Сочинение на тему интерьер как средство характеристики героя

Обновлено: 05.07.2024

Название работы: Интерьер как средство характеристики героя

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Интерьер его домика состоящего из шести крошечных комнат говорит о том что перед нами маленький человек очевидно небогатый который не претендует на значимость любит уют. И действительно толстоногий стол заваленный почерневшими от старинной пыли бумагами говорит о том что Василий Иванович занимается работой но делает это время от времени. О том что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами говорит сломанная электрическая машина но это увлечение осталось в прошлом так как она до сих.

Размер файла: 18.61 KB

Работу скачали: 7 чел.

Интерьер как средство характеристики героя

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это герои, их действия и место действия.

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять характеры героев. Описание интерьера в произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет собой одно из основных средств характеристики героев.

Основное действие происходит в Петербурге.

Комната Родиона-это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Отставшие, желтого цвета обои вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам кровать Раскольникова - неуклюжая большая софа, которую сплошь покрывают лохмотья.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику, созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников вынашивал и обдумывал свою пробу.

Комната Сони большая, но чрезвычайно низкая имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Несмотря на большие размеры, комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне, как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый страшный грех- убийство.

Достоевский в своем произведении особое внимание уделяет цветовой гамме. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была с желтыми обоями, с мебелью из желтого дерева, картинами в желтых рамках.

Итак, интерьер играет не последнюю роль в характеристике героев; он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда только с помощью уточнений можно понять суть героя, его внутренний мир, стремления.

Вообще, на всём интерьере лежит печать времени, все вещи подержанные, старые, всё это говорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, что показывает желание Базарова-старшего вырваться из этого маленького мира.

Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав автором показан интерьер сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простотой, уютом, свежестью, любовью.

чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и Базаров, и Аркадий.

Однако в романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это прежде всего Базаров, Аркадий и Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если у Базарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже в доме своих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия и Николая Петровича связано, на мой взгляд, с мировоззрением самого автора. Как известно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни, которую так ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича. Не случайно оба этих героя умирают: один физически, другой – морально. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является нравственной кульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв её во всех её проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придаёт им типические черты и, пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора, будущие России.

Диван, на котором проводит свое время Обломов, давно стал нарицательным. Как и халат знаменитого лентяя.

Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, “без малейшего намека на Европу”, просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью “сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума”. И действительно, на какое-то время он исчезает из поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки Агафья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование.

Плетнева Лилия Григорьевна

Работа Сидоровой Анастасии определена интересом ученицы к литературе вообще и к теории литературы - в частности. Данный реферат представляет собой аналитический труд и показывает, что у ученицы сформировано представление о литературе как искусстве слова, сформированы умения как аналитического характера, так и умения, связанные с развитием воссоздающего воображения, с творческой деятельностью. Ученица сумела доказать, что интерьер напрямую связан с образом персонажа , и доказала это достаточно грамотно. В реферате рассмотрены персонажи трех произведений: "Мертвые души", "Преступление и наказание" и "Отцы и дети". К реферату подготовлена замечательная презентация. но ее объем в 10 раз превыщает допустимый вес. К сожалению, презентацию разместить невозможно. Я использую материал презентации при изучении указанных произведений, и материал вызывает неподдельный интерес у учащихся. Работа была представлена на конференции "Ученик года" и заняла 1 место.

ВложениеРазмер
Реферат на тему: "Интерьер как средство раскрытия образа персонажа в русской литературе 19 века" 60.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №251 с углубленным изучением отдельных предметов.

Выполнила: Сидорова Анистасия,

Руководитель: Плетнева Лилия Григорьевна. Филолог, учитель русского языка и литературы.

I.Использование предметно-бытового окружения героя для 5

1 .Манилов. «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе 8

2.Коробочка. Человек, опутанный 11

II. Характеристика героев с помощью интерьера в романе 22

И. С. Тургенева "Отцы и дети".

III. Интерьер как средство характеристики героя в 26
романе Ф. М. Достоевского

Выделить наиболее интересные рассуждения по анализу образов персонажей.

Показать на конкретных примерах, как бытовая среда определяет облик героя произведения, как интерьер помогает раскрыть образ персонажа, его духовный мир и выяснить авторское отношение к нему.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Человек должен быть рабом.

Выбор для него только в том, чьим:

Своих страстей, а значит, и людей,

Или же своего духовного начала.

Загадочная русская душа, непостижимая для западного сознания, совсем не случайно традиционно ассоциируется с необозримым пространством России: с ее бескрайними степями, излучинами рек, бесчисленными лесами и полями, раскинувшимися на все четыре стороны, сколько хватает глаза. Эта бесконечная широта, свобода, вольность русского края - фон, на котором чаще всего разворачиваются сюжеты русской литературы. Узость, замкнутость, стесненность пространства (душные каморки наёмных жилищ, грязные трактирные номера) - обратная сторона русского простора. То и другое нередко определяет русский национальный характер.

Русская литература, как сама жизнь, всеохватна и беспредельна: от мельчайшей частицы бытия - пылинки, соринки, тени - до космоса, мироздания, вселенной - вот масштаб русской литературы. Но главным в ней, что не оставляет равнодушным всех любителей русского слова, остается образ человека, порой поражающий широтой характера, вольностью, силой, а порой- мелкой и убогой душонкой, неразвитыми чувствами. У писателя много художественных средств для раскрытия образов персонажей, и одним из них является интерьер.

^Использование предметно-бытового окружения героя для выразительного раскрытия особенностей его образа в поэме

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме "Мертвые души", встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние качества человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание.

Давно уже замечена одна характерная особенность гоголевской поэтики: особый интерес писателя к изображению бытового, вещного, предметного окружения его героев. Несомненно, Гоголь уделял социально-бытовой обстановке большое внимание, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об облике героев.

Художник необычайно наблюдательный. Гоголь умеет находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта.

1.Манилов. «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе

От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. Рисуя образы помещиков, автор усиливает омертвление помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.

В изображении Плюшкина Гоголь совмещает разнородные художественные элементы - реалистически бытовые живописи и резкое заострение сатирического рисунка. Бытовая конкретность и достоверность образа сочетаются с характерной для него исключительной широтой обобщения.

Он один из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. Среди великих русских писателей обладал, пожалуй, едва ли не наиболее выразительными приметами стиля. Главное средство изображения характера — интерьер.

//. Характеристика героев с помощью интеръера в романе И. С Тургенева 'Отцы и дети"

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева это своеобразная художественная летопись, запечатлевшая жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю. В его произведениях нашли своё отражение важнейшие этапы русского общественного движения, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы.

Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с современностью, с насущными вопросами русской действительности. Ни одного сколько-нибудь значительного события общественной и литературной жизни не проходило мимо внимания писателя. В своих произведениях Тургенев с глубочайшим сочувствием изобразил представителей передовой демократически настроенной молодежи, самоотверженно боровшейся против произвола царского правительства.

И.С. Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким искусством в области художественного творчества, в романе "Отцы и дети" широко использует разнообразные художественные приёмы. Существует множество способов раскрытия внутреннего мира героя: с помощью высказывания о нём других персонажей, через его поступки, портретное описание, наконец, через окружающий его предметный мир. Наиболее ярко предметный мир характеризует героев романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". С помощью этого приёма автором даётся психологическая характеристика героев, в том числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа. Интерьер его "домика", состоящего "из шести крошечных комнат", говорит о том, что перед нами "маленький" человек, очевидно, небогатый, который не претендует на значимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые качества Василия Ивановича. И действительно, "толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, . бумагами", говорит о том, что Василий Иванович занимается работой, но делает это время от времени. Отец Базарова - человек неаккуратный, за порядком, даже в своём кабинете не следит ("на полках в беспорядках теснились книги, коробочки, птичьи чучела, банка, пузырьки"). О том, что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами, говорит "сломанная электрическая машина", но это увлечение осталось в прошлом, так как она до сих пор не починена. Оружие, развешанное на стенах, говорит о том, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И , действительно, он был военным врачом.

Вообще, на всём интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, всё
это говорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим
мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, что показывает
желание Базарова- старшего вырваться из этого маленького мира. Здесь читатель видит
противоречивость характера Василия Ивановича.

В интерьере кабинета доминирует черно-белая гамма ("вензель из волос в черной рамке", "шкаф из карельской березы"), строгая и вполне сочетаемая, что говорит о гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает журнал "Друг здравие" за 1855 год ( хотя на дворе 1859 год) свидетельствует о том, что Базаров старается идти в ногу со временем, но всё-таки он не в силах угнаться за современностью.

Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав, автором показан интерьер сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова, Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом, свежестью, любовью. Читатель понимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди.Икона Николая Угодника, портрет Николая Петровича, банки с его любимым вареньем ис подписями "крыжовник", говорят об искреннем чувстве Фенечки к НиколаюПетровичу. В отличие от комнаты Фенечки, кабинет Павла Петровича поражает своей изысканностью, монументальностью и вместе с тем отсутствием теплоты. В нём всё носит печать искусственности: и библиотека "гегшззапсе", и бронзовые статуэтки " навеликолепном письменном столе", и камин, и "тяжелые занавески окон" с помощью которых Павел Петрович пытается оградить себя от солнечного света. Читателю становится понятно то отчаяние, с которым Кирсанов "бросился на диван". Герой осознаёт свою неспособность любить и быть любимым, и сопоставление интерьеров помогаетчитателю разобраться в этом. Тургенев активно использует подробности интерьера, окружения героя, показывая с их помощью особенности его характера. Так, мы уже имеем определённое представление о Кукшиной, даже до её появления. "Криво прибитая визитная карточка", "толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные", - всё это указывает на "прогрессивные стремления хозяйки", но прогресса, по сути, не видно. Огромное желание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной, неестественной, лишенной чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и Базаров, и Аркадий.

Однако в романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это прежде всего Базаров, Аркадий и Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если у Базарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже в доме своих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия и Николая Петровича связано, на мой взгляд, с мировоззрением самого автора. Как известно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни, которую так ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича. Не случайно оба этих героя умирают; один физически, другой - морально. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является нравственной кульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв её во всех её проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придаёт им типические черты и. пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора, будущее России.

Иван Сергеевич Тургенев - выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом.

Социально-философский роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это герои, их действия и место действия.

Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в "Преступлении и наказании" напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы - одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений .

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только "отпечаток" ("снимок") ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках.

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик.

К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у
главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной
гордыни Раскольникова такая среда естественна.

Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она ещё в большей степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук, стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией, в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом , местом, где можно скрыться и куда редко кто заглядывает.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику, созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников вынашивал и обдумывал свою идею . Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона действовала только его комната, были и другие причины преступления.

Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему устояла? Одна из причин - это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет, который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся.

Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика.

Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была с желтыми обоями , с мебелью из желтого дерева , картинами в желтых рамках .

Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета . Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками . Желтый цвет является хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев . Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри • которой формируется мировоззрение героев. Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний мир, стремления.

Каждый устроен по-своему, и нет человека,

который был бы законченным злодеем.

Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства:

красоту, сдержанность, ум, вкус и верность.

Каждый хорош по-своему, и трудно сказать,

кто же действительно лучше.

На каждого человека, как и на каждый поступок,

следует смотреть с определенного расстояния.

Иных можно понять, рассматривая их вблизи,

другие же становятся понятными только издали.

Тип предметных деталей характеризует индивидуальность писателя, его видение мира не меньше, чем его язык или структура его сюжетов. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. В связи с этим проблема художественного предмета представляется одной из важнейших в поэтике большинства писателей, и такое понимание лежит в основе темы настоящего исследования. Между тем если исследованию других аспектов поэтики писателей посвящена огромная литература, проблема предметного мира изучена явно недостаточно: специальных работ, ей посвященных, почти не существует, как до 1980-х гг. не было и теоретических работ по этому вопросу. До сих пор предметному миру писателя, который чаще всего сводится к проблеме художественной детали, уделяется, как правило, лишь небольшое место в работах по поэтике писателя. Этим определяется актуальность проблематики данного исследования в целом.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Сочинение на тему: "Интерьер как средство характеристики героя"

Интерьер как средство характеристики героя.

(По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это герои, их действия и место действия.

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет собой одно из основных средств характеристики героев.

Об этом ярко свидетельствует роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание , основные действия которого происходят в Петербурге. С самого начала книги автор знакомит нас с ее героями, представителями петербургской бедноты.

А комната Родиона-это крошечная клетушка , шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок+ . Отставшие, желтого цвета обои вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам кровать Раскольникова- неуклюжая большая софа , которую сплошь покрывают лохмотья.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику, созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников вынашивал и обдумывал свою пробу . Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона действовала только его комната, были и другие причины преступления.

Комната Сони немного отличается от других, описанных в романе. Это была большая комната, но чрезвычайно низкая+, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое . Как мы видим, несмотря на большие размеры комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне, как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый страшный грех- убийство.

Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она ещё в большей степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук, стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией, в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом , местом, где можно скрыться и куда редко кто заглядывает.

Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему устояла? Одна из причин - это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет, который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся.

Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика.

Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была с желтыми обоями , с мебелью из желтого дерева , картинами в желтых рамках .

Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета . Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками . Желтый цвет является хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев .

Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний мир, стремления.


В любом художественном произведении события основаны на переплетении и тесной связи самих героев, их действий и мест, где все происходит. Описание интерьера — это изображение внутренних помещений здания, описание жилых и рабочих пространств. Умение описать интерьер так, чтобы у читателя в голове сложился четкий образ комнаты (квартиры или офиса), а также появилось “объемное” представление об этом пространстве, показывает ваше писательское мастерство. Визуальные эффекты важны, но не пренебрегайте другими чувствами. Если вы добавите описание звуков и запахов, то описанное помещение обретет нечто неповторимое: может быть мы услышим звуки хрипящего радиоприемника или цокот каблучков, почувствуем аромат букета дачных цветов или свежей выпечки. Предлагая полный спектр сенсорной информации, вы только улучшите ваше произведение.

В художественном произведении интерьер не просто показывает условия жизни персонажей, он также служит инструментом для создания характеристики героев, показывает социальную среду, в которой они существуют.

Хорошо продуманное описание интерьера помещения привлекает и удерживает внимание читателя, буквально помещая его в место действия.

Ваш вымышленный мир должен казаться реальным. Он должен захватывать читателя так же сильно, как и реальная жизнь, и даже сильнее. Здания, города, места, квартиры, — все составляющие вашего вымышленного мира должны быть убедительными и правдоподобными.

Если в начале повествования сцена кажется безликой — будет очень сложно создать атмосферу этого места позже.

Если вы создаете кофейню, это должно быть что-то особенное. Место, в котором вы действительно могли бы оказаться. Что-то со своим настроением и цветом. Помните, одна яркая описательная деталь сделает для вашего текста больше, чем три достойных, но бесцветных предложения.

Это простой метод, но он всегда работает.

Интерьер как средство характеристики героя

Описание интерьера — мощный инструмент в руках писателя. С его помощью можно раскрыть не только образ жизни героя, но и его характер — особенно если мы говорим о жилом пространстве, в котором он постоянно обитает; если же описываемое пространство не является местом жительства героя, оно может показывать отношение вашего персонажа к этому месту и через это отношение, опять же проявлять определенные черты его характера.

Не стоит делать всю объяснительную работу в тексте: вы даете описание пространства, но причинно-следственные связи о характере и образе жизни героя, читающий должен додумать самостоятельно.

Вы можете использовать описание интерьера, чтобы в процессе повествования показывать, как меняется ваш герой: описание внутреннего убранства дома может быть вашим помощником в раскрытии персонажа на протяжении всей книги. Цвет стен, расположение и стиль мебели, захламленность или наоборот образцовый порядок, — все это порой раскрывает вашего героя точнее и сильнее, чем просто описание характера через прилагательные “грязнуля, аккуратный”. Еще интереснее, когда внутренние изменения в вашем персонаже (рост или деградация) отражаются на его месте обитания.

Функции интерьера в литературе

Обстановка, в которую помещены ваши персонажи, может по-разному влиять на их раскрытие.

  • Место, в котором живет персонаж — его выбор или так сложились обстоятельства? Таким образом, через этот пункт можно проявить определенные черты характера.
  • Интерьер может оказывать психологическое влияние на персонажа (угнетать, вдохновлять) и даже служить своеобразным детонатором к каким-либо ключевым действиям.
  • Через предметы и вещи, которыми себя окружают персонажи, можно показать их интересы, хобби, жизненные ценности, отсутствие или наличие вкуса, и многое другое.
  • Хорошо описанный интерьер сделает ваше произведение более запоминающимся, поскольку история уже не будет плоской, и каждый прописанный элемент будет буквально оживать в голове читателя.

Вот так выглядит современный текст-описание интерьера в одном из романов С. Кинга.

А вот так — в классической литературе.

“Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели выглядела еще более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с кричащим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмами, обнажая желтую штукатурку. Напротив двери находился такой же безвкусно-шикарный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном ее краю стоял огарок красной восковой свечи. Единственное окно было таким грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый неверный свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-серый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, покрывавшим всю квартиру.” (Тайна Лористон-Гарденс, Артур Конан Дойл)

Как описать интерьер в книге

Важно понять, что не существует какого-то одного определенного и правильного способа описать интерьер и место действия. Но это ни в коем случае не должно быть похоже на то, что вы шаг за шагом проходите по комнате, знакомя читателя со стенами, полом, мебелью. Это будет сухо, долго и неинтересно. Если вам нужно объяснить значение какого-либо предмета в интерьере, попробуйте разбить повествование на описание и диалог; вы должны поддерживать динамику сюжета, и если вы будете долго задерживаться на описании дизайна интерьера, это может затормозить развитие сюжета и наскучить вашему читателю.

Обратите внимание на выбор эпитетов, с помощью которых вы рассказываете читателю об интерьере дома вашего героя: они могут быть нейтральными (привычный, знакомый, необычный, своеобразный), но могут быть негативно (душный, мрачный, скудный, убогий, унылый) или позитивно окрашенными (изысканный, уютный, светлый, просторный, комфортный). Как автор, вы можете четко выразить свои чувства к обитателям того дома, который описываете, и внимательный читатель это обязательно почувствует.

Для начала обозначьте, какое значение имеет эта комната (офис, дом, квартира) и вся обстановка для вашей истории и для ваших персонажей? Если комната предназначена только для короткой сцены и не особо влияет на сюжет, то уделяйте ей именно столько времени, сколько нужно для передачи фактической информации. Например:

Мистер Пиггз заглянул в крохотную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и ведрами чуть ли не до самого потолка”.

Когда вы действительно хотите нарисовать картину в головах читателей и передать словами ощущение пространства и атмосферы, которые будут раскрывать историю вашего персонажа, используйте развернутое описание и добавляйте подробности. Главное — не переусердствуйте! Не превращайте художественное описание дома (комнаты, квартиры) в сухой и длинный архитектурный отчет. Старайтесь передать общее впечатление от пространства: какое там царит настроение и атмосфера.

Объекты в комнате: мебель, растения, бытовая техника, скульптуры и так далее — могут влиять на сюжет, а могут и не иметь такой цели. Если вы рассказываете о персонажах, которые находятся в гостиной, то читатель автоматически представит себе такую комнату и мысленно заполнит ее какими-то стандартными предметами вроде дивана, журнального столика и телевизора. Если по сюжету мебель или предметы не будут участвовать в событиях или использоваться персонажами, то их детальное описание может быть лишним и порой даже неуместным. С другой стороны, если персонажи собираются что-то использовать, будет лучше, если вы расскажете об этих предметах заранее, чтобы читатель мог понять, что данная вещь существует. Например, если персонажи находятся в комнате с пистолетом на столе, и один из них вдруг хватает пистолет и использует его, это выглядит логичным. В противном случае это будет выглядеть так, как будто пистолет волшебным образом появился на столе. Для некоторых событий это правило совсем необязательно использовать (хватание ножа на кухне не требует пояснений), но для всего остального, что не так очевидно, лучше его придерживаться.

Предметный мир произведения, особенно описание интерьера — это колоссальное внимание к деталям. Разные жанры литературы могут использовать этот инструмент по-своему. В детективах это может служить ключиком к пониманию или вычислению личности преступника. В лирике — это может быть акцент на эмоциональной составляющей. В фантастике — это дает нам более полную картину нового и неизвестного для нас мира.

Детали делают ваше произведение запоминающимся, если при описании холла гостиницы, вы возьмете слишком общие и слишком расфокусированные определения, то и описание получится безликим. Если под это описание подойдут тысячи гостиниц, это не останется в памяти вашего читателя.

Таким образом:

От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, все еще слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспеченного хлеба” (Трущобы Севен-Дайлз).

Письменное упражнение-тренировка “Описание дома”

Тренировка №1

Потренируйтесь описывать интерьеры самых разных по стилю и назначению комнат: спальня, гостиная, кабинет, офис, ванная комната, детская, столовая, кухня. Для вдохновения можно брать интерьеры из сериалов, фильмов и даже игр. В процессе такой литературной тренировки вы расширите и обогатите свой словарный запас. И еще один небольшой совет-напутствие: начинающему художнику очень помогает “насмотренность” — чем больше он смотрит на другие работы, обращает внимание на технику других художников, тем больше он приобретает и вдохновляется. Начинающему писателю в этом смысле помогает “начитанность”, чем больше вы будете читать других авторов (классических и современных) и обращать внимание на то, как они описывают интерьеры, в которых живут герои и происходят важные события, тем богаче и выразительнее будет ваш собственный слог и стиль.

Свои результаты выкладывайте в категорию Литературная мастерская Penfox.

Тренировка №2

Давайте опишем дом или квартиру (или любое другое место, где живет ваш персонаж), следуя пунктам ниже. Поскольку это просто тренировочное задание, объем написанного не должен быть слишком большим. На каждый пункт отводите от одного до трех предложений. Смело экспериментируйте с местами, стилями и героями. .

Читайте также: