Сочинение на тему качественные прилагательные

Обновлено: 30.06.2024

Качественные прилагательные — это прилагательные, обозна­чающие такой признак, присущий предмету или лицу, который может восприниматься органами чувств (тихий, белый, жаркий, большой), называть качества людей или животных — как физические, так и ин­теллектуальные и эмоциональные (худой, высокий, умный, веселый), давать оценочные характеристики предметам, лицам и явлениям (пра­вильный, вредный, хороший).

Такого рода признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, поэтому качественные прилагательные обладают целым рядом свойств, присущих именно им как представителям данного лексико­грамматического разряда. Качественные прилагательные:

  • имеют полные (атрибутивные) и краткие (предикативные) формы: сухой — сух, грустный — грустен, смешной — смешон;
  • образуют формы степеней сравнения: высокий — выше — высо­чайший;
  • могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень темный, совсем зеленый, весьма сомнительный;
  • служат источником образования наречий на -о/-е: горький—горь­ко, похожий — похоже;

Необходимо понимать, что не каждое конкретное качественное прилагательное обладает всеми вышеперечисленными свойствами. Так, целый ряд прилагательных не имеет кратких форм (см. Пол­ные прилагательные); у прилагательных голый, слепой, друже­ский и др. отсутствуют степени сравнения; многие прилагательные, обозначающие цвет, не имеют антонимов и т.д.

Между разными лексико-грамматическими разрядами прилага­тельных нет непроходимой границы. Так, качественные прилагатель­ные иногда могут переходить в относительные — как правило, это на­блюдается в случаях их употребления в составе терминологических словосочетаний: цветные металлы, легкая промышленность, звонкие согласные и т.п.

Полные прилагательные — те грамматические формы качествен­ных прилагательных, которые в словарном виде (именительный падеж единственного числа мужского рода) заканчиваются на -ый, -ий, -ой (славный, горький, большой). Они, в отличие от несклоняемых кратких прилагательных, имеют падежные формы всех трех родов в единствен­ном числе и падежные формы множественного числа, не различающие­ся по роду. Обычно полная форма прилагательного указывает на некий постоянный или вневременной признак, присущий предмету или лицу. В предложении полные прилагательные могут использоваться и как определения, и как части составного именного сказуемого.

Большинство качественных прилагательных имеет как полные, так и краткие формы. Тем не менее, есть несколько групп прилагательных, которые, в основном из-за своего лексического значения, не могут об­разовывать краткие формы (или образуют их крайне редко) и пред­ставлены только полными формами. К ним относятся:

  • многие прилагательные с суффиксами -ск-/-енск-/-(и)ческ-, -ов-/ -ee-, -н- (геройский, иронический, деловой, сиреневый, ранний и т.п.);
  • некоторые отглагольные прилагательные с суффиксом -л- (быва­лый, отсталый, беглый, спелый и др.);
  • многие прилагательные, являющиеся по своему происхождению причастиями (выдающийся, опухший, бешеный, пуганый и т.п.);

Как правило, только полные формы характерны для относительных прилагательных в качественных значениях, хотя и здесь возможны ис­ключения (см. Относительные прилагательные).

Напишите небольшое рассуждение в котором объясните почему качественные прилагательные так называются.


Имена прилагательные по своему значению делятся на качественные,

относительные и притяжательные.

Качественные имена прилагательные обозначают непосредственный

признак (качество, свойство) предмета, явления, живого существа,

который может присутствовать в нём в большей или в меньшей степени : холодный – холоднее (холодная осень – зима холоднее осени), мягкий – мягче (мягкий металл – алюминий мягче стали), красивый цветок – красивейший цветок.

Качественные имена прилагательные могут обозначать разные

признаки предмета : по цвету (зелёный, красный), по форме и размеру (квадратный, огромный), по вкусу (сладкий, кислый), по внешнему впечатлению (красивый), по особенностям характера человека (добрый, весёлый) и др.


Напишите небольшое рассуждение о том, почему важно изучать историю?

Напишите небольшое рассуждение о том, почему важно изучать историю.


Пожалуйста напишите мне 5 качественных прилагательных и 5 не качественных?

Пожалуйста напишите мне 5 качественных прилагательных и 5 не качественных.


Придумать небольшой рассказ или сказку про качественные относительные и притяжательные прилагательные?

Придумать небольшой рассказ или сказку про качественные относительные и притяжательные прилагательные.


Напишите небольшой сочинение - рассуждение на темуПоступки, которых я стесняюсь?

Напишите небольшой сочинение - рассуждение на тему

Поступки, которых я стесняюсь.


Напишите сочинение рассуждение на тему "почему понедельник так называется?

Напишите сочинение рассуждение на тему "почему понедельник так называется?


Напишите небольшое рассуждение на тему , , Почему так назван рубильник"?

Напишите небольшое рассуждение на тему , , Почему так назван рубильник".


Напишите небольшое рассуждение, почему относительные прилагательные так называются?

Напишите небольшое рассуждение, почему относительные прилагательные так называются.


Привести примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных и объясните почему?

Привести примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных и объясните почему?


Юный это качественное прилагательное или нет?

Юный это качественное прилагательное или нет?


Напишите небольшое рассуждение на тему : Почему мы должны быть терпеливыми?

Напишите небольшое рассуждение на тему : Почему мы должны быть терпеливыми?

Вопрос Напишите небольшое рассуждение в котором объясните почему качественные прилагательные так называются?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


- Пень не околица, глупая речь не пословица. - Своя земля и в горсти мила - Делу время, потехе час Не за что))0).


1. Книга – источник знаний ; 2. Белоснежка – главная героиня известной детской сказки и прекрасного мультфильма студии Уолта Диснея. 3. Волшебная сказка – жанр фольклора. 4. учить других - самому учиться. 5. Маяковский – первая скрипка среди футу..


1. Ребят одновременно удивляла и нравилась поездка через весь город на таком необычном транспорте. Здесь как однородные сказуемые даны два глагола с разным управлением удивляла ( кого? )(винит падеж) Нравилась (кому? )Дательный падеж) Это ошибка П..


Войдешь в ельник (В. П. ) увидишь живую зелень (В. П. ).


Вид - простой глагольный.


Будет (что делать? ) рассказывать = > несовершенный вид.


Книга это прекрасно. Книга - это когда ты читаешь и осознаёшь что когда - то много лет назад сидел человек и возможно именно для тебя создавал эту книгу. Именно для тех кто сейчас Сидит и читает . В книге можно узнать много нового и интересного А ..



Труд кормит , а лень портит . Антонимы труд и лень( сущ. ) . Откладывай безделье , да не откладывай труд . Антонимы безделье и труд ( сущ. ). Скучен день до вечера , коли делать нечего . Антонимы день и вечер ( сущ. ) . Готовь сани летом , а те..


Мой выбор пал на фразеологизм "яблоко раздора", т. К. он мне нравится, да и коротенький. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на к..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Прилагательное — это определение

В силу того что при­ла­га­тель­ное как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, чаще все­го его син­так­си­че­ская роль — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние.

Определением могут быть при­ла­га­тель­ные всех раз­ря­дов по зна­че­нию и сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

1. пол­ная фор­ма каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го и отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное

После жар­ко­го дня насту­пил про­хлад­ный авгу­стов­ский вечер.

Сибирская тай­га зани­ма­ет обшир­ную тер­ри­то­рию.

2. каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное в состав­ной фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

Более плодо­род­ная зем­ля при­нес­ла хоро­ший уро­жай зер­но­вых.

3. при­ла­га­тель­ное в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни

В пти­чьем цар­стве соло­вья счи­та­ют самым голо­си­стым пев­цом.

Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.

1. Первое доказательство (аргумент).

4. Второе доказательство (аргумент)

Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.

2. АНАЛИЗ текста.

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

(1) …По своей величине,
огромнойсиле,необычайнойкрасоте ивеличавойосанке давно назван царём всейводянойиливодоплавающейптицы.
(2)
Белый, как снег, сблестящими,прозрачныминебольшимиглазами, счёрнымносом ичёрнымилапами, сдлинною,гибкоюикрасивоюшеею, он невыразимопрекрасен, когда спокойно плывёт междузелёныхкамышей потёмно-синей гладкойповерхности воды.
(
По С. Аксакову
)

(О лебеде.)

Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?

К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:

О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:

Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?

Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?

Прилагательные

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

(1)…, …
день. (2)лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенноосень.
(3)Удивительно
тишина.
(4)Сижу над
прудком в парке. (5)дно засыпанолистьями. (6)И они блестят в воде, какблёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себясмельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи


1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)



2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)



4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)



5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные



6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.



Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)



– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!


V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Таким образом, качественные имена прилагательные играют в нашей речи важную роль: они делают ее яркой, образной, выразительной.

Смысл данного отрывка текста я понимаю так: у мальчика, никогда не видевшего восхода солнца, в его неискушенной душе, ожидание и созерцание этого явления вызвало возбуждение, всплеск эмоций и прилив сил.

В.Г. Короленко довольно неприглядно описывает безрадостную, унылую жизнь двух родных людей, деда и внука, а также мрачное, убогое состояние природы до восхода солнца. Но в предложении 47 говорится о том, что первый луч солнца так преобразил эмоциональное состояние мальчика, что это становится заметно даже внешне. Именно это природное явление наполняет радостью, восторгом и смыслом существование старика и мальчика.

В последнем 57 предложении отрывка также говорится о восхищении мальчика этим зрелищем и о ласковом прикосновении солнечных лучей к его бледному лицу. Что он наконец-то во всей красе увидел это явление.

Этот фрагмент текста нам говорит о том, что даже в простых и обыденных вещах и явлениях можно найти что-то прекрасное, восхитительное, что даст почувствовать себя счастливым в обычный, ничем не примечательный день.

9.3. Как вы понимаете значение слова счастье?

Наверное, каждый человек когда-либо задумывается, что же такое счастье и счастлив ли он? Мне тоже захотелось ответить на этот вопрос.

Я считаю, что счастье – это состояние души. В такие моменты человек чувствует, как за спиной вырастают крылья, и он готов поделиться им со всеми.

Иногда осчастливить может даже самая незначительная мелочь, и тогда жизнь, до этого казавшаяся серой и убогой, засияет всеми красками радуги.

В жизни каждый человек может стать счастливым, но нужно к этому идти целенаправленно и не бояться трудностей. Например, сбитый во время Великой Отечественной войны русский летчик Алексей Маресьев, лишившись обеих ног, смог летать. Он приложил массу нечеловеческих усилий в процессе тренировок и, когда вновь поднялся в небо, был счастлив.

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, кото­рый не соот­но­сит­ся с дру­ги­ми пред­ме­та­ми. Приведем при­ме­ры каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским значением.

В соот­вет­ствии с лексико-грамматическим зна­че­ни­ем при­ла­га­тель­ные делят­ся на три разряда:

  1. каче­ствен­ные (весе­лый, доб­рый); (настен­ный, про­шло­год­ний); (орли­ный, пав­ли­ний).

Что такое качественные прилагательные?

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такой при­знак пред­ме­та, кото­рый может про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей степени.

К при­ме­ру, это сме­лый чело­век, он может быть и сме­лее. Это длин­ная доро­га, а быва­ет и длин­нее.

Качественные при­ла­га­тель­ные обла­да­ют рядом грам­ма­ти­че­ских и лек­си­че­ских при­зна­ков, по кото­рым их мож­но узнать сре­ди дру­гих слов этой части речи. Перечислим их.

1. Большинство каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных име­ют сте­пе­ни сравнения:

  • срав­ни­тель­ную сте­пень (тём­ный — тем­нее, более/менее тём­ный);
  • пре­вос­ход­ную сте­пень (тем­ней­ший, самый тём­ный, тем­нее всех).

2. У мно­гих каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных ука­жем пол­ную и крат­кую фор­му , чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от при­ла­га­тель­ных дру­гих раз­ря­дов, например:

  • скром­ный чело­век — чело­век скромен;
  • тес­ная одеж­да — одеж­да тесна;
  • муд­рое поже­ла­ние — поже­ла­ние мудро;
  • весе­лые дети — дети веселы.

Краткие фор­мы изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, но не име­ют падеж­ных форм.

3. Укажем ещё один важ­ный отли­чи­тель­ный при­знак каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных. Они могут соче­тать­ся с наре­чи­я­ми меры и сте­пе­ни:

  • очень доб­рая бабушка;
  • совер­шен­но незна­ко­мый человек;
  • абсо­лют­но чужой город;
  • весь­ма без­злоб­ный ответ;
  • почти лег­кий рюкзак;
  • слиш­ком горя­чий спор.

В-четвертых, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­са­ми , :

  • тихий звук — тих о звучит;
  • бле­стя­щий ответ — бле­стящ е ответил.

5. Ко мно­гим каче­ствен­ным при­ла­га­тель­ным мож­но подо­брать сино­ни­мы и анто­ни­мы , напри­мер:

  • муд­рый — умный, сообразительный;
  • муд­рый — глупый.

Слова это­го раз­ря­да сами могут обра­зо­вать анто­ни­мы с помо­щью при­став­ки не-:

  • лег­кий → нелег­кий (тяже­лый) труд;
  • весе­лый → неве­сё­лый (груст­ный) голос.

Антонимы с при­став­кой не- мож­но заме­нить сино­ни­ма­ми без неё.

В-шестых, с помо­щью суф­фик­сов каче­ствен­ные име­на при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют сло­ва со зна­че­ни­ем субъ­ек­тив­ной оценки:

  • глу­пый — глупенький;
  • боль­шой — большущий;
  • широ­кий — широченный;
  • злой — злющий.

7. Отметим так­же такую спо­соб­ность каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, как обра­зо­ва­ние слож­ных слов путем повтора:

От боль­шин­ства каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные с отвле­чен­ным значением:

  • широ­кий — ширина;
  • доб­рый — доброта;
  • глу­пый — глупость;
  • синий — синева.

Качественные прилагательные

Примеры качественных прилагательных

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. В свя­зи с этим их мож­но рас­пре­де­лить по смыс­ло­вым группам.

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют при­знак предмета

  • пун­цо­вый цветок;
  • мали­но­вый бархат;
  • синий васи­лёк;
  • лило­вая накидка;
  • сизое облач­ко;
  • крас­ные флаги;
  • лазур­ное море;
  • свет­лая кожа;
  • чер­ное небо;
  • блед­ный рисунок;
  • тре­уголь­ная полка;
  • круг­лый стол;
  • оваль­ное зеркало;
  • квад­рат­ное окно;
  • пря­мой путь;
  • изви­ли­стая тропа;

4. по физи­че­ским характеристикам:

5. по воз­рас­ту и физио­ло­ги­че­ским особенностям:

  • моло­дой тополь;
  • ста­рый дом;
  • древ­ние развалины;
  • дрях­лая старушка;
  • пожи­лой человек;
  • креп­кий старик;
  • малень­кий ребенок;
  • юный худож­ник;
  • сле­пой музыкант;
  • хро­мая лошадь;
  • лысый муж­чи­на;

6. по внут­рен­ним харак­те­ри­сти­кам чело­ве­ка или животного:

  • доб­рая тетушка;
  • злая соба­ка;
  • сер­ди­тый гражданин;
  • жесто­кий подросток;
  • вер­ный пёс;
  • милая дев­чуш­ка;
  • умный пяти­класс­ник;
  • глу­пый ребенок;
  • чест­ный человек;
  • стро­гий инспектор;
  • скром­ная девушка;
  • хит­рый сосед.

Качественные при­ла­га­тель­ные могут раз­вить допол­ни­тель­ное отно­си­тель­ное зна­че­ние. Так обра­зу­ют­ся слова-термины, например:

  • звон­кий голос — звон­кий согласный;
  • глу­хой стук — глу­хой согласный;
  • тяжё­лая ноша — тяжё­лая промышленность;
  • лег­кая сум­ка — лег­кая атлетика.

Видеоурок

Читайте также: