Сочинение на тему илья муромец и соловей разбойник 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Илья Муромец, молодец-богатырь, крестьянский сын по отчеству Иванович. Он отстоял в Муроме церковную утреннюю службу, а к обеденной ему надо поспеть в Киев. Такой неблизкий путь поможет ему преодолеть богатырский конь, который не скачет, а будто летит, перескакивая с горы на гору. Нужно ещё одно качество – смелость не сворачивать с пути, выбирая только прямую дорогу.

Заинтригованный читатель, заглянув в конец былины, узнает, что Илья к обедне не успел. Когда он прискакал на княжеский двор, Владимир уже выходил из церкви. Но не следует торопиться осуждать Илью. Он, конечно бы, успел, если бы пронёсся на своём коне мимо осаждённого чёрной вражеской силой города Чернигова. Но он принял бой один против несметного врага – и победил.

Иметь такого воеводу для черниговцев было бы большим благом. Но Илья не может сидеть воеводой в маленьком городе. Его задача - послужить всему народу православному, ведя ежедневный бой за всю Русь.

Соловей Разбойник, Одихмантьев сын, – главный враг Ильи Муромца, который поставил его перед выбором: ехать опасной прямоезжей дорогой или безопасная окольной, в два раза длиннее. Представить богатыря, осторожно объезжающим неведомого Соловья Разбойника, невозможно, хотя черниговцы рассказали о силе его свиста, губительного для всего живого.

Разговор Ильи с Соловьём Разбойником короткий: герой выстрелил из лука в злодея, выбил ему правый глаз, связал пленника и помчался прямой дорогой в Киев-град.

Дочери и зятья Соловья Разбойника - носители зла в былине (второстепенные герои), которым не под силу было остановить доброго молодца. Гнездо Соловья – рассадник бесчеловечного зла. Его обитатели не имеют не только человеческого облика, но и ничего, что присуще людям вообще, например, жалости. Две старшие дочери равнодушны даже к своему отцу, притороченному к седлу Ильина коня. Они не хотят видеть его жалкого положения. Только младшая дочь призывает всех зятей Разбойника взяться за звериные рогатины. Но этим оружием не победить богатыря. Пленённый Соловей надеется откупиться и требует, чтобы зятья зазвали Илью Муромца в гости, напоили-накормили и одарили дорогими подарками. Но русский богатырь неподкупен. Больше ничто не остановит его на пути в Киев.

Владимир, князь стольнокиевский, изображён нерешительным, слабым и подозрительным. Он знает и про вражескую силу под Черниговом, и про Соловья, Одихмантьева сына, но ничего не делает, чтобы освободить землю от них. Князь спрятался за стенами города и только недоверчиво слушает речь Ильи, готовый обвинить его во лжи. Но доказательство правдивости богатыря и его силы – раненый и привязанный к седлу Соловей Разбойник.

На княжеском дворе крестьянский сын не робеет. Прибыв, он кланяется церкви, затем на все четыре стороны – народу христианскому и только потом князю Владимиру и его свите.

В изображении диалога киевского князя и Ильи из Мурома симпатии сочинителя былины на стороне богатыря, который героически послужил простым людям и успел дважды сразиться с врагом за полдня.

Заключительные строки былины показывают, что не слабовольный и трусливый князь Владимир, от которого, оказывается, ничего не зависит, а именно Илья Муромец принял решение казнить Соловья Разбойника. Он вывез его в чистое поле и произнёс справедливый смертный приговор, обвинив злодея в гибели беззащитных людей, в том, что он сделал жён вдовами, а детей сиротами.

Вариант 2

Илья Муромец

Главный герой произведения русский богатырь, он крепкий и отважный, ничего и никого не боится. Илья очень умны и мудрый. Он никогда не пятится назад. А двигается только вперед к намеченной цели. С легкостью проходит все препятствия на его пути. Он мужественно оберегает свой народ от недругов. Илья Муромец справедлив и честен, он готов пойти на все, чтобы защитить свою Родину. Ему не нудна слава и богатство, он остается простым отважным воином.

Богатырь является выходцем из крестьянской семьи. Жил с отцом по имени Иван Тимофеевич, который очень любил своего сына.

Илья Муромец отправился в город Киев, где по пути совершил несколько подвигов. Он разогнал всех нападавших на него разбойников, одерживает победу над войсками бассурман. Также сильный богатырь победил Соловья-разбойника.

У Муромца имеется великая и огромная сила. Он совершил то, что никому не удавалось. При всей своей могучей силы, он имеет такие качества как доброта и великодушие.

Соловей – разбойник

Является самым главным врагом богатыря Ильи Муромца. Он обладает страшным оружие. Соловей умеет свистеть так, что этот звук способен убить всех наповал. Соловей – Разбойник ничего и никого не боится, он гордый и уверенный в себе. Этот отрицательный герой уже загубил много душ своим очень громким свистом. Он положил намертво всех, кто проходил мимо его гнезда. Имел жену и троих дочерей. Но Илья Муромец смог одержать над ним победу, он отрубил ему голову. Только отважный богатырь смог вытерпеть его невыносимый свист.

Князь Владимир

Этот персонаж является князем города Киева, который не обладал особо умом и неоднозначным вздорным темпераментом. Он обвинил русского могучего богатыря во вранье. Он не поверил того, что Илья Муромец смог одержать победу над злым Соловьем-разбойником, думал. Что тут надсмехается над ним. Поверил ему только после того, как разбойник начинает свистеть. Причем об этом попросил его сам князь, хоть и знал об разрушительной силе его свита. В это время Князь Владимир сильно пугается этого невыносимого свиста и прячется.

Дочки Соловья-Разбойника и их мужья.

Эти второстепенные персонажи являются носителями настоящего зла. Они безжалостны. А две дочки равнодушно относятся даже к собственному отцу. Соловей подговорил своих зятьев, чтобы те позвали в гости богатыря, там его кормили, поили, дарили подарки. Но Илья Муромец оказался настоящим неподкупным русским могучим богатырем.

Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник

Несколько интересных сочинений

Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

Какой же красивый кустарник - сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой!

У людей каждого народа есть свой характер, по которому можно сразу понять, откуда человек. Настоящим русским, как известно, считается человек сильный, смелый, готовый делиться последними крохами хлеба

Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма, воплощённых в образах славных богатырей, готовых в любую минуту стать на стражу границ родной земли и спасти её от порабощения.

Данное произведение соответствует всем требованиям былинного жанра. В нём используется троекратные повторы, сравнения, эпитеты, метафоры. Реальные элементы переплетаются с фантастическими, а образы гиперболизируются.

Илья оставляет отчий дом и отправляется на верном коне в Киев, где хочет служить верой и правдой князю Владимиру. У Чернигова он видит несметное вражеское войско. Без чьей-либо помощи богатырь одержал победу над ним. Благодарные жители города предлагают Муромцу стать их воеводою. Однако он отказывается, поскольку не стремится ни к обогащению, ни к власти. Просит только указать короткую дорогу в стольный Киев-град. Да дорога эта оказалась очень опасной и по ней давно уже никто не ездил и не ходил, ибо у реки Смородины поселилось чудище – Соловей-разбойник. От его страшного крика и свиста деревья – гнулись, травы – увядали, цветы – осыпались, а живые существа – сразу падали замертво.

Не испугался молодец и избрал прямой путь. Повстречавшись с Соловьём-разбойником, храбрый богатырь, выстрелил в него стрелой и попал ему в правый глаз. А когда чудище упало на землю, привязал его к стремени коня и поскакал дальше.

Образ Ильи Муромца не утратил актуальности и сегодня. Он учит смело бороться с врагами, беззаветно служить Родине, ставить общественные интересы выше личных желаний.

2 вариант

Былина – значит быль и это отличает её от сказки. Илья существовал на самом деле, его никто не выдумывал. Родился он в маленьком селе Карачарове, которое находилось под градом Муромом, оттуда и взялось прозвище Ильи.

Илья родился в семье обыкновенных крестьян, немолодых уже людей. Единственный сын просидел, не вставая, 33 года, не имея возможности подняться на ноги, ввиду своей неизлечимой болезни. Так бы и просидел он всю свою жизнь, но судьба распорядилась иначе и приготовила ему другую долю. По счастливой случайности мимо их села проходили старцы, они дали Илье напиться заговоренной воды и случилось чудо - он поднялся. Старцы напророчили ему стать прославленным защитником всей великой Руси. Впервые встав на ноги, Илья почувствовал в себе первые проблески силы, храбрости и веры в собственные силы и способность защищать русскую землю.

Любой герой оттого и назван героем, потому как совершает героические подвиги. Один из злодеев, с которым пришлось вступить в схватку Илье Муромцу стал Соловей – разбойник. Вот этот кровожадный персонаж выдуман целиком и полностью. Некоторые предполагают, что это какое-то мифическое существо, другие думают, что он обычный разбойник, обладающий возможностью свистеть с неимоверной силой. Стоило ли сомневаться, что из продолжительного боя с ним Илья выйдет полным победителем.

Илья Муромец не жаждет ни наград, ни почестей со стороны князя. Ему не нужны ни титул, ни богатства. Он борется со злом исключительно ради Руси – матушки, ради всего русского народа и видит именно в этом свое предназначение. Недаром, когда он подъезжает к распутью трёх дорог, не долго думая выбирает дорогу, которая непременно должна привести к гибели. Но богатырь твердо знает, что к нему это не относится, ведь впереди его ждёт ещё много зла, которое он непременно должен искоренить.

Также читают:

Картинка к сочинению По былине Илья Муромец и Соловей-разбойник

Популярные сегодня темы

Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.

Александр I - второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого Война и Мир. Пожалуй, он также является главным второстепенным персонажем.

Мне было очень приятно читать этот рассказ. Воробей такой забавный! И хорошо, что после всех испытаний, проблем всё кончилось хорошо. Я бы сказал, что сказочно. Вообще, этот рассказ больше похож на сказку

Проблема отцов и детей издавна считается одной из ведущих тем мировой литературы. Обращение к ней писателей разных эпох обуславливается ее актуальностью во все времена

Как известно, неотъемлемой частью любого фольклора, являются сказания о героических подвигах, совершенных обычными людьми, имеющими сверх силу и способности. У греков излюбленной темой сказаний, точнее мифов, были истории, которые прославляли людей, которых боги наградили особенным даром. Таких героев не редко приравнивали к самим богам. У скандинавов и прочих северных народов, ключевыми героическими фигурами выступали могучие викинги, которые сражались с богами, драконами и вражески настроенными племенами захватчиками.

В русском фольклоре же, основными героями являлись могучие богатыри, которые оберегали матушку Русь от врагов и темных сил. Одним из самых известных богатырей, которого воспевали в былинах, является Илья Муромец. Согласно былине, Илья с самого детства имел проблемы со здоровьем и к тридцати годам не мог встать на ноги. Но в свои тридцать три года он внезапно обретает свою богатырскую силу, которая прославила его
на весь мир. Кстати говоря, тридцать три, не случайный возраст, так как именно это число имеет магическое, можно даже сказать сакральное значение имеющее связь с Христом. Кроме того, именно к тридцати трем годам, многие люди обретают свое призвание, которое в дальнейшем становится смыслом их жизни. Для Ильи Муромца, его призвание становится
не только его смыслом, но и даром, внезапным озарением, благодаря которому кардинально меняется вся его привычная жизнь.

Проще говоря, воспетый и прославленный богатырь буквально переродился, а мудрые странники подарили ему веру в то, что он не калека, каким его все считали, а здоровый мужчина. На мой взгляд, его первым подвигом была очевидная победа над собой. И это достойно уважения, так как многие люди зачастую опускают руки и не стремятся изменить жизнь к лучшему, соглашаясь с надуманными обстоятельствами и трудностями. Как
известно, именно первый шаг, самый трудный и на его совершение необходимо иметь достаточное количество мужества и сил.

В отличие от многих других персонажей и мифических героев, Илья Муромец является
реальной личностью. Его даже церковь причислила к лику великих святых.

Возвращаясь к подвигам богатыря, можно отметить, что одним из самых значимых подвигов, была победа над Соловьем-разбойником. Соловей-разбойник — это своеобразный прототип, точнее сказать отождествление всех кочевых племен, которые совершали свои набеги на Великую Русь. Сражение с Соловьем — разбойником было нелегким, но все
же могучий богатырь сумел освободить свой народ от его жестокости, жадности и тщеславия.

Для меня Илья Муромец, это бескорыстный, добрый, смелый, мужественный человек с волевым характером, который служит своему народу и совершает свои подвиги во благо добра, а не во имя славы, похвалы и выгоды. Именно в благополучии и безопасности своего народа он и находит свое личное счастье, что характеризует его как настоящего героя.

Как жаль, что в наше время все реже можно встретить мужчин с подобными
качествами, но не всем же быть героями.

Описание леса










История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно – ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.



Образ героя в сражении

Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник – кто они?

Каждый россиянин, украинец, белорус с детства знает о таком сказочном герое как Илья Муромец, ставшем



не столько для того чтобы сохранить в памяти народа имена и подвиги героев, сколько чтобы занять досуг людей в застольях, на торжественных встречах и т.п. Их слушали подобно тому, как сегодня мы смотрим художественные кинофильмы о войнах, особенно не вдаваясь в достоверность показанных событий. Поэтому в них не выверена хронология событий, события совершенно разных лет переплетаются между собой, много взято из сто раз пересказанных и переиначенных народных преданий. Так, в одной из былин говорится, что Илья Муромец был знаком с другим богатырем – Алешей Поповичем, другая былина повествует, что Алеша Попович погиб в битве с монголами на реке Калке, то есть, в 1223 г. Однако еще одна былина рассказывает об Илье Муромец и Тугарине (Тугоркане), тогда как кипчакский хан Тугоркан погиб в 1096 г. Получается, если верить былинам, Алеша Попович прожил окола полутора столетий, причем оставаясь боеспособным! Сочинители былин, конечно, не изучали ни документов, ни летописей, они просто вспоминали известные им предания, часто путая одно с другим. Но это, конечно, не означает, что в основу былин не были положены реальные события, и задача историков в том и заключается, чтобы по былинам, летописям, преданиям восстановить настолько, насколько это возможно, картину реальных событий.



сообщают несколько раз. Таким образом, по всей видимости, Илья Муромец жил в первой половине XII в., в эпоху борьбы Руси с кипчаками-половцами. Это приводит к заключению, что реальным прототипом его был известный силач Илия Печерский, родившийся как раз в городе Муроме, когда-то, согласно своему житию (церковному жизнеописанию) перенесший тяжелую болезнь, а после чудесного исцеления принявший крещение. Он известен как монах Киево-Печерской лавры, и в 1988 г. исследовавшая его мощи экспертиза установила, что в детстве он перенес паралич конечностей. Согласно былине, Илья распрощался со своими родителями и, отправившись в Киев, первоначально посетил – по указанию волхвов, огромный камень, который сдвинул с места и обнаружил там оружие, доспехи и коня. Со всем этим он и явился на службу князю. Предание об обнаружении богатырского оружия, скрытого под камнем или вонзенного в него, либо находящегося в опасном месте, широко распространено у разных народов (например, Экскалибур короля Артура). По всей видимости, сказители внесли этот эпизод в былину для усиления героического образа Ильи, но к реальному Илье Муромцу эта история не имеет отношения.

Самый известный ныне подвиг Ильи Муромца – победа над былинным злодеем Соловьем-разбойником. Об этом повествует отдельная былина, начинающаяся следующими словами:

Далее, как сообщается, Илья обнаруживает, что Чернигов осажден многочисленным вражеским войском, вступает с тем в схватку и громит. За это черниговцы приветливо встречают его и предлагают быть у них в городе воеводой, однако Илья заявляет, что он приехал не за этим и просит показать ему прямую дорогу на Киев. Черниговцы же ответили ему, что прямая дорога пришла в негодность и заросла, потому что по ней никто не смеет ни проехать, ни пройти пешком:

кто такой соловей разбойник

кем мог быть соловей-разбойник

После этого Илья Муромец увозит его в поле и отрубает ему голову со словами:


Безусловно, за песенным преданием стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья Муромец захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины,



что исследователям не составило особого труда его разыскать. В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в



одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка. Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно – о победе Ильи над Соловьем, другое – о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.



чувств людей и животных, преклонение к земле лесов, вероятно, аллегория, означающая сильное влияние, которое Соловей имел в вятичской земле и страх, который он наводил на симпатизировавших Киеву соплеменников. То есть, Соловей-разбойник был знатным предводителем



непокорных Киеву вятичей, укрывшихся от княжеской власти в лесах и громивших в лесных дебрях княжеские отряды, и его влияние было настолько велико, что сторонники Киева в вятичской земле не могли чувствовать себя в безопасности. Это, в общем-то, обычная картина во всех регионах, которые по каким-то причинам плохо контролирует центральная власть: помимо формальных ее представителей там всегда действуют местные авторитеты и подпольные лидеры, превращающиеся фактически во вторую, подчас даже более влиятельную, власть.

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике выглядит как продолжение былины об исцелении Ильи Муромца. Однако это тоже может быть искусственная увязка сочинителя для придания сказанию более связанного и романтического облика. Разумеется, в реальности, как бы ни был силен Илья Муромец, едва ли он решился бы в одиночку ехать по настолько опасной дороге, которую все обходят стороной. Несомненно, его сопровождал отряд бойцов, с помощью которых он и взял в плен Соловья-разбойника. Вполне вероятно,



что история эта произошла не тогда, когда Илья ехал из родного Мурома на службу в Киев, а уже потом – когда он уже служил князю Владимиру. Он мог быть нарочно послан киевским князем во главе отряда дружинников захватить установившего свою власть над землей вятичей Соловья. Как следует из былины, люди из рода Соловья попытались освободить своего предводителя, однако Соловей по каким-то причинам (возможно, опасаясь, что это приведет к неравной для его соплеменников большой войне с Киевом) убедил их не делать этого. Что же касается былинной демонстрации Соловьем убийственной силы своего свиста в Киеве, то под этой аллегорией может подразумеваться обыкновенный его допрос как пленника, на котором он поведал о том, насколько еще силен независимый дух вятичей, сколько еще людей готово любой ценой противостоять Киеву, чем глубоко поразил князя и киевских сановников. Потому Соловей по преданию и засвистел лишь когда это ему велел Илья Муромец и лишь после того как выпил чашу вина: как знатный пленник, он согласился отвечать на вопросы лишь после того, как его приняли достойным образом. Но былина, как уже говорилось, сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках – Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.
13 923

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.

илья муромец биография


Смотреть галерею

Первое упоминание отрицательного героя

Характеристика главных персонажей

В этой былине два главных персонажа: Илья и Соловей. Именно вокруг них развивается весь сюжет повествования. Их характеристика поможет ученикам правильно составить описание для читательского дневника, а, значит, лучше представить внешность героев и их характер.

Илья Муромец


Былинный герой, русский богатырь. Характеристика Ильи Муромца не так проста, как кажется на первый взгляд. Согласно легендам он пролежал недвижимым калекой до 33 лет. Затем был чудесным образом излечен каликами перехожими, которые наделили его богатырской силой.

Из недостоверных источников можно узнать, что у Ильи были сразу несколько прототипов. Однако с уверенностью утверждать, что это невымышленный герой тоже нельзя. Скорее всего, он собирательный образ защитников Руси.

О характере Ильи судить очень сложно. Он явно положительный герой, который всем помогает. Но если отталкиваться не только от одного сказания, а проанализировать сразу несколько былин с этим персонажем, то можно найти и отрицательные черты в его характере. Например:

Так что положительный портрет этого богатыря в русских сказках можно написать, если только отталкиваться от его подвигов. Какой же это был человек в быту, мало известно. До наших дней не дошло даже словесного описания его обычной жизни (за исключением того, что Илья был пахарем).

Он применял свою силу для добрых дел, а это характеризует Илью с положительной стороны. Ведь если задуматься, то не так важно, как мог выглядеть этот герой, или какой имел характер — важны только поступки. А добрых дел для Руси он сделал немало.

Соловей Разбойник

В отличие от Ильи Муромца, образ Соловья прост и понятен. Это злодей. В былинах он описывается как нечто среднее между человеком и чудищем. Обладает сверхъестественной силой — громким свистом, от которого все вокруг падают замертво.

Однако такое описание даётся людьми, которые сами его никогда не видели. Раз его никто не мог победить, и все умирали, то откуда горожане могли знать, как разбойник выглядит. Скорее всего, это тоже собирательный образ дорожных грабителей, а мистические способности были Соловью приписаны из-за страха. Ведь люди всегда склонны преувеличивать опасность, когда не могут дать ей рационального объяснения.

С уверенностью можно сказать, что Соловей Разбойник обладал умом и хитростью. Когда зятья бросились ему на выручку, вооружившись рогатинами, то злодей остановил их. Он понимал, что силой с Ильёй им не справится, поэтому просил их подкупить богатыря вкусной едой и напитками. Здесь даже прослеживается некоторая забота разбойника о своих близких. А это характе́рная человеческая черта.

Пообещав свистнуть на потеху правителю, Соловей не только заполучил для себя вина, но ещё и умертвил весь народ, который пришёл посмотреть на злодея.

Характеристика богатыря в бою

Илья Муромец в бронзе



Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012



Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Происшествие в поле

Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.

В городе Киеве

Жизнеописание



Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова



Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974



Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Описание леса










История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно – ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.



Образ героя в сражении

Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник – кто они?

Каждый россиянин, украинец, белорус с детства знает о таком сказочном герое как Илья Муромец, ставшем



не столько для того чтобы сохранить в памяти народа имена и подвиги героев, сколько чтобы занять досуг людей в застольях, на торжественных встречах и т.п. Их слушали подобно тому, как сегодня мы смотрим художественные кинофильмы о войнах, особенно не вдаваясь в достоверность показанных событий. Поэтому в них не выверена хронология событий, события совершенно разных лет переплетаются между собой, много взято из сто раз пересказанных и переиначенных народных преданий. Так, в одной из былин говорится, что Илья Муромец был знаком с другим богатырем – Алешей Поповичем, другая былина повествует, что Алеша Попович погиб в битве с монголами на реке Калке, то есть, в 1223 г. Однако еще одна былина рассказывает об Илье Муромец и Тугарине (Тугоркане), тогда как кипчакский хан Тугоркан погиб в 1096 г. Получается, если верить былинам, Алеша Попович прожил окола полутора столетий, причем оставаясь боеспособным! Сочинители былин, конечно, не изучали ни документов, ни летописей, они просто вспоминали известные им предания, часто путая одно с другим. Но это, конечно, не означает, что в основу былин не были положены реальные события, и задача историков в том и заключается, чтобы по былинам, летописям, преданиям восстановить настолько, насколько это возможно, картину реальных событий.



сообщают несколько раз. Таким образом, по всей видимости, Илья Муромец жил в первой половине XII в., в эпоху борьбы Руси с кипчаками-половцами. Это приводит к заключению, что реальным прототипом его был известный силач Илия Печерский, родившийся как раз в городе Муроме, когда-то, согласно своему житию (церковному жизнеописанию) перенесший тяжелую болезнь, а после чудесного исцеления принявший крещение. Он известен как монах Киево-Печерской лавры, и в 1988 г. исследовавшая его мощи экспертиза установила, что в детстве он перенес паралич конечностей. Согласно былине, Илья распрощался со своими родителями и, отправившись в Киев, первоначально посетил – по указанию волхвов, огромный камень, который сдвинул с места и обнаружил там оружие, доспехи и коня. Со всем этим он и явился на службу князю. Предание об обнаружении богатырского оружия, скрытого под камнем или вонзенного в него, либо находящегося в опасном месте, широко распространено у разных народов (например, Экскалибур короля Артура). По всей видимости, сказители внесли этот эпизод в былину для усиления героического образа Ильи, но к реальному Илье Муромцу эта история не имеет отношения.

Самый известный ныне подвиг Ильи Муромца – победа над былинным злодеем Соловьем-разбойником. Об этом повествует отдельная былина, начинающаяся следующими словами:

Далее, как сообщается, Илья обнаруживает, что Чернигов осажден многочисленным вражеским войском, вступает с тем в схватку и громит. За это черниговцы приветливо встречают его и предлагают быть у них в городе воеводой, однако Илья заявляет, что он приехал не за этим и просит показать ему прямую дорогу на Киев. Черниговцы же ответили ему, что прямая дорога пришла в негодность и заросла, потому что по ней никто не смеет ни проехать, ни пройти пешком:

кто такой соловей разбойник

кем мог быть соловей-разбойник

После этого Илья Муромец увозит его в поле и отрубает ему голову со словами:


Безусловно, за песенным преданием стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья Муромец захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины,



что исследователям не составило особого труда его разыскать. В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в



одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка. Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно – о победе Ильи над Соловьем, другое – о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.



чувств людей и животных, преклонение к земле лесов, вероятно, аллегория, означающая сильное влияние, которое Соловей имел в вятичской земле и страх, который он наводил на симпатизировавших Киеву соплеменников. То есть, Соловей-разбойник был знатным предводителем



непокорных Киеву вятичей, укрывшихся от княжеской власти в лесах и громивших в лесных дебрях княжеские отряды, и его влияние было настолько велико, что сторонники Киева в вятичской земле не могли чувствовать себя в безопасности. Это, в общем-то, обычная картина во всех регионах, которые по каким-то причинам плохо контролирует центральная власть: помимо формальных ее представителей там всегда действуют местные авторитеты и подпольные лидеры, превращающиеся фактически во вторую, подчас даже более влиятельную, власть.

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике выглядит как продолжение былины об исцелении Ильи Муромца. Однако это тоже может быть искусственная увязка сочинителя для придания сказанию более связанного и романтического облика. Разумеется, в реальности, как бы ни был силен Илья Муромец, едва ли он решился бы в одиночку ехать по настолько опасной дороге, которую все обходят стороной. Несомненно, его сопровождал отряд бойцов, с помощью которых он и взял в плен Соловья-разбойника. Вполне вероятно,



что история эта произошла не тогда, когда Илья ехал из родного Мурома на службу в Киев, а уже потом – когда он уже служил князю Владимиру. Он мог быть нарочно послан киевским князем во главе отряда дружинников захватить установившего свою власть над землей вятичей Соловья. Как следует из былины, люди из рода Соловья попытались освободить своего предводителя, однако Соловей по каким-то причинам (возможно, опасаясь, что это приведет к неравной для его соплеменников большой войне с Киевом) убедил их не делать этого. Что же касается былинной демонстрации Соловьем убийственной силы своего свиста в Киеве, то под этой аллегорией может подразумеваться обыкновенный его допрос как пленника, на котором он поведал о том, насколько еще силен независимый дух вятичей, сколько еще людей готово любой ценой противостоять Киеву, чем глубоко поразил князя и киевских сановников. Потому Соловей по преданию и засвистел лишь когда это ему велел Илья Муромец и лишь после того как выпил чашу вина: как знатный пленник, он согласился отвечать на вопросы лишь после того, как его приняли достойным образом. Но былина, как уже говорилось, сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках – Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.
13 923

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.

илья муромец биография


Смотреть галерею

Первое упоминание отрицательного героя

Характеристика главных персонажей

В этой былине два главных персонажа: Илья и Соловей. Именно вокруг них развивается весь сюжет повествования. Их характеристика поможет ученикам правильно составить описание для читательского дневника, а, значит, лучше представить внешность героев и их характер.

Илья Муромец


Былинный герой, русский богатырь. Характеристика Ильи Муромца не так проста, как кажется на первый взгляд. Согласно легендам он пролежал недвижимым калекой до 33 лет. Затем был чудесным образом излечен каликами перехожими, которые наделили его богатырской силой.

Из недостоверных источников можно узнать, что у Ильи были сразу несколько прототипов. Однако с уверенностью утверждать, что это невымышленный герой тоже нельзя. Скорее всего, он собирательный образ защитников Руси.

О характере Ильи судить очень сложно. Он явно положительный герой, который всем помогает. Но если отталкиваться не только от одного сказания, а проанализировать сразу несколько былин с этим персонажем, то можно найти и отрицательные черты в его характере. Например:

Так что положительный портрет этого богатыря в русских сказках можно написать, если только отталкиваться от его подвигов. Какой же это был человек в быту, мало известно. До наших дней не дошло даже словесного описания его обычной жизни (за исключением того, что Илья был пахарем).

Он применял свою силу для добрых дел, а это характеризует Илью с положительной стороны. Ведь если задуматься, то не так важно, как мог выглядеть этот герой, или какой имел характер — важны только поступки. А добрых дел для Руси он сделал немало.

Соловей Разбойник

В отличие от Ильи Муромца, образ Соловья прост и понятен. Это злодей. В былинах он описывается как нечто среднее между человеком и чудищем. Обладает сверхъестественной силой — громким свистом, от которого все вокруг падают замертво.

Однако такое описание даётся людьми, которые сами его никогда не видели. Раз его никто не мог победить, и все умирали, то откуда горожане могли знать, как разбойник выглядит. Скорее всего, это тоже собирательный образ дорожных грабителей, а мистические способности были Соловью приписаны из-за страха. Ведь люди всегда склонны преувеличивать опасность, когда не могут дать ей рационального объяснения.

С уверенностью можно сказать, что Соловей Разбойник обладал умом и хитростью. Когда зятья бросились ему на выручку, вооружившись рогатинами, то злодей остановил их. Он понимал, что силой с Ильёй им не справится, поэтому просил их подкупить богатыря вкусной едой и напитками. Здесь даже прослеживается некоторая забота разбойника о своих близких. А это характе́рная человеческая черта.

Пообещав свистнуть на потеху правителю, Соловей не только заполучил для себя вина, но ещё и умертвил весь народ, который пришёл посмотреть на злодея.

Характеристика богатыря в бою

Илья Муромец в бронзе



Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012



Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Происшествие в поле

Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.

В городе Киеве

Жизнеописание



Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова



Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974



Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Читайте также: