злая собака;
- сердитый гражданин;
- жестокий подросток;
- верный пёс;
- милая девчушка;
- умный пятиклассник;
- глупый ребенок;
- честный человек;
- строгий инспектор;
- скромная девушка;
- хитрый сосед.
Качественные прилагательные могут развить дополнительное относительное значение. Так образуются слова-термины, например:
- звонкий голос — звонкий согласный;
- глухой стук — глухой согласный;
- тяжёлая ноша — тяжёлая промышленность;
- легкая сумка — легкая атлетика.
Видеоурок
Читайте также: